Информационно-комуникационные технологии как средство повышения эффективности работы с родителями ребенка с общим недоразвитием речи.
консультация по логопедии на тему

Валеева Гульназ Анваровна

Выступление на районном методобъединении

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ikt_s_roditelyami.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Информационно-комуникационные технологии

как средство повышения эффективности работы с родителями

ребенка с общим недоразвитием речи.

Необходимость взаимодействия специалистов детского сада с семьями детей, имеющих речевую патологию, весьма актуальна в настоящее время. Традиционные формы решения этой задачи не всегда создают возможность активных партнёрских отношений между родителями  и педагогами, что в свою очередь снижает результаты коррекции, воспитания и развития детей. Именно в условиях партнерских отношений между педагогами и родителями можно найти правильный маршрут в нелёгком для каждого ребёнка коррекционно-воспитательном процессе.

Однако, как показывает практика, при использовании традиционных форм воздействия родители часто остаются сторонними наблюдателями, а не активными участниками  коррекционно-образовательного процесса. Многие родители перекладывают свои функции воспитания и образования на сотрудников образовательных учреждений, в том числе логопедов и  дефектологов.

Таким образом, одной из инновационных форм работы с родителями сегодня является создание базы и использование  информационно-коммуникационных технологий.

На базе логопункта детского сада создана видеотека которая основывается на программе Power Point, где можно отработать все компоненты речи. К примеру, элементарный приём поочерёдного появления картинок с отрабатываемым  в составе слова звуком уже вызывает интерес детей к домашним заданиям. У каждого ребёнка имеется свой диск для компьютерных домашних заданий логопеда, в который вставляется памятка для родителей «Как заниматься с ребёнком за компьютером». Задания рассчитаны на 7-10 минут и только для детей 5 – 7 лет и выполняются в присутствии  родителей. Создав большую базу картинок по темам и на определённые звуки, логопед может очень быстро изменить задание для каждого ребёнка. Также родителям предлагаются и различные дидактические игры в презентациях, видеотека ребёнка постоянно пополняется и обновляется.

Также в практике логопункта нашего детского сада активно используется  прием «Звук родился!». Используются  программы Viber и WhatsApp.   Видеоматериал  родитель получает тут же,  по телефону, как только появился звук.  Всегда приятно поделиться с родителями хорошей новостью.  Родители говорят, что это очень радостные моменты в их жизни, тем более можно поделиться радостью и с близкими, членами семьи, посмотреть и комментировать вместе с ребенком в кругу семьи,  выразив всеобщее  восхищение и одобрение.

Для закрепления и для дальнейшего усвоения  лексико-грамматических категорий,  кроме взятых с ресурсов Интернета, в логопункте имеются  авторские  презентации:

  • Один и много
  • Крылья, уши и хвосты
  • Поможем зайке приготовить салат
  • Маша плюс каша
  • Приготовим сок
  • Фруктовое варенье
  • Транспорт
  • Мой папа – нефтяник

Ресурсы Интернета порадовали такими работами как:

  • Игра с предлогом НАД
  • Игра с предлогом ЗА
  • Предлог ИЗ-ЗА
  • Игры с предлогом ПОД
  • Где летает вертолёт?
  • Кто о чём мечтает (предложный падеж единственного числа)
  • Кто о чём мечтает (предложный падеж множественного числа)
  • Ошибки робота (предлоги)

На сайте www. umachka.net  вы найдёте  видео на автоматизацию различных звуков.

На сайте   ru. trekker  можно найти фильм «Домашний логопед», в котором опытный логопед научит выполнять артикуляционную гимнастику и даже массаж языка.

Говоря о компьютерных технологиях нельзя не упомянуть об использовании логопедической коррекционной  программы  «Игры для Тигры», созданной Лизуновой Л. Р. В 2009 году. Вместе с весёлым тигрёнком вы совершите увлекательное путешествие по Стране Звуков и Слов.

Компьютерная логопедическая программа предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. Программа эффективно позволяет работать над формированием

  • Просодических компонентов речи;
  • Правильного произношения звуков;
  • Фонетических процессов;
  • Лексико-грамматических средств языка

Отмечая, что ИКТ применяются  в основном в специальном образовании, особого внимания требует проблема особенностей общения ребёнка и компьютера. Часто ребёнок, осознавший наличие у себя определённого нарушения, стесняется его, у него появляется боязнь, что он будет осмеян или не понят, неуверенность в себе, что опять приводит к неудачам в общении. Общение с компьютеррреом становится для ребёнка в некотором роде обезличенным, и ребёнок не испытывает боязни, учится доверять собеседнику.

Игра способствует коррекции, формированию и развитию:

  • Длительности и силы речевого выдоха
  • Громкости и тембра голоса
  • Темпо - ритмической организации
  • Интонационной выразительности
  • Четкости и разборчивости речи
  • Неречевого слухового гнозиса
  • Речевого слухового гнозиса
  • Звукового анализа и синтеза
  • Структуры значения слова
  • Лексических связей слов
  • Грамматического значения слова
  • Коммуникативных навыков детей

Данная технология разработана на основе методик обучения детей с отклонениями развития Ефименковой  Л. Н., Жуковой Н. С., Мастюковой Е. М., Филичёвой Т. Б, Каше Г. А., Лалаевой, Серебряковой, Левиной, Чиркиной а так же программой воспитания и обучения под редакцией Васильевой.

Таким  образом, системное логопедическое воздействие, направленное на коррекцию нарушений языкового и речевого развития детей с использованием компьютерных технологий  с привлечением родительского сообщества, значительно позволяет повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса. Оно достигается в результате системного подхода, а также создания психолого-педагогических условий развития положительной мотивации ребёнка к логопедической организационно-образовательной деятельности.

Литература.

  1. Вакуленко Л.С. Инновационные формы взаимодействия логопеда с семьями, воспитывающими детей с нарушением речи. // Логопед,  № 6-2012. с. – 56-64.
  2. Лизунова Л. Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи  «Игры для Тигры». – Пермь, 2009. – с. 60.
  3. Комарова Т. С.  Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. – М., 2011. – с.  128.