НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК ИННОВАЦИОННОЕ СРЕДСТВО РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОНР
статья по логопедии (старшая группа) по теме

Пуантилизм – это одна из нетрадиционных техник рисования мелкими точечными мазками с включением контрастных цветов, рисование ватными палочками. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья22.15 КБ

Предварительный просмотр:

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК ИННОВАЦИОННОЕ СРЕДСТВО РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ И ЗРЕНИЯ

Погонина Наталья Виторовна

МБДОУ «Детский сад №260», г. Новокузнецк

Практика работы с дошкольниками с нарушениями зрения и речи показывает, чтобы помочь им успешно справляться с проблемами в развитии и повысить их познавательную активность, необходимо избегать монотонности, будничности, серости. Задача логопеда – заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. И для этого занятия должны быть не скучными, а превратиться в интересную игру. Многократные повторения одного и того же материала утомляют не только ребенка, но и взрослого. Только в логопедии от повторений никуда не деться, особенно когда нужно отработать правильный артикуляционный уклад, научить ребенка слышать, узнавать звук, а затем и правильно его произносить.

Анализируя различные формы коррекционной работы с детьми с нарушениями речи и зрения, я искала такие, которые позволили бы ускорить процесс постановки, автоматизации нарушенных звуков, в целом развития всех компонентов речи, когнитивных процессов, коммуникативных навыков, и пришла к выводу о внедрении нетрадиционных техник рисования в практику работы учителя-логопеда.

 Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют  осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес.

Пуантилизм – это одна из нетрадиционных техник рисования мелкими точечными мазками с включением контрастных цветов, рисование ватными палочками.

Для детей данная техника очень удобна. Сам процесс очень увлекательный, а результат удивительный! Это направление живописи предполагает рисование мазками, точками, расположенными близко друг к другу. Смешение красок происходит за счет оптического эффекта. Если близко смотреть на картину, то рисунок не виден, а если глянуть издалека, то сразу видна картина целиком.

Главная особенность пуантилизма – эта техника не стирает индивидуальность ребенка, при рисовании не получаются одинаковые работы. У каждого ребенка получается свой характерный мазок, свой размер мазка, свое расстояние между мазками и даже одни и те же рисунки каждый ребенок передает по своему.

Для рисования техникой пуантилизм (мазками) вам понадобятся: качественная бумага, формат зависит от размера вашего рисунка; гуашь и палитра; ватные палочки, маркеры, фломастеры, гелиевые ручки, карандаши. Так же можно использовать готовые контуры для рисования или дети сами могут наносить контур изображения.

На начальных занятиях по звукопроизношению и развитию фонематического слуха с младшими дошкольниками можно овладеть простейшими навыками рисования палочками, раскрашивать изображения.

Работу удобнее проводить в индивидуальной тетради. Важно следить, чтобы бумага и краски были хорошего качества. Чтобы помочь изобразить тот или иной предмет, необходимо объяснить, как проще это сделать, обращая внимание на форму, цвет, размер деталей, сравнивая их с другими.

Например, при изучении звука – а – можно нарисовать большой арбуз и маленький апельсин. Дети сравнивают их по размеру, по форме, обводят точкам по контуру, соответствующим цветом, закрепляют правильную артикуляцию звука.

С детьми подготовительной к школе группы используем технику рисования палочками при знакомстве с буквами. Прорисовываем элементы буквы, контур, закрашиваем их, что способствует коррекции дисграфии.

При изучении предлогов рисунок помогает понять пространственное расположение предметов. Например: самолет летит над лесом, мяч лежит под столом. Закрепить грамматические категории, названия цветов, форм. Детям очень нравиться составлять описательные, творческие рассказы по рисункам, которые они нарисовали.

Родители обычно проявляют большую заинтересованность и оказывают постоянную реальную помощь детям в изображении предметов, в подборе слов на заданный звук. Просматривая дома тетрадь, дети регулярно повторяют пройденный материал самостоятельно, закрепляют полученные знания и навыки.

Использование на логопедических занятиях рисунков вызывает у детей интерес и радость, снимает психическое напряжение, вызванное недостатками в произношении, и позволяет быстрее и легче усваивать предлагаемый логопедом материал, преодолеть речевое нарушение.

Литература

  1. Казакова, Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий [текст] / Р.Г. Казакова// Обруч. – 2007. - № 9. – с. 5-7.
  2. Акценюк, Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования [текст] / Т.С. Акценюк // Дошкольное образование. – 2010. - №18 – с. 15-16.
  3. Шклярова, О.В. Рисуйте в нетрадиционной форме [текст] / О.В. Шклярова // Дошкольное воспитание. -1995. - №11. – с. 10-11.
  4. Филичева, Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Т.Б. Филичева – М., 1999. –С. 250.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Нетрадиционная техника рисования Эбру - как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста".

quot;Нетрадиционная техника рисования  Эбру - как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста"....

Мастер-класс для педагогов. Нетрадиционная техника рисования. «Чай как средство для создания рисунка”

Донести до педагогов важность использования методов нетрадиционных изобразительных техник в развитии образного мышления, чувственного восприятия, творчества детей.Нетрадиционные из...

План самообразования на тему: "Нетрадиционные техники рисования как эффективное средство развития речи детей дошкольного возраста"

Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, эксперементировать, а самое главное ...

Мастер-класс «Нетрадиционная техника рисования ГРАТТАЖ как средство формирования творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста»

Мастер-класс «Нетрадиционная техника рисования ГРАТТАЖ как средство формирования творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста»...

НОД по художественно-эстетическому развитию с детьми средней группы нетрадиционная техника рисования «Праздничный салют» (коллективная работа)

В ходе непосредственно-образовательной деятельности закрепляются нетрадиционные техники рисования «Праздничного салюта»Конспект может быть полезен воспитателям средних групп....