Развитие речи ребенка: от 0 до года.
консультация по логопедии на тему

Власова Лидия Вадимовна

В статье рассмотрены вопросы: влияние пренатальных факторов на развитие речи ребенка, периодизация раннего речевого развития и основные триггерные моменты, раннее речевое развитие в норме, речевые достижения ребенка к году. Краткая статья предназначена будущим родителям и родителям малышей от 0 месяцев до года, как памятка. Материал может быть размещен на стенде детского сада в разделе: "Советы родителям"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rech_ot_0_do_1.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель-логопед Власова Л.В.

Развитие речи ребенка: от 0 до года.

Речь – важнейший фактор развития ребёнка. Речь служит не только основным средством общения людей, но и  одновременно является основой мышления. К сожалению, по наблюдениям специалистов, число детей с отклонениями в развитии год от года не уменьшается, а растёт. Причина этого кроется или в неправильном воспитании, когда ребёнку уделяется недостаточно внимания, или в состоянии здоровья малыша. По данным статистики, абсолютно здоровых детей рождается от 10 до 20%; любая родовая травма, хроническое заболевание или слабая сопротивляемость организма могут повлиять на его  развитие.

Родителей, конечно же, всегда беспокоит вопрос: правильно ли развивается их ребенок, не будет ли у него проблем в будущем, когда он пойдет в школу, не стоит ли обратиться за советом к специалистам, "пока еще не поздно"?

Позаботьтесь о развитии речи ребёнка ещё до его рождения.

Речь начинает формироваться задолго до появления первых слов. Большое значение имеет генетическая предрасположенность.

Сейчас есть возможность в период планирования беременности пройти обследование и определить вероятность генетических отклонений будущего малыша. Предупреждён – значит вооружён. В этом случае родители смогут более внимательно относиться к процессу развития ребёнка и, при необходимости, своевременно обратятся за помощью к специалисту.

В процессе формирования речи важную роль играет и то, как протекала беременность. Речь – высшая психическая функция, поэтому важен период внутриутробного развития ребёнка. Токсикоз, низкий уровень гемоглобина, проблемы с давлением, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, угроза выкидыша – всё это возможные причины задержки речи будущего ребёнка. В 15 недель он совершает хватательные движения, в 24 – начинает реагировать на звук. После 28 недель беременности мама постоянно ощущает движения малыша. В третьем триместре у ребёнка уже наблюдаются разные мимические движения – он морщится, улыбается, поднимает бровки. Если этого не происходит – можно диагностировать задержку психического развития и вероятные речевые проблемы в будущем. Доказано, что ребёнок чувствует настроение мамы, вместе с ней переживает все эмоции. Страх, огорчение, уныние плохо сказываются на формировании его психики. Поэтому женщина в период беременности должна получать только положительные эмоции. Специалисты предлагают различные варианты внутриутробного развития детей: звукотерапия, прослушивание классической музыки. Ребёнок хорошо развивается, если родители до его появления на свет обращаются к нему, разговаривают, читают, напевают любимые мелодии.

Предречевой период – показатель того, как будет развиваться речь.

Первый крик ребёнка после рождения – важная характеристика его здоровья и одно из первых проявлений доречевого развития. Потом при осмотре новорождённого специалист обращает внимание на его лицо. Если оно анемично (неподвижно), это может быть связано с психическими нарушениями.

1-мес

Важная функция предречевого периода – грудное кормление. Мама должна обратить внимание, как ребёнок берёт грудь, активно ли сосёт молоко.
Ребенок в этом возрасте реагирует на громкий звук или речь взрослого; замедляет движения, вздрагивает, изменяется частота дыхания, поворачивает голову, прекращает сосание маминой груди. К концу
1 месяца жизни здоровый младенец уже реагирует на общение с ним: перестает плакать, сосредотачивается на взрослом.

2-мес

Малыш фиксирует  на маме взгляд, начинает  улыбаться, причем, в 6 недель -  это скорее будет своеобразное "ротовое внимание", в 8 же недель - закономерная улыбка. Если этого не происходит – есть повод обратиться к врачу.  В 2 месяца малыш пытается произносить короткие звуки  – появляется гуканье, потом гуление (произносит гласные звуки).

3-мес
Гуление разнообразится, в произношении появляются согласные звуки
Г,К,Н, гуление в ответ на речь взрослого. Наблюдается комплекс оживления при общении с взрослым. Гуканье, гуление  возникает  как реакция на  улыбку и разговор взрослого с ребенком.

4-месс

 Появляется первый смех - повизгивание в ответ на эмоциональное общение с взрослым, а к 16 неделям смех становится продолжительным. Развивается гуление: произношение цепочки звуков, гласные чередуются с согласными, гласные становятся более протяжными: а-а, о-о, а-га, а-ги, а-бу.

5- мес.

 Ребенок реагирует на направление звука, "поет", меняя интонацию голоса.

Если к 5-6 месяцам гуление не развивается и утихает, это свидетельствует о нарушениях, которые могут привести к речевым патологиям.

6-мес

 К этому времени у здорового ребенка появляется первый слог ба или ма. Возникает начальное понимание обращенной речи: ребенок прислушивается к голосу взрослого, правильно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса.

7-мес

 Малыш уже готов к игровой деятельности с взрослым, использует различные голосовые реакции для привлечения внимания окружающих.

8-мес

 Возникает реакция на незнакомое лицо. В это время один из важнейших показателей нормального развития речи - лепет, т.е. повторение одинаковых слогов: ба-ба,  да-да, па-па и т.п.  В речи используются звуки: п, б, м, г, к, э, а. Активно повторяет слоги за взрослыми, подражает голосу взрослого. Проявляет интонацию удовольствия и неудовольствия. 

9-мес

 Ребенок активно общается с помощью жестов, с радостью играет в "ладушки".

10 месяцев. На этом этапе малыш использует в общении как минимум 1-2 "лепетных слова" (типа ляля, баба), понятных в конкретной ситуации. Голосом выражает свои потребности и эмоции. Развивается понимание речи, с помощью речи начинает строиться взаимодействие ребёнка с взрослыми.

11 месяцев. Использует уже как минимум 3 "лепетных слова", понятных в конкретной ситуации. Это, как правило, ударные слоги знакомых слов: «ка» - каша, «ба» - банан, слова, состоящие из двух одинаковых слогов: мама, папа. Понимает обращённую к нему речь, может выполнить простые просьбы взрослых, сопровождаемые жестами.

12-мес
Запас  лепетных слов от 3 до 20-30 в активной речи.
1 год. К этому сроку нормально развивающийся ребенок понимает  отдельные слова, соотносит их с конкретными предметами. Понимает простые инструкции, сопровождаемые жестами ("поцелуй маму", "где папа?", "дай ручку", "нельзя").

К концу первого года жизни ребенок владеет примерно 10 словами, состоящими преимущественно из одинаковых слогов (мама, папа, баба, дядя); среди слов могут быть звукоподражательные (ав-ав, кс-с), так называемые облегченные слова, образцы которых дает ему взрослый (би-би - машина, бо-бо - больно). У некоторых детей обнаруживаются слова, составленные даже из разных слогов (Ната, Таня, Катя). Ряд гласных и согласных звуков к этому времени произносится довольно ясно (а, о, у, м, б, п, г, к). Одно и то же слово может относиться к разным предметам, если малыш «открыл» в них что-то общее. Так слово-звукосочетание ко может относиться и к кошке, и к одеялу, и к меховой шапке, т. е ко всему теплому и мягкому.

Малыш понимает значительное количество слов и выражений: имена близких людей, названия игрушек, предметов, нарисованных на картинках, некоторых действий. Основные достижения малыша в развитии активной самостоятельной речи приходятся уже на следующий, второй год его жизни, хотя иногда бывают и исключения.

Развитие каждого ребенка индивидуально, однако, помните: дети, стойко отстающие на один возрастной период, относятся к группе риска, они должны быть обязательно консультированы детским неврологом, психоневрологом и логопедом.

Родители не всегда знают, какие признаки указывают на отклонения в развитии ребёнка, или не замечают их. Для профилактики нужно посетить детского невролога в 3, 6, 9 и 12 месяцев и по необходимости получить консультацию логопеда.

Литература:

Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка.

Гвоздев  А.Н. Вопросы изучения детской речи

                      Развитие словарного запаса в первые годы жизни

Жукова О., Балобанова В.  Самоучитель для родителей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие речи ребенка на четвертом году жизни" (презентация к родительскому собранию)

Презентация для родительского собрания. В материале представлены: особенности речевого развития ребенка на четвертом году жизни, указаны основные признаки речевых нарушений. Даны рекомендации логопеда...

Развитие речи ребенка 2-3 года

Советы для родителей по развитию речи детей младшего возраста. Наиболее распространенные ошибки в произношении. Занятия с детьми в игровой форме....

Развитие речи ребенка на пятом году жизни

Возрастные нормативы речевого развития и диагностика...

Консультация для родителей "Развитие речи ребенка пятого-шестого года жизни".

Подробная консультация для родителей- детей старшей группы, направит взрослых чаще удилять внимание развитию речи детей....

«Развитие речи ребенка от 1 года до 3 лет"

Консультация для родителей "Развитие речи ребенка от 1 года до 3 лет"...

Развитие речи ребенка 2-3 года

Овладение речью имеет огромное значение для разных сторон психического развития малыша. Речь постепенно становится важнейшим средством передачи ребенку общественного опыта, управления его деятельность...

Развитие речи ребенка 5-6 года жизни

Дети этого возраста любознательны, самостоятельны и активны в освоениисоциальной и природной деятельности. В связи с этим значительноувеличиваются их речевые возможности, расширяется словарный запас, ...