Семинар – практикум по теме: «Работа с дошкольниками по дифференциации звуков»
методическая разработка по логопедии на тему

 Кошелева Татьяна Алексеевна
Предлагаемый материал поможет повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросе применения специальных логопедических приёмов для коррекции нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста и дифференциации поставленных логопедом звуков. Вы познакомитесь с основными этапами работы по обучению дошкольников дифференциации звуков и практическими рекомендациями по проведению игр и упражнений по дифференциации звуков в условиях детского сада.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Структурное подразделение детский сад кв  «Гнёздышко» ГБОУ СОШ № 1 г. Кинеля

Семинар – практикум по теме:

«Работа с дошкольниками по дифференциации звуков»

Подготовила:  Учитель-логопед Кошелева Т.А.

Кинель

Ноябрь 2015

Цель: повысить  профессиональную компетентность воспитателей в вопросе применения специальных логопедических приёмов  для коррекции   нарушений  звукопроизношения у детей дошкольного возраста и дифференциации поставленных логопедом звуков.  

Задачи:

  • Повышение теоретического уровня знаний  педагогов по вопросу обучения дошкольников дифференциации звуков;
  • формирование знаний по применению логопедических игр и упражнений  по дифференциации звуков на практике;
  • совершенствование   практических навыков профессиональной деятельности.

Участники: воспитатели, учитель-логопед.

План семинара – практикума:

  1.  Актуальность вопроса.
  2. Основные этапы работы по обучению дошкольников  дифференциации звуков.
  3. Практические рекомендации по  проведению игр и упражнений по дифференциации звуков в условиях детского сада.

Материалы:

  1. Выступление логопеда «Работа с дошкольниками  по дифференциации звуков».
  2. Памятка для воспитателей  «Советы логопеда при работе над дифференциацией звуков»
  3. Электронная презентации игр для дифференциации звуков.
  4. Выставка методической литературы  и логопедических пособий  по теме (игры,  таблицы-схемы, картотека и т.п.)

 

Ребёнок овладеет правильным звукопроизношением только в том случае, если он умеет различать собственные звуки и звуки, слышимые им в речи других людей.

Одна из причин нарушения звукопроизношения у ребёнка – недостаточно сформирован фонематический слух. Ребёнок заменяет в речи звук, потому что он так его слышит и не замечает, что произносит его неправильно. Что же такое фонематический слух?

Фонематический слух — различение (анализ и синтез) звуков (фонем) речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного.

Развитие фонематического слуха у детей необходимо для успешного обучения их чтению и письму. Дети часто путают близкие по звучанию фонемы, что в некоторых случаях тормозит развитие связной речи.

Результат работы над фонематическим восприятием (именно фонематическое восприятие и есть умение дифференцировать звуки) связан с развитием слухового внимания и слуховой памяти. Ребёнок должен уметь вслушиваться в речь окружающих.

Рассмотрим начальный этап работы в этом направлении  -  узнавание неречевых звуков. Логопедическая работа на данном этапе предусматривает формирование у детей способности узнавать и дифференцировать неречевые звучания через специально подобранную систему игр и упражнений.  Для этого используются упражнения типа:

«Слушаем звуки за окном»:

- Что гудит? (Машина.)

- Что  шумит? (Ветер.)

- Кто лает? (Собака.)

«Слушаем звуки из соседней комнаты»:

- Что гудит? (Пылесос.)        - Что играет? (Музыка.)

- Кто смеётся? (Девочка.)

«Угадай, что за звук?» или  «Что делает Петрушка

(Разорвать бумагу. Звякнуть ложкой о стакан. Постучать по стене.  И т.п.)

«Громче – тише»:

 (Упражнение с использованием звучащих предметов – погремушек, колокольчика, барабана и т.п.)

 «У кого звучит игрушка?», «Угадай, кто позвал» и др.

В процессе этой работы у детей формируются навыки слухового внимания и слуховой памяти, что в дальнейшем способствует развитию у детей умения дифференцировать звуки речи.

Только после того, как ребёнок научился узнавать неречевые звуки, его учат различать гласные и согласные звуки речи.

Дифференциация звуков – это различение звуков, схожих по каким-то признакам. Производится обязательно, когда ребенок заменяет один звук другим. 
 И по правде сказать, этим процессом – дифференциацией звуков, многие родители пренебрегают чаще всего по самым разным причинам: нехватке времени, кажущейся неактуальности (звуки поставлены, а то, что они в сознании ребенка очень близки и смешиваются – часто просто не замечают)

Такой поверхностный подход приводит к тому, что в самых явных вариантах звуки продолжают взаимозаменяться в речи ребенка, в скрытых формах – так или иначе, влияют на фонематический слух ребенка. В школе могут возникнуть проблемы с чтением (дислексия) и с письмом (дисграфия).

   В работе по дифференциации звуков можно выделить три основных этапа:

1. Дифференциация изолированных звуков.

2. Дифференциация звуков в слогах и словах.

3. Дифференциация звуков во фразовой речи.

Проводя дифференциацию изолированных звуков, опираются на речедвигательный, речеслуховой и зрительный анализаторы.

Цель работы – научить различать звуки при сопоставлении их по основным качественным признакам – акустическим и артикуляционным.

 Для данного этапа работы подбираются картинки-символы на дифференцируемые звуки. Детей учат соотносить звуки с определённой картинкой-символом.

Удобнее всего начать тренировку фонематического восприятия с предъявления так называемых предметных картинок, то есть картинок, на которых изображены те или иные предметы, в названии которых есть искомый звук.

Приёмы работы: педагог медленно называет звуки, а дети показывают картинки-символы. Так вырабатывается умение воспринимать на слух их различное звучание. Потом демонстрируются картинки-символы, а дети произносят соответствующие звуки. Педагог спрашивает, что делают губы, язык при произнесении того или другого звука. Так вырабатывается умение определять разницу в положении основных органов артикуляционного аппарата при произношении дифференцируемых звуков. Педагог вместе с детьми подводит итог: в чём различие дифференцируемых звуков при восприятии их на слух и при произношении.

Используемые упражнения: «Чья песенка?» или  «Угадай, кто (что) это был(о)». (Детям предлагаются картинки - образы или игрушки, каждой из них присваивается определенное звучание (например: корова — мычит: м-м-м, тигр — рычит: р-р-р, жук: — жужжит ж-ж-ж). Педагог длительно (в усложненном варианте — кратко) произносит какой-либо звук и предлагает детям определить, кто это был, поднимая при этом соответствующую картинку.)

 «Спой песенку»,  «Наоборот»,

 «Поймай звук» (Предложите ребёнку хлопнуть в ладони, когда услышит заданный звук, из произнесенного взрослым ряда звуков. Например: взрослый произносит: А, О, С, Д, Ш, а ребёнок должен хлопнуть, когда услышит «С». Усложнение 1: Из произнесенного ряда взрослым ряда слогов: ША, ПА, СА, МА, НА, ребенок должен хлопнуть, когда услышит слог с заданным звуком («СА»)

Усложнение 2: Хлопни в ладоши, если в слове услышишь звук «С» в словах.  Взрослый произносит слова: кот, река, мех, вода, сом и т.д. Ребенок хлопает, когда слышит звук «С») и др.

Проводятся упражнения по развитию способности различения правильно и дефектно произнесенного звука.  

Например: «Недовольный Саша». Детям предлагается прослушать ряд слогов (слов или отдельную фразу). В случае, если они услышат неправильное произношение звуков — поднимают картинку с изображением недовольного Саши.

“Как правильно сказать?”. Логопед имитирует искаженное и нормальное произнесение звука в слоге (слове) и предлагает детям сравнить два вида произношения и воспроизвести правильный.

“Будь внимателен”. Перед ребенком раскладывают картинки (и предлагают внимательно слушать логопеда: если логопед правильно называет картинку — ребенок поднимает зеленый флажок, неправильно — красный.

Для дифференциации звуков в слогах  используют упражнения типа: «Повтори слоги» (парами, тройками), «Запомни и повтори цепочку слогов» или «Кто самый внимательный» (педагог предлагает детям запомнить и повторить прямые или обратные слоги с дифференцируемыми звуками в нужной последовательности. Педагог несколько раз меняет последовательность слогов); «Скажи наоборот» (Например: ба-па (па-ба); са-за (за-са) и т.п.);  «Найди лишний слог»

(Взрослый произносит несколько слогов, например па-па-па-ба. Ребенок должен определить, какой слог лишний: здесь лишний слог (ба).

Затем слоговые ряды усложняются, например: Ка-га-ка-ка.    Ва-ва-фа-ва

Са-са-зы-са и т.п.)

Цель работы по дифференциации звуков в словах – учить детей выделять дифференцируемые звуки из слова и не смешивать их.  Для этого используется большое количество словесного и наглядного материала.

Приёмы работы:

1.Педагог учит детей различать слова, отличающиеся друг от друга одним из дифференцируемых звуков (паронимы). На их примере показывает детям, что с заменой одного звука меняется смысл слова. Ребёнок объясняет значение каждого слова и указывает, в каком слове какой звук находится. Например, предлагаются слова мишка – миска. Ребёнок говорит, что мишка живёт в лесу, а миска - это посуда. В слове мишка звук ш («Песенка змеи»), а в слове миска звук с («Песенка насоса»). Педагог может спросить: «А что надо сделать, чтобы слово мишка превратить в слово миска

2. Педагог подбирает картинки, в названиях которых имеется один из дифференцируемых звуков, и раздаёт их.

Каждый ребёнок показывает свою картинку, называет её, выделяя дифференцируемый звук, и ставит под соответствующей картинкой символом.

3. Детям предлагаются слова, в которых имеются оба дифференцируемых звука, например: шоссе, сушки, солнышко и др.

Дети должны правильно называть картинки, не смешивая звуки.

Примерные упражнения: «Что нарисовано на картинках?», «Повтори слова парами» (шутки - сутки, шок - сок , крыса - крыша (Ш-С); лежать - лизать, жевать - зевать (Ж-З); цапля – сабля, свет - цвет (Ц-С) и т.п.)

Для различения близких по звуковому составу слов используются игры и упражнения с постепенным усложнением условий дифференциации слов: от слов, отличающихся несколькими звуками, к словам, различающимся только одним звуком.

Примеры используемых игр и упражнений:

“Незнайка запутался”. Педагог рассказывает детям историю про Незнайку, который нашел много картинок и никак не может отобрать из них те, которые ему необходимы. Педагог предлагает детям помочь Незнайке и раскладывает на столе картинки (лук, жук, сук, рак, лак, мак, сок, дом, лом, сом, ложка, мошка, матрешка, картошка и т. д.). Дети получают первое задание: разложить по коробочкам картинки с изображенными на них предметами, которые произносятся похоже. Затем дети получают второе задание: выбрать из определенной группы картинок ту, которая нужна Незнайке (предмет, изображенный на картинке, называет взрослый).

“Придумай слово”. Педагог предлагает детям прослушать какое-либо слово и придумать слова, которые звучат похоже (мышка—миска, мишка, крышка, шишка, пышка, фишка; коза—коса, оса, лиса и т. д.).

“Чем отличаются слова”. Педагог предлагает детям рассмотреть пару картинок и назвать изображенные на них предметы (кит—кот, жук—сук, шар—шарф.  Маша—каша, горка— норка и т. д.). Дети должны определить с помощью наводящих вопросов логопеда разницу в звучании этих слов.

“Лишнее слово”. Педагог четко произносит слова и предлагает ребенку назвать слово, отличающееся от остальных:

канава, канава, какао, канава;

утенок, котенок, утенок, утенок;

ком, ком, кот, ком;

минута, монета, минута, минута;

винт, винт, винт, бинт;

буфет, букет, буфет, буфет;

дудка, будка, будка, будка и т.д.

“Лишнее слово” (второй вариант). Взрослый произносит слова и предлагает ребенку назвать слово, которое не похоже на остальные:

мак, бак, так, банан;

сом, ком, индюк, дом;

лимон, вагон, кот, бутон;

мак, бак, веник, рак;

совок, гном, венок, каток;

пятка, ватка, лимон, кадка;

ветка, диван, клетка, сетка;

каток, моток, дом, поток и т. д.

“Мое слово”. Педагог предлагает ребенку три картинки, просит назвать предметы, изображенные на них, а затем произносит слово и предлагает ребенку определить, какое имеющееся слово похоже по звучанию на названное:

картинки: мак, дом, ветка; слова для сравнения: сетка, ком, бак, клетка;

картинки: совок, вагон, гном; слова для сравнения: дом, лимон, бидон, загон, каток;

картинки: калитка, дом, каток; слова для сравнения: платок, листок, моток, гном, ком, улитка и т. д.

“Поэт”. Взрослый читает двустишие, выделяя голосом последнее слово в первой строке, и предлагает ребенку выбрать для рифмы одно слово из предложенных:

Шепчет ночью мне на ушко Сказки разные... (перина, подушка, рубашка).

Без ключа, ты мне поверь, Не откроешь эту... (тумбочку, дверь, книгу).

От грязнули даже стол Поздним вечером... (сбежал, ушел, ускакал).

Две сестрички, две лисички Отыскали где-то... (спички, щетку, ложку).

Тебе кукла, а мне — мячик. Ты девочка, а я... (игрушка, медведь, мальчик).

Говорила мышка мышке: До чего люблю я... (сыр, мясо, книжки)

Серый волк в густом лесу Встретил рыжую... (лису, белку).

Опустела мостовая, И уехали... (автобусы, трамваи, такси).

Катя Лену просит дать Краски, карандаш... (ручку, тетрадь, книгу) и т. д.

“Расставь по местам”. Педагог читает стихотворение и предлагает ребенку выбрать из близких по звуковому составу слов, обозначающих предметы, изображенные на картинке, нужное слово и ответить на вопрос. Предварительно предметы на картинках называются ребенком, сложные понятия уточняются.

Я тебе задачу дам — все расставить по местам:

- Что скатали мы зимой...? - Что построили с тобой...?-  На крючок в реке попал...?-  Может все, хоть ростом мал...?

Слова для выбора: дом, ком, гном, сом.

- Я опять задачу дам — все расставить по местам:

- Что стащил игривый кот...? - Детям мамочка плетет...?-  С гор спускается, течет? - Что за скользкий, ровный лед...?

Слова для выбора: каток, поток, венок, моток.       и т.д.

“Озорные звуки”. Педагог читает детям двустишие и предлагает определить, какие звуки “озорничают”, и сказать слово правильно:

Тащит мышонок в норку Огромную хлебную горку (корку).

Русская красавица Своей козою (косою) славится.

На глазах у детворы Крысу (крышу) красят маляры.

Закричал охотник: “Ой! Двери (звери) гонятся за мной!”

Я рубашку сшила шишке (мишке), Я сошью ему штанишки.

Лежит лентяй на раскладушке, Грызет, похрустывая пушки (сушки).

Тает снег. Течет ручей. На ветвях полно врачей (грачей).

Белокрылые хозяйки, Над волной летают сайки (чайки).

Все задания предлагаются в игровой форме, с использованием таких приемов, как придумывание слов, работа с предметными картинками, сигнальными флажками (символами, картинками), опускание при произнесении логопедом последнего (первого) звука в слове и восстановление его детьми с опорой на предметные картинки, работа с фишками, карточками и т. д.

Для дифференциации звуков во фразовой речи подбираются потешки, стихи, скороговорки, рассказы, насыщенные дифференцируемыми звуками. Дети сами могут придумывать предложения: по картинке, на которой изображено действие с предметом (сюжетные картинки); по предметным картинкам, знакомым по предыдущим занятиям; с заданным словом. Педагог может дать указание придумать такое предложение, чтобы в нём было как можно больше слов с дифференцируемыми звуками, например Л и Р (Милиционер регулирует уличное движение. Лодка плывёт по быстрой реке. Рыбаки наловили много рыбы и т.п.); С и Ш (Солнышко –вёдрышко выгляни в окошко! На ромашках спят шмели, лягушата спать легли.)

В этом виде работы может быть использован программный материал по развитию речи: правильно подобранные рассказы, песенки, потешки, стихотворения, картины для составления рассказов и т.п. Но особенно рекомендуются чисто- и скороговорки. (В шалаше шесть шалунов. Шишки на сосне, шашки на столе. На горе-горушке стоит избушка. В этой избушке живут старик со старушкой. (Ш-С); Змее на ужин жук очень нужен. Жаба с зонтиком идёт, жук с корзиною ползёт. (Ж-З); Шла тучка над речкой, шла за овечкой. Лавочка у крылечка, шуба на печке (Ч-Ш) и т.п.)

Все игры, изложенные в этом материале, просты и доступны и помогут  педагогам в развитии фонематического слуха и навыков дифференциации звуков у ребенка.

Используемая и рекомендуемая литература:

  1. Егорова О.В. «Звуки М, МЬ, Н, НЬ. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет»

М.: «Издательство «Гном и Д», 2005. 

  1. Нищева Н.В.        «Картотека предметных и сюжетных картинок для автоматизации и дифференциации звуков разных групп». Выпуск 4. ФГОС. Детство-Пресс, 2015
  2. Нищева Н.В. «Тетрадь-тренажер для автоматизации произношения и дифференциации звуков [ л ], [ л'], дифференциация сонорных звуков и звука [ j ]»        — Детство-пресс, 2015
  3. Резниченко Т. С., Ларина О. Д. «Дифференциация согласных звуков» Росмэн-Пресс, 2004
  4. Шаблыко Е.И.        «Дифференциация сонорных звуков»-  Сфера,        2013

Электронные ресурсы:

http://www.logopeda.net/dif/

http://www.logoped.ru/zv-z07.htm

http://logoped18.ru/logopedist/differentsiatsiya-zvukov.php



Предварительный просмотр:

Памятка логопеда по теме:

«Советы при работе над дифференциацией звуков»

Разграничение произношения звуков при отсутствии замены звуков

  • Вы произносите слова так, как ребенок произносил их раньше (то есть, дефектно выговаривая поставленный звук), затем — правильно (иногда — наоборот). Ребенок «угадывает», когда вы произнесли слово правильно.
  • Ребенок должен произносить слова сначала правильно, затем — так, как произносил раньше (иногда — наоборот). Вы «угадываете», когда он произнес правильно, а когда — нет. Время от времени вы будете «допускать ошибки» (путать правильно и неправильно произнесенные слова), а ребенок должен эти ваши ошибки обнаруживать и исправлять.
  • Вы произносите слово так, как прежде произносил его ребенок. Он должен «исправить» ваше произношение — произнести слово правильно.
  • Вы произносите какое-нибудь слово правильно, а ребенок должен повторить его за вами так, как он произносил его раньше (дефектно), а затем «исправить» свое произношение.
  • Ребенок должен произнести слово сначала правильно, потом так, как он произносил его раньше (дефектно), затем — опять правильно.

Разграничение произношения звуков при замене звуков

Работа по разграничению звуков будет описываться на примере звуков [с] и [ш]. Предполагаемая ситуация: вместо звука [ш] ребенок произносил звук [с].
Предварительно познакомьте ребенка с соответствующими буквами. Можно использовать и другие символы: например, звук [с] (старое произношение) может обозначаться картинкой с изображением насоса или стрелочкой, показывающей вниз, а звук [ш] (новое произношение) — картинкой с изображением змеи или стрелочкой, указывающей наверх.

Дифференциация звуков в изолированном положении:
Когда вы показываете ребенку буквы [с] или [ш] (или заменяющие их символы) — он должен произносить соответствующие звуки.

Дифференциация звуков в слогах:
Вы очень медленно произносите слоги, среди которых встречаются слоги со звуками [с] и [ш], [ра], [ши], [ло], [су], [рэ], [ша] и т. п.
Когда ребенок слышит один из дифференцируемых звуков, он должен показывать вам картинку с соответствующей буквой (или символом) и называть тот звук, который услышал.

Дифференциация звуков в словах:

  • Вы медленно произносите слова, где звуки [с] или [ш] стоят в начале слова (сад, сын, шуба, сон, шаг и т. п.), ребенок должен назвать тот звук, с которого начинается слово. Следите, чтобы не получалось чередования слов сначала с одним, потом с другим звуком, в этом случае ребенок перестанет обращать внимание на словесный материал, а начнет просто поднимать руку через слово.
  • Вы произносите простые слова, где звуки [с] или [ш] находятся в середине слова: каша, коса, усы, душа, уши, лиса и т. п. Задание для ребенка — такое же, как и в предыдущем случае.
  • Вы произносите простые слова, где звуки [с] и [ш] стоят в конце слова: лес, ковш, лис, мышь, душ, мыс и т. п. Задание такое же, как в предыдущих случаях.
    Обязательно следите за тем, чтобы среди слов не попадалось таких, в которых одновременно присутствуют оба дифференцируемых звука.
  • Ребенок должен придумывать слова, которые начинаются на звук [с] или [ш].
  • Вы называете пары слов, отличающихся друг от друга только одним звуком ([с] или [ш]), например: миска — мишка, коска — кошка, каска — кашка, мыс — мышь, и т. п. Назвав пару таких слов (например, коска — кошка), вы задаете ребенку вопросы, например: «Что может быть заплетено у девочки на голове?», «Кто говорит мяу?». Ребенок должен ответить на ваш вопрос, употребив правильное слово.
  • Ребенок должен повторять за вами слова, в которых есть сразу оба дифференцируемых звука: шоссе, суша, самшит, шест и т. п.
  • Ребенок должен повторять за вами слова, в которых есть оба дифференцируемых звука (как в предыдущем упражнении) и слова, в которых один и тот же звук встречается дважды (например: шашлык, соска, шашки и т. п.).

Дифференциация звуков в предложениях:
Ребенок должен повторять за вами предложения, в которых в большом количестве, в том числе и в одном слове, встречаются дифференцируемые звуки:
Саша шагает по шоссе. Кошка съела мышку. В саду растет самшит.

 Дифференциация звуков по картинкам:

  • Ребёнок должен разложить картинки, в названиях которых есть звуки звуки [c] [ш] на две кучки: в одну — со звуком [с], в другую — со звуком [ш].
  • Ребенок должен выбрать из кучки картинок те, в названии которых есть звук [с] (среди картинок должны быть и картинки, в названиях которых есть звук [ш]). Затем из этой же кучки нужно выбрать те картинки, в названии которых есть звук [ш].

Учитель-логопед Кошелева Т.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум в форме деловой игры для родителей «Автоматизация звуков и их введение в спонтанную речь»

Семинар-практикум в форме деловой игры для родителей «Автоматизация звуков и их введение в спонтанную речь»...

Семинар практикум по теме «Работа по преобразованию в электронном виде документов любого формата в изображение».

Семинар практикум по теме «Работа по преобразованию в электронном виде  документов любого формата в изображение».Цель: научить педагогов ДОУ преображать в электронном виде документы любого формат...

Семинар-практикум « Артикуляционная гимнастика как основа формирования правильного произношения звуков. Вариативность форм ее проведения»

·       упражнения для развития дыхания детей;·       упражнения для губ;·       упражнения для щек;·...

Семинар-практикум для родителей детей старшего дошкольного возраста "Со звуками играем - речь развиваем!"

Недостаточный уровень фонематического восприятия у детей дошкольного возраста  может затруднять процесс  их подготовки к овладению чтением и письмом....

Семинар-практикум для педагогов по звуковой культуре речи «Со звуками играем — речь развиваем»

Цель семинара: повышение уровня компетенции педагогов для эффективного педагогического воздействия при формировании звуковой культуры речи и профилактики речевых нарушений у д...

Семинар –практикум на тему «Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников в ДОУ»

семинар -практикум "Работа с родителями по экологическому воспитанию детей"...