проект по коррекции неречевых нарушений у детей -логопатов
методическая разработка по логопедии на тему

проект по коррекции неречевых функций у детей 5-6лет с нарушением речи на логопункте ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект учителя-логопеда Стуенко Т.Г.

по теме: «Коррекция неречевых нарушений у детей – логопатов»

Актуальность:

         Обследование детей старшего и подготовительного к школе возраста показало, что наряду с различными отклонениями в фонетике, лексике и грамматике у многих из них в той или иной степени нарушены познавательные процессы – восприятие, память, внимание, мышление.

            О значении зрительного восприятия в формировании речи Р.Е.Левина писала: «Под нарушением зрительного восприятия мы имеем в виду недостаточность тех анализаторных процессов, которые связаны с восприятием предметного мира... При недостаточности предметных представлений нарушается познавательная работа ребенка, которая непосредственно отражается на овладении речью... В тесной связи с таким недоразвитием находится сниженное понимание чтения и аграмматизмы, которые являются также очень стойким проявлением речевой недостаточности».

Дошкольники затрудняются в дифференциации предлогов «к – у», «в-на» (к дому – у дома, в столе – на столе). Нередко они смешивают предлоги «перед – после – за». Например: «Шкаф стоит после стула» вместо «Шкаф стоит за стулом». Дети, у которых не сформированы пространственные представления, не используют предлогов, обозначающих пространственные взаимоотношения предметов, людей и животных («над», «под»). 

Достаточно распространенны у дошкольников ошибки при определении и соотнесении возраста у разных членов семьи  и других временных понятий.

Дошкольники испытывают трудности при использовании прилагательных «широкий – узкий», «толстый – тонкий». Они заменяются обозначениями «большой» или «маленький». Часто у них наблюдается запаздывание формирования «схемы тела». В дальнейшем могут появиться сложности при ориентировке в схеме тетрадного листа. Например, дети долго не могут усвоить и довести до автоматизма стандартные требования к оформлению письменных работ (пропуск определенного количества строчек или клеточек, выделение красной строки, соблюдение полей письма в два – три столбика, равномерное заполнение тетрадного листа текстом).

Цель проекта: коррекция неречевых нарушений у детей-логопатов – внимания, памяти, мышления, восприятия, пространственно-временных представлений.

Задачи:

- развитие внимания, памяти, мышления, восприятия

- развитие пространственно-временных представлений        

- развитие мотивации к учебной деятельности

Тип проекта: социально-личностный

Сроки подготовки и реализации проекта: сентябрь-май

Участники:

- учитель-логопед

- дети  с нарушениями речевых и неречевых функций и  их родители

- воспитатели детей 5-7лет

Формы работы: индивидуальная  и мини-подгрупповая (2-3ребенка) работа с детьми.

Новизна проекта: комплексный подход и психолого-педагогическая направленность коррекционной деятельности учителя-логопеда.

Планируемый результат: сформированность неречевых и речевых функций у детей –логопатов в соответствии с возрастной нормой развития (достижение целевых ориентиров).

Целевые ориентиры:

Ребенок в 6-7 лет должен уметь:

1.Внимание

-выполнять задание, не отвлекаясь около 8-10 минут.

- находить 5-6 отличий между предметами

- удерживать в поле зрения 8-10 предметов

- выполнять самостоятельно  быстро и правильно задание по предложенному образцу

- копировать в точности узор или движение.

2. Память

- запоминать 8-10 картинок

- рассказывать по памяти литературные произведения, стихи, содержание картины

- повторять в точности текст, состоящий из 3-4 предложений.

3.Мышление

- определять последовательность событий,

- складывать разрезную картинку из 9-10 частей,

- находить и объяснять несоответствия на рисунках,

- находить и объяснять отличия между предметами и явлениями        ,

- находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.

4.Познавательные мотивы - принцип «хочу все знать обо всем»

- с удовольствием играет и учится читать,

- сочиняет сказки и рисует, считает, рассуждает о явлениях,

- жадно впитывает все новое, задает десятки вопросов и сам готов отвечать на них

- пытливый, любознательный, активный ребенок.

5. Пространственные представления

- знать  определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела.

- иметь представления о последовательности смены явлений и состояний материи,  

- временные понятия (это смена времени суток, времен года, смен поколений)

 Этапы реализации проекта.

1. Подготовительный (сбор информации по проблеме) 1сентября -30сентября

  1. Подготовка теоретического и практического материала. 
  2. Сбор данных по проблеме и их анализ. 
  3. «Банк идей» (поиск, изучение эффективных технологий и методик в данной области). 
  4. Выбор концепции реализации проекта. 
  5. Обоснование путей реализации проекта.
  6. Планирование работы  с воспитателями.
  7. Планирование работы  с родителями.

План взаимодействия с родителями:

  • ознакомление родителей с результатами диагностики развития речи и психических процессов у детей логопункта – групповое родительское собрание (сентябрь)
  • регулярное индивидуальное консультирование – в течение года.
  • Подготовка и проведение анкетирования с родителями - Анкета для самооценки родителями поведения ребенка «Выявление двигательной активности, импульсивности, дефицита внимания»
  • Советы логопеда – «Игры, которые помогают развить внимание, память, мышление и речь» (стенд в старшей и подготовительной группе) - октябрь
  • «Играем дома» – подготовка и раздача игровых пособий для развития неречевых и речевых процессов для занятий дома - сентябрь-апрель

План взаимодействия с педагогами:

  • мониторинг развития неречевых процессов у детей (воспитатели, учитель-логопед) - сентябрь
  • отбор детей с нарушениями неречевых процессов - составление списка (воспитатели, учитель-логопед)- сентябрь
  • подбор игр и дидактического материала - сентябрь
  • консультирование педагогов по работе с детьми –логопатами – сентябрь-апрель
  • совместная работа по коррекции и развитию неречевых функций у детей.

2.Основной этап - коррекционно-развивающий

Проведение непосредственной коррекционно-развивающей работы по выбранному направлению с использованием дидактических игр и игровых приемов с детьми, реализация планов работы с педагогами и родителями.

Картотека игр по развитию неречевых функций у детей-логопатов

        Название игры         (содержание)

Цель игры

1

Найди все предметы и сосчитай их

Развитие внимания и закрепление

математического счета

2

Найди пару каждому мячику

Развитие внимания и зрительного восприятия

3

Найди такой же предмет

Развитие внимания и зрительного восприятия

4

Повтори рисунок

Развитие внимания, зрительного и пространственного восприятия

5

Найди отличия

Развитие внимания и зрительного восприятия

6

Да и нет

Развитие слухового внимания

7

Повтори движения

Развитие зрительного внимания

8

Какое слово встречается чаще других?

Развитие слухового внимания

9

Запомни-назови

Развитие зрительной памяти

10

Какие игрушки на каких полках нарисованы. Запомни и назови.

Развитие внимания и памяти

11

Запомни пары картинок

Развитие зрительной памяти

12

Запомни и перескажи

Развитие слухового внимания и памяти

13

Запомни и повтори слова, пары слов

Развитие слухового внимания и памяти

14

Найди лишний предмет и объясни почему

Развитие словесно-логического мышления

15

Найди заплатку для коврика

Развитие мышления и зрительного восприятия

16

Что сначала. Что потом

Развитие словесно-логического мышления

17

Назови одним словом

Развитие мышления

18

Назови слова- противоположности

Развитие словесно-логического мышления

19

Логические задачки

Развитие словесно-логического мышления

20

Что где находится

Развитие пространственной ориентации, закрепление предлогов

21

Чем похожи и чем отличаются предметы

Развитие словесно-логического мышления

22

Закончи предложение: После дождя бывает…

Развитие словесно-логического мышления

23

Чего не стало?

Развитие внимания, памяти

Игры проводятся в течение всей коррекционной работы на базе автоматизируемых звуков и лексических тем недели.

3. Этап - заключительный -май

Цель: диагностика  результативности  проектной деятельности, анализ результатов работы.

Продукт проекта: аналитическая справка по итогам проекта -май

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (проведение оценки поведения ребенка)

Уважаемые родители, если утверждение подходит к вашему ребенку, то обведите цифру данного пункта в кружок.

Выявление двигательной активности: 
1.ребенок постоянно ерзает, все время в движении, даже если устал; 
2.он проявляет признаки внутреннего беспокойства, барабанит      пальцами, стучит ногами, двигается в кресле, бегает; 
3.все время отбегает, старается куда-нибудь залезть, забраться; 
4.спит намного меньше, чем другие дети; 
5.очень говорлив. 

        
Выявление дефицита внимания: 
1.ребенок не слушает, когда к нему обращаются (смотрит поверх головы блуждающим взглядом, без фокусировки слушания); 
2.с энтузиазмом берется за задание, но не заканчивает его; 
3.испытывает трудности в организации; 
4.трудно удерживает внимание, непоследователен в действиях и размышлениях; 
5.легко отвлекается на посторонние стимулы; 
6.часто теряет вещи и забывает их; 
7.избегает скучных или требующих умственных усилий заданий. 

Выявление импульсивности: 
1. ребенок не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается в разговоры, перебивает собеседника; 
2. часто начинает отвечать, недослушав вопроса; 

3.плохо сосредоточивает внимание на каком-либо деле; 
4.не может дождаться вознаграждения, если между действием и вознаграждением есть пауза; 
5. поведение слабо управляется правилами, ребенок не может регулировать и контролировать свои действия; 
6. при выполнении заданий неодинаково ведет себя- то спокоен, то импульсивен; 
7.успеваемость по разным предметам часто неравномерна, при этом его интеллектуальное развитие может быть высоким. 

Спасибо за сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры как средство про¬филактики и коррекции нарушений речи детей-логопатов в процессе фи¬зического воспитания.

Подвижные игры занимают осо­бое место в развитии, оздоровлении и реабилитации детей дошкольного возраста Игра – это естественное со­стояние ребенка, его основное занятие Игровая деятельность для дошко...

Педагогический Проект "Коррекция речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики"

Педагогический Проект разработан для учителей-логопедов, рекомендован в работе воспитателей групп компенсирующей и комбинированной направленности. Цель Проекта: преодоление речевых нарушений у детей с...

КРАТКОСРОЧНЫЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ: «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ПОМОЩИ ПУГОВИЦ»

КРАТКОСРОЧНЫЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ:«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХНАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ПОМОЩИ ПУГОВИЦ»...

Совместный проект музыкального руководителя и учителя – логопеда по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста « Я пою и говорю - Времена года»

В последние годы,  к сожалению, отмечается увеличение количества  детей, имеющих проблемы с речью.Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей ...

Проект "Использование Су -Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей"

В настоящее время появилась возможность использования в коррекционно-педагогической работе с детьми дошкольного возраста нетрадиционного Су-Джок метода. Су-Джок терапия является  одним из эффекти...