Совместный проект музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста «Я пою и говорю»
проект по развитию речи (подготовительная группа)

Кочеткова Кристина Тамирлановна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ya_poyu_i_govoryu.docx328.49 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №33»

Совместный проект музыкального руководителя и учителя-логопеда

по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста

«Я пою и говорю»

Подготовили: учитель-логопед Кочетковва К.Т.

музыкальный руководитель: Заводинец Л.А.

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи.

Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

Заикание - один из наиболее тяжелых дефектов речи. Оно трудно устранимо, травмирует психику ребёнка, тормозит правильный ход его воспитания, мешает речевому общению, затрудняет взаимоотношения с окружающими, особенно в детском коллективе. 

У детей с речевыми нарушениями наблюдается дефицит эмоций. Они плохо дифференцируют вербальные и невербальные средства эмоциональной выразительности, испытывают затруднения в передаче эмоций, что, в частности, выражается в обеднении их мимики и жестов.

Известно, что наша речь и музыкальный язык схожи по своему строению. Так, например, слову в музыке соответствует мотив (выразительная частица мелодии), фразам – мелодии или музыкальные фразы, предложения и т.д. Как в речи, так и в музыке присутствуют такие элементы, как ритм, темп, динамика, интонация, фразировка. В каждой речевой и музыкальной фразе есть высшая точка развития – кульминация. Паузы в музыке выполняют функции знаков препинания. Музыка, по мнению ученых, это дополнительный сенсор, который позволяет максимально развить речь у ребенка.

Пение - один из важнейших видов музыкальной деятельности детей. Пение давно используется, как одно из реабилитационных средств для заикающихся и для тех, кто имеет другие нарушения речи. Оно способствует развитию психических процессов и свойств личности (внимание, память, мышление, воображение и т.д.); расширению кругозора; нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного); развитию речи за счет расширения словаря и улучшения произносительной стороны (звукопроизношение и ритмико-мелодическая сторона: темп, ритм, тембр, динамика).

В настоящее время считается общепризнанным, что устранять заикание нужно сразу же, как только оно возникнет. Чем больше времени проходит с момента начала заикания, тем чаще оно переходит в тяжёлый, стойкий дефект и влечёт за собой изменения в психике ребёнка. Кроме того, заикание лишает ребёнка нормальных условий общения и часто препятствует его успешной учёбе. Поэтому данный дефект важно устранить ещё до поступления ребёнка в школу.

Так возникла идея совместного проекта музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста «Я пою и говорю».

Проект рассчитан на два года, начиная с сентября 2019 г. Реализуется в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта в части, формируемой участниками образовательных отношений.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста с ТНР, посещающие группы компенсирующей направленности , музыкальный руководитель, учитель - логопед, родители.

Цель проекта: внедрить и апробировать на практике систему работы, направленную на коррекцию речевых и поведенческих особенностей детей с логопедическими проблемами на основе совместной деятельности учителя логопеда и музыкального руководителя.

Задачи проекта:

- формирование слухового внимания;

- развитие слуховой памяти;

- развитие координации движений;

-развитие умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок;

- развитие артикуляционной моторики;

- развитие просодики (голосовые характеристики: высота, сила, длительность, тембр и мелодико-интонационная сторона речи (темп, паузация, ритм);

- развитие фонематического слуха;

- воспитание темпа и ритма дыхания и речи.

По окончании реализации проекта "Я пою и говорю" ожидаем следующие результаты:

-дети проявят устойчивый интерес к музыкально - речевым играм;

-смогут грамматически правильно формулировать свои мысли;

-преодолеют речевой негативизм и скованность;

- преодолеют внутренний страх перед взаимодействием с социумом;

- возрастет положительная динамика в формировании правильного звукопроизношения у детей с логопедическими проблемами и с заиканием в частности.

Осуществляя коррекционную работу, учитываем:

-структуру речевого нарушения;

-осуществляю индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;

-закрепляю знания, умения и навыки, приобретенные на логопедических занятиях;

-всесторонне развиваю личность дошкольника.

Ход проекта

Этапы реализации проекта:

1-й – организационный (сентябрь 2019 г.);

2-й – формирующий (октябрь 2019 г.- март 2021г);

3-й - заключительный (апрель 2021 г. - май 2021г.)

Первый этап - Организационный.

Формы работы

1. Анализ научной и методической литературы.

2. Разработка перспективного плана работы с детьми.

3. Подборка музыкально - логопедических игр и упражнений с описанием проведения.

4. Организация предметно – пространственной среды.

Второй этап - Формирующий.

Построение коррекционно-педагогического процесса развития речи детей в рамках данного проекта базируется на принципе интеграции, то есть сочетании логоритмической, игровой, слушательской и исполнительской (певческой) деятельности дошкольников.

В связи с этим широко используется ряд упражнений для укрепления мелкой моторики рук, активизации внимания, воспитания чувства ритма, ориентировки в пространстве, развития «мышечного чувства» и чувства расслабления. Музыкально-дидактические игры, развивают у детей слуховое внимание и слуховую память.

Особое внимание уделяется упражнениям на дыхание, распевкам на автоматизацию звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях. При использовании в коррекции речи песенного материала, происходит формирование мыслительных способностей и фантазии, способности к интонированию, вербальных и невербальных коммуникативных навыков, воспитание волевых качеств, выдержки и способности сдерживать аффекты, развитие тонкой моторики и артикуляционной моторики. На коррекционных логопедических занятиях песенный материал можно использовать как оформление логопедических игровых упражнений, так и, в качестве ритмических игровых моментов, для развития речевого дыхания, что особенно важно при заикании.

Развивая певческие навыки, мы в то же время работаем над развитием речи: над правильным произнесением окончаний существительных и особенно прилагательных, протягивание гласных звуков, что способствует развитию фонетико – фонематического слуха.

Реализация проекта проводится с использованием следующих приемов:

  1. Логопедическая ритмика;
  2. Театрализованная деятельность;
  3. Развитие музыкально-ритмических навыков;
  4. Развитие певческих навыков.
  5. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика, фонопедические упражнения.

Авторские разработки М.Л. Лазарева используем согласно лексической теме для развития речевой функции, дикции, голосовых и дыхательных функций и фонематического слуха.

Песенный и танцевальный репертуар разучиваем на музыкальных занятиях. Речевые упражнения и игры с одновременным выполнением действия без музыкального сопровождения отрабатываем на индивидуальных логопедических занятиях.

В ходе музыкально – дидактических игр отрабатываю артикуляционные, мимические и голосовые упражнения. Все виды логоритмических игр, упражнений предлагаем детям в сочетании с какой – либо ритмической основой: под музыку, под счёт, словесное, или чаще стихотворное сопровождение.

Работа над проектом наполнила повседневную жизнь воспитанников новыми красками, позволила нам педагогам увидеть интересные перспективы в работе и, как следствие, порадовала результатом. Дети активнее вступают в диалог, задают вопросы, слушают и понимают речь, строят общение с учётом ситуации, легче идут на контакт со взрослым и сверстниками.

Занятие пением, тем более хоровым пением, встречается не часто в коррекционной работе в детском саду. Польза таковых занятий неоспорима. Надеемся, что наш опыт поможет шире внедрить ее в практику работы, ведь она, как никакая другая помогает как самовыражению с одной стороны, так и формирует умение работать в команде. Снимает рамки скованности, позволяет дышать глубоко и свободно.

G:\Новая папка\_DSC0012.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие произвольной моторики как средство коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста".

Вам представлены задания наразвитие графических навыков. Эти упражнения помогут развить у ребят мелкую моторику, произвольное внимание, зрительное восприятие, научат детей ориентироваться налист...

Использование компьютерных технологий при коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повыша...

Педагогический Проект "Коррекция речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики"

Педагогический Проект разработан для учителей-логопедов, рекомендован в работе воспитателей групп компенсирующей и комбинированной направленности. Цель Проекта: преодоление речевых нарушений у детей с...

Взаимосвязь работы семьи и логопеда при коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста.

Обучение ребенка в дошкольном учреждении проводится по разным направлениям:развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной);исправление звукопроизношения;формирование ритмико-мелодической стороны ре...

Использование куклотерапии для коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста.

Кукла в руках пациента – ширма, за которой можно спрятаться, отделиться от самого себя и раскрыться.Кукла в руках психотерапевта отвлекает пациента от серьезности процесса и дает поговорить по душам. ...

Дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет, не посещающих группы компенсирующей направленности и логопункт «Речевой калейдоскоп»

Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительн...

Совместный проект музыкального руководителя и учителя – логопеда по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста « Я пою и говорю - Времена года»

В последние годы,  к сожалению, отмечается увеличение количества  детей, имеющих проблемы с речью.Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей ...