Конспект НОД по развитию речи "Поможем елочке"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Занятие, развивающее монологическую речь детей и словесное творчество у детей с ОНР III уровня

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_puzikovoy_v._v._po_obucheniyu_rasskazyvaniyu.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  НОД по  развитию  связной  речи в  подготовительной  к  школе  группе  для  детей  с  ОВЗ ( общее  недоразвитие  речи  III  уровня)

Составление  рассказа  по стихотворению «Поможем  елочке»

Составила  учитель – логопед высшей квалификационной  категории

МБ  ДОУ « Детский  сад №157»  г. Новокузнецка

Пузикова  Виктория  Викторовна.

Цель  занятия: формирование связной  монологической речи  у  детей  с ОВЗ.

Задачи

Речевое  развитие:

1.Совершенствовать грамматический  строй  речи, учить отвечать  на  вопрос  развёрнутым  предложением.

2. Продолжать  учить  детей  составлять    связный  рассказ  по  стихотворению  с  интересным  сюжетом с  использованием  повествований  и  описаний  с опорой  на  картинный  план.

3. Поощрять  попытки  высказывать  свою  точку  зрения.

Познавательное  развитие:

Развивать  умение  анализировать, выделять  характерные  существенные  признаки  предметов  и  явлений.

Уточнить знания  детей  о  сезонных  изменениях  в  природе  зимой,  о традициях  Новогоднего  праздника.

Стимулировать  познавательную  активность,  умение  рассуждать  на  основе  ранее  полученных  знаний.

 Развивать  творческие  способности  детей  в  процессе  речевой  деятельности.

Продолжать  учить  моделировать  связное  высказывание.

Продолжать  формировать  экологическую  культуру.

Социально-коммуникативное  развитие:

Активизировать  словарный  запас  детей  по  темам: «Зима», «Новогодний  праздник»,  «Деревья».

Обогащать  словарь словами:  Сибирь,  тайга,  заснеженный.

Воспитывать  умение  выслушивать  друг  друга,  не  перебивая.

Художественно-эстетическое  развитие:

Развивать  способность  эмоционально  откликаться  на  выраженные  в  стихах  чувства.

Продолжать  формировать  экологическую  культуру. Воспитывать бережное  отношение  к  объектам живой  природы.

Материалы  и  оборудование: аудиозапись  П. И. Чайковский «Времена  года.  Декабрь». Электронное  письмо  грустной ёлочки,  текст  стихотворения  с   мультимедийной    презентацией,  волшебная  палочка,  мяч,   набор пиктограмм  по  тексту  стихотворения.

Ход  образовательной  деятельности.

I. Логопед  предлагает  детям  полюбоваться чудесным  зимним  днем  за  окном  ( Дети  любуются  занесенным  снегом  пейзажем  под    музыку  П. И.  Чайковского  «Времена  года. Декабрь»)

Логопед   спрашивает,  какой  самый главный праздник зимы.

(Ответ  детей: «Новый год».)

Вопросы.

- Без  чего  Нового  года не  бывает?

(Без  Деда  Мороза, без  Снегурочки,  без  маскарада, без  песен,  без  стихов,  без  подарков,  без  веселья,  без огней,  без  елки…)

-Какие  красивые  слова вы можете сказать  о  Новогоднем празднике?

(Ответы: волшебный, радостный, веселый,  сказочный, чудесный, интересный, долгожданный, красочный, зимний…)

II.  Логопед.

–Конечно, дети,  мы веселимся  и  радуемся  в  Новогодние  деньки. А как  вы  думаете, кому  грустно  в  Новый  год  и  почему?

(Предположительные ответы:

-тому, кто  остался  без  подарка;  к  кому  не  пришёл  Дед  Мороз,  кто  болеет, у  кого  нет  ёлки  и т.д.)

Логопед.

Дети,  на  электронную  почту  нам  пришло  стихотворное письмо  из  заснеженного  зимнего  леса  от   грустной ёлочки. Присаживайтесь, прочитаем  письмо.

(Логопед  читает стихотворение, сюжет  которого  иллюстрирован мультимедийной  презентацией).

Наконец-то в  городе  снежные  деньки-

Сели  мы  на  санки,  встали  на  коньки.

В  ожиданье  чуда – взрослые  и  дети,

Новогодний  праздник – лучший  на  Планете.

                А  в  тайге  заснеженной тихо  и  бело,

                Ели  вековые  снегом  замело.

Лишь   зеленым  ёлочкам  нынче  не  до  сна,

Потому  что  к  ёлочкам  не придет  весна.

К  Новогодним  праздникам в город их  свезут,

И на  рынке  ёлочки  людям  продадут.

На  балконе  будет  ждать  бала  своего

Ёлочка, как  Золушка,  и  смотреть  в  окно.

                Накануне  праздника в дом её внесут,

                Шарики развесят и огни  зажгут.

                Краше платья бального  ёлочкин наряд,

                А под ней подарочки - каждый будет рад!

Хороводы, песенки, шутки, пляски, смех!

Возле яркой ёлочки место есть для  всех.

Гости восхищаются: «Как  же  хороша,

Ёлочка-красавица - зелёная  душа!»

                        Но проходят  праздники, умолкает  смех,

                        И  ненужной  ёлочка  станет  вдруг  для  всех.

                        Блёстки  и  фонарики – вычурный  наряд,

                        На  ковёр, как  слёзки, хвоинки полетят.

Снимут  с  ёлки  шарики  и  во  двор  снесут.

Здесь  уже  подружки  нашу  ёлку  ждут,

Вспоминают  праздники, тот  счастливый  миг,

И  летит  над  городом  душ  зеленых  крик.

                        Люди,  не  губите  ёлочек  красу,

Что б украсить  праздника один  день  в  году!

Искусственная  ёлочка  пушиста  и  стройна,

Долго  будет  радовать  всю семью  она.

Пусть  растут  живые  ели  во  дворе.

Украшать?  Всем  домом,  на  радость детворе.

Пусть  соседи  вместе  встретят  Новый  год,

Во  дворе  всех  ёлочка  дружно  соберёт!

                           И  тогда  светлее  станут  все  вокруг.

                Для  кого-то,  может  быть,  найдется  новый  друг.

                        Добротой  и  счастьем  наполнятся  сердца,

                        И  ещё  богаче  станут  сибирские  леса!

                                        Хоботнева  Лилия, 7 класс, г. Новокузнецк

Вопросы к  стихотворению,  побуждающие  анализировать  и  рассуждать.

  • Какими  могут  быть  елки?

       (Большими,  маленькими,  высокими,  низкими, старыми,  молодыми,      густыми,  настоящими,  искуственными.)

  • Откуда  попадают в  дом  настоящие  живые  елочки?
    (Их  привозят  из  леса или  выращивают  в  питомниках.)
  • Можно  ли  рубить  елки  в  лесу  и  почему?

(Елки  растут  очень медленно, в  лесу  срубленная ель уже  не  вырастет.)

  • Чем  искусственная  елка  отличается  от  «настоящей»?  Чем  она  лучше,  чем  хуже?
  • Что  нужно  сделать,  чтобы  елка  не  засохла?

Вопросы к  стихотворению,  развивающие  фантазию.

  • О чем  думала  елочка,  когда ждала  праздника  на  балконе?
  • Что  чувствовала  елочка  на  Новогоднем  балу,  какое  настроение  у  неё  было и почему?
  • С  героиней какой  сказки сравнивает  автор  стихотворения  елочку  и почему?
  • Придумай  разговор  между  подружками - елочками  в  лесу.
  •  Придумай  разговор  между  подружками - елочками,  когда  их выбросили. Что  чувствовали  елочки по твоему  мнению?
  • Как  по-твоему  можно  спасти  елочку.

   Логопед предлагает  детям  выполнить  мимические  упражнения:

-покажи  веселую  елочку,  грустную,  удивленную,  сердитую.

Словарная  работа

  • Уточнение значения   слов: тайга,  заснеженный.
  • Дидактическое  упражнение «Один-много»  с  мячом.

Шар-шары, фонарик-фонарики, шишка-шишки, сосулька-сосульки,, огонек-огоньки, звездочка-звездочки, снежинка-снежинки, домик-домики, флажок-флажки,   гирлянда- гирлянды.

  • Составь предложение  по  опорным словам  (дети  составляют предложения, передавая  друг другу  волшебную светящуюся  палочку).

Дети, любить, веселый,  Новый год

В, лес, заметать, снег, ели

Папа,  принести, красавица-елка, дом

Дети,  наряжать, елка, бусы, и,  шары

Гости,  восхищаться, красивая,  елка

Дети,  водить,  хоровод,  вокруг,  елка.

Ёлка, выбросить, после,  праздник

YI.Речь  с  движениями.

В  лесу  стоит  большая  ель,

Олени  кланяются  ей.

Прилетели  свиристели,

На  ветвях  у  елки  сели.

Зайцы  водят  хоровод,

Скоро,  скоро  Новый  год.

Y. 1.Повторное  чтение  стихотворения логопедом.

Дети  по  ходу  чтения  подбирают  к  каждой  строфе  пиктограммы.

(Зима в городе;  заснеженный лес;  елочка на зимней полянке;   нарядная  ёлочка в комнате;  хоровод вокруг елочки;  елочки, лежащие  во  дворе после праздника; дети  украшают елочку, растущую во  дворе;  новогоднее  веселье вокруг  дворовой елочки.)

2.Логопед предлагает детям придумать  название  своему  рассказу  и  составить  рассказ  о  елочке  с  опорой  на     план  - схему.

IY.Рефлексия

Логопед  предлагает  детям  подумать  и  ответить на  вопрос:

- Мог  ли бы  твой  рассказ,  если бы его услышали  другие  люди, спасти  елочку  от  гибели?  (Ответы  детей).  

Логопед.

Дети,  вы -  настоящие  друзья  природы.  Давайте  из  Ваших  рассказов  сделаем книжку  для  родителей,  чтобы  спасти  как  можно  больше зеленых красавиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитием речи "Елочка елка лесной аромат".

На занятии дети учатся отгадывать загадки, знакомятся с хвойными деревьями: елью, сосной и кедром. Учатся составлять рассказ по схеме. Играют в малоподвижную игру "Были бы у елочки ножки" и пальчикову...

Конспект НОД по познавательному развитию (экология) "Елочка - зеленая иголочка"

Конспект НОД по познавательному развитию (экология)...

Конспект зантия по развитию речи "Елочка-красавица в гости к нам пришла"

Конспект зантия по развитию речи "Елочка-красавица в гости к нам пришла"...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе для детей с ФФН "Наряжаем елочку"

конспект могут использовать в своей работе логопеды д/с...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «ЕЛОЧКА КРАСАВИЦА. РИСОВАНИЕ ЕЛОЧКИ

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СРЕДНЕЙ  ГРУППЕ «ЕЛОЧКА КРАСАВИЦА....

Конспект по познавательному развитию на тему "Новый год», «Наша Елочка" (Группа раннего развития «Звездочки»)

Конспект по познавательному развитию на тему "Новый год», «Наша Елочка"  (Группа раннего развития «Звездочки»)Автор: Фай А.А., воспитатель МБДОУ "Детский са...