Конспект НОД по познавательному развитию (экология) "Елочка - зеленая иголочка"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Павлова Ирина Владленовна

Конспект НОД по познавательному развитию (экология)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_poznavatelnomu_razvitiyu.docx23.65 КБ
PDF icon elochki.pdf273.08 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательному развитию /экология/

Тема: «Елочка - зеленая иголочка»

Цель: Продолжать формировать у детей представление о деревьях на примере новогоднего дерева - ели, о взаимодействии растений и животных, о необходимости охраны елей в предновогодние дни; продолжать формировать умение работать в технике оригами.

Интеграция образовательных областей:

познание, коммуникация / чтение художественной литературы /, труд, безопасность.

Материал и оборудование:

ель искусственная, коллекция шишек / еловых, сосновых, лиственницы/, слайды животных и растений, веточки живой ели, цветная бумага / 6 квадратов - 14x14, 12x12, 10x10, 3 квадрата - 7x7/, клей.

Предварительная работа:

  • наблюдение за елью на участке детского сада / в чём красота ели, исследование хвои, исследование шишек, чем настоящая ель отличается от искусственной, кто может нанести вред ели и как ей помочь/;
  • сбор шишек хвойных деревьев;
  • отгадывание загадок;
  • дидактические игры «Доскажи словечко», «Четвёртый лишний», «Какая»;
  • рисование на сюжет «Лесная елочка»;
  • работа с родителями: проведение конкурса на лучшую поделку.

Содержание организационной деятельности

Дети заходят в зал, здороваются с гостями, садятся на свои места.

-        Ребята, садитесь поудобней, сегодня у нас очень интересная
и необычная встреча. К нам пришли гости, они хотят
посмотреть на вас и познакомиться с вами. Сегодня мы
поговорим с вами об одном удивительном, очень красивом
дереве.

Послушайте, пожалуйста, стихотворение К.И. Чуковского. Может, вы догадаетесь, о каком дереве идёт речь.

Как у наших у ворот Чудо - дерево растёт,

Чудо, чудо, чудо, чудо расчудесное.

Не листочки на нём, не цветочки на нём,

А чулки да башмаки словно яблоки!

  • Видели вы когда-нибудь такое дерево? /ответы детей/
  • Конечно, ребята, таких деревьев не бывает, ведь это сказочное, выдуманное автором дерево. А сейчас постарайтесь отгадать загадку про другое дерево.

Её всегда в лесу найдёшь.

Пойдём гулять и встретим.

Стоит колючая, как ёж,

Зимою в платье летнем.

А к нам придёт на Новый год -

Ребята будут рады,

Хлопот весёлых целый рот.

Готовят ей наряды! /ответ детей/

- Правильно, это ёлочка / показ слайда/. Посмотрите на ёлочку, как она красива! Ребята, а как ещё можно красиво сказать про ёлочку? Какая она? /зелёная, пушистая, колючая, необыкновенная, чудесная, волшебная, сказочная, лесная красавица, чудо - ёлочка, новогодняя подружка, ёлочка – веселушка, живая, пушистая, пышная, стройная/.

  • Молодцы, дети! Как вы хорошо про ёлочку рассказали, много красивых слов придумали.

А сейчас, ребята, я предлагаю взять в руки веточки ели, которые мы собирали вчера во время прогулки. Понюхайте веточку ели. Как вы думаете, чем пахнет веточка? От еловых веток исходит особый запах хвои. Это запах смолы.

У нас в руках маленькие веточки, а вообще ветки ели очень широкие и поэтому их называют еловыми лапами! (показ слайда) Густые еловые лапы не пускают в чащу холодный ветер, поэтому в ельнике теплее. И летят в непогоду в ельник птицы. Он и от метели укроет, и на ночь приютит.

  • А что есть на веточках ели? /иголки/
  • как ещё можно назвать иголки? /хвоинки/
  • Хвоинки - это листья, но особенные. У елочки они тоже опадают, но не сразу, а постепенно. И на месте упавших хвоинок вырастают новые. Поэтому елочка всегда зелёная - и зимой, и летом.
  • Давайте потрогаем кончик хвоинки. Что можно о ней сказать? Какая она?/ острая, колючая/» Закройте глаза, представьте, что вы гладите животное. Какое это могло быть животное? Кого она вам напоминает?/ежа/ Правильно, хвоя острая, колючая, напоминает нам ёжика. Вы знаете, ребята, зимой хвоей ели в лесу питаются многие птицы, животные, например, зайцы.

-А сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «С какого дерева шишка?». У вас на столах стоят подносы с разными шишками. Покажите еловую шишку. Какая она? / длинная, овальная, колючая/.

-        А теперь найдите сосновую шишку. Какая она? / ответы
детей/

-А какие ещё шишки лежат у вас на подносе? /лиственничные/. Как вы узнали? / они маленькие/

  • Молодцы ребята! Попробуйте постучать по шишке. Что находится в шишке? / семена/
  • Правильно, ребята, в шишках находятся семена. Они спасают от голода белок, дятлов и других птиц. Для них еловые семена - самая лакомая еда. А ещё из этих семян вырастают новые ёлочки. Как это происходит?/шишка падает с ёлки, ударяется об землю, семена выпадает из неё, ветер их

разносит. Попадая в землю, они начинают прорастать и появляются новые ели.

  • А теперь посмотрите на еловый, хвойный лес /показ слайда/. Он тёмный, величественный. В России много хвойных лесов. Ещё у них есть другое название - тайга.
  • А теперь у нас на экране другой лес /показ слайда лиственный и хвойный лес вместе/. Посмотрите, этот лес называется лиственный. А почему он так называется?/ ответы детей/ Правильно, здесь все деревья с листьями. А как мы тогда назовём другой лес?/хвойный/. А почему хвойный? /ответы детей/
  • Правильно вы всё рассказали, ребята.

В лесу растут и взрослые деревья и малышки. Каждый год на ёлке вырастает новый ярус веток. Если посчитать ярусы снизу вверх, то можно определить, сколько ёлочке лет. Сколько ярусов - столько лет елке.

  • Давайте/попробуем определить, сколько лет елочкам /показ слайдов, определение возраста ёлок/.

Еловый или хвойный лес - это дом для многих животных и растений. И хотя в еловом лесу темно, это не мешает большому количеству животных и растений в нем обитать. Давайте посмотрим на экран / показ слайда «ель - дом для животных»/. Посмотрите, как много вокруг ёлочки животных и птиц. Расскажите, кто у ёлочки живёт, дружит с ней?

Ответы:

1)Рысь прячет своё логово в корнях упавших деревьев.

2)Белка на ели устраивает гнездо их веток, стебельков черники и брусники.

3)В глухом лесу на ели строит своё гнездо сорока.

4)В глухих ельниках делает свою берлогу медведь. 5)Весной на ветках ели строит гнездо не улетающий из города снегирь.

6) заяц.

-Скажите. А для белого медведя или верблюда ёлочка может быть домом?

-        А почему нет? /ответы детей/.

Замечательное дерево - ель. Она нужна многим животным, для них она и столовая, и дом.

-        Пришло время нам немного отдохнуть.
Физкультминутка.

Руки подняли и покачали - это деревья в лесу, Локти согнули, кисти встряхнули - ёлочки пляшут в снегу. В стороны руки, плавно помашем - это к нам птицы летят, Как они сядут - тоже покажем, крылья сложили назад.

  • Молодцы, ребята! Мы немножко отдохнули и можем дальше продолжать.
  • А кто может сказать, какую ещё пользу приносит ель? / ответы детей/
  • Вы всё правильно сказали, дети. Хвойные деревья круглый год выделяют кислород, и мы им дышим; из древесины ели делают мебель, музыкальные инструменты; летом она даёт тень; из ёлочных шишек дети делают поделки, играют с ними.

- А ещё красавицы ели украшают улицы городов /показ слайда/.

Показ слайда со срубленной елью/Но что это?/. Кто-то срубил ёлочку. Наверное, к Новому году готовится. Хорошо это или плохо? Как вы думаете?

  • Конечно, так делать нельзя. Очень жалко ёлочку.

Показ слайда с плачущим зайчиком/А кто это у нас плачет на экране?/

  • Да, это же зайчик! Знаете, а я, кажется, знаю, почему он плачет. Скоро Новый год. Всё мы будем украшать свои дома новогодними ёлками. Зайчик очень боится, что в лесу вырубят все ёлки и многие зверюшки останутся без дома, зайчатам негде будет спрятаться от волка и лисы. Давайте успокоим зайчика. Ведь добрые, умные люди придумали делать искусственные ёлки из пластмассы. Вот послушайте стихотворение, которое нам прочтёт Андрей.

Мне елку купили!

Мне елку купили!

В лесу на опушке ее не рубили.

А сделали елку на добром заводе

Хорошие дяди, веселые тети.

Скорей приходите,

Скорей поглядите

На елку из тонких серебряных нитей:

Вся в хвое мохнатой,

Блестящей и пышной,

Задень –

И она зазвенит еле слышно.

А елка лесная осталась живая,

Стоит на опушке,

Макушкой кивая.

Кому?

Никому!

Просто ветру, метели,

Такой же красивой

Не спиленной ели!

  • Спасибо, Андрей, что рассказал такое красивое стихотворение. Посмотрите на искусственную ёлочку. Правда, красавица? Помните. Я как-то спрашивала вас, кому какая ёлочка нравится? А скажите еще раз. Какая же елочка лучше и почему? Расскажи, Алёна, почему тебе нравится живая ель? / она живая, хорошо пахнет, даёт нам кислород/. А почему, Егор, тебе нравится искусственная?/она яркая, лёгкая, блестящая, её можно сложить и убрать до следующего года/. Так что пусть зайчик не переживает, люди не будут вырубать ёлочки для украшения дома, а купят искусственную. А у кого-то она уже есть.

А теперь посмотрите на экран /показ слайда - огород Деда Мороза/.

-        Дед Мороз тоже придумал, как помочь птицам и зверям, что
сделать, чтобы люди не губили ели в лесу. Посмотрите, это ёлочный питомник Деда Мороза. Здесь он выращивает ели, как овощи на огороде. А помогает ему лесник. Подросшие ели Дедушка Мороз рассылает по елочным базарам
.

-        Ребята, ведь у нас с вами тоже добрые сердца и умелые руки. И сейчас мы попробуем сделать свои елочки.

Практическая работа / воспитатель по мере необходимости помогает, подсказывает детям. По мере изготовления ёлочки вывешиваются на мольберт/.

Итог занятия

-        Молодцы, ребята, у нас получились замечательные ёлочки. Так что зайчику нечего переживать и плакать за лесных красавиц. Мы их трогать не будем и другим не позволим. Давайте в ближайшее время изготовим открытки с напоминанием о том, что надо беречь ели не рубить их. А потом раздадим эти открытки знакомым, друзьям, соседям. А настоящие ели пусть живут в лесу. Когда знаешь, что в лесу
растёт много-много не срубленных елей, праздник становится ещё веселее.

Сегодня вы у меня все молодцы. Правильно отвечали на вопросы, сидели красиво. Не шумели, аккуратно работали с бумагой и клеем, были внимательными. Очень старались.

А у остальных ребят тоже все обязательно получится в следующий раз.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по познавательному развитию на тему: «Красный, желтый, зеленый»

Дать представление о светофоре, значение зеленого и красного сигнала светофора. Закрепить правила поведения в общественном транспорте....

Познавательно-творческий проект "Ёлочка - зеленая иголочка"

В настоящее время огромное значение придается экологическому образованию подрастающего поколения. Именно в дошкольном возрасте ребёнок получает первые эмоциональные впечатления о природе.По традиции в...

Конспект НОД по познавательному развитию для детей средней группы на тему: ««Поможем зеленым друзьям – комнатным растениям»

Конспект НОД по познавательному развитию для детей средней группы на тему: ««Поможем зеленым друзьям – комнатным растениям»Основная цель: ознакомление детей с комнатными растен...

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Мои зеленые друзья»

Конспект НОД по познавательному развитию с использованием игровых технологий в средней группе «Мои зеленые друзья» Воспитатель: Паршина А.П. ГБДОУ детский сад № 106 Тема: «Мои з...

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию детей «Елочка – зеленая иголочка»

Возраст воспитанников: средний дошкольный возраст (4-5 лет)Виды деятельности: коммуникативная, познавательно – исследовательская, игровая, изобразительнаяОбразовательная область: художественно-э...

Конспект ООД по ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ в младшей группе "Зелёная ёлочка, живая иголочка"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"27114779","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...