Главные вкладки

    Статья "Развитие лексической стороны речи посредством дидактических игр."
    статья по логопедии на тему

    Статья на тему "Развитие лексической стороны речи посредством дидактических игр." План-конспект прилагается.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya.docx20.89 КБ

    Предварительный просмотр:

                             Государственное бюджетное дошкольное

    образовательное учреждение «Детский сад № 56 комбинированного

    вида» Колпинского района г. Санкт – Петербурга.

    Статья на тему «Развитие  лексической  стороны  речи      

    посредством    дидактических игр»

    Автор:                  

      учитель-логопед

    ГБДОУ № 56

    Александрова Е.В.

                                                                 

                                                                        Санкт – Петербург

                                                                          2015г

    Развитие  лексической  стороны  речи                        посредством    дидактических игр

    На всех этапах исторического развития человечества ценились и были достойны восхищения люди, имеющие богатый словарный запас. Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребёнка. И, напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого умственного развития. На современном этапе исследователями доказана огромная роль дошкольного детства в накоплении знаний, формировании словарного запаса. Словарный запас детей формируется за счёт познания окружающей действительности, предметного мира, что доказано в психологии.

    Проблемой формирования словаря детей дошкольного возраста занимались многие исследователи. Анализ природы слова и особенностей освоения детьми лексики осуществляли Е.И. Тихеева, М.М. Конина, Л.А. Пеньевская, В.И. Логинова, В.В. Гербова, А.П. Иваненко, В.И. Яшина. Специфика усвоения слова как лексической системы, его связи с другими лексическими единицами изучали Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, Е.М. Струнина.

         Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети – творцы настоящего и будущего. Дети не ставят в игре каких – то иных целей, чем цель – играть.  И было бы неправильно не учитывать обучающего и развивающего влияния игры и при сохранении в ней непосредственной жизни детей.

          Потребность в игре и желание играть у детей необходимо использовать и направлять в целях решения определённых учебных и воспитательных задач. Игнорирование этих потребностей означало бы игнорирование особенностей развития ребёнка.

            В последнее время всё больше и больше детей с нарушениями речи поступает в массовые группы детского сада.  Да и  дети с нормой  часто  имеют бедный  словарный запас, а порой не знают самых элементарных вещей. Эти наблюдения натолкнули меня на мысль больше внимания уделять лексической стороне речи -  одному  из важнейших направлений образовательного процесса по речевому развитию ребёнка.  Ведь впереди школа.  И для успешного обучения в школе важно иметь высокий уровень развития речи. А овладение словарным запасом родного языка – необходимое условие освоения его грамматического строя, развития связной монологической речи, воспитания звуковой культуры речи.

          Мне, как логопеду, эта тема интересна. Моя задача не просто развивать речь детей, а сделать этот процесс интересным и увлекательным, а переход от игры к серьёзной учебной работе менее заметным для ребёнка. От всех этих факторов зависит результат проведённой работы.

           Дидактическая игра – игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, развитие познавательных способностей. В игре дети незаметно для себя выполняют большое число упражнений. Таким образом, дидактические  игры позволяют обеспечить нужное количество повторений на разнообразном материале, постоянно поддерживая, сохраняя положительное отношение к заданию, которое заложено в содержании  игры. А также становятся незаменимым помощником в работе воспитателя.  

         Организация дидактических игр хоть и является традиционным методом в дошкольном образовании, но требует творческого подхода, обновления методики их проведения за счёт поиска эффективных приёмов руководства, мотивации детей.

    Прилагается план - конспект непосредственно образовательной деятельности  в старшей группе  (область «Познание»).

               

                                                       Транспорт

    Цели: закрепить знания детей о видах транспорта, деталях, профессия; умение классифицировать все виды транспорта; учить образовывать множественное число, подбирать признаки и действия, составлять простые распространённые предложения; развивать внимание и память

    Оборудование: предметные и сюжетные картинки, карточки – поля.

    Речевой материал: автомобиль, машина, грузовик, самосвал, фургон, такси, автобус, троллейбус, трамвай, метро, паровоз, тепловоз, электровоз, электричка, поезд, самолёт, вертолёт, ракета, корабль, катер, лодка; легковой, грузовой, железнодорожный, воздушный, водный, наземный, подземный; летит, плавает, едет, транспорт

                                            Ход занятия.

    1.Организационный момент.

     - Сядет тот,  кто назовёт свою картинку. ( У детей картинки с изображениями разных видов транспорта.)

    - Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить?

    2. Основная часть.

    Беседа о транспорте.

    Педагог выставляет картинки наземного транспорта, уточняет его виды. (Пассажирский, грузовой, легковой)

    - Как называются люди, едущие в троллейбусе, автобусе, трамвае?

    -Значит, это какой транспорт?  (Пассажирский)

    Пассажирский транспорт может быть наземный и подземный.

    Наземный транспорт может быть грузовой, легковой, железнодорожный.

    Кроме этого,  есть транспорт воздушный и водный.

    Д/игры:

     «Лото»

    У каждого ребёнка карточка, разделённая на четыре поля: белое (воздух), синее (вода), коричневое (земля), чёрное (под землёй). Дети должны быстро разложить свои картинки правильно на карточке – поле.

     «Один – много»

    «Назови части предмета»

    -У самолёта есть: … (крылья, нос, хвост, пропеллер, мотор и т. д.)

    -У грузовика есть:…

    -У  автобуса, вертолёта, троллейбуса, корабля есть….

    Физминутка «Едет, плавает, летает»

    «Назови признак»

    Поезд (какой?) -…;самолёт, автобус, вертолёт и т.д.

    «Кто чем управляет?»

    Автобусом управляет…(водитель)

    Грузовиком -…(шофёр)

    Поездом – (машинист)

    Самолётом - …(лётчик)

    Кораблём - …(капитан)

    Мотоциклом - …(мотоциклист)

    Велосипедом - …(велосипедист)

    «Узнай по описанию»

    Один ребёнок по плану рассказывает о том виде транспорта, который он загадал, остальные должны отгадать

    -Из каких частей состоит?

    -Какого цвета, формы?

    -Из чего сделан?

    -Где движется этот транспорт?

    -Для чего используется, что перевозит?

    -Кто им управляет?

    «Что лишнее»

    Автобус, самосвал, такси, трамвай.

    Самолёт, вертолёт, орёл, ракета

    Самолёт, вертолёт, ракета, парашют.

    Трамвай, троллейбус, велосипед, автобус.

    Трамвай, электричка, троллейбус, автобус.

    3.Итог занятия.

    О чём говорили сегодня? Во что играли?

    Работа сродителями

    К новым формам вовлечения родителей во взаимодействие с детьми группы относится и « Игротека». Цели такой работы:

    - Побуждать родителей к участию в образовательной работе детского сада, формировать интерес к интеллектуально - познавательному общению с ребёнком и навыки партнёрской деятельности.

    - Помогать родителям через наблюдение увидеть процесс развития собственного ребёнка, оценить его достижения, учебные и коммуникативные навыки.

    - Познакомить с содержанием образовательной работы по развитию речи  и с   методами обучения.

    - Закреплять и обогащать представления детей.

              В "Игротеке" собраны настольно - печатные игры, картотека словесных игр, наглядные материалы. Игры способствуют развитию речи, внимания, памяти, мышления, формированию логических операций. Ни одна игра не повторяет с точностью другую, но каждая из них представляет мгновенно новые и новые ситуации, которые требуют всякий раз новых и новых решений. При этом надо иметь в виду, что такая игра является величайшей школой социального опыта.

              В режиме дня выделено специальное время для организации

    «Игротеки». Все дети группы играют в разные игры с товарищами и педагогом.

              Два раза в месяц на "Игротеку" приглашается несколько родителей. Появление новых партнёров, которые не знакомы с правилами игр, создаёт условия, при которых даже хорошо известные детям игры приобретают некоторую новизну, так как им приходится знакомить новых партнёров с правилами игры и выступать в роли ведущих. Особенно,  важна в игре новая позиция робких, застенчивых, медлительных детей.

                  Дошкольникам предоставляется возможность побывать в роли наставника, ведущего, что они делают весьма охотно. Дети стараются показать свои умения, проявить ловкость и находчивость. Взрослые, включаясь в игровое общение, имеют возможность увидеть собственных детей как бы со стороны, на фоне других сверстников. Понаблюдать приёмы и методы руководства или участия в играх дошкольников.

                   Привлекаю родителей к изготовлению игр.                        


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дидактическая игра по развитию лексической стороны речи детей дошкольного возраста (6-7 лет).

    Мы воспитатели и должны не стоять на месте, а тоже развиваться и идти в ногу со временем. Поэтомку я и придумала сделать игру в виде мини-мультика. каждый герой двигается по щелчку мыши....

    Логопедическая работа по совершенствованию лексической стороны речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

    Совершенствование лексической стороны речи по средствам игр на развитие мелекой моторики рук....

    Исследовательская работа ТЕМА: «ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 3 УРОВНЯ НА МАТЕРИАЛЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР».

    Для того чтобы правильно понять и эффективно воздействовать наречевой дефект, выбрать наиболее рациональные и экономичные пути его преодоления, необходимо уметь выявлять характер речевых нарушений, их...

    Картотека дидактических игр для развития лексической стороны речи дошкольников (формирование словаря)

    Словарь – это слова (основные единицы речи), обозначающие предметы, явления, действие и признаки окружающей действительности. Различают словарь активный и пассивный. Под пассивным словарем поним...

    КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПУТЕМ РАЗВИТИЯ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО НАВЫКА

    данная статья посвящена проблеме выявления и коррекции общего недоразвития речи у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста. Недоразвитие лексической стороны речи является одним и...

    ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ГЛАГОЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

               Известно, что инструментом всестороннего развития личности ребенка является богатая и хорошо развитая речь. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем ле...