Главные вкладки

    ЧИСТОГОВОРКИ И СКОРОГОВОРКИ
    консультация по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

    «Скороговорки – это удивительный жанр фольклора, создан народной мудростью не для пустословия,

    а специально для тренировки движений речеобразующего органа,

    который был  бы способен  воспроизводить все звуки родного языка .» З. Савкова.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл chisto-i_skorogovorki.docx16.57 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чисто – и  скороговорки в воспитании

    звуковой культуры речи дошкольников.

              «Скороговорки – это удивительный жанр фольклора, создан народной мудростью не для пустословия, а специально для тренировки движений речеобразующего органа, который был  бы способен  воспроизводить все звуки родного языка .» З. Савкова.

         Посмотрите на окружающий мир, окружающую природу ,какая гармония , красота, и в центре всего этого находится человек . Его назначение приумножать и наслаждаться этой гармоней . Впечатления от наслаждений переполняя душу , ищут выход , необходимо поделиться с ближним .Главным средством общения  является речь, которая играет важнейшую роль в жизни человека. Появившаяся в ходе эволюции ,письменная речь позволила людям накапливать полученные знания и с её помощью передавать их последующим поколениям. Основой речи  как физиологического процесса является нервная система человека . Непосредственно речь представляет собой сложную взаимосвязанную функциональную систему использования звуков  носителями конкретного языка .

    С рождения ребёнка окружает множество звуков :речь людей , музыка , шелест листьев , щебетание птиц и т.п .Но из всех звуков , воспринимаемых ухом ребёнка , лишь речевые звуки , и то только в словах , служат целям общения его со взрослыми , средством передачи различной информации , пробуждения к действию . А прежде чем ребёнок  научится понимать и произносить отдельные слова он реагирует на интонацию .

    Правильное произношение всех звуков родного языка должно быть сформировано у детей в дошкольном возрасте , так как  именно это время является наиболее благоприятным для развития речи .На нем будет основано дальнейшее развитие и обучение детей. Дефекты звукопроизношения , не прошедшие по мере взросления ребёнка и вовремя не исправленные , в дальнейшем потребуют значительно больших усилий и времени , а также могут привести к трудностям при обучении в школе .

    Большое значение для правильного развития звуковой стороны речи имеет хорошо развитое дыхание , которое обеспечивает нормальное звуко – и голосообразование .Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса . Своевременный вдох и последующий плавный выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи , для свободного скольжения голоса по высоте , для перехода от тихой речи к громкой и наоборот .Нарушение  речевого дыхания  может явиться причиной недостаточно громкого произнесения слов ,неправильной модуляции голоса , нарушения плавности речи .

    Процесс развития речи во многом зависит от развития фонематического слуха .Недостаточная  сформированность  слухового восприятия , фонематического слуха может явиться причиной неправильного произношения звуков , слов 6 фраз .

    Для  того  , чтобы выработать у ребёнка хорошую дикцию , обеспечить четкое и благозвучное произнесение им слов и каждого звука в отдельности , необходимо развивать его артикуляционный аппарат , речевое дыхание , совершенствовать фонематический слух , учить его слушать и на слух , правильно воспроизводить их в слове .

    Вслушиваясь в звучащие слова , играя с ними , дети развивают свой слух ,укрепляют артикуляционный аппарат, улучшают произношение . Опираясь на слух, ребёнок контролирует свою артикуляцию и стремиться приблизить , своё произношение к произношению окружающих .

    Усвоение ребенком звуковой стороны слова – сложный процесс 6 для усвоения которого используется разнообразный речевой материал :звукоподражание , потешки , считалки , загадки, пословицы ,чисто – и скороговорки .

    Очень удобным речевым материалом  , для развития звуковой стороны речи , являются чистоговорки и скороговорки .Это особый речевой материал , небольшой по объёму и специально построенный из сложных сочетаний звуков ,слогов , слов ,трудных для произношения . Произносить их надо чисто , скоро , быстро ( само название говорит за себя ) .Различия заключаются в том , что чистоговорки произносятся в обычном темпе ,а скороговорки в ускоренном темпе .

    С большим успехом  чисто – и скороговорки используются   в работе с детьми любого возраста для развития разных сторон звучащей речи : для преодоления вялости и малоподвижности артикуляционного аппарата , для закрепления правильного произношения звуков , для выработки отчетливой дикции , в качестве упражнений для тренировки и совершенствования голосового аппарата .

    Для детей младшего и среднего дошкольного возраста используются чистоговорки  (скороговорки используются в старшем дошкольном возрасте ) небольшие по объёму и простые по содержанию .Следует подбирать те , которые подходят по содержанию для конкретного занятия .Одни и те же чистоговорки можно использовать неоднократно и с различной целью .Материал даётся в игровой форме с применением наглядности (картинок , игрушек ) . Чистоговорки используются для закрепления правильного звукопроизношения с учётом трудности усвоения.

    В старшем дошкольном возрасте чистоговорки способствуют формированию чёткого и правильного произношения  звуков  и укрепляют артикуляционный аппарат , способствуют быстрой переключаемости мышц языка , губ с одного движения на другое .

      Скороговорки- незаменимый речевой материал для совершенствования дикции детей . При произнесении их необходимо добиваться , чтобы дети не только быстро их произносили , но и отчётливо и ясно произносили слова и каждый звук в отдельности .

           С большим успехом чисто – и скороговорки можно использовать для  тренировки в смене громкости голос , в смене скорости речевого высказывания , в правильной постановке логического ударения , вопросительных и утвердительных интонаций .Такие упражнения можно давать как для групповых , подгрупповых и индивидуальных занятиях .

            Детям можно предлагать произносить чисто- скороговорки одновременно меняя громкость и темп речи , т.е. произносить её тихо , но быстро (медленно ) ; шёпотом , но медленно ( быстро ).Чередуя таким образом задание, отрабатывается нужный раздел  звуковой культуры речи .

       Чисто-скороговорки можно использовать в качестве тренировки некоторых элементов интонации . а так же в качестве речевого материала при работе над речевым дыханием , для совершенствования фонематического слуха .


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Чистоговорки и скороговорки

    Многих родителей интересует вопрос: «Что должен знать и уметь ребенок, при поступлении в школу?» Правильно сформированный и развитый фонематический слух поможет ребенку научиться в будущем писать...

    ЧИСТОГОВОРКИ И СКОРОГОВОРКИ.

    На занятиях по развитию речи  часто использую чистоговорки и скороговорки. С их помощью  закрепляем правильное произношение звуков, у детей  отрабатывается дикция. Чистоговорки и скорог...

    Чистоговорки и скороговорки для малышей.

    Консультация для родителей....

    Чистоговорки и скороговорки

    Представленный материал можно использовать для закрепления правильного произношения детьми звуков  (в основном наиболее трудных: С, З, Ц, Щ, Ж, Ч, Щ, Л, Р,), отрабатывать дикцию. Чистоговорки и с...

    Учите с детьми дома чистоговорки и скороговорки, развивайте речь детей.

    К 3-м годам у ребенка накапливается большой словарный запас и формируется фразовая речь, но большинство детей говорят еще не четко и невнятно. Как правило дети еще не выговаривают звук р и шипящие зву...