методические рекомендации по автоматизации звуков
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему

Марченко Людмила Петровна

Это пособие поможет  учителям  логопедам ,воспитателям и родителям   при работе над автоматизацией  поставленных звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendatsii_po_avtomatizatsii_zvukov.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная  записка

Данное пособие  предназначено для учителей- логопедов, работающих с детьми ,имеющими нарушения речи.

Чистая, правильная речь ребенка является одним из важнейших условий его всестороннего развития. Чем богаче словарный запас ребенка, тем легче ему высказать свои мысли, установить содержательные и полноценные отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Очень важно, чтобы дети к моменту поступления в школу научились произносить все звуки родного языка, приобрели достаточный словарный запас, могли правильно объединять слова в предложения, а предложения  - в связные высказывания.

 Основной целью коррекционной работы  является   формирование   умений  и  навыков   правильного воспроизведения   звуков.

Работая с детьми  с  общим недоразвитием речи  и с детьми с фонетико-фонематическим нарушением речи,  осложненные разными формами дизартрии,  постоянно  пыталась   использовать  комплексный  подход к решению задач по  коррекции  речи.  Использовала разные  пособия: Соколенко,    Богомоловой,  Комаровой,  Коноваленко,  Косиновой  и др.. Хотелось  систематизировать материал так, чтобы на одном использованном  пособии решались   следующие задачи  комплексно:

  • Формирование звукопроизношения  и  фонематического слуха.
  • Активизация и расширение словарного  запаса.
  • Формироание  лексико-грамматическтх категорий языка.
  • Развитие связной речи.
  • Развитие интереса ребенка к организованной форме работы, воспитание усидчивости, внимания, самоконтроля.
  • Развитие мелкой моторики и графических навыков,  ориентировки в пространстве.

Поэтому мной было составлено  логопедическое пособие «Болтунишка» , которое  состоит  из трех разделов

  1. Звуковая таблица
  2. Мнемотаблицы  для  заучиванию скороговорок, загадок, стихотворных текстов.
  3. Пересказ рассказов по  опорным картинкам

   1.Учителя-логопеды довольно часто используют наглядные модели. Введение наглядных моделей в процесс обучения позволяет логопеду более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обобщать их активную лексику. Закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные конструкции предложений. Одновременно с закреплением правильного звукопроизношения (на том же звуковом материале) уточняется и расширяется словарь, устраняются недостатки грамматического строя речи, развивается фонематическое восприятие, закрепляются навыки в ориентировке  в  пространстве.   Используемые  звуковые таблицы помогают вовлечь ребенка  в игровые и речевые ситуации. С одной стороны ребенку предлагается уже готовый подбор картинок, с другой стороны - представляется широкое поле для фантазии и творчества.

 Таблица представляет собой бумажный квадрат с 16 ячейками.  Все предметные картинки в черно - белом изображении  (это  важно) для того, чтобы ребенок самостоятельно мог раскрашивать, творить  и  тем самым  стать  помощником в создании звуковой таблицы. Картинки-предметы подбирались мною с учетом звуковой наполняемости слов, количества звуков в слове, позиции звука в слове. Среди знакомых предметов намеренно размещалась картинка с редко встречающимся или малознакомым словом. Объяснение значения слова расширяет словарь дошкольника с ОНР.

 Работа по таблице  позволяет:

- развивать   графические навыки,

-формировать навыки  ориентировки  на листе бумаги 

-уточнить понятия "столбик" и "строчка",

-закрепить понятия живой – неживой

-закрепить правильное произношение звуков в начале, середине, конце слова, в словах со стечением согласных,

- закрепить навыки в  формировании лексико-грамматических компонентов речи  

- упражнять в образовании множественного  числа существительных,

-согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе,

-согласовывать числительные с существительными,

-образовывать притяжательные и относительные прилагательные,

-образовывать уменьшительно-ласкательных формы существительных,

-упражнять в   понимании предлогов,

-закрепить обобщающие понятия,

- развивать навыки грамматически правильного построения предложений по опорным словам, по схемам,

- и самое главное осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку с речевым нарушением

    Все игровые задания разработаны с учетом возможностей детей старшего дошкольного возраста, прохождением программы группы компенсирующей направленности для детей с ОНР. Задания находятся на отдельном листе; подобраны с учетом от простого к сложному. На одном занятии можно использовать столько заданий, сколько необходимо на усмотрение учителя-логопеда (в зависимости от цели индивидуального занятия).

    2. На  определенном  этапе  процесса  автоматизации  корректируемого  звука  ребенку   предлагается  работа   заучивание  чистоговорок,  скороговорок, стихов, небольших стихотворных текстов  и составлению загадок.

Для   детей  с   ФНР  заучивание  текста  не  представляет особой  сложности,  но  для  детей  с ФФНР и  ОНР, а тем более с ЗПР  заучивание  даже  простого  двустишия  вызывает  определенные  трудности. Известно,  что  дети  с речевыми нарушениями не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Этот процесс обучения вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции.  Здесь очень важно пробудить у детей с такой патологией интерес к  подобной  учебной  деятельности.

К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.

На данном этапе решаются следующие задачи:

-Развивать  навыки запоминания  и воспроизведения стихотворных текстов (в виде скороговорок, стихов, потешек, поговорок, пословиц)

 -Формировать навыки пересказа повествовательных текстов  на материале мнемотаблиц.

    Практика  показала,  что для точного повторения стихотворного текста  и  скороговорок, текстов  достаточно схематичного изображения отдельных частей.  Здесь  помогает  мнемотехника.

Мнемотехника – система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в логопедической работе по автоматизации звуков дает значительную положительную динамику. Положительный эффект достигается взаимодействием психических функций и систем детского организма, созданием обходного пути, ассоциативного воспроизведения   ранее полученных знаний, умений и навыков.

          При формировании правильного произношения с применением мнемотехники происходит развитие памяти, мышления, воображения, внимания, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи. У ребенка формируется умение управлять закодированной графической информацией и производить ее перекодировку   в связанное грамматически, лексически и синтаксически правильное речевое высказывание, ребенок учится читать рисунки.  

    Использование системы мнемотехники позволяет ускорить процесс   автоматизации   и дифференциации  поставленных  звуков, облегчает  запоминание   и последующее   воспроизведение   целостного   образа   в   рифмованной форме.

    При разучивании стихотворений суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение,  символ); таким образом, все стихотворение или рассказ зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение или рассказ целиком.

       Мнемотаблицы  могут  служить   дополнением  к  логографическим  упражнениям,  т.к.  помогают  усвоить  речевой  материал , представленный  в  этих  заданиях.

Как  работать  с   мнемотаблицей

1 шаг.    Внимательное   рассматривание таблицы и разбор картинок, которые на ней  изображены,  многократное  проговаривание  названий  картинок  с  корректируемым  звуком.

2 шаг.    Чтение    скороговорки  взрослым,  указывая  на  подходящую  картинку  по  тексту  (начало  указано  красным  крестиком, к  каждой  последующей  картинке  ведет  красная  стрелка). Повторить  несколько  раз.

3 шаг.    Сначала взрослый     воспроизводит 1 часть  текста,  а  ребенок продолжает.  Повторить  несколько  раз. Затем  меняется  очередность.

4 шаг.    Ребенок  самостоятельно  воспроизводит  текст,  пользуясь  мнемотаблицей.

5 шаг.    Ребенок  самостоятельно воспроизводит  текст  без  помощи  мнемотаблицы.

6 шаг.    Игра  «Задом – наперед» (  более усложненный вариант, если  это  возможно) :  пользуясь мнемотаблицей, ребенок  начинает  с  последней  картинки  воспроизводить  текст,  который  в  конечном  итоге  должен  иметь  тот  же  смысл,  что  и  первоначальный  вариант.

 Например:

У  мышки – мышата,                                                      Лягушата – у  лягушки,  

у  кошки – котята,                                                            котята – у  кошки,

у  лягушки – лягушата.                                                     мышата – у  мышки.

Маша  шила  для  мартышки                                 Штанишки,  шапку  и  шубку

Шубу,  шапку  и  штанишки.                                 для  мартышки  шила  Маша.

Тише,  мыши.  Тише,  мыши,                                    На  крышу  пришел  кот

Рыжий  кот пришел  на  крышу.                              рыжий.  Мыши,  тише,  

                                                                                      мыши,  тише.

Большая  подушка                                                          Под  ушком  у  мишки

у  мишки  под  ушком.                                                    подушка  большая.

На  каждом  этапе  работы  по  мнемотаблице  взрослый  контролирует  произношение  корректируемого  звука!

  Все задания основаны на многократном повторении  слов, словосочетаний, предложений. Удерживать внимание ребенка в процессе занятий подчас бывает сложно не только родителям, но и опытным педагогам. Игровая форма обучения, обилие картинок и  интересных задания - игр позволят решить эту проблему и поддерживать интерес ребенка к занятиям.

Данное пособие включает   картинный материал и рекомендации по закреплению поставленных звуков. Мнемотаблицы   использованы из опыта работы учителя-логопеда Инги Дидковской г. Дегтярск.

3.Развитие  связной речи.

Заучивание коротких рассказов по опорным картинкам (классическая методика)

Пересказы рассказов по опорным картинкам   ( Ефименковой,  сайты Интернета)

  Существует классическая структура индивидуально-подгруппового занятия.

Но в зависимости от этапа автоматизации звука можно варьировать структурными элементами схемы занятия, главное помнить, что занятие должно быть увлекательным, наполненным игровыми  моментами.

 А использование   данного пособия дает  возможность задействовать большее количество сохранных анализаторов, выполняющих функцию компенсирующих,  позволяет вызвать живой интерес у детей, помогает осуществить плавный переход от игры к учению, избавляет  детей от рассеянности, усталости, забывчивости и неусидчивости, создадает положительную мотивацию учения и позволяет решить специфические задачи, связанные с обучением  ребенка с нарушениями речи.

Традиционная форма подачи материала  в карточках (можно и разрезных картинках)– будет удобна для занятий логопеда с детьми, для домашних заданий родителям  и  для работы  для воспитателя на вечерних занятиях по заданию логопеда.

                      Учитель-логопед  Марченко Людмила Петровна

г.Ессентуки

2013-2014г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие по автоматизации звуков "Стрелки"

Пособие помогает повысить эффективность  работы по автоматизации звуков в отдельных словах. Инновационный характер разработки заключается в целесообразном слиянии наглядности, действий и речи. Де...

Учебно-методическое пособие по автоматизации звуков

Учебно-методическое пособие по автоматизации звуков...

Методическое пособие по автоматизации звуков у детей с тяжелыми нарушениями речи с применением двигательно-тактильных упражнений. «Двигаемся, играем - звуки закрепляем»

В пособии представлена серия упражнений для автоматизации звуков с движением. При выполнении упражнений в процессе автоматизации звуков развивается мелкая и крупная моторика,координация речи с движени...

Памятка "Методические рекомендации по автоматизации звука Л"

Памятка "Методические рекомендации по автоматизации звука Л"  предназначена для родителей детей, которым надо закреплять звук Л в слогах, словах, словосочетаниях и фразе....

Рекомендации родителям «Автоматизация звуков и развитие речи детей в летний период»

Консультация для родителей (брошюра) «Автоматизация звуков и развитие речи детей в летний период»...

Рекомендации по автоматизации звуков в летний период для родителей и детей

Вот и лето – пора каникул, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о своих проблемах.Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (вырабо...

Увлекательно и интересно! Рекомендации по автоматизации звуков дома.

В статье рассказываю как можно интересно, в играх, автоматизировать звуки в речи ребенка. Приведены примеры конкретных игр на разных уровнях: автоматизация изолированно и в слогах, автоматизация...