Главные вкладки

    Учебно-методическое пособие по автоматизации звуков "Стрелки"
    учебно-методический материал по логопедии (старшая группа) по теме

    Пособие помогает повысить эффективность  работы по автоматизации звуков в отдельных словах. Инновационный характер разработки заключается в целесообразном слиянии наглядности, действий и речи. Действуя согласно установке дети «включают» одновременно 3 сенсорных канала – кинестетический, визуальный, аудиальный. Подобная деятельность способствует развитию межполушарных связей, которые повышают уровень развития ребёнка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon posobie.doc45 КБ
    Microsoft Office document icon naglyadnost.doc2.05 МБ
    Файл naglyadnost2.docx239.57 КБ

    Предварительный просмотр:

    Учебно – методическое пособие

    по автоматизации звуков

    «Стрелки»

    Автор:

    учитель – логопед ГБДОУ № 22

    Шевченко Наталья Рудольфовна

    Назначение:

    Учебно – методическое пособие « Стрелки» разработано мною в 2009 году. Идея его создания появилась после знакомства с разработкой  коллеги «Весёлый алфавит», которая направлена на ознакомление с буквами. Предложенные мной материалы могут быть использованы на индивидуальных и подгрупповых  занятиях с детьми старшего  дошкольного возраста. Пособие помогает повысить эффективность  работы по автоматизации звуков в отдельных словах. Инновационный характер разработки заключается в целесообразном слиянии наглядности, действий и речи. Действуя согласно установке дети «включают» одновременно 3 сенсорных канала – кинестетический, визуальный, аудиальный. Подобная деятельность способствует развитию межполушарных связей, которые повышают уровень развития ребёнка.

    Задачи:

    1. развитие ориентировки в пространстве и на плоскости
    2. развитие фонематического анализа
    3. развитие координации движений
    4. повышение заинтересованности в работе
    1. развитие внимания, восприятия, мышления
    2. развитие межполушарных связей
    3. развитие лексико – грамматического строя речи

    Кому адресовано:

    Учителя – логопеды, воспитатели

    Описание:

    Пособие представлено в виде набора таблиц выполненных в черно – белом варианте. Формат таблицы может быть любым, НО необходимо соблюдать чёткие столбики, строчки и расстояния между ними.

    На каждую группу искажаемых звуков разработана серия таблиц. Корректируемый звук автоматизируется в различных позициях в слове (в различных типах слогов). В работе с пособием предусмотрено отработать слова с определенным типом слогов в двух вариантах таблиц разного уровня сложности (выделены рамками разного цвета).

    Первый уровень сложности представлен в таблицах со специально подобранными картинками и стрелочками под каждой картинкой. Стрелки  «направляют» движения рук ребёнка (ребёнок видит направление движения, которое необходимо выполнить).

    Второй уровень сложности представлен в таблице с теми же картинками, но усложнённым вариантом обозначения  направления движений  рук  детей. Теперь это не стрелочки, а буквы (Л – лево, П – право, В – вместе).

    В приложении представлены варианты таблиц для работы по автоматизации и дифференциации звуков [Р], [Л].

    Методика работы:

    Начинать работу рекомендуется с таблицы первого уровня – картинки со стрелками. Ребёнок четко, правильно называет картинку и одновременно поднимает руку в сторону согласно стрелке под рисунком – вправо, влево, одновременно в обе стороны. Рука напряжена, пальцы выпрямлены и плотно сжаты – рука – «стрелочка». После каждой картинки руки опускаются вниз, чётко фиксируясь на бедре.

            После того как первый уровень тщательно отработан, можно переходить на второй уровень – те же картинки с буквами. Ребёнок должен одновременно правильно произносить слова по картинкам и выполнять движения руками согласно буквам.

    Л – влево

    П – вправо

    В – влево и вправо вместе, одновременно

            Работа осуществляется ежедневно как в индивидуальной, так и в подгрупповой форме (дети не должны смотреть друг на друга и мешать движениям рук соседа – оптимально стоять рядом).

            Сначала ребёнок осваивает таблицу в собственном темпе, далее возможно либо вводить определённый ритм выполнения задания, либо ограничивать выполнение задания по времени. Введение соревновательного момента также является хорошим стимулом к наилучшей работе (кто меньше затратит времени, кто дольше не ошибётся, …)

            Во время работы ребёнка с пособием взрослому рекомендуется стоять за спиной ребёнка и, при необходимости, оказывать помощь.

    Ранние и многократные ошибки являются показателем снижения работоспособности в данный момент.

    На каждом уровне сложности возможны различные виды работ:

    1. отработать всю таблицу от начала до конца
    1. отработать всю таблицу от конца до начала
    2. отработать только конкретно определённые строчки  

            (вторая снизу, средняя, …)

    1. отработать материал столбиками (сверху вниз, снизу вверх, найти определённый столбик)
    2. выбрать и правильно назвать только те картинки, которые связаны с определённым направлением действий руками (только вправо, только влево, только движения двумя руками одновременно)
    1. называть только первый звук из слов, которые представлены в картинках
    2. выбрать и назвать только те картинки, названия которых начинаются с согласного (гласного) звука
    3. выбрать картинки, о которых можно спросить КТО ЭТО? (ЧТО ЭТО?)

    При хорошем владении материалом таблицы педагог может прерывать работу ребёнка дополнительными вопросами (попросить назвать примеры к обобщающим понятиям, назвать множественное число слов).

    1. варианты заданий не ограничены, всё зависит от творчества педагога.

    Опыт работы показывает, что моим непоседам нравятся встречи со «Стрелочками». Цели и задачи, поставленные в работе, успешно реализуются. Надеюсь, это пособие заинтересует и Вас.

    Приложение:

    Перечень картинок, включённых в таблицы для автоматизации и дифференциации звуков [Р]:

    1. [Р] в открытых слогах;

    Барабан, Буратино, карандаш, мороженое, воробей, муравей, кукуруза, пирамида, корова, борода, кенгуру, подарок, подбородок, парус, пароход, горох, перо, сарафан, корыто, шуруп, ворота, горы, гитара, коробка, корона.

    1. [Р] в стечениях;

    Ведро, крыша, зрачок, пробка, градусник, инструменты, трап, фрукты, швабра,  квадрат, дракон, трава, палитра, пюпитр, кобра, тройня, трамвай, пружина, игрушки, вопрос, круг, краб, открывалка, открытка, огрызок.

    1. Дифференциация [Р] - [Л], [Р’] - [Л’];

    Руль, зеркала, рельсы, кресло, троллейбус, тарелка, крыло, лорнет, грелка, вертолёт, лекарство, карусель, штурвал, карамель, кролик, берлога, пропеллер, кастрюля, Карлсон, цилиндр, дуршлаг, стрела, ролики, рыболов, балерина

    Аналогично подобраны слова и выполнены таблицы на другие группы звуков.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Предварительный просмотр:

    Действия детей в работе с таблицами:

                                             

                                                                           


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Учебно-методическое игровое пособие (старшая группа) на тему: «Машенька ищет друга»

    Учебно-методическое игровое пособие (старшая группа) на тему: «Машенька ищет друга» ...

    Учебно-методическое пособие по теме: "Автоматизация звука "ль" по рассказу Льва Толстого "Филипок".

    Данная презентация поможет учителю-логопеду в автоматизации звука "ль" и развитии связной речи детей 5-7 лет с ОНР. третьего уровня.Рассказ Л.Н. Толстого адаптирован для детей с ТНР....

    Учебно-методическое игровое пособие для детей старшего дошкольного возраста "Логопедическое домино со звуком Ж"

    Цель дидактического пособия: автоматизация звука [ж] в словах и предложениях.В игровой форме решаются следующие задачи: развитие внимания, зрительной памяти, закрепление навыка произношения звука [ж] ...

    Учебно-методическое игровое пособие «В путешествие по сказкам»

    Дидактическая игра, приобщающая детей от младшего до старшего возраста к художественной литературе....

    Учебно-методическое игровое пособие «Вернисаж»

    Дидактическая игра, приобщая детей старшего дошкольного возраста к художественно-эстетическому творчеству....

    Учебно-методическое игровое пособие «Разрезные картинки»

    Игра расширяет представления детей о животном мире при помощи метода моделирования....

    Учебно-методическое игровое пособие «Забавные игрушки»

    Игра, которая знакомит детей с русским народным промыслом и творчеством....