Профилактика оптической дисграфии и дислексии в старшем дошкольном возрасте.
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа) по теме

Практический материал для профилактики оптической дисграфии и дислексии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл практический материал33.18 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика оптической дисграфии и дислексии в старшем дошкольном возрасте.

Для современной общеобразовательной школы характерна буквально катастрофическая неуспеваемость многих учащихся по русскому языку, что далеко не случайно. Причины этого явления уходят своими корнями в дошкольный возраст. И не только на время перед поступлением ребенка в школу, но и на более ранние годы его жизни.

Задолго до изучения грамматических правил ребенок должен овладеть грамотой, то есть хорошо разобраться в звуках и буквах, из которых состоят слова, и научиться точно «фотографировать» устную речь в условиях полного совпадения написания с произношением, когда «пишется так, как слышится». К сожалению, даже это удается далеко не всем детям, и у многих из них уже в первые дни пребывания в школе возникают специфические трудности при письме и чтении, что свидетельствует о наличии у ребенка так называемых дисграфии и дислексии. Нарушения письменной речи отрицательно сказываются на школьной успеваемости детей, увеличивают сроки овладения школьной программой, вызывают негативное отношение детей к процессу обучения.

Сложность проблемы дисграфии и дислексии заключается еще и в том, что за годы обучения ребенка в начальной школе специфические нарушения чтения и письма часто так и остаются не выявленными. Дело в том, что нелюбовь страдающих ими детей к чтению и письму педагоги и родители чаще всего объясняют их «ленью» и «упрямством». И в самом деле, дети с дислексией и дисграфией обычно не любят читать и писать – для них это слишком сложный процесс, не дающий к тому же ощутимого полезного результата. У многих учащихся возникает даже непреодолимый страх перед чтением и письмом, и появляются другие невротические расстройства, которые в подростковом возрасте могут приводить к отклонениям в поведении. А если при всем этом учесть, что именно чтение и письмо являются необходимой базой для всего последующего образования, то острота проблемы становится очевидной.

Самые первые проявления данной патологии я наблюдаю уже задолго до начала школьного обучения – в детском саду. И если в дошкольном возрасте какая-то из функций, имеющих прямое отношение к процессу письменной речи, явно «западает», то позднее это обязательно проявится в виде специфических ошибок.

Если вести речь о результативном решении этой сложной проблемы, то мне, учителю-логопеду дошкольного учреждения, важнее говорить о способах профилактики дисграфии и дислексии у детей-дошкольников, чем о путях ее преодоления у школьников. Ведь вполне очевидно, что нарушения письменной речи (как и проявление любой другой формы речевой патологии) значительно легче предупредить, чем устранить.

В целях профилактики нарушений письменной речи у дошкольников я, во-первых, четко определяю признаки, по которым можно безошибочно предсказать неизбежность появления дисграфии и дислексии у детей ещё до начала их школьного обучения, во-вторых, предлагаю практическим работникам сада и родителям использовать простые методические приемы, позволяющие им еще до прихода ребенка в школу устранить у него предрасположенность к нарушению чтения и письма.

Причинами возникновения оптической дисграфии и дислексии могут быть трудности оптического и оптико-пространственного анализа и синтеза, недифференцированность зрительного восприятия и памяти, недоразвитие пространственного восприятия и пространственных представлений.

Работу я начинаю с выявления возможных трудностей, испытываемых детьми при восприятии окружающего, нахожу причины этих трудностей и по возможности стремлюсь эти причины устранить. В частности, с помощью тестов, предлагаемых В.А. Киселевой, определяю состояние зрительного гнозиса и пространственных представлений детей.

ТЕСТ №1. «ЗРИТЕЛЬНЫЙ ГНОЗИС»

Задания:

а) Восприятие реальных предметных изображений. Найти и назвать среди изображений, показываемых логопедом, по 2 предмета.

б) Восприятие зашумленных изображений. Назвать 6 предметов.

в) Восприятие наложенных изображений. Назвать 10 (2 по 5) предметов.

г) Восприятие недорисованных изображений с различным положением на поле листа (альбом поворачивать нельзя). Назвать 12 предметов.

д) Восприятие «химерных» изображений. Назвать 8 изображений. Если ребенок называет только одну часть рисунка, необходимо попросить его уточнить, все ли правильно нарисовано.

Оценка:

4 балла. Изображения называются в порядке слева – направо, сверху – вниз, правильно опознаны все реальные, зашумленные, наложенные изображения, не менее 9 незавершенных изображений - «химер».

3 балла. Правильно опознаны реальные предметы, не менее 5 зашумленных, 7 наложенных, 6 незавершенных изображений и 6 «химер».

2 балла. Возможно хаотичное называние изображений; правильно названы реальные предметные изображения, однако отмечаются словесные замены; не менее 3 зашумленных, 4 наложенных, 3 незавершенных изображения, 3 «химеры».

1 балл. Узнавание реальных изображений затруднено, отмечаются неадекватные словесные замены; правильно опознаны менее 3-х зашумленных, того же числа наложенных и незавершенных фигур и 4-х «химер».

ТЕСТ №2. «ОПТИКО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Тест проводится на материале копирования фигуры Тейлора, выполняется тестируемым ведущей рукой. Ребенку предлагается скопировать лежащий перед ним рисунок. Не допускается переворачивания рисунка.

Оценка. Оценивается стратегия воспроизведения рисунка (дедуктивная – с последовательным переходом от целого к частям, пофрагментарная – с поэлементным копированием частей рисунка от одного края рисунка к другому, хаотичная – отсутствие последовательности действий); осознанное восприятие целостного поля (рисунок воспроизводится целиком, а не левая или правая его половина); тип ошибок при копировании (координатные – поворот рисунка или отдельных его частей на 90, 180 градусов; структурно-топологические – разрушение целостного образа рисунка, смещение его частей относительно друг друга; метрические – неверная оценка расстояний, углов и пропорций).

Оценка.

4 балла. Дедуктивная или пофрагментарная стратегия воспроизведения рисунка, осознанное восприятие целостного поля, правильные структурно-топологические и координатные представления. Допустимы метрические ошибки.

3 балла. Дедуктивная или пофрагментарная стратегия воспроизведения рисунка, осознанное восприятие целостного поля. Допустимы не более 3-х координатных ошибок внутри рисунка, столько же структурно-топологических, метрические ошибки.

2 балла. Пофрагментарная или хаотичная стратегия воспроизведения рисунка, множественные структурно-топологические, координатные, метрические ошибки.

1 балл. Хаотичная стратегия воспроизведения рисунка, нарушение осознанного восприятия целостного поля, изобилие структурно-топологических, координатных, метрических ошибок, вплоть до невозможности опознания рисунка.

Итог диагностики:

6-8 баллов – высокий уровень состояния зрительного гнозиса и пространственных представлений.

1-5 баллов – низкий уровень развития зрительного гнозиса и пространственных представлений, нуждается в пропедевтике нарушений письменной речи.

Анализ результатов тестирования позволил мне выявить у детей дошкольного возраста у детей-логопатов следующее:

· трудности концентрации и переключения зрительного внимания,

· нарушения восприятия предметов,

· трудности целостности и избирательности зрительного восприятия,

· нарушения зрительной памяти,

· недостаточная сформированность способности ориентироваться в пространстве,

· нарушение зрительно-моторной координации.

Пропедевтическая работа в детском саду сводится к развитию зрительно-пространственных функций и формированию зрительного анализа и синтеза. При знакомстве с печатными буквами старшим дошкольникам необходимо обладать достаточно хорошими пространственными представлениями и тонким зрительным анализом и синтезом, чтобы устойчиво дифференцировать буквы русского алфавита, так как они состоят из очень небольшого набора одних и тех же элементов, что неизбежно приводит к наличию в алфавите нескольких групп оптически сходных букв.

ПЕРВЫЙ ЭТАП (подготовительный)

  • Выработка концентрации и способности к переключению зрительного внимания, развитие зрительного восприятия

1. Привлечь внимание к окружающим предметам. Назвать, что изображено на картине.

2. Выделить из множества картинок заданные по определённой теме («Посуда», «Игрушки» и т.д.).

3. Выделить фигуру из множества заданных геометрических фигур.

3. Соотнести геометрические фигуры верхнего ряда с геометрическими фигурами нижнего ряда.

4. Соотнести черно-белые изображения предметов с цветными.

5. Узнать предмет по контурному изображению.

6. Соотнести предметы с их черными силуэтами.

7. Найти различия в двух предметных картинках.

8. Узнать предметы, наложенные друг на друга.

9. Узнай зашумленные предметы.

10. Найти лишний предмет, который не соответствует по своему расположению остальным.

11. Найти одинаковые предметы, объекты.

12. Назвать недорисованные изображения предметов.

13. Определить, что неправильно нарисовал художник.

14. Определить, что забыл нарисовать художник.

15. Найти и различить предметы в затрудненном для восприятия виде.

16. Найти спрятанные в рисунках предметы.

17. Найти и соотнести предмет с геометрической фигурой.

18. Синтезировать реальные изображения предметов (разрезные картинки, пазлы, «заплатки»).

19. Угадать предметы по отдельным деталям.

20. Узнать изображения - «химеры».

21. «Лабиринты».

  • Развитие зрительной памяти

1. Запомнить расположение предметов, восстановить порядок расположения по памяти.

2. Запомнить ряд предметов, по памяти восстановить порядок их расположения.

3. Запомнить расположение и цвет геометрических фигур, воспроизвести эти фигуры на листе бумаги.

4. Восстановить пары картинок.

5. Восстановить первоначальные варианты картинок (кукла, мяч, мишка – мяч, кукла, мишка).

6. Сравнить две картинки и найти их отличия.

7. Запомнить расположение палочек (спичек) в течение нескольких секунд, затем восстановить порядок их расположения на столе (палочки расположены хаотично или из них выложены геометрические фигуры).

  • Развитие пространственных представлений: формирование способности ориентироваться в собственном теле, в окружающем пространстве, в малом пространстве

1. Назвать и показать верхние, затем нижние части тела на рисунке, а затем у себя, сначала стоя перед зеркалом, потом – по памяти.

2. Назвать, что выше (ниже) всего.

3. Показать и назвать действия, которые можно совершать верхними частями тела (повороты, наклоны головы, махи руками, вращение туловища и т.д.).

4. Показать и назвать действия, которые можно совершать нижними частями тела (приседания, махи ногами, вращения бёдрами и т.д.).

5. Назвать и показать части тела, которые находятся спереди (сзади).

6. Выполнить движения только в направлении вперёд (ходьба, прыжки, сгибание колен, наклоны головы и т.д.).

7. Выполнить движения только в направлении назад (ходьба, прыжки, откидывание головы и т.д.).

8. Назвать и показать правые и левые части тела.

9. Выполнить движения только в направлении направо (махи руками, ногами, наклоны головы и т.д.).

10. Выполнить движения только в направлении налево.

11. Предложить ребенку дотронуться правой рукой до левой коленки, левой рукой до правого уха и т.п.

12. Назвать как можно больше предметов, которые находятся справа (слева), спереди (сзади).

13. Стоя на одном месте, назвать предметы, которые расположены высоко (низко), далеко (близко).

14. Выполнить команды логопеда: один шаг налево, два вперёд, три направо, один назад и т.п.

15. Предложить ребенку нарисовать на листе бумаги геометрические фигуры: в центре листа – круг, в верхнем правом углу – квадрат, в верхнем левом углу – овал, в нижнем правом углу – прямоугольник, в нижнем левом углу – треугольник.

16. Предложить ребенку провести на листе бумаги дорожку от одного предмета к другому.

17. Предложить ребенку закончить строчку по образцу (ребенок работает на листе бумаги в крупную клетку).

18. Пространственные слуховые диктанты.

19. Отработать правильность употребления предлогов перед, за между, после, около, рядом, на, под, над, в.

20. Отработать правильность употребления противоположных понятий (антонимов).

ВТОРОЙ ЭТАП (основной) - эти игры используются с начала второго года обучения детей.

1.“Узнай букву” (дермолексия).

Цель: развитие осязательного восприятия, запоминание букв.

2 варианта проведения игры: буква на ладошке печатается пальцем или с помощью мокрой кисточки. При этом учитель-логопед стоит за спиной ребенка и у ребенка глаза закрыты. Ребенок должен назвать букву.

2. Сенсорная азбука.

Цель: развитие зрительного восприятия, фонематических процессов, слуховой памяти, тактильной памяти.

На выходных дети вместе с родителями должны были сделать изученную букву из подходящего материала: так из макарон появилась в азбуке буква М, из железных кнопок – буква Ж, из ваты – В, из хвои ели – буква Е, из бусин - Б , из пластилина буква П…. . Такая работа помогает детям запоминать образ буквы, а первый звук в названии используемого материала помогает запомнить название. Дети проводят пальчиком по букве и так запоминают правильное написание.

3. “Буквенный конструктор”.

Цель: развитие пространственной ориентации, соотнесения формы, размера, цвета, зрительного восприятия.

На начальном этапе детям предлагается собрать буквы из нескольких частей. В дальнейшем – побыть волшебниками и превратить в другую заданную букву.

4. “Жук – буквоед”.

Цель: развитие целостности зрительного восприятия, зрительной памяти.

Детям предлагается восстановить (допечатать) букву, которую почти всю съел жук – буквоед.

5. “Живое предложение”.

Цель: формирование у детей представлений об общих правилах грамматики путем совершенствования пространственных отношений.

Дети придумывают или слушают предложение, составленное учителем – логопедом. Затем проводится его анализ (количество слов, вычленение слов по порядку). Перед записью его в тетрадь дети составляют его “живую” схему:

- в ряд выстраивается столько детей, сколько слов в предложении;

- дети выстраиваются на некотором расстоянии друг о друга (слова в предложении пишутся отдельно);

- первый ребенок поднимает руки вверх (первое слово пишем с большой буквы);

- если в предложении есть имена собственные, то – дети тоже поднимают руки;

- последний ребенок присаживается на корточки – он “точка” (в конце предложения ставим точку).

6.“Умники и умницы”.

Цель: развитие умения выделять фонему из слова и соотносить ее с определенной буквой; совершенствование избирательности восприятия, слухового внимания и памяти, повышение уровня развития пространственной ориентации.

Детям предлагается лист бумаги, на котором изображены пересекающиеся геометрические фигуры. Дается задание, например:

- только в треугольнике напечатайте букву, обозначающую последний звук в слове “сок”;

- в общей части треугольника и круга гласную букву из последнего слога слова “молоко”;

- в общей части треугольника и квадрата напечатайте первый слог из слова “макароны”;

- справа от рисунка напечатайте букву, обозначающую согласный звук в середине слова “цирк”. Прочитайте полученное слово (“комар”).

Следует отметить, что данная игра используется во второй половине года. На этом этапе у детей уже достаточно хорошо сформировано фонематическое восприятие, усвоено значительное количество букв, развита пространственная ориентация, что определяет сложность предлагаемого задания.

7. “Волшебный сундучок”.

Цель: развитие зрительного осязания формы, совершенствование зрительной памяти.

2 варианта проведения игры: в одном случае детям предлагается опустить руку в сундучок и на ощупь определить, какая буква ему досталась (буквы могут быть использованы из магнитной азбуки или из мягкого конструктора), а во втором – назвать букву и напечатать ее на доске.

8. “Пуговицы”.

Цель: закрепление зрительного образа букв, развитие мелкой моторики пальцев рук, закрепление основных цветов и оттенков, форм.

Оборудование: набор пуговиц разных цветов и форм.

Дошкольникам в виде соревнования предлагается выложить буквы из пуговиц только определенного цвета или только определенной формы. Более сложный вариант, когда детям предлагается выложить буквы из пуговиц определенной формы заданного цвета.

9. “Зеркало”.

Цель: назвать буквы наложенные друг на друга.

Детям рассказывается история о том, что буквы становятся друг перед другом и смотрятся в зеркало. Узнайте, какие буквы смотрятся в зеркало.

10. “Художник”.

Цель: развитие зрительной памяти, пространственных отношений.

Учитель-логопед на маркерной или меловой доске рисует в рамке цветными мелками или маркерами буквы, а потом стирает их. Дать детям установку: “Смотрите, что я рисую, потом сотру, будете рисовать самостоятельно то, что запомнили ваши глазки”.

11 “Сыщики”.

Цель: развитие зрительного внимания и избирательности восприятия, пространственных отношений, слуховой памяти.

Оборудование: у каждого ребенка лист бумаги формата А4, поделенный на квадраты 6 на 6, в верхнем ряду квадратов приклеены предметные картинки; фишка, касса букв.

Учитель-логопед предлагает детям пройти по его заданию по квадратам и найти нужную картинку. Дети следуют многоступенчатой инструкции: 2 квадратика вправо, 1 - вверх, 2 – влево наискосок, 1 – вправо и т.д. Таким образом, находят нужную картинку и на нее кладут букву, которая обозначает первый звук в названии этой картинки.

12. “Подзорная труба”.

Цель: развитие зрительного восприятия, зрительной памяти, создание устойчивого образа буквы.

Оборудование: “подзорная труба” из картона.

Учитель-логопед предлагает детям посмотреть в подзорную трубу и узнать буквы. Это могут быть недописанные буквы, буквы, изображенные пунктиром, стилизованные буквы. Как вариант можно попросить определить, какие из букв написаны неправильно и исправить их, а также назвать неправильно расположенные буквы.

13. “Рукодельники”.

Цель: развитие целостности зрительного восприятия, зрительной памяти.

Оборудование: в зависимости от варианта игры могут быть использованы шерстяные нитки и бархатная бумага; цепочки; веревочки; счетные палочки.

Детям предлагается выложить заданную букву.

Если ребенок в дошкольном возрасте будет выполнять подобные игровые задания, то пространственные представления, зрительный анализ и синтез к началу школьного обучения окажутся у него сформированными и различение похожих по начертанию букв не будет вызывать трудностей и, следовательно, возможность возникновения оптических форм дисграфии и дислексии будет сведена к минимуму.

Достижение положительных результатов возможно при хорошей организации коррекционного сопровождения профилактики нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста. В результате внедрения в практику предлагаемых ниже заданий и упражнений достигается коррекционный эффект преодоления «скрытых» дефектов, у детей формируются полноценные психологические структурно-динамические механизмы внутренней готовности к овладению процессами чтения и письма. Таким образом, ранняя первичная профилактика оптических нарушений у детей дошкольного возраста значительно повышает их шансы на успешное обучение в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Игры по профилактике дисграфии и дислексии, используемые в дошкольном возрасте"

Игры по профилактике дисграфии и дислексии, используемые в дошкольном возрасте...

Профилактика оптической дисграфии и дислексии у дошкольников с общим недоразвитием речи.

В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. Проблема нарушений письма и чтения - одна из самых актуальных для школьного о...

Роль игры в профилактике оптической дисграфии и дислексии у дошкольников

Для овладения письменной речью имеет существенное значение степень сформированности всех сторон устной речи. Нарушения звукопроизношения, фонематического и лексико-грамматического развития в устной ре...

Профилактика дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста

Для  современной  общеобразовательной  школы  характерна  буквально катастрофическая неуспеваемость многих учащихся по русскому языку, что далеко не случайно. Причины этого яв...

Использование дидактических игр в профилактике дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста.

quot;Использование дидактических игр в профилактике дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста "...

Профилактики оптической дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста с ОНР

Использование игр и упражнений с пальчиковой азбукой  тренируют движение пальцев рук, вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями. Такое построение закрепляет зрительно-пространстве...

Мастер класс: «Игровые технологии в коррекционно-профилактической работе учителя-логопеда» Профилактика оптической дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста

Цель: Показать использование игровых технологий в коррекционно-профилактической работе учителя-логопеда. Передать педагогический опыт проведения игр.  При подготовке ...