Проект "Активизация речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР, посредством нетрадиционных приёмов развития мелкой моторики"
проект по логопедии на тему
В материале представлен проект по активизации речевой деятельности у детей с ОНР, посредством использования нетрадиционных приёмов развития мелкой моторики.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проект
«Активизация речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР, посредством нетрадиционных приёмов развития мелкой моторики»
Истоки способностей и дарований детей –
на кончиках их пальцев. Чем больше
уверенности в движениях детской руки,
тем тоньше взаимодействие руки с орудием
труда, сложнее движения, ярче творческая
стихия детского разума. А чем больше
мастерства в детской руке, тем ребенок
умнее…»
В.А. Сухомлинский
Актуальность.
Дети с общим недоразвитием речи – особая категории детей, которая характеризуется как системным нарушением речи, так и недоразвитием мелкой моторики.
Актуальность проекта заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием нетрадиционных приёмов будет способствовать формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, сохранению психического и физического развития ребенка.
Теоретическое обоснование.
Ученые, изучающие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. С анатомической точки зрения около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики рук.
Целью данного проекта является активизация речевой деятельности детей с ОНР посредством использования нетрадиционных приёмов развития мелкой моторики.
Задачи:
- Организовать систематическую работу по развитию мелкой моторики с использованием нетрадиционных приёмов.
- Сформировать у детей умение производить точные скоординированные движения пальцами рук.
- Развить речевую активность детей, обогатить словарь.
- Повысить компетентность родителей в области развития мелкой моторики через различные формы взаимодействия с семьёй.
Новизна проекта заключается в разработке комплекса нетрадиционных приемов развития мелкой моторики у детей с ОНР и его реализации во взаимосвязи учителя – логопеда, педагога – психолога, воспитателей и родителей.
Участники проекта:
- Руководитель проекта - учитель – логопед
- Рабочая группа:
учитель – логопед
педагог – психолог
воспитатели
родители.
- Благополучатели – воспитанники старшего дошкольного возраста.
Проект рассчитан на 1 учебный год и включает следующие этапы:
I этап – подготовительный - август – первая половина сентября.
II этап – основной - вторая половина сентября – первая половина мая
III этап – заключительный – вторая половина мая
Ожидаемые результаты:
- Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук.
- Значительное повышение у детей уровня речевой деятельности.
- Появление активного интереса у детей и родителей к нетрадиционным приёмам развития мелкой моторики рук.
Подготовительный этап
- Изучение методической литературы и Интернет ресурсов по проблеме.
- Изучение опыта работы.
- Создание материально – технической базы.
- Разработка комплекса нетрадиционных приёмов развития мелкой моторики.
- Разработка диагностического инструментария.
- Первичная диагностика уровня развития мелкой моторики и речевой деятельности.
Критерии эффективности проекта:
- Появление у детей и родителей активного интереса к выполнению нетрадиционных приёмов развития мелкой моторики.
- Значительное повышение у детей уровня развития мелкой моторики и речевой деятельности.
Основной этап:
- Консультирование воспитателей.
- Консультирование родителей.
- Семинар – практикум «Развивая пальчики – развиваем речь»
- Оформление наглядной информации, буклетов по проблеме.
- Конкурс для родителей «Пособия для развития мелкой моторики своими руками».
- Реализация комплекса упражнений в работе с детьми с нестандартным использованием различных предметов:
- массажных мячиков;
- платочков;
- крупных бигуди;
- прищепок;
- счетных
- палочек;
- длинных
- бигуди;
- зубных щеток;
- бус;
- резинок для волос;
- щеток;
- камешек;
- грецких орехов;
- эспандеров;
- клубков;
- пробок;
- пуговиц;
- круп;
- ниток;
- кусочков ткани;
- решеток.
Заключительный этап
- Итоговая диагностика уровня развития мелкой моторики и речевой деятельности детей.
- Анализ результативности.
- Презентация проекта на методическом объединении учителей – логопедов.
- Размещение информации по проекту в Интернете.
Информационные ресурсы
- Цвынтарный В. «Играем с пальчиками и развиваем речь»
- Лопухина Е. «Речь. Ритм. Движение»
- Узорова О.В.,. Нефедова Е.А «Игры с пальчиками»
- Новиковская О. «Пальчиковая гимнастика»
- Ткаченко Т. А. «Развиваем мелкую моторику»
- Ткаченко Т. А «Физкультминутки для развития пальцевой моторики у детей с нарушениями речи»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня посредством дидактических игр
Данный материал можно использовать в качестве консультации для воспитателей или родителей....
Книга и творческая речевая деятельность детей старшего дошкольного возраста
Уметь и знать, как «пользоваться» книгой должен каждый воспитатель. В статье предлагаются варианты совместной деятельности с детьми в образовательной области "Чтение художественной литературы"...
Круги Луллия как средство активизации речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста.
В 13 веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Оказалось, ее можно прекрасно использовать как средство развития речи у дошкольников. &l...
Сказкотерапия, как средство активации речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Сказкотерапия («лечение сказкой»)-это комплексные занятия, которые нацелены на работу с чувствами, стабилизацию эмоционального состояния, оздоровлению и гармонизацию психики, формированию ...
Статья "Развитие познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОО посредством цифровых технологий"
Научная статья "Развитие познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОО посредством цифровых технологий"...
Журнал для родителей и детей "Театральная копилка" Тема выпуска: "Театральная азбука маленького актёра" Театральная игра как средство активизации речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Предлагаемый материал предназначен для родителей и детей старшего дошкольного возраста. Предложенный материал этого выпуска журнала поможет родителям познакомиться ...
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Для ребят дошкольного возраста игры имеютаяДля ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форм...