Проект "Активизация речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР, посредством нетрадиционных приёмов развития мелкой моторики"
проект по логопедии на тему

В материале представлен проект по активизации речевой деятельности у детей с ОНР, посредством использования нетрадиционных приёмов развития мелкой моторики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                    Проект

«Активизация речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР, посредством нетрадиционных приёмов развития  мелкой моторики»

                                                                                  Истоки способностей и дарований детей –  

                                                                                на кончиках их пальцев. Чем больше        

                                                                                уверенности в движениях детской руки,          

                                                                                тем тоньше взаимодействие руки с орудием  

                                                                                труда, сложнее движения, ярче творческая  

                                                                                стихия детского разума. А чем больше          

                                                                                мастерства в детской руке, тем ребенок  

                                                                                умнее…»

                                                                                                                    В.А. Сухомлинский

 Актуальность.

    Дети с общим недоразвитием речи – особая категории детей, которая характеризуется как системным нарушением речи, так и недоразвитием мелкой моторики.

 Актуальность проекта заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием нетрадиционных приёмов будет способствовать формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, сохранению психического и физического развития ребенка.

   Теоретическое обоснование.

Ученые, изучающие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. С анатомической точки зрения около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики рук.

   Целью данного проекта является активизация речевой деятельности детей с ОНР посредством  использования нетрадиционных приёмов развития мелкой моторики.

   Задачи:

  • Организовать систематическую работу по развитию мелкой моторики с использованием нетрадиционных приёмов.
  • Сформировать у детей умение производить точные скоординированные движения пальцами рук.
  • Развить речевую активность детей, обогатить словарь.
  • Повысить компетентность родителей в области развития мелкой моторики через различные формы взаимодействия с семьёй.

   Новизна проекта заключается в разработке комплекса нетрадиционных приемов развития мелкой моторики у детей с ОНР и его реализации во взаимосвязи учителя – логопеда, педагога – психолога,  воспитателей и родителей.

   Участники проекта:

  • Руководитель проекта - учитель – логопед
  • Рабочая группа:

            учитель – логопед

           педагог – психолог

           воспитатели

           родители.

  • Благополучатели – воспитанники старшего дошкольного возраста.

   Проект рассчитан на 1 учебный год и включает следующие этапы:

I этап – подготовительный - август – первая половина сентября.

II этап – основной - вторая половина сентября – первая половина мая

III этап – заключительный – вторая половина мая

   Ожидаемые результаты:

  • Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук.
  • Значительное повышение  у детей уровня речевой деятельности.
  • Появление активного интереса у детей и родителей к нетрадиционным приёмам развития  мелкой моторики рук.

    Подготовительный этап

  • Изучение методической литературы и Интернет ресурсов по проблеме.
  • Изучение опыта работы.
  • Создание материально – технической базы.
  • Разработка комплекса нетрадиционных приёмов развития мелкой моторики.
  • Разработка диагностического инструментария.
  • Первичная диагностика уровня развития мелкой моторики и речевой деятельности.

   Критерии эффективности проекта:

  • Появление у детей и родителей активного интереса к выполнению нетрадиционных приёмов развития мелкой моторики.
  • Значительное повышение у детей уровня развития мелкой моторики и  речевой деятельности.

   Основной этап:

  • Консультирование воспитателей.
  • Консультирование родителей.
  • Семинар – практикум «Развивая пальчики – развиваем речь»
  • Оформление наглядной информации, буклетов по проблеме.
  • Конкурс для родителей «Пособия для развития мелкой моторики своими руками».
  • Реализация комплекса упражнений в работе с детьми с нестандартным использованием  различных предметов:
  • массажных мячиков; 
  • платочков;
  • крупных бигуди; 
  • прищепок; 
  • счетных
  • палочек; 
  • длинных
  • бигуди;
  • зубных щеток;
  • бус;
  • резинок для волос;
  • щеток;
  • камешек;
  • грецких орехов;
  • эспандеров;
  • клубков;
  • пробок;
  • пуговиц;
  • круп;
  • ниток;
  • кусочков ткани;
  • решеток.

  Заключительный этап

  • Итоговая диагностика   уровня развития мелкой моторики и речевой деятельности детей.
  • Анализ результативности.
  • Презентация проекта на методическом объединении учителей – логопедов.
  • Размещение информации по проекту в Интернете.

  Информационные ресурсы

  • Цвынтарный В. «Играем с пальчиками и развиваем речь»
  • Лопухина Е. «Речь. Ритм. Движение»
  • Узорова О.В.,. Нефедова Е.А «Игры с пальчиками»
  • Новиковская О. «Пальчиковая гимнастика»
  • Ткаченко Т. А.  «Развиваем мелкую моторику»
  • Ткаченко Т. А «Физкультминутки для развития пальцевой моторики у детей с нарушениями речи»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня посредством дидактических игр

Данный материал можно использовать в качестве консультации для воспитателей или родителей....

Книга и творческая речевая деятельность детей старшего дошкольного возраста

Уметь и знать, как «пользоваться» книгой должен каждый воспитатель.  В статье предлагаются варианты совместной деятельности с детьми в образовательной области "Чтение художественной литературы"...

Круги Луллия как средство активизации речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

   В 13 веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Оказалось, ее можно прекрасно использовать как средство развития речи у дошкольников. &l...

Сказкотерапия, как средство активации речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Сказкотерапия («лечение сказкой»)-это комплексные занятия, которые нацелены на работу с чувствами, стабилизацию эмоционального состояния, оздоровлению и гармонизацию психики, формированию ...

Статья "Развитие познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОО посредством цифровых технологий"

Научная статья "Развитие познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОО посредством цифровых технологий"...

Журнал для родителей и детей "Театральная копилка" Тема выпуска: "Театральная азбука маленького актёра" Театральная игра как средство активизации речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Предлагаемый материал предназначен для родителей и детей старшего дошкольного возраста.   Предложенный материал этого выпуска журнала   поможет родителям познакомиться ...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Для ребят дошкольного возраста игры имеютаяДля ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форм...