Проектная деятельность «Развитие речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста»
проект по развитию речи (старшая группа)

Татьяна Александровна Жанабаева

Актуальность

Ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры. Поэтому развитие всех компонентов речи, таких как: формирование словаря, грамматического строя, фонематической стороны, является одной из главных задач, которую ставит дошкольное образование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx189.81 КБ

Предварительный просмотр:


муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Новосибирска

«Детский сад № 458 «Искорка»

Проект

Тема: «Развитие речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста»

https://p1.zoon.ru/preview/XZmg45Mw0URaHlqWrNo4gQ/1024x768x75/1/7/6/original_5dd7a84fd190883e9c124a4c_5dd7ab6013461.jpg

Автор: воспитатель

 Жанабаева

Татьяна Александровна

г. Новосибирск

Содержание

Введение

  1. Современные образовательные технологии для формирования правильной речи дошкольников.
  2. Формирование правильной речи детей старшего дошкольного возраста в свободной деятельности через реализацию проекта.
  1. Содержание и этапы реализации проекта.
  2. Развивающая предметно - пространственная среда как необходимое условие для формирования правильной речи дошкольников.
  3. Атмосфера сотрудничества в рамках реализации проекта.

III. Заключение.

IV.Список литературы

Введение

Актуальность

Ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры. Поэтому развитие всех компонентов речи, таких как: формирование словаря, грамматического строя, фонематической стороны, является одной из главных задач, которую ставит дошкольное образование.

К.Д. Ушинский называет период дошкольного детства определяющим для становления речи ребенка, благодаря тому, что в это время интенсивно развивается мозг и формируются его функции, а функции центральной нервной системы легко поддаются тренировке именно в период их естественного формирования. И особенно важно в этот период уделить должное внимание речи малыша, иначе позже потребуется значительно больше усилий, чтобы наверстать упущенное.

Речь является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Мы знаем, чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее его общение со сверстниками и взрослыми. Но, к сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растёт. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Поэтому на сегодняшний день, практика показывает, что в речи детей существуют множество проблем, а именно недостаточный словарный запас, дети не способны грамматически правильно построить предложение, у них бедная диалогическая речь, плохая дикция. Также наблюдается отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи. Несформированность связной речи отрицательно влияет на личность ребёнка, у него формируется замкнутость, не уверенность, а также негативизм и агрессивность.

Формирование правильной речи у детей является трудным процессом, требующим использования особых методических приёмов и комплексного подхода.

Новизна данного опыта работы заключается в том, что предлагаемая система работы в вопросах формирования правильной речи дошкольников реализуется с помощью вариативности, гибкого подхода к каждому ребёнку, применения нетрадиционных форм и техник, направленных на активизацию связной речи детей.

Практическая значимость проекта состоит в том, что предложенная система мероприятий способствует успешному формированию у детей правильной речи. В процессе свободной игровой деятельности у дошкольников формируется и развивается не только логика, пространственное мышление, но и новые положительные речевые навыки. Создание развивающей предметно - пространственной среды стало необходимым условием для воспитания самостоятельного, творческого активного ребенка.

Объект: развитие речи дошкольников.

Предмет исследования: организация работы по формированию правильной речи старших дошкольников в свободной деятельности.

Гипотеза исследования состоит в том, что созданные комфортные условия для свободной деятельности детей благоприятно повлияют на формирование правильной речи дошкольников.

Цель исследования: Создание педагогических условий для развития речевой деятельности дошкольников через организацию развивающей предметно-пространственной среды.

 Задачи исследования:

  1. Создать условия для развития речи воспитанников через внедрение

инновационных компонентов РППС;

  1. Организовать развивающие центры деятельности, способствующие речевому развитию детей;
  2. Содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды;
  3. Формировать элементарное осознание явлений языка и речи: различение звука и слова, нахождение места звука в слове;
  4. Воспитывать любовь  и интерес к художественному слову.

В своей работе я руководствовалась следующими дидактическими принципами:

Доступности – где наглядный материал, формы и методы организации образовательной деятельности, соответствуют уровню подготовки детей, их возрастным особенностям;

систематичности и последовательности -где усвоение учебного материала идет в определенном порядке, системе;

творческой активности–включение в свободную деятельность детей игр и заданий, которые позволяли бы дошкольникам демонстрировать их творческие способности (драматизация, проявление словотворчества, сочинительство), поощрять и вознаграждать творческие идеи и результаты творческой деятельности;

психологической комфортности предполагает не только психологическую защищённость ребёнка, но и обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.

  1. Современные образовательные технологии для формирования

правильной речи дошкольников.

Современные дети живут в мощном потоке информации. Ушли в прошлое фильмоскопы. На смену пришли телевизоры, компьютеры, планшеты, вместо живой бабушкиной сказки – аудиосказка с магнитофона или диски с видеофильмами. Огромный речевой поток омывает пытливые головы детей: одни с этим справляются, у других непомерный груз информации тормозит не только речевое, но и общее развитие. Эта негативная тенденция, к сожалению, постоянно растет. Увеличивается количество детей с нарушениями речи, с задержкой речевого развития. А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом.

Константин Дмитриевич Ушинский считал, что необходимо уделять ребенку больше времени, находить возможность выслушать его, постараться создать у ребенка ощущение значимости того, что он говорит. Общение ребенка со взрослыми может решить много задач. Раскрыть мир для ребенка и показать все лучшее, а также отрицательное, что может быть.

Ушинский К.Д. рекомендовал ежедневно читать ребенку, обсуждать вместе прочитанное, так как чтение развивает речь человека, делает ее правильной, четкой, понятной, образной, красивой.

Степень речевого развития ребенка можно определить посредством педагогического наблюдения. Регулярное, систематическое педагогическое наблюдение позволяет педагогу оказывать детям эффективную поддержку.

Но важно помнить, что наблюдение - это не «этапные акции» на начало и конец года, а постоянный процесс, так же как само речевое развитие и его уровень.

           Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в образовательной области «Речевое развитие» ставит следующие задачи:

  • владение речью как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

И на этапе завершения дошкольного образования целевые ориентиры стандарта говорят о том, что ребёнок должен:

  • достаточно хорошо владеть устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;
  • активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.

В процессе непосредственно-организованной деятельности используются современные технологии. Это система методов, способов, приёмов обучения, образовательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных условиях.

В работе с детьми по речевому развитию я использую следующие современные образовательные технологии:

здоровьесбрегающие технологии: ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, технологии музыкального воздействия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика;

мнемотехника: включение элементов моделирования на занятия по развитию речи; заучивание стихотворений с помощью мнемотехники;

ТРИЗ-технология – где дети придумывают начало рассказа, конец рассказа,  рассказы от имени кого-либо живого предмета, от первого лица, от имени неживого предмета, а также  сказки и рассказы на различные лексические темы, составляют рассказ по пословице, сочиняют  смешные истории, составляют рассказы - небылицы;

технология синквейна использовалась для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации;

информационно-коммуникативные технологии – использование   презентаций, аудиозаписей и интерактивных игр, позволяет заинтересовать детей, мотивировать на речевую деятельность, делает предлагаемый материал наиболее доступным для восприятия;

игровые технологии: использование дидактических игр по звуковой культуре речи, на развитие словаря, на формирование грамматического строя речи, на развитие связной речи.

Специальные занятия – лишь часть работы по развитию речи. За пределами непосредственной образовательной деятельности осталась свободная деятельность детей. И у меня возникла проблема: как же лучше формировать речь детей в свободной деятельности? Как сделать так, чтобы обучение проходило легко и свободно, без строгих правил и навязчивости?

Речевая активность детей зависит от того, как устроена окружающая среда егожизни. Из какого иллюстративного материала, из каких игрушек, из какого оборудования и из каких пособий она состоит. Она зависит и от того, каков развивающий потенциал в играх, как они располагаются, доступны ли они для того, чтобы ребенок мог осуществлять самостоятельную деятельность. Грамотно организованное игровое пространство позволит питать деятельность детей, обогащать запас определенных представлений и формировать правильную речь.

Важность проблемы вызвала необходимость создания  проекта, в котором особое внимание будет уделено развитию речевых и коммуникативных навыков детей в свободной деятельности.

Поэтому  мной был разработан и реализован проект «Речь повсюду».

II. Формирование правильной речи детей старшего дошкольного

возраста в свободной деятельности через реализацию проекта

  1. Содержание и этапы реализации проекта

Паспорт проекта

Название проекта

Тип проекта

Информационно-практико-ориентированный

Возраст детей

Старший дошкольный возраст

Исполнители

Воспитанники ДОУ, воспитатели, педагоги ДОУ, родители

Продолжительность

Долгосрочный

Раздел программы

Образовательная программа МБДОУ «Детский сад №458 «Искорка», образовательная область  «Речевое развитие» с интеграцией «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»,  «Физическое развитие»,  «Художественно-эстетическое развитие».

Проблема

В настоящее время ребенок мало времени проводит в обществе взрослых, все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками, редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой, следствие этого - низкий уровень активного словарного запаса детей, несформированность коммуникативных навыков, уровень развития связной речи детей старшей группы не соответствует возрасту.

Актуальность

В период дошкольного детства формируются первоосновы речевого развития. Необходимо создавать условия для формирования у ребенка элементов речевого развития не только в образовательной деятельности, но и в свободное от занятий время.

Цель

Создание необходимых условий для развития мотивов и потребностей речевой деятельности дошкольников.

Задачи

1.Подобрать для решение речевых задач наиболее эффективные методы, приёмы и средства, способствующие интересу и мотивации воспитанников к речевой деятельности.

2. Обеспечить развитие предметно-пространственной развивающей среды через создание речевых зон и центров.

3.Сформировать активную родительскую позицию на основе тесного взаимодействия детского сада и семьи по вопросам формирования правильной речи детей.

4. Обобщить и распространить данный опыт работы для педагогов дошкольных учреждений нашего района, а также через участие в конкурсах различного уровня.

Этапы реализации

  1. этап - подготовительный
  2. этап – основной
  3. этап – заключительный

Ожидаемый

результат

  1. Созданы условия для активизации речевого потенциала  детей;
  2. Подобран дидактический материал в игровые зоны и речевые центры для самостоятельной деятельности детей, изготовлены лепбуки по развитию речи.
  3. У дошкольников выработалась устойчивая мотивация к речевой самореализации, дети достаточно хорошо владеют устной речью, могут выражать свои мысли, чувства, эмоции;
  4. Сформированы коммуникативные навыки, увеличился объем пассивного и активного словаря у воспитанников;
  5. Повысился уровень педагогической компетентности родителей.
  6. Данный опыт обобщен и внедрен в педагогическую деятельность нашего детского сада.

Актуальность проекта обусловлена необходимостью разрешения вопросов, направленных на активизацию речевой деятельности детей дошкольного возраста в свободное от занятий время. В свободной деятельности ребенок раскрепощен и играет наиболее активно. В процессе игр у детей закладываются умения общаться и взаимодействовать с окружающими, понимать других и себя, доверять и дружить. Через игровую деятельность любой навык усваивается лучше и легче, ребенок вовлечен в процесс и с готовностью следует правилам, закрепляя необходимые умения. Чтобы работа была более эффективной нужны нестандартные подходы, процесс подачи материала в свободной деятельности детей должен быть несколько другой, более индивидуализированный. В этом поможет введение специальных игр и упражнений для речевой активности дошкольников, создание предметно-развивающей среды, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении.

 Реализация проекта включает в себя три этапа: подготовительный, основной и заключительный.

На подготовительном этапе была проведена педагогическая диагностика, позволяющая оценить речевое развитие детей 5-7 лет в соответствии с ФГОС (авторы- Лысых Л.В. и Болдырева М.С.).  В процессе выполнения ребенком диагностических заданий определяется уровень развитие словаря, звуковой культуры речи, грамматического строя и, уровень связной речи. В результате диагностики выявлены следующие результаты:

развитие словаря- низкий уровень сформированности данного показателя отмечается у 10% детей, средний уровень отмечается у 90% детей. Высокий уровень - 0 % детей.

Звуковая культура речи- низкий уровень сформированности данного показателя отсутствует (0%). Средний уровень отмечается у 80% детей, высокий уровень - 20% детей.

Грамматический уровень Низкий уровень сформированности данного показателя отмечается у 10% детей,  средний уровень отмечается у 90% детей,  высокий уровень - 0 % детей.

Уровень связной речи - низкий уровень сформированности данного показателя отмечается у 30% детей, средний уровень отмечается у 70% детей, высокий уровень - 0 % детей.

  • Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования.
  • Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий.
  • Установление партнёрских отношений педагогов, родителей, детей, создание единого социокультурного пространства.

На основном этапе реализации проекта была организована инновационная площадка, основная цель которой создание комплекса психолого-педагогических условий для формирования правильной речи в свободной деятельности дошкольников.

Все запланированные мероприятия были условно разделены на пять творческих площадок.

  1. «Играем, говорим, размышляем»
  2. «Волшебные страницы» (работа с книгой)
  3. «В театр играем – речь развиваем»
  4. «Школа юного журналиста»
  5. Семейная лаборатория «Раз – словечко, два – словечко»

1 «Играем, говорим, размышляем»

Цель: пробуждение речевой активности ребенка, его языковых способностей, через создание ситуаций для диалогового общения между детьми.

1

Игра – путешествие по «Стране красивой и грамотной речи»

Дети, родители, воспитатели

октябрь

2

Конкурс художественного чтения «О тебе, мой край, родной!»

Дети, родители, воспитатели

ноябрь

3

Речевая викторина «Путешествие в страну волшебных слов»

Дети, родители, воспитатели

декабрь

4

Интерактивная игра «В мире профессий»

Дети, воспитатели

январь

5

Конкурс рассказчиков «Моя мама самая….»

Дети, родители, воспитатели

март

6

Сочинение сказок на новый лад

Дети, воспитатели

В течение проекта

7

Игра- путешествие «Моя малая родина»

Дети, воспитатели

апрель

8

Физкультурное развлечение «Живые загадки

Дети, родители, воспитатели

май

  1. «Волшебные страницы» (работа с книгой)

Цель: формирование навыков пересказа небольших литературных произведений без пропуска важных моментов, без искажения смысла. Развитие умения придумывать и рассказывать сказки, рассказы, выразительно читать наизусть стихи, составлять по плану и образцу рассказы о предмете, по сюжетной картинке, по серии картинок, из опыта.

1

Уголок книги «Книжная радуга»

Воспитатели, родители

В течение проекта

2

Акция «Подари книжку малышам».

Родители, дети

октябрь

3

Составление рассказов по прочитанным произведениям.

Дети, родители, воспитатели

В течение проекта

Акция «Книжкин доктор»

Дети, родители, воспитатели

декабрь

4

Мы любим Маршака (литературная викторина)

Дети, родители, воспитатели

январь

5

Экскурсии в библиотеку.

Воспитатели, дети , социальные партнеры

В течение проекта

6

Мини проект «Читаем вместе»

Дети, родители, воспитатели

февраль

7

Подбор материала и оформление выставки «Книги разные важны…»

Дети, родители, воспитатели

март

8

Книги Е. Чарушина Чтение рассказов пересказ. Составление выставки.

Дети, родители, воспитатели

апрель

3 «В театр играем – речь развиваем»

Цель:развитие речи, обогащение словарного запаса, развитие речевого дыхания, правильной артикуляции, четкой дикции, умение передавать в мимике и движениях эмоциональное состояние героев сказок, совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности через театральную деятельность.

1

Игры-драматизации по знакомым сказкам

Дети, родители и воспитатели

Один раз в месяц

2

Изготовление альбома «Мы любим сказки»

Дети, родители и воспитатели

ноябрь

3

Виртуальная экскурсия «Театры Оренбуржья»

Дети, родители и воспитатели

декабрь

4

Просмотр театрального представления «Муха- Цокотуха» (видеозапись)

Дети, родители и воспитатели

февраль

5

Игра-путешествие «В царстве света и теней» (театр теней)

Дети, родители и воспитатели

март

6

Артикуляционная гимнастика; игра «Прекрасный цветок»; игра «Дует ветер»; пальчиковые игры; этюд «Это я! Это мое!» этюд «Великаны и гномы»; упражнения на тренировку памяти; игра «Радуга»

Дети и воспитатели

В течение проекта

7

Театр – пантомим «Мы не скажем, мы покажем»

Дети, родители и воспитатели

апрель

4  «Школа юного журналиста»

Цель: способствовать воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка, умеющего вести диалог и общаться. Усилить у детей речевую мотивацию с помощью метода интервьюирования.

1

Игры и упражнения на развитие навыков ведения диалога в форме интервью. Дидактическая игра «Мы – журналисты», «Гость в редакции»

Дети и воспитатели

В течение проекта

2

Рассматривание газет журналов

Дети и воспитатели

В течение проекта

3

Виртуальная экскурсия в типографию

Дети и воспитатели

октябрь

4

Рисование иллюстраций к статьям

Дети и воспитатели

В течение проекта

5

Творческая командировка «О чем расспросим поваров»

Дети и воспитатели

ноябрь

6

Создание праздничных газет

Дети и родители

В течение проекта

7

Интервью с детьми ДОУ «Как я провел зимние каникулы»

Дети и воспитатели

январь

8

Изготовление  фотоколлажа  «Моя  мама тоже была девочкой!»

Дети и родители

март

9

Творческая командировка «Чему учат в спортивной школе»

Дети, родители и воспитатели

апрель

10

Создание газеты «УРА! Скоро лето!»

Дети, воспитатели и родители

май

5  Семейная лаборатория «Раз – словечко, два – словечко»

Цель: повышение компетентности родителей и построение эффективного взаимодействия с семьями воспитанников и социальными партнерами в целях полноценного развития речи каждого ребенка.

1

Мастер-класс «Занимательные словесные и пальчиковые»

Воспитатели, родители

октябрь - второй четверг месяца

2

«Игры по развитию речи своими руками». Памятки «Упражнения для развития речи детей 5-6 лет в домашних условиях».

Воспитатели, родители

ноябрь - второй четверг месяца

3

Информационный лист: «Давайте  задумаемся,  всегда  ли правильно звучит наша речь»

Воспитатели, родители

декабрьвторой четверг месяца

4

Игровой тренинг «Развиваем мелкую моторику в творчестве».

Воспитатели, родители

Январь - второй четверг месяца

5

Викторина «Красивую речь приятно слышать»

Воспитатели, родители

Февраль -каждый второй четверг

6

Обмен опытом родителей «А мы делаем так!» Такие полезные игры дома (игры на развитие речи)

Воспитатели, родители

 Март - каждый второй четверг

7

Практикум «Учимся правильно дышать»

Воспитатели, родители

Апрель- каждый второй четверг

8

Создание речевого альбома «Копилка слов»

Воспитатели, родители

Май - каждый второй четверг

На заключительном этапе был проведен мониторинг развивающей предметно – пространственной среды для формирования правильной речи.

 В результате выявлено, что среда содержательно насыщена, трансформируема,  вариативна, доступна и безопасна. Здесь есть все необходимое для эффективного речевого развития и индивидуальности каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Учтены потребности каждого ребенка в активной и разноплановой деятельности. 

Так же была повторно проведена диагностика речевого развития старших дошкольников, которая показала, что уровень речевого развития повысился, а именно:

развитие словаря - на 10%, звуковая культура речи– на 3 %, грамматический строй речи – на 15 % и уровень связной речи - 15 % детей.

Использование активных форм работы по речевому развитию детей   способствовало активизации и обогащению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры речи. Речь детей стала более внятной и выразительной. Наши наблюдения сегодня за общением детей, их контактами со сверстниками показывают, что дошкольники по собственной инициативе комментируют свои действия, говорят, что они делают, отмечают трудности, огорчаются неудачами, радуются достижениям. Дети стали относится друг к другу внимательнее и доброжелательнее. Можно с уверенностью сказать, что уровень речевого развития детей старших возрастных групп значительно повысился.

Участие родителей в проекте помогло им осознать свою роль в речевом развитии ребёнка, изменить отношение к личности ребёнка, характер общения с ним, повысило их знания, также качественно изменилась работа педагогов не только в работе с детьми, но и во взаимодействии с семьями воспитанников, с социальными партнерами.

  1. Развивающая предметно- пространственная среда как необходимое условие для формирования правильной речи дошкольников с свободной деятельности детей.

Грамотно организованная предметно- пространственная развивающая среда создает возможности для преодоления отставания в речевом развитии, позволяет ребенку закреплять свои способности не только в непосредственно образовательной деятельности, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие самостоятельности и самодеятельности, формирует чувство защищенности и уверенности в себе, а значит, способствует гармоничному развитию личности, способностей, овладению способами деятельности.

Инновационный подход к созданию развивающей предметно-пространственной среды, заключается в её индивидуализации, возможности быть уверенным в себе, использовать свои способности, проявлять самостоятельность, инициативность, творчество, вместе с тем способствует социализации ребенка.

В ходе реализации проекта «Речь повсюду» в группах была обогащена предметно – развивающая среда:

  • оформление книжного уголка приобретение нового наглядного материала по данной теме
  • оформление уголка речевой активности
  • оформление памяток для родителей и педагогов
  • оформление картотеки игр по развитию правильной речи
  • создание картотеки интерактивных игр по развитию речи.

В речевом уголке находятся:

  1. Игры для развития речевого дыхания: «Катись, карандаш», «Воздушный шарик», «Свистульки», «Мыльные пузыри», «Подуй в дудочку», «Ветерок». Также дети очень любят играть в «Футбол», но гол здесь нужно забить не ногами, а воздушной струёй.
  2. Для развития речи используем набор предметных, сюжетных картинок; дидактические игры и пособия: «Профессии», «Кто, где живет?»; «Времена года», предметные картинки по лексическим темам; «Большие и маленькие» (употребление в уменьшительно-ласкательной форме); «Распорядок дня»; «Кем быть», «Мой дом», «В деревне», «Родная природа». Здесь дети продолжают учиться составлять рассказы по сюжетной картинке, по картинкам с фабульным развитием действия. Описывая предмет, рассматривая иллюстрацию, они учатся самостоятельно составлять план рассказа, а затем и сам рассказ.
  3. В речевом уголке находятся пособия и дидактические игры для обучения грамоте: домики с твердыми и мягкими звуками; индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа; игры «Делим слова на слоги»; «Найди себе пару»; «Чтение по слогам», «Я учу буквы»; «Найди место звука в слове»; «Прочитай по первым звукам», «Разложи картинки»; «Один — много», «Многозначные слова», «Антонимы», «Придумай слова со звуком»;, «Четвёртый — лишний», «Цвет и форма», «Говори правильно», магнитная доска; наборы магнитных букв; кубики «Азбука в картинках»; разрезные картинки, домино. Работа в этом уголке способствует развитию всех сторон речи.

Рядом с речевым уголком расположена детская библиотека «Книжная радуга». Здесь представлены любимые детские сказки и рассказы по лексическим темам, а также иллюстративный материал, фотографии детских писателей. Наряду с художественной литературой в книжном уголке представлена познавательная литература, тематические энциклопедии в соответствии с возрастом детей.

Театральный уголок. С целью речевого развития, развития эмоциональной сферы дошкольников в группе создан театральный уголок с разными видами театра (настольный, пальчиковый, Би-ба-бо кукольный, теневой). Здесь расположились сказочные персонажи, выполненные из различных материалов. В инсценировке сказок дети учатся правильно выстраивать предложения, перевоплощаются в разных героев, меняя при этом интонацию, голос. Работа в этом уголке способствует обогащению словарного запаса детей, развивается память и связная, а также диалогическая и монологическая речь.

Для формирования культурной, творческой, социально-активной коммуникативной личности в группе создан уголок «Юный журналист».

В нем находятся: микрофон(игрушка), фотоаппарат (бутафория), ноутбук (игрушка), телефон (бутафория), диктофон (бутафория), блокноты по количеству играющих, ручки, карандаши, фотографии, иллюстрации, газеты, журналы.

Таким образом, интересно и правильно организованная развивающая среда способствует развитию коммуникативных навыков, связной, диалогической речи и помогает адаптироваться ребенку в окружающем мире и социальной действительности.

  1. Атмосфера сотрудничества в рамках реализации проекта «Речь повсюду»

Сотрудничество дошкольного образовательного учреждение с семьей, с социальными партнерами дают ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают благоприятные эмоциональные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Задачи и содержание работы по развитию речи и речевого общения детей дошкольного возраста рассматриваются не только в условиях дошкольных образовательных учреждений, но и в семье.

В повседневном общении с ребенком у родителей есть сотни возможностей употреблять новые понятия и пояснять, что они означают. Такое простое участие взрослых значительно расширит активный словарик дошкольника. Совместное словотворчество позволяет ребенку лучше понять язык и способствует развитию чувства ритма. Кроме пользы в речевом развитии, это занятие приносит несказанное удовольствие детям. Эмоциональность речи, совместное придумывание с мамой или папой новых слов всегда сопровождается смехом и радостным настроением.

Родители так же могут успешно обучать ребенка словесным описаниям, рассказывать истории и описывать происходящее ребенку, подавая тем самым пример связного высказывания, а потом предложить ему подобным образом описать, что тот видит вокруг. Такие занятия просты в исполнении, их можно реализовать в любой обстановке – дома или на прогулке.

Вовлекая семьи в единое образовательное пространство, я постаралась активизировать и обогатить знания родителей в развития правильной речи детей дошкольного возраста. Эта работа была запланирована по нескольким направлениям:

  • информационно – аналитическое;
  • познавательное направление;
  • наглядно – информационное;
  • досуговое.

1. Информационно – аналитическое направление.

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей и установления контакта с её членами, а также для согласования воспитательных воздействий на ребенка, мы начинали работу с анкетирования. На основе собранных данных был произведен анализ, который показал, что большинство родителей средней группы (42%) считают, что развитием речи в дошкольном возрасте должны заниматься и родители, и детский сад совместно. Лишь совместная работа принесёт желаемый результат. Также большой процент родителей средних групп (38%) берут ответственность за развитие речи детей на себя.

Родители старших и подготовительных групп (60%) в большей степени берут на себя ответственность за развитие речи. Возможно, это связано с усиленной подготовкой к школе. Лишь четверть родителей (25%) готовы к сотрудничеству и считают, что работа по развитию речи должна быть комплексной.

В обеих группах наблюдаются родители готовые переложить ответственность на дошкольное учреждение (средние группы – 20%, старшие – 15%).

Практически все родители отметили свою работу над совершенствованием речи, привели в пример большое количество разнообразных методов и приёмов. Но, несмотря на это, у них есть желание узнать новые способы и усовершенствовать старые.

2. Познавательное направление.

Познавательное направление – это наиболее широкое для обогащения родителей знаниями в вопросах формирования и развития речи детей. Совместная работа специалистов ДОУ по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно ответственными участниками образовательного процесса.

С этой целью в своей работе использовала активные формы и методы взаимодействия с родителями:

  • общие и групповые родительские собрания:
  • консультации:
  • занятия с участием родителей
  • участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов.
  • совместное создание предметно-развивающей среды.
  • участие в конкурсах

В результате реализации проекта повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их компетенции в вопросах формирования правильной речи детей и активизации их творческой инициативы. Родители стали активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, учились взаимодействовать друг с другом в роли партнеров.

3. Наглядно – информационное направление.

Наглядно-информационное направление включает в себя:

- стенды для родителей;

- папки-передвижки;

- библиотека для родителей;

-информация на сайте и в социальных сетях ДОУ.

Наглядно-информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

4. Досуговое направление.

Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают друге, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

 Воспитание и развитие ребенка не возможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а, поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми, деликатными, уважительными, любящими и тогда все получится.

 Достичь положительных результатов по воспитанию детей дошкольного возраста было бы невозможно без активного взаимодействия детского сада с социумом.

По нашему мнению, сотрудничество с детской библиотекой, с библиотекой им. А.С.Пушкина является эффективным способом оказания помощи ребенку в формировании и развитии литературной речи, в формировании интереса и потребности в чтении. Дошкольники с большим интересом неоднократно посещали новую интерактивную библиотеку, принимали активное участие в акции «Лето в парке».

Упражнять дошкольников в совершенствовании актерских способностей и развивать возможности актерского мастерства помогает театр. Именно театральная деятельность позволяет решать многие задачи, касающиеся формированию выразительности речи ребенка. За последнее время, благодаря сотрудничеству с ДШИ и театрами областного центра, наши дети посмотрели много спектаклей: «Петух и кот», «Заюшкина избушка», «Зимовье зверей» и т.д.

Разрабатывая план мероприятий по взаимодействию, я ориентировалась на задачи образовательной программы нашего детского сада: полноценное развитие ребенка, создание равных условий воспитания и благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства; сохранение и укрепление здоровья воспитанников; формирование основ базовой культуры личности, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность; развитие способностей и компетенций в различных областях.

  1. Заключение.

В результате проведенной работы можно сделать следующие выводы:

  • созданные комфортные условия для свободной деятельности детей действительно существенно влияют на формирование правильной речи дошкольников,
  • использование активных форм работы по речевому развитию, поддержка речевой инициативы ребенка в свободной деятельности благоприятно   способствует развитию всех компонентов речи (активизации и обогащению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры речи и т.д.).

Все организованные мероприятия на условно разделенных творческих площадках позволили вести работу в определенных направлениях, влияющих на речевое развитие детей. Это и работа с книгой, театральная деятельность, это игровые ситуации, способствующие речевой активности ребенка, его языковым способностям. Технология интервьюирования позволила усилить у детей речевую мотивацию, научить детей вести диалог и общаться. Мастер – классы, тренинги, практикумы и обмен опытом в семейной лаборатории повысили родительскую компетентность в формировании правильной речи ребенка.

Моя гипотеза подтвердилась полностью: созданные комфортные условия для свободной деятельности детей благоприятно повлияли на формирование правильной речи дошкольников.

На основе проведённой работы можно дать следующие методические рекомендации:

  1. Планирование работы с детьми должно носить систематический характер и идти от простого к сложному.
  2. Работа по развитию речи детей должна охватывать все процессы воспитательно-образовательной работы.
  3. Необходимо использовать различные методы, формы и приёмы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста не только в образовательной, но и в свободной деятельности детей.
  4. Воспитатель в своей работе должен учитывать индивидуальные психические и возрастные особенности детей, настраивать детей на совместную деятельность с другими детьми, воспитателем и родителями.

В заключение хотелось бы сказать, что в вопросе развития речи дошкольников много всевозможных приемов, форм и методов. Главное, иметь желание и проявлять хотя бы чуть-чуть творчества в решении данной проблемы. Поэтому, думаю, будет актуальным повторить некоторые теоретические вопросы, которые помогут нам наладить работу и преодолеть проблемы в работе по формированию правильной, образной, связной речи детей.

  1. Список литературы
  1. Л. С. Киселева, Т. А. Данилина «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения»2014г.
  2. Праздники и развлечения в детском саду. - М.: Просвещение, 2012г.
  3. Музыкально – дидактические игры для дошкольников. –М.: Просвещение, 2011г.
  4. .Кряжева Н. Л. «Развитие эмоционального мира детей». – Екатеринбург: У-Фактория, 2011г.
  5. Воспитание детей в игре. /под ред. Менджерицкой Д. В. – М.: Просвещение, 2013г.
  6. Развитие речи младшего дошкольного возраста. Москва, «Мозаика-Синтез», 2013г.
  7. Жильгильдина А.А., Левшина Н.И. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. –№5-3.
  8. Дидактические игры и упражнения для развития речи дошкольников. ФГОС Микхиева Н.Ю. Детство-Пресс 2016 
  9. Е.С.БУКЕНЕВИЧ.А.Л.ЛАГУНОВИЧ ««Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи дошкольников»
  10. С.В.Шкляр «Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи дошкольников»
  11. Рыжова Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений: /Н. А. Рыжова. — М.: Линка-Пресс, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»...

Семинар-практикум для родителей Тема: «Использование нетрадиционных форм изобразительной деятельности для развития речевой активности детей старшего дошкольного возраста»

Цель: Раскрыть значение нетрадиционных приёмов изо деятельности в работе с дошкольниками для развития речевой активности воображения, творческого мышления и творческой активности....

Семинар-практикум для родителей Тема: «Использование нетрадиционных форм изобразительной деятельности для развития речевой активности детей старшего дошкольного возраста»

Цель: Раскрыть значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития речевой активности воображения, творческого мышления и творческой активности....

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»

Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи речи выражают свои потребности, рассказывают о своих чувствах и переживаниях....

Отчет по самообразованию на тему: «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности»

Дети испытывали необходимость в помощи взрослого. Таким образом, выявилась проблема: развитие связной речи не соответствует возрасту. Кроме этого, наблюдения за детьми в совместной деятельности выявил...