Непосредственно образовательная деятельность (познавательно – речевое) для детей старшего дошкольного возраста (6 -7 лет) Игра «Умники и умницы»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Седых Татьяна Павловна

     По содержанию занятие является интегрированным, так как части занятия объединены знаниями из нескольких областей. Решение задач осуществляется через такие 

образовательные области: речевое, познавательное, физическое, социально – коммуникативное развитие.

     Применение инновационных технологий – использование ИКТ, позволило заинтересовать и привлечь внимание детей.   На протяжении всего занятия у детей поддерживается мотивация.   Поэтапно происходит смена видов деятельности. Дети сами являются участниками игровых моментов и активными помощниками во время занятия.   Это позволяет сохранить у детей положительный эмоциональный настрой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ХАНТЫ – МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ – ЮГРА

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребёнка – детский сад

г. Покачи

Непосредственно образовательная деятельность

(познавательно – речевое)

для детей старшего дошкольного возраста

 (6 -7лет)

Игра «Умники и умницы»

Воспитатель:

Седых Т.П.

2021 год

Пояснительная записка

    Конспект интегрированного занятия по познавательно-речевому развитию на тему: Игра «Умники и умницы» разработан в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования МАДОУ ЦРР  - детский сад.

    При составлении конспекта была использована литература:

  • Е.В. Колесникова Математика для дошкольников 6-7 лет. ТЦ. Сфера, 2015.

   Конспект занятия составлен в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:

  • Принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих занятий и совместных действий воспитателя и детей).
  • Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес).
  • Принцип доступности (в соответствии с возрастными особенностями).
  • Принцип психологической комфортности

Цель: показать знания и умения воспитанников, полученные в течение учебного года по познавательному и речевому развитию.

Задачи:

Образовательные:

  • Закреплять знания о последовательности частей суток, дней недели, времён года.
  • Закреплять представление о цифрах от 1 до 20, отвечать на вопрос на котором по счёту месте?
  • Продолжать учить составлять число из двух меньших чисел.
  • Совершенствовать умение составлять и решать задачи на сложение и вычитание.
  • Закреплять геометрические фигуры.
  • Упражнять в подборе прилагательных и определений к существительным.
  • Продолжать учить составлять небольшие рассказы по серии сюжетных картинок.
  • Продолжать учить различать звуки, называть слова с заданными звуками, делить слова на слоги.

Развивающие:

  • Развивать внимание, логическое мышление, зрительное восприятие.
  • Развивать связную речь через полные ответы на вопросы.
  • Закреплять умение определять состав серии картинок.

Воспитательные:

  • Воспитывать умение действовать сообща, навыки сотрудничества в игре.
  • Воспитывать чувство взаимопомощи, умение понимать поставленную задачу и выполнять её.

   Для достижения цели и задач были использованы следующие методы:

  • наглядный (мультимедийная презентация);
  • словесный (составление задач, рассказы детей, словесные игры,);
  • наглядно - практический (выкладывание задачи с помощью цифр и знаков, сериация сюжетных картинок)
  • проблемный метод (создание проблемной ситуации)

и приемы:

  • эмоциональной заинтересованности (письмо приглашение);
  • игровой (игра-физкультминутка);
  • использование проблемных ситуаций.

     По содержанию занятие является интегрированным, так как части занятия объединены знаниями из нескольких областей. Решение задач осуществляется через такие 

образовательные области: речевое, познавательное, физическое, социально – коммуникативное развитие.

     Применение инновационных технологий – использование ИКТ, позволило заинтересовать и привлечь внимание детей.   На протяжении всего занятия у детей поддерживается мотивация.   Поэтапно происходит смена видов деятельности. Дети сами являются участниками игровых моментов и активными помощниками во время занятия.   Это позволяет сохранить у детей положительный эмоциональный настрой.

Непосредственно образовательная деятельность (познавательно – речевое)

для детей старшего дошкольного возраста

 (6-7 лет)

Игра «Умники и умницы»

Цель: показать знания и умения воспитанников, полученные в течение учебного года по познавательному и речевому развитию.

Задачи:

Образовательные:

  • Закреплять знания о последовательности частей суток, дней недели, времён года.
  • Закреплять представление о цифрах от 1 до 20, отвечать на вопрос на котором по счёту месте?
  • Продолжать учить составлять число из двух меньших чисел.
  • Совершенствовать умение составлять и решать задачи на сложение и вычитание.
  • Закреплять геометрические фигуры.
  • Упражнять в подборе прилагательных и определений к существительным.
  • Продолжать учить составлять небольшие рассказы по серии сюжетных картинок.
  • Продолжать учить различать звуки, называть слова с заданными звуками, делить слова на слоги.

Развивающие:

  • Развивать внимание, логическое мышление, зрительное восприятие.
  • Развивать связную речь через полные ответы на вопросы.
  • Закреплять умение определять состав серии картинок.

Воспитательные:

  • Воспитывать умение действовать сообща, навыки сотрудничества в игре.
  • Воспитывать чувство взаимопомощи, умение понимать поставленную задачу и выполнять её.

Интеграция образовательных областей: речевое, познавательное, физическое, социально – коммуникативное развитие.

Средства реализации:

Демонстрационный: презентация, цифры от 1 до 20, конверты с заданиями, приглашение, мячик су – джок, средство ТСО (экран, проектор).

Раздаточный: геометрические фигуры, числовые домики, цифры от 1 до 20, арифметические знаки.

Ход НОД:

I. Вводная часть (мотивационно-побудительный этап)

Воспитатель держит в руках конверт.

В-ль: Ребята, к нам сегодня утром приходил почтальон, он принёс письмо. Давайте его откроем и узнаем, что в нём лежит.

Открывают письмо, в нём лежит приглашение.

 В-ль (читает): «Дорогие, ребята! Приглашаю Вас принять участие в познавательной игре «Умники и умницы». С уважением Всезнайка».

В-ль: Ребята, давайте встанем все в круг

(Дети встают в круг)

Только смелый и упорный

Доберется к цели бодро,
А еще в дороге нужно
Знать секреты прочной дружбы!

Пока говорят, кладут руки на плечи товарищей. Затем соединяют правые руки в центре
круга, накладывая одну руку на другую, и произносят девиз:

«Один за всех и все за одного!».

После ритуала проходят к стульям. Детей встречает (второй педагог) ведущий игры.

II. Организационно - поисковый

В-ль: Здравствуйте, ребята! Я рада видеть Вас на игре «Умники и умницы».

                      В игре есть правило: «Ответить хочешь – не кричи, а только руку подними».

Задание №1 «Разминка для ума» (стоя на ковре)

  1. Назовите части суток? Сколько их?
  2. Назовите самое тёмное время суток?
  3. Мы завтракаем вечером или утром?
  4. Назовите дни недели? Сколько их?
  5. Назовите первый день недели?
  6. Назовите последний день недели?
  7. Сколько у нас выходных?
  8. Сколько дней мы ходим в детский сад?
  9. Какие времена года вы знаете?
  10. Сколько их?
  11. Самое жаркое время года?
  12. Самое холодное время года?

 

В-ль: Молодцы!  Внимание на экран!  Второе задание для вас приготовил…Незнайка.

Слайд 2  

Задание №2 Игра «По порядку, становись!» (стоя на ковре)

В-ль: Ребята, Незнайка приготовил для Вас цифры (детям раздаются цифры – порядковые номера).

По команде «Становись!» Вы должны выстроится по порядку, и сказать, каким по счёту вы стоите (я – первый, я - второй, …)

В-ль: Молодцы! Справились с заданием. Внимание на экран! Третье задание приготовил….. Буратино.  

Слайд 3

Задание №3 Игра «Разберись – ка!» (за столами)

В-ль: Буратино прислал дома  (раздать карточки с домами).

-Какие геометрические фигуры живут в твоём доме? (уточнить у каждого воспитанника)

Слева в доме нарисованы фигуры. Вам нужно справа выложить столько геометрических фигур, чтобы их сумма равнялась  числу на крыше.

(дети выполняют задание)

В-ль: Сколько ты выложил квадратов (кругов, треугольников, овалов)? Почему? (уточнить у каждого воспитанника)

Ведущий 1: Молодцы! Справились с заданием. Внимание на экран! Четвёртое  задание приготовила… Мальвина.

Слайд 4

Задание №4 Игра «Придумай и реши» (за столами)

В-ль: Мальвина хочет узнать, умеете ли вы составлять и решать задачи. Вспомним, что задача состоит из двух частей – это условие и вопрос. Посмотрите пожалуйста на экран.

  1. Было 3 курицы, к ним пришли ещё 2 курицы. Сколько всего куриц стало?

В-ль: Как получилось число 5? (к трём прибавили два, получилось 5).Давайте выложим задачу с помощью цифр и арифметических знаков.

  1. На поляне гуляло 15 коров, 3 коровы ушли. Сколько коров осталось на поляне?

В-ль: Как получилось число 12? (от пятнадцати отняли три, получилось двенадцать).Давайте выложим задачу с помощью цифр и арифметических знаков.

В-ль: Здоровячок прислал нам мячики Су – джок, поиграем с ними.

Слайд 5

Физкультминутка с мячиками «Су – джок»

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой. 

Я мячом круги катаю, (Дети катают Су - Джок между ладонями) 
Взад - вперед его гоняю. (Дети катают Су - Джок между ладонями) 
Им поглажу я ладошку.
 
Будто я сметаю крошку, (Дети гладят ладошку Су- Джоком 
И сожму его немножко,)
 
Как сжимает лапу кошка, (Дети сжимают Су - Джок в кулак) 
Каждым пальцем мяч прижму,
 
И другой рукой начну.( Су - Джоком прижимают каждый пальчик)
 

В-ль: Молодцы! Справились с заданием. Внимание на экран! Пятое  задание приготовила Веснянка.

Слайд 6

Задание №5  Игра «Весенние слова» (стоя на ковре)

В-ль: Ребята, назовите какое сейчас время года?

Как можно назвать весну?

Какая она?

Каким цветом нарисуем весну?

Весной солнце, какое?

Весной небо, какое?

В-ль: Молодцы! Справились с заданием. Внимание на экран! Шестое  задание приготовил художник Карандаш.

Слайд  7

Задание №6  Игра «Расскажи по картинкам» (за столами)

(паре детей раздаются серии сюжетных картинок)

 

В-ль: Дорогие ребята, помогите мне, пожалуйста, правильно расположить картины и придумайте небольшой рассказ.

(воспитанники работают в паре).

В-ль: Молодцы! Справились с заданием. Внимание на экран! Седьмое задание к нам прибыло из страны «Звукария».

Слайд 8

Задание №6  Игра «Страна «Звукария»» (за столами)

В-ль: Вопросы:

  1. Какие звуки живут в стране «Звукария»?
  2. Чем отличаются гласные звуки от согласных?
  3. Какого цвета платье у гласных звуков?
  4. Какого цвета платье у твёрдых согласных звуков?
  5. Какого цвета платье у мягких согласных звуков?

В-ль: (показывает картинки с изображением предметов)

                      Вопросы:

  1. Сколько слогов в слове дом?
  2. Сколько слогов в слове кукла?
  3. Сколько слогов в слове машина?
  4. Сколько слогов в слове весна?

В-ль: ***Назовите слова с твёрдым согласным звуком «М».

                  ***Назовите слова с мягким согласным звуком «Ль».

                  ***Назовите слова с гласным звуком «А».

В-ль: Молодцы, ребята! Справились со всеми заданиями. На этом игра наша закончилась, и нам пора возвращаться.

III. Рефлексивно – корригирующий

Подведение итогов, рефлексия занятия как «занимательного дела».

В-ль: Ребята, кому было сложно выполнять задания?

                   Какие задания были трудными?

                   Как называлась наша игра?

                   Вы справились со всеми заданиями, и смело можете называть себя «Умники и  

                   Умницы».

                   За прекрасную игру вручаем вам раскраски и предлагаем Вам музыкальную

                   паузу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственная образовательная деятельность по речевому развитию детей старшего дошкольного возраст «Весна шагает по дороге»

Задачи:Образовательные: уточнить словарь по теме «Весна», совершенствоватьграмматический строй речи при образовании и согласовании притяжательных прилагательных, совершенствовать навык звукового анали...

«Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста «Мы рады солнышку и весне»

Задачи:1) Развивать навыки общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками («Социально-коммуникативное развитие»)2) Развивать грамматически правильную диалогическую и монологическую речь ...

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности по эмоциональному воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» с интеграцией образовательной области Социально-коммуникативное развитие

Научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации. Развитие эмоционально...

Конспект интегрированной образовательной деятельности познавательно-эстетического характера для детей старшего дошкольного возраста.

Представляю конспект интегрированного занятия познавательно-эстетического характера для детей старшего дошкольног возраста...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию для старшего дошкольного возраста . Тема: «Путешествие в волшебную страну»

Цель: закрепить навыки правильного звукопроизношения, добиваться полного ответа детей на вопросы.Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое р...