Наглядное моделирование в коррекционной работе логопед
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа) по теме

Соусканова Мария Николаевна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №153 города Тюмени

 

 

 

 

КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

«АВТОРСКАЯ ИДЕЯ В МОЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ»

 

 

 

Наглядное моделирование в коррекционной работе логопеда

 

 

Соусканова Мария Николаевна

Учитель-логопед

 

 

 

 

2016г.

 

Содержание работы:

1. Актуальность педагогического опыта……………………………………………………..с.3

2. Научное обоснование проблемы наглядного моделирования…………………………...с.4

3. Цель и задачи, формы организации коррекционной работы с применением наглядного моделирования………………………………………………………………………………....с.5

4. Работа с родителями…………………………………………………………………...……с.8

5. Результативность применения метода наглядного моделирования…………………..…с.8

6. Заключение………………………………………………………………………………….с.9

7. Список литературы………………………………………………………………………...с.10

8.Приложение………………………………………………………………………..……..…с.11                                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Актуальность использования наглядного моделирования

"Учите ребёнка каким - нибудь неизвестным ему пяти

словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите

двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.
К.Д. Ушинский

Современная школа требует от ребёнка высокого уровня  умственного и   речевого   развития.  Поэтому   для   ребёнка   -   дошкольника   хорошая  речь - залог  успешного обучения и развития в школе.

Работая с детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении,     логопеду    приходится     искать                                вспомогательные    средства,     облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является наглядное моделирование. Что такое наглядное моделирование?

Наглядное моделирование - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

У детей с речевыми нарушениями особые трудности отмечаются в процессе коррекции звукопроизношения. В силу проблем неврологического характера у детей страдает мышечный тонус, кинетический  и кинестетический праксис. Поэтому коррекция звукопроизношения занимает большое количество времени и часто вызывает у детей негативизм, замкнутость и отказ ребенка от занятий.

На занятиях в детском саду в основном задействован только один вид памяти вербальный. Опорные схемы — это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.

Актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:

ü во-первых, ребёнок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

ü во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь - записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики»;

ü в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

ü В-четвертых, с помощью развития мелкой моторики, создания моделей, мы формируем и артикуляционную моторику, тем самым помогаем ускорить процесс коррекции звукопроизношения.

Применение метода наглядного моделирования способствует усвоению знаний, вызывает непосредственный интерес у детей, повышает их познавательную активность и мыслительную деятельность. Таким образом, использование этого метода в коррекционно - развивающей работе с детьми с ОНР позволяет повысить результативность коррекционной работы и подготовить ребёнка к обучению в школе.

 

2. Научное обоснование проблемы наглядного моделирования

Моделирование - как наглядно- практический метод получает большое распространение в последнее время. Доступность метода моделирования была показана психологами Л.А Венгер, Д.Б. Элькониным, А.В. Запорожцем, Н.Н. Подъяковым. Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет может быть заменен в деятельности другим предметом, изображением, знаком.

На использовании наглядных моделей основаны многие методы дошкольного обучения. К примеру, метод обучения дошкольников грамоте, разработанный Д.Б. Элькониным и Л.Е. Журовой, предполагает построение и использование наглядной модели (схемы) звукового состава слова.

Ряд исследователей, изучавших особенности речи и познавательной деятельности детей с речевой патологией, отмечают их трудности в овладении сенсорными навыками, которые сказываются на дальнейшем обучении.(Н.С.Жукова, Р.Е.Левина, С.И.Маевская, Е.С.Мастюкова, С.К,Сиволапов, Л.Ф.Спирова, Л.С.Цветкова и др.) Дошкольники с общим недоразвитием речи не владеют в одинаковой степени всеми необходимыми сенсорными эталонами, у них наблюдается отставание в формировании перцептивных действий, что в свою очередь сказывается на успешности называния тех или иных свойств объектов. Процессы восприятия у них замедленны, недостаточно избирательны, часто фрагментарны и не обобщены. Эти дети затрудняются в обследовании предметов, выделении нужных свойств, а главное – обозначении этих свойств словом. Недостаточность процессов восприятия задерживает развитие всей познавательной деятельности ребенка.

 

3. Цель и задачи, формы организации коррекционной работы с применением наглядного моделирования

«Модели – это хорошая нагляднос­ть,

подсказ­ка, зрительная опора».

В.М.Акименко.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ:

Формирование фонетико-фонематической стороны речи у детей с различными речевыми нарушениями через использование системы специально подобранных наглядных моделей.

Коррекционную работу по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников я провожу комплексно, по следующим направлениям:

ü коррекция звукопроизношения;

ü формирование навыков звукового анализа и синтеза слов и представлений о структурных единицах языковой системы (звук - слово - предложение - текст);

ü формирование лексико-грамматических категорий;

ü формирование связной речи;

ü профилактика дисграфии и дислексии

Данная работа посвящена применению метода наглядного моделирования при коррекции фонетико-фонематических нарушений.

Введение наглядных моделей в логопедический процесс помогает решению ряда коррекционно–развивающих, образовательных и воспитательных задач:

- развивать артикуляционную моторику, а также мелкую моторику рук;

- развивать просодическую сторону речи, а также речевое дыхание;

- формировать правильное звукопроизношение;

- автоматизировать поставленные звуки в повседневной речи;

- развивать фонематические процессы, а также навыки звукового анализа и синтеза;

- готовить ребенка к овладению письмом и чтением, к обучению в школе;

- целенаправленно развивать импрессивную и экспрессивную речь детей;

- способствовать развитию эмоционально-волевых качеств личности: организованности, активности, сосредоточенности.

 

Весь процесс исправления звукопроизношения делится на четыре этапа:

 

На подготовительном этапе при ознакомлении детей с артикуляционной гимнастикой каждому упражнению даётся образное название и подбирается картинка- символ. Это позволяет детям легче запомнить артикуляционные комплексы, вносит в занятие игровой момент и пробуждает интерес к выполнению.(Приложение 1)

         На этапе постановки  помочь дошкольникам усвоить звуки помогают два вида моделей: профили артикуляции и символы звуков. Профили артикуляции используются в основном для демонстрации правильного уклада звуков.  Картинки-символы звуков подбираются таким образом, чтобы они ассоциировались со звукоподражанием, например, жжж- жужжит жук и т.д. Также помогают модели артикуляции звуков, предложенные Акименко В.М. (Приложение 2,3)

Для детей с общим нарушением речи очень важным является развитие пальчиковой моторики. С помощью пластилина дети самостоятельно создают модели артикуляции гласных звуков и согласных, тем самым выносят артикуляцию во вне, видят как произносится тот или иной звук. Применяя данную технологию, мы стимулируем развитие мелкой моторики рук. От напряжения кисти рук ребенок быстрее устает, возникает состояние тревоги и как следствие низкая учебная мотивация. Ребенок сам рассказывает о положении органов артикуляции и формирует из пластилина положение губ и языка. (Приложение 4) После того как звук поставлен и ребенок без подсказки правильно его произносит, ориентируется в артикуляционном профиле или модели, переходим на этап автоматизации этого звука.

Этап автоматизации у детей с ОНР нередко затягивается. Детям  длительное время не удаётся автоматизировать поставленный звук, они  забывают артикуляцию формируемого звука. В этом случае поможет схема артикулирования звука, в которой отражено положение губ, зубов, языка, характер воздушной струи. Модели и профили звуков всегда присутствую в поле зрения ребенка, напоминая ему о правильной артикуляции, на всех этапах автоматизации звука (в слогах, словах, фразе и связной речи).

         Для закрепления произношения изолированного звука используются  звуковые дорожки  с изображёнными на них картинками-символами. Затем звук автоматизируется в слогах. Для этого используются модели гласных и согласных, ребенок сам читает слог по данным моделям, тем самым закрепляет звук в слогах, а потом и в словах.

         У детей с ОНР страдают фонематические процессы, дети путают звуки по их акустическим признакам. На этапе дифференциации использование моделей и профилей артикуляции ведет к быстрому пониманию отличительных свойств смешиваемых звуков. Дети легко запоминают, чем отличаются звуки и постепенно учатся дифференцировать их в повседневной речи. Автоматизация и дифференциация звуков в словах проходит с использованием настольных игр и упражнений, содержащих символы звуков, схемы. (Приложение 5).

          Согласно данной методике ребенок является активным участником постановки звуков независимо от вида речевого нарушения. Так, если звук в речи ребенка отсутствует, взрослый объясняет правильный уклад органов артикуляционного аппарата, роль зрительных ощуще­ний выполняет модель, смотря на которую ребенок сознатель­но пытается расположить губы, язык, включить в работу таким образом, как указано на модели. Модель служит наглядной опорой, постоянно «напоминая» артикуля­цию не произносимого звука. Они оказывают огромную поддержку при коррекции произношения отдельных звуков, при введении новых звуков в речь, при знакомстве воспитанников с гласными и согласными звуками. Дети наглядно воспринимают звук и различают  гласный он или согласный, звонкий согласный или глухой, твердый или мягкий; параллельно учатся выделять звук в начале, в середине и в конце слова. Яркость подобранной наглядности привлекает внимание детей, заинтересовывает их.

         Для того чтобы ребенок был готов к обучению письму, он должен уметь произвести звуковой анализ слова, выделить каждый звук из слова, соотнести звуковой вариант с фонемой. Иными словами ребенок должен достигнуть такой ступени слухоречевого различия, при котором становится возможным формирование фонематического представления. Поэтому модели артикуляции звуков можно успешно применять при обучении детей грамоте. Модели запоминаются быстро, читать по ним интересно. Важно и то, что легче, веселее соотносятся буквы и их модели, т. е. в конечном счете, и буквы запоминаются быстрее. Некоторые игры и рекомендации по развитию звукового анализа и синтеза представлены в приложении. (Приложение 6)

 

4. Работа с родителями

Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие логопеда и родителей. Поэтому мы в своей работе уделяем большое внимание сотрудничеству с родителями.

Помощь родителей обязательна и чрезвычайно ценна. Особенностью коррекции звукопроизношения является постоянная тренировка и контроль над собственным произношением. Только у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе живого, непосредственного общения со своим ребенком. Поэтому важно сознательное участие в этом процессе родителей.

Чтобы привлечь родителей и осознанно ввести их в коррекционный процесс с участием нетрадиционных материалов мы использовали несколько форм взаимодействия логопед – родитель:

•         Консультация

•         Мастер-класс по использованию наглядного моделирования в коррекции ФФНР

•         Семинар-практикум

После данных форм взаимодействия, выполнение «домашних заданий» от логопеда воспринимаются родителями как важный элемент  коррекции недоразвития речи.

После различных обучающих мероприятий, родители легко ориентируются в тетради с домашними заданиями, в них отражаются модели звуков, последовательность закрепления звуков. Родители ежедневно закрепляют данный материал, тем самым оказывают большую роль в помощи логопеду. (Приложение 7)

5. Результативность применения метода наглядного моделирования

Каждый ребенок, посещающий группу для детей с тяжелыми нарушениями речи, обследуется 2 раза в год по следующим параметрам:

          • звукопроизношение;

          • фонематические процессы;

          • словарный запас;

          • грамматический строй речи;

          • связная речь.

По результатам первичного логопедического обследования на начало учебного года дети имели практически равноценные речевые возможности: с низким уровнем – 56,7%; со средним уровнем - 43,3%.

Заключительная диагностика показывает появление высокого уровня - 15%  и резкое сокращение детей с низким уровнем на конец года - 20,7%. Средние показатели на конец года также увеличились: 64,3%.

6. Заключение

Использование наглядных моделей помогает детям преодолевать фонетико-фонематические трудности путем практических, целенаправленных действий; способствует прочному усвоению элементарных закономерностей языка и осуществлению переноса речевых навыков в самостоятельную речь.

Применение моделей артикуляции звуков при коррекции звукопроизношения, развитии фонематического слуха и подготовке детей к освоению грамоты делает процесс обучения как наглядным, так и познавательным. Модели артикуляции поднимают наглядность на высший качественный уровень - уровень мыслительных операций. Знания, заложенные в моделях, ребенок сможет воспринять и освоить, если осмыслит их. В отличие от демонстративной наглядности, несущей знания, которые можно взять сразу, модели требуют различных операций теоретического мышления.

Таким образом, моделирование способствует формированию личности, которая сама добывает знания, планирует свою деятельность, грамотна и целенаправленна. Оно не требует ни дополнительных материальных затрат, ни длительной подготовки преподавателей, вызывает у детей интерес, и самое главное, способствует более быстрой коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. Акименко В.М. Исправление звукопроизношения у детей: учебно-метод. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.

2. Балаева В.И. Модельное обучение речевым навыкам старших дошкольников с задержкой речи. Хрестоматия по логопедии. – М.: Владос, 1997.

3. Буренко Н. Дома и сказки для букв и звуков. // Обруч, 2000. - №1.

4. Карельская Е. Использование символов в работе над звуками. //Дошкольное воспитание, 2000. - №1.

5. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. – СПб.: Литера, 2001.

6. Степанова О.А. Коррекционная педагогика в на­чальном образовании, под. ред. Г.Ф. Кумариной. – СПб.: Литера, 2000.

7. Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Альбом для индивидуальной работы с детьми 4 – 6 лет. Москва, 2001.

8. Леон Лоренсо С., Хализева Л.М. «Роль овладения наглядным моделированием в умственном развитии ребенка-дошкольника».(Психолого-педагогические основы совершенствования обучения и воспитания в детском саду.- Москва, 1979.)

9. Жукова Н.С. «Формирование устной речи».- Москва, 1994.

10. Выготский Л.С. «Развитие высших психических функций» - Москва, 1960.

11. Леонтьев А.А. «Теория речевой деятельности».- Москва, 1968.

12.«Логопедия» под ред. Л.С. Волковой – Москва, 1989.

13. «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи» (М. 1991 – сост. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина)

14. «Коррекция нарушения речи у дошкольников» под ред. Л.С. Сековец, Нижний Новгород, 1999 г.

15. Ткаченко Т.А. «Если дошкольник плохо говорит» (С.-П. «Детство-пресс» 2000 г.)

16. Ефименкова Л.Н. «Формирование речи дошкольников» (Москва «Просвещение» 1985г.)

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontseptsiya_153_d.s.docx226.12 КБ
Файл prilozhenie.docx2.05 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №153 города Тюмени

Картинка 124 из 30503

КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

«АВТОРСКАЯ ИДЕЯ В МОЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ»

Наглядное моделирование в коррекционной работе логопеда

Соусканова Мария Николаевна

Учитель-логопед

2016г.

Содержание работы:

1. Актуальность педагогического опыта……………………………………………………..с.3

2. Научное обоснование проблемы наглядного моделирования…………………………...с.4

3. Цель и задачи, формы организации коррекционной работы с применением наглядного моделирования………………………………………………………………………………....с.5

4. Работа с родителями…………………………………………………………………...……с.8

5. Результативность применения метода наглядного моделирования…………………..…с.8

6. Заключение………………………………………………………………………………….с.9

7. Список литературы………………………………………………………………………...с.10

8.Приложение………………………………………………………………………..……..…с.11                                                           

1.Актуальность использования наглядного моделирования

"Учите ребёнка каким - нибудь неизвестным ему пяти

словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите

двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.
К.Д. Ушинский

Современная школа требует от ребёнка высокого уровня  умственного и   речевого   развития.  Поэтому   для   ребёнка   -   дошкольника   хорошая  речь - залог  успешного обучения и развития в школе.

Работая с детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении,     логопеду    приходится     искать        вспомогательные    средства,     облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является наглядное моделирование. Что такое наглядное моделирование?

Наглядное моделирование - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

У детей с речевыми нарушениями особые трудности отмечаются в процессе коррекции звукопроизношения. В силу проблем неврологического характера у детей страдает мышечный тонус, кинетический  и кинестетический праксис. Поэтому коррекция звукопроизношения занимает большое количество времени и часто вызывает у детей негативизм, замкнутость и отказ ребенка от занятий.

На занятиях в детском саду в основном задействован только один вид памяти вербальный. Опорные схемы — это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.

Актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:

  • во-первых, ребёнок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
  • во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь - записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики»;
  • в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
  • В-четвертых, с помощью развития мелкой моторики, создания моделей, мы формируем и артикуляционную моторику, тем самым помогаем ускорить процесс коррекции звукопроизношения.

Применение метода наглядного моделирования способствует усвоению знаний, вызывает непосредственный интерес у детей, повышает их познавательную активность и мыслительную деятельность. Таким образом, использование этого метода в коррекционно - развивающей работе с детьми с ОНР позволяет повысить результативность коррекционной работы и подготовить ребёнка к обучению в школе.

2. Научное обоснование проблемы наглядного моделирования

Моделирование - как наглядно- практический метод получает большое распространение в последнее время. Доступность метода моделирования была показана психологами Л.А Венгер, Д.Б. Элькониным, А.В. Запорожцем, Н.Н. Подъяковым. Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет может быть заменен в деятельности другим предметом, изображением, знаком.

На использовании наглядных моделей основаны многие методы дошкольного обучения. К примеру, метод обучения дошкольников грамоте, разработанный Д.Б. Элькониным и Л.Е. Журовой, предполагает построение и использование наглядной модели (схемы) звукового состава слова.

Ряд исследователей, изучавших особенности речи и познавательной деятельности детей с речевой патологией, отмечают их трудности в овладении сенсорными навыками, которые сказываются на дальнейшем обучении.(Н.С.Жукова, Р.Е.Левина, С.И.Маевская, Е.С.Мастюкова, С.К,Сиволапов, Л.Ф.Спирова, Л.С.Цветкова и др.) Дошкольники с общим недоразвитием речи не владеют в одинаковой степени всеми необходимыми сенсорными эталонами, у них наблюдается отставание в формировании перцептивных действий, что в свою очередь сказывается на успешности называния тех или иных свойств объектов. Процессы восприятия у них замедленны, недостаточно избирательны, часто фрагментарны и не обобщены. Эти дети затрудняются в обследовании предметов, выделении нужных свойств, а главное – обозначении этих свойств словом. Недостаточность процессов восприятия задерживает развитие всей познавательной деятельности ребенка.

3. Цель и задачи, формы организации коррекционной работы с применением наглядного моделирования

«Модели – это хорошая наглядность,

подсказка, зрительная опора».

В.М.Акименко.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ:

Формирование фонетико-фонематической стороны речи у детей с различными речевыми нарушениями через использование системы специально подобранных наглядных моделей.

Коррекционную работу по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников я провожу комплексно, по следующим направлениям:

  • коррекция звукопроизношения;
  • формирование навыков звукового анализа и синтеза слов и представлений о структурных единицах языковой системы (звук - слово - предложение - текст);
  • формирование лексико-грамматических категорий;
  • формирование связной речи;
  • профилактика дисграфии и дислексии

Данная работа посвящена применению метода наглядного моделирования при коррекции фонетико-фонематических нарушений.

Введение наглядных моделей в логопедический процесс помогает решению ряда коррекционно–развивающих, образовательных и воспитательных задач:

- развивать артикуляционную моторику, а также мелкую моторику рук;

- развивать просодическую сторону речи, а также речевое дыхание;

- формировать правильное звукопроизношение;

- автоматизировать поставленные звуки в повседневной речи;

- развивать фонематические процессы, а также навыки звукового анализа и синтеза;

- готовить ребенка к овладению письмом и чтением, к обучению в школе;

- целенаправленно развивать импрессивную и экспрессивную речь детей;

- способствовать развитию эмоционально-волевых качеств личности: организованности, активности, сосредоточенности.

Весь процесс исправления звукопроизношения делится на четыре этапа:

На подготовительном этапе при ознакомлении детей с артикуляционной гимнастикой каждому упражнению даётся образное название и подбирается картинка- символ. Это позволяет детям легче запомнить артикуляционные комплексы, вносит в занятие игровой момент и пробуждает интерес к выполнению.(Приложение 1)

        На этапе постановки  помочь дошкольникам усвоить звуки помогают два вида моделей: профили артикуляции и символы звуков. Профили артикуляции используются в основном для демонстрации правильного уклада звуков.  Картинки-символы звуков подбираются таким образом, чтобы они ассоциировались со звукоподражанием, например, жжж- жужжит жук и т.д. Также помогают модели артикуляции звуков, предложенные Акименко В.М. (Приложение 2,3)

Для детей с общим нарушением речи очень важным является развитие пальчиковой моторики. С помощью пластилина дети самостоятельно создают модели артикуляции гласных звуков и согласных, тем самым выносят артикуляцию во вне, видят как произносится тот или иной звук. Применяя данную технологию, мы стимулируем развитие мелкой моторики рук. От напряжения кисти рук ребенок быстрее устает, возникает состояние тревоги и как следствие низкая учебная мотивация. Ребенок сам рассказывает о положении органов артикуляции и формирует из пластилина положение губ и языка. (Приложение 4) После того как звук поставлен и ребенок без подсказки правильно его произносит, ориентируется в артикуляционном профиле или модели, переходим на этап автоматизации этого звука.

Этап автоматизации у детей с ОНР нередко затягивается. Детям  длительное время не удаётся автоматизировать поставленный звук, они  забывают артикуляцию формируемого звука. В этом случае поможет схема артикулирования звука, в которой отражено положение губ, зубов, языка, характер воздушной струи. Модели и профили звуков всегда присутствую в поле зрения ребенка, напоминая ему о правильной артикуляции, на всех этапах автоматизации звука (в слогах, словах, фразе и связной речи).

        Для закрепления произношения изолированного звука используются  звуковые дорожки  с изображёнными на них картинками-символами. Затем звук автоматизируется в слогах. Для этого используются модели гласных и согласных, ребенок сам читает слог по данным моделям, тем самым закрепляет звук в слогах, а потом и в словах.

        У детей с ОНР страдают фонематические процессы, дети путают звуки по их акустическим признакам. На этапе дифференциации использование моделей и профилей артикуляции ведет к быстрому пониманию отличительных свойств смешиваемых звуков. Дети легко запоминают, чем отличаются звуки и постепенно учатся дифференцировать их в повседневной речи. Автоматизация и дифференциация звуков в словах проходит с использованием настольных игр и упражнений, содержащих символы звуков, схемы. (Приложение 5).

         Согласно данной методике ребенок является активным участником постановки звуков независимо от вида речевого нарушения. Так, если звук в речи ребенка отсутствует, взрослый объясняет правильный уклад органов артикуляционного аппарата, роль зрительных ощущений выполняет модель, смотря на которую ребенок сознательно пытается расположить губы, язык, включить в работу таким образом, как указано на модели. Модель служит наглядной опорой, постоянно «напоминая» артикуляцию не произносимого звука. Они оказывают огромную поддержку при коррекции произношения отдельных звуков, при введении новых звуков в речь, при знакомстве воспитанников с гласными и согласными звуками. Дети наглядно воспринимают звук и различают  гласный он или согласный, звонкий согласный или глухой, твердый или мягкий; параллельно учатся выделять звук в начале, в середине и в конце слова. Яркость подобранной наглядности привлекает внимание детей, заинтересовывает их.

        Для того чтобы ребенок был готов к обучению письму, он должен уметь произвести звуковой анализ слова, выделить каждый звук из слова, соотнести звуковой вариант с фонемой. Иными словами ребенок должен достигнуть такой ступени слухоречевого различия, при котором становится возможным формирование фонематического представления. Поэтому модели артикуляции звуков можно успешно применять при обучении детей грамоте. Модели запоминаются быстро, читать по ним интересно. Важно и то, что легче, веселее соотносятся буквы и их модели, т. е. в конечном счете, и буквы запоминаются быстрее. Некоторые игры и рекомендации по развитию звукового анализа и синтеза представлены в приложении. (Приложение 6)

4. Работа с родителями

Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие логопеда и родителей. Поэтому мы в своей работе уделяем большое внимание сотрудничеству с родителями.

Помощь родителей обязательна и чрезвычайно ценна. Особенностью коррекции звукопроизношения является постоянная тренировка и контроль над собственным произношением. Только у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе живого, непосредственного общения со своим ребенком. Поэтому важно сознательное участие в этом процессе родителей.

Чтобы привлечь родителей и осознанно ввести их в коррекционный процесс с участием нетрадиционных материалов мы использовали несколько форм взаимодействия логопед – родитель:

  • Консультация
  • Мастер-класс по использованию наглядного моделирования в коррекции ФФНР
  • Семинар-практикум

После данных форм взаимодействия, выполнение «домашних заданий» от логопеда воспринимаются родителями как важный элемент  коррекции недоразвития речи.

После различных обучающих мероприятий, родители легко ориентируются в тетради с домашними заданиями, в них отражаются модели звуков, последовательность закрепления звуков. Родители ежедневно закрепляют данный материал, тем самым оказывают большую роль в помощи логопеду. (Приложение 7)

5. Результативность применения метода наглядного моделирования

Каждый ребенок, посещающий группу для детей с тяжелыми нарушениями речи, обследуется 2 раза в год по следующим параметрам:

          • звукопроизношение;

          • фонематические процессы;

          • словарный запас;

          • грамматический строй речи;

          • связная речь.

По результатам первичного логопедического обследования на начало учебного года дети имели практически равноценные речевые возможности: с низким уровнем – 56,7%; со средним уровнем - 43,3%.

Заключительная диагностика показывает появление высокого уровня - 15%  и резкое сокращение детей с низким уровнем на конец года - 20,7%. Средние показатели на конец года также увеличились: 64,3%.

6. Заключение

Использование наглядных моделей помогает детям преодолевать фонетико-фонематические трудности путем практических, целенаправленных действий; способствует прочному усвоению элементарных закономерностей языка и осуществлению переноса речевых навыков в самостоятельную речь.

Применение моделей артикуляции звуков при коррекции звукопроизношения, развитии фонематического слуха и подготовке детей к освоению грамоты делает процесс обучения как наглядным, так и познавательным. Модели артикуляции поднимают наглядность на высший качественный уровень - уровень мыслительных операций. Знания, заложенные в моделях, ребенок сможет воспринять и освоить, если осмыслит их. В отличие от демонстративной наглядности, несущей знания, которые можно взять сразу, модели требуют различных операций теоретического мышления.

Таким образом, моделирование способствует формированию личности, которая сама добывает знания, планирует свою деятельность, грамотна и целенаправленна. Оно не требует ни дополнительных материальных затрат, ни длительной подготовки преподавателей, вызывает у детей интерес, и самое главное, способствует более быстрой коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи.

Список литературы:

1. Акименко В.М. Исправление звукопроизношения у детей: учебно-метод. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.

2. Балаева В.И. Модельное обучение речевым навыкам старших дошкольников с задержкой речи. Хрестоматия по логопедии. – М.: Владос, 1997.

3. Буренко Н. Дома и сказки для букв и звуков. // Обруч, 2000. - №1.

4. Карельская Е. Использование символов в работе над звуками. //Дошкольное воспитание, 2000. - №1.

5. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. – СПб.: Литера, 2001.

6. Степанова О.А. Коррекционная педагогика в начальном образовании, под. ред. Г.Ф. Кумариной. – СПб.: Литера, 2000.

7. Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Альбом для индивидуальной работы с детьми 4 – 6 лет. Москва, 2001.

8. Леон Лоренсо С., Хализева Л.М. «Роль овладения наглядным моделированием в умственном развитии ребенка-дошкольника».(Психолого-педагогические основы совершенствования обучения и воспитания в детском саду.- Москва, 1979.)

9. Жукова Н.С. «Формирование устной речи».- Москва, 1994.

10. Выготский Л.С. «Развитие высших психических функций» - Москва, 1960.

11. Леонтьев А.А. «Теория речевой деятельности».- Москва, 1968.

12.«Логопедия» под ред. Л.С. Волковой – Москва, 1989.

13. «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи» (М. 1991 – сост. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина)

14. «Коррекция нарушения речи у дошкольников» под ред. Л.С. Сековец, Нижний Новгород, 1999 г.

15. Ткаченко Т.А. «Если дошкольник плохо говорит» (С.-П. «Детство-пресс» 2000 г.)

16. Ефименкова Л.Н. «Формирование речи дошкольников» (Москва «Просвещение» 1985г.)

Соусканова Мария Николаевна, учитель-логопед МАДОУ д/с №153 города Тюмени


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИМЕНЕНИЕ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОНР III УРОВНЯ

  Формирование связной речи у детей с тяжёлым нарушением речи – одна из серьёзнейших проблем дошкольной педагогики. Несформированность речи  отрицательно сказывается ...

Презентация "Наглядное моделирование в коррекционной работе учителя-логопеда".

Презентация с авторскими разработками мнемотаблиц, которые я использую   в своей работе.Буклет  можно использовать  для консультаций  как с  родителями так и с  и педагог...

Технология наглядного моделирования в коррекционной работе по преодолению лексико-грамматических категорий у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Основной упор я тем не менее делаю на грамматический строй, так как это один из обязательных компонентов любого языка, он определяется системой правил изменений слов, сочетаний их в предложения, прави...

Подготовка к обучению грамоте в логопедической группе. Методы наглядного моделирования в коррекционной работе.

Подготовка к обучению грамоте в логопедической группе. Методы наглядного моделирования в коррекционной работе....

«Использование метода наглядного моделирования в коррекционной работе с детьми с ТРН по формированию звукового анализа»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА...

Статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА"

*Копия печатного издания*Национальная (Всероссийская) научно-практическая конференция "Стратегии развития дошкольного и начального образования в эпоху модернизации"Речевое развитие является ...

Выступление "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА"

Выступление на конкурсе "Современные образовательные технологии" Принцип наглядности является «золотым правилом» образования. Он гласит, что в целях повышения результативнос...