Артикуляционная гимнастика для детей дошкольного возраста
картотека по логопедии на тему

Данное пособие поможет в работе с детьми для подготовки артикуляционных органов для правильного звукопроизношения, укрепления мыщц лица, языка, губ, мягкого неба, а также разложение сложного артикуляционного уклада звука на отдельные элементы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya_gimnastika.docx15.49 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс упражнений подразделяется на 6 групп:

  1. Для свистящих звуков.
  2. Для шипящих звуков.
  3. Для звуков Л.
  4. Для звуков Р.
  5. Для небных звуков К, Г, Х, И.
  6. Основной комплекс: задания для развития всех подвижных артикуляционных органов.

  1. Для свистящих звуков.

-« Лягушки улыбаются».

Цель: закрепление улыбки, ее удержание; развитие мышц губ (статическое упражнение).

Заборчик»

Цель: закрепление улыбки, ее удержание, развитие мышц губ.

-«Лопатка».

Цель: научить расслаблять язык, делать его широким.

-«Почистим зубы языком».

Цель: научить удерживать кончик языка за нижними зубами, из стороны в сторону, вверх-вниз.

Накажем непослушный язычок».

Цель: научить расслаблять язык, делать его широким.

Пошлепать губи (пя-пя-пя) или зубами (та-та-та) всю поверхность языка (массаж).

-«Горка».

Цель: учить поднимать спинку языка, удерживать кончик языка за нижними зубами.

-«Загоним мяч в ворота» (на дыхание). Ватный шарик задуть в ворота. Воздушная струя через желобок на языке.

Цель: учить направлять целенапрвленную  воздушную струю на кончик языка (шарик лежит на ладоне или столе).

  1. Для шипящих звуков.

-«Хоботок».

Цель: учить удерживать губы вперед.

-«Чашечка».

Цель: научит поднимать кончик языка и бока вверх.

-«Трубочка».

Цель: научить поднимать боковые края вверх, отработать воздуш ную струю на кончик языка.

Фокус».

Цель: сдуть ватку с носа. Прижать язык в верхней губе так, чтобы боковые края были прижат, а по середине оставался желобок и подуть.

Лопатка».

Цель та же что и у «Фокуса».

  1. Для звуков Л.

- «Иголочка».

Цель: Уметь делать длинный тонкий язык, напряженный. Вытянуть язык вперед, удерживать (губами не зажимать, не опускать).

- «Змейка».

Язык вперед-назад как иголочка.

- «Качели».

Язык вверх-вниз.

Цель: развитие мышц языка. Удерживать узкий , напряженный язык. Способы выполнения, язык к носу-подбородку, язык к верхним зубам снаружи-к нижним зубам снаружи (изнутри).

- «Часики».

Узкий язык двигается из стороны в сторону(тик-так).

-«Охотник идет по болоту».

Цель: научить направлять воздушную струю по бокам языка. Поставить язык между губ, зубов, выдыхать через щеки и в момент выдоха ударять по щекам.

-«Собачке жарко»

Цель: научить направлять воздушную струю по бокам языка. Язык зажат зубами, воздух через щеки.

-«Индюшата»

Цель: укрепить мышцы языка, поднимать кончик языка вверх. Поглаживать верхнюю губу кончиком языка -произносится Белла.

-«Болтушка».

Цель: поглаживать кончик языка по альвеолам с голосом- Л.

4.Для звуков Р,Р(мягкое).

-«Лошадка».

Цель: развитие мышц языка, растягивание уздечки. Понимать язык вверх, подготовить язык к вибрации.

-«Грибок».

Присасываем кончик языка к небу и оттянуть вниз нижнюю челюсть, язык от неба не отрывать.

Цель: растягивание уздечки, подъем языка вверх.

-«Гармошка».

Как грибок + открываем и закрываем рот.

Цель: растягивание уздечки, подъем языка вверх.

-«Дятел стучит по дереву».

Постучать напряженным кончиком языка по альвеолам, постепенно ускоряя темп.

Цель: подготовить язык вибрации, подготовить опорный звук Д-Д-Д.

-«Барабанщики».

Цель :Подготовить язык к вибрации, подготовить опорный звук та-та-та.

-«Кошка лакает молоко».

Цель: подготовить язык к вибрации. Развитие мышц языка.

Можно использовать еще упражнения «Чашечка», «Трубочка», «Вкусное варенье», «фокус», «Почистим зубы».

5.Для небных звуков К,Г,Х,Й.

-«Почистим зубы» (нижние).

-«Горка»- высокая, валик.

-«Катушка»- язык в форме валика движется вперед-назад.

Цель: научить удерживать кончик языка за верхними зубами и поднимать спинку языка.

-«Ветер сдувает снежинки с горы»

Цель: постанова звука К. Упираться кончиком языка в нижние зубы, корень языка прижать к мягкому небу и с силой выдавит на язык.

Для каждой группы звуков подбирается определенная артикуляционная гинастика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная гимнастика для детей дошкольного возраста "Сказка о веселом язычке"

Для того, чтобы упражнения в артикуляции было интереснее, предлогаю Вам "Сказку о веселом язычке". Сказка поможет детям с интересом выполнять упражнения, развить память и воображение и развивать артик...

Картотека артикуляционной гимнастики для детей дошкольного возраста 3 - 7лет

Совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата...

Презентация "Артикуляционная гимнастика" для детей дошкольного возраста.

В презентации представлены упражнения, направленные на развитие артикуляционной моторики....

Особенности проведения артикуляционной гимнастики у детей дошкольного возраста

Воспитание чистой речи у детей – серьезная задача не только для логопеда,но и для родителей и воспитателей. И они должны знать специальнуюлогопедическую (артикуляционную) гимнастику, ознакомиться с ме...

Значение артикуляционной гимнастики для детей дошкольного возраста

Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе. Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных н...

Значение артикуляционной гимнастики для детей дошкольного возраста

Владение правильной, красивой речью - один из важнейших показателей нормального психического развития человека. Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых. При помощи речи, ребенок познает ок...