Презентация "Артикуляционная гимнастика" для детей дошкольного возраста.
презентация по логопедии на тему

Симкина Екатерина Николаевна

В презентации представлены упражнения, направленные на развитие артикуляционной моторики. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya_gimnastika.pptx1.8 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

с вистящие звуки ш ипящие звуки соноры Артикуляционная гимнастика

Слайд 2

Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, учавствующих в речевом процессе .

Слайд 3

Для чего нужна артикуляционная гимнастика Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционного аппарата. Благодаря выработке хорошей подвижности, силе и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата (язык, губы, верхняя и нижняя челюсть, мягкое нёбо ) открывает ся возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены.

Слайд 4

Цель артикуляционной гимнастики - это выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Слайд 5

Профиль артикуляционного аппарата

Слайд 6

Правила выполнения артикуляционной гимнастики 1. Проводить артикуляторную гимнастику ежедневно, чтобы вырабатываемые навыки закреплялись, становились прочными. 2. Лучше проводить перед едой. Выполнять упражнения два раза в день по 1 0 – 15 минут. Вначале упражнения выполняются 5-6 раз, в дальнейшем можно доводить количество повторений до 15-20. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении). 3. Следите за тем, чтобы ребёнок правильно сидел во время выполнения упражнений. Его спина должна быть прямой, ноги – стоять на полу, а руки – лежать на коленях. 4. Все упражнения выполнять естественно, без напряжения, сидя перед зеркалом. 5. Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, затем темп упражнений можно увеличить. Выполнять артикуляционные упражнения под счёт. 6. Движения должны быть чёткими и плавными, без подёргиваний. 7. Никогда не говорите ребенку, что он делает упражнение неверно – это может привести к отказу заниматься. Надо подбодрить ребенка, обращая внимание на то, что у него лучше получится.

Слайд 7

Артикуляционные упражнения для свистящих звуков

Слайд 8

Улыбка Цель: выработать умение удерживать губы в улыбке. Описание упражнения: улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении под счет от 1 до 5—10, затем вернуть губы в исходное положение. Улыбается щенок, Зубки напоказ. Я бы точно так же смог, Вот, смотри, сейчас.

Слайд 9

Лопатка (блинчик) Цель: выработать умение делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии. Описание упражнения: Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта. Испекли блинов немножко, Остудили на окошке. Есть их будем со сметаной, Пригласим к обеду маму.

Слайд 10

Наказать непослушный язычок (месим тесто) Цель: выработать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким распластанным. Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, покусать язык зубами – та-та-та…; пошлёпать язык губами несколько раз на одном выдохе – пя-пя-пя …; закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы. Боковые края языка касаются углов рта. Тесто мнём, мнём, мнём, Тесто жмём, жмём, жмём, После скалку мы возьмём, Тесто тонко раскатаем, Выпекать пирог поставим. Раз, два, три, четыре, пять – Не пора ли вынимать ?

Слайд 11

Качели Цель: укреплять мышцы языка. Развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять. Описание упражнения: Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка дотронуться до бугорков за верхними резцами, затем за нижними. Следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась. Сели дети на качели И взлетели выше ели. Даже солнышка коснулись, А потом назад вернулись.

Слайд 12

Почистим зубки Цель: учиться удерживать кончик языка за нижними зубами, развивать умение управлять языком, точность движений. Описание упражнения: Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нижние зубы, делая движения языком вверх-вниз. Следить, чтобы язык не сужался, останавливался у верхнего края зубов и не выходил за него, губы находились в положении улыбки, нижняя челюсть не двигалась. Зубки нужно чистить дважды: Каждое утро и вечер каждый .

Слайд 13

Горка (киска сердится) Цель: вырабатывать подъем спинки языка вверх, умение удер­живать кончик языка у нижних зубов. Описание упражнения: Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем вы­равнивается. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от зубов, язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны. Выгляни в окошечко – Там увидишь кошечку. Кошка спинку выгнула, Зашипела, прыгнула… Рассердилась киска – Не подходите близко!

Слайд 14

Желобок (лодочка) Цель: укреплять мышцы языка, развивать умение управлять языком, вырабатывать подъем боковых краев языка вверх. Описание упражнения: р от открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края лопатообразного (широкого) языка поднимаются, по средней продольной линии языка образуется впадина. Язык в таком положении удерживается под счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы губы не помогали языку, оставались неподвижными.

Слайд 15

Кто дальше загонит мяч? Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую по середине языка. Описание упражнения: р от открыт. Губы в «улыбке. Язык высунут. Боковые края лопатообразного (широкого) языка подняты. Как бы произнося длительно звук ф , сдуть ватку на противоположный край стола. Следить, чтобы не надувались щеки, нижняя губа не натягивалась на нижние зубы, чтобы дети произносили звук ф , а не х , то есть чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

Слайд 16

Шторм в стакане Цель: . вырабатывать умение направлять воздушную струю по середине языка. Описание упражнения: р от открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Посередине языка кладется соломинка для коктейля, конец которой опускается в стакан с водой. Подуть через соломинку, чтобы вода в стакане забурлила. Следить, чтобы щеки не надувались, губы были неподвижны.

Слайд 17

Артикуляционные упражнения для шипящих звуков

Слайд 18

Трубочка Цель: выработать умение удерживать губы в трубочке. Описание упражнения: г убы сомкнуты и вытянуты в виде трубочки вперед. Буду подражать слону! Губы «хоботом»тяну. А теперь их опускаю И на место возвращаю .

Слайд 19

Вкусное варенье Цель: укреплять мышцы языка, развивать подвижность языка, вырабатывать подъём широкой передней части языка. Описание упражнения: р от открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба. Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть не «подсаживает» язык вверх – она должна быть неподвижной.

Слайд 20

Почистим зубки Цель: учиться удерживать кончик языка за нижними зубами, развивать умение управлять языком, точность движений. Описание упражнения: Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить верхние зубы, делая движения языком вверх-вниз. Следить, чтобы язык не сужался, останавливался у верхнего края зубов и не выходил за него, губы находились в положении улыбки, нижняя челюсть не двигалась. Зубки нужно чистить дважды: Каждое утро и вечер каждый .

Слайд 21

Парус Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем боковых краев и кончика языка, умение удерживать язык в таком положении. Описание упражнения: улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка поднять и поставить на бугорки (альвеолы) за верхними зубами. Удерживать язык в таком положении под счёт до восьми; потом до десяти. Лодочка под парусом по реке плывёт, На прогулку лодочка малышей зовёт.

Слайд 22

Чашечка Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем боковых краев и кончика языка, умение удерживать язык в таком положении. Описание упражнения: р от открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу. В таком положении язык удержать под счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть была неподвижна. Вкусных мы блинов поели, Выпить чаю захотели. Язычок мы к носу тянем, Чашку с чаем представляем.

Слайд 23

Фокус Цель: вырабатывать умение удерживать боковые края и кончик языка в поднятом состоянии, учить направлять воздушную струю по середине языка. Описание упражнения: р от открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка прогибается книзу. Удерживая язык в таком положении, сдувать ватку с кончика носа. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной, губы не натягивались на зубы, ватка летела строго вверх.

Слайд 24

Артикуляционная гимнастика для сонорных звуков

Слайд 25

Маляр Цель: вырабатывать движения языка вверх, развивать его подвижность, умение управлять им. Описание упражнения: р от открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения языка назад – вперёд (от зубов к горлу и обратно). Следить, чтобы язык не сужался, доходил до внутренней поверхности верхних резцов и не высовывался изо рта, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась. Я сегодня утром встал И посёлок не узнал: Каждый столб и каждый дом Был покрашен маляром. Если хочешь жить, как в сказке, Позови на помощь краски!

Слайд 26

Лошадка Цель: укреплять кончик языка, вырабатывать подъем языка. Описание упражнения: р от открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прижать к бугоркам за верхними зубами и со щелчком оторвать. Сначала выполнять движения медленно, постепенно темп убыстрять. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы, кончик языка не подворачивался внутрь. Я весёлая лошадка, Тёмная, как шоколадка. Языком прощёлкай громко – Стук копыт услышишь звонкий .

Слайд 27

Грибок Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать движение языка вверх, растягивать подъязычную уздечку. Описание упражнения: р от открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 5—10. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка — его ножку. Следить, чтобы боковые края языка были одинаково плотно прижаты к нёбу (ни одна половина не должна провисать), чтобы губы не натягивались на зубы. При повторении упражнения рот надо открывать шире. Под берёзой у дорожки Гриб растёт на толстой ножке. Мимо мы пройти не сможем, Гриб в лукошко мы положим.

Слайд 28

Болтушка (индюк) Цель: вырабатывать подъем языка, развивать гибкость и по­движность его передней части. Описание упражнения: р от открыт. Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, кончик слегка загнуть, как бы поглаживать губу. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышатся звуки бл-бл . Следить, чтобы язык не сужался (язык должен облизывать верхнюю губу, а не выдвигаться вперед), чтобы верхняя губа не натягивалась на зубы, нижняя челюсть не двигалась. Я – индюк « балды-балда ». Разбегайтесь кто куда.

Слайд 29

Дятел Цель: вырабатывать подъем языка, умение делать кончик язы­ка напряженным; развивать его подвижность. Описание упражнения: р от открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка посту­чать о нёбо за верхними зубами, многократно и отчетливо про­износя звук д-д-д . Сначала звук д произносить медленно, постепенно темп убыстрять. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась, язык не сужался, кончик его не подворачивался, чтобы звук д носил характер четкого удара, а не был хлюпающим. Звук д произносится так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Дятел на стволе сидит, Клювом по нему стучит. Стук да стук, стук да стук – Раздаётся громкий звук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) детей по организации ознакомления детей дошкольного возраста со стихотворением детей дошкольного возраста.

В презентации представлены методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) по организации ознакомления детей  дошкольного возраста  со стихотворением в условиях...

Конспект игровой деятельности для детей среднего дошкольного возраста составила Завьялова Т.Н. "В гости к паровозику" Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста Тема «Транспорт». Советы для родителей «Научите детей, как надо вести себя на

Задачи игровой деятельности: упражнять детей в сравнении равных и неравных групп предметов, пользуясь приемом приложения предметов одной группы к предметам другой; обозначать результаты сравнения слов...

Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и артикуляции у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности «Весёлые ручки и язычок» (дети раннего возраста, 2-3 года)

Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются ...

Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»

Данные методические рекомендации адресованы руководителям и педагогам дошкольных образовательных организаций, а также родителям детей дошкольного возраста.В сборник включены: актуальность, цели, подхо...