Речевая среда в группе.
консультация по логопедии на тему

Филатова Ольга Владимировна

.

                 Педагог должен быть организатором режима речевой  культуры в  своей  группе.  Ему нужно обладать культурой связной  речи: уметь вести диалог, рассказывать, слушать  рассказы  и ответы других. Речь его  должна  быть немногословной, но очень понятной. Речь лучше воспринимается детьми, если она состоит из коротких фраз, так как при употреблении длинных сложно построенных фраз детям трудно установить связь между частями, осмыслить и понять содержание. В разговоре с детьми следует употреблять слова  литературного языка, не допуская грубых слов, избегая просторечий и диалектизмов, а также слов, вышедших из употребления. Чем богаче и разнообразнее словарь воспитателя, чем ярче, насыщеннее его речь, тем  больше слов могут усвоить дети.               

         Основную часть своего времени дети проводят в детском саду с воспитателем. Речь воспитателя является примером для детей. Именно на неё они ориентируются в произношении тех слов,  которые они знают. Дети стараются копировать интонации педагога в зависимости от свойств описываемого  события,    так как это делает воспитатель в своих рассказах о тех же событиях.     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx20.67 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей.

«Речевая среда в группе»

Подготовила: учитель-логопед

Филатова О.В.

2015 год.


Речевая среда в группе.

Цель: повышение культуры речи воспитателя ДОУ.

Задачи:

  • Уточнение и закрепление знаний о компонентах речи педагога.
  • Совершенствование качества языкового оформления речи.
  • Создание комфортной обстановки для улучшения восприятия данной информации.

Слайд 1.

                 Педагог должен быть организатором режима речевой  культуры в  своей  группе.  Ему нужно обладать культурой связной  речи: уметь вести диалог, рассказывать, слушать  рассказы  и ответы других. Речь его  должна  быть немногословной, но очень понятной. Речь лучше воспринимается детьми, если она состоит из коротких фраз, так как при употреблении длинных сложно построенных фраз детям трудно установить связь между частями, осмыслить и понять содержание. В разговоре с детьми следует употреблять слова  литературного языка, не допуская грубых слов, избегая просторечий и диалектизмов, а также слов, вышедших из употребления. Чем богаче и разнообразнее словарь воспитателя, чем ярче, насыщеннее его речь, тем  больше слов могут усвоить дети.                

         Основную часть своего времени дети проводят в детском саду с воспитателем. Речь воспитателя является примером для детей. Именно на неё они ориентируются в произношении тех слов,  которые они знают. Дети стараются копировать интонации педагога в зависимости от свойств описываемого  события,    так как это делает воспитатель в своих рассказах о тех же событиях.    

Слайд 2

При воспитании речи ребёнка:

первой задачей является забота о том, чтобы научить ребёнка полнее овладевать содержанием «сокровищ родного языка», которые он усвоил подражанием, полусознательно и даже бессознательно, механически;

второй задачей является необходимость «исправлять недостатки детской речи и пополнять словарный запас ребёнка»;

третья задача обучить ребёнка грамматически правильной речи.  

         Чем правильнее будет звучать речь воспитателя,  тем правильнее  будет развиваться речь его подопечных. Воспитатель  должен  совершенствовать и развивать свою речь, произношение, так  как его ошибки повлекут за  собой сотни  ошибок  его воспитанников, которые легче исправить  в  более  раннем возрасте, чем  в  более взрослом.

          Таким образом, работая с детьми, педагог должен:

 1. Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся    дефекты речи.

2. Иметь ясную, чёткую и отчётливую речь, т.е. хорошую  дикцию.

3. Использовать в своей речи литературное произношение.

4.Стремиться правильно, использовать интонационные средства   выразительности с учётом содержания высказывания.

5.  В  общении с детьми говорить в  слегка замедленном темпе,

умеренно  громким  голосом.

6. Связно и  в  доступной форме рассказывать и передавать  содержание      текстов, точно используя слова и грамматические конструкции  ( соответственно  возрасту детей).

7. Не допускать в разговоре с  детьми и с персоналом повышенного тона,

грубых выражений.

Слайд 3

К недочетам речи педагога относиться:

Торопливость речи (ускоренный темп делает ее нечеткой, смазанной, трудной для восприятия, лучше если речь протекает в слегка замедленном темпе;

Невнятность произношения;

Монотонность речи (она утомляет слушателей, снижает интерес к содержанию) ;

Повышенная громкость голоса (преходящая в крик). При необходимости (шум в группе) следует, несколько увеличив громкость, более четко произносить слова, замедлив при этом темп;

Неточность произнесения отдельных звуков или слов;

Нарушения в лексико – грамматическом оформлении;

Употребление в речи слов – паразитов;

Небрежное, неряшливое произношение (недоговариваются окончания слов, проглатываются отдельные звуки, невнятно произносятся согласные) ;

Побуквенное произнесение некоторых слов: что (вместо што, его (вместо ево, счастье (щастье) и т. д. ;

Произнесение слов с неправильным ударением.

Слайд 4

           Речь педагога оценивается с трёх сторон:

- содержательность: о чём и сколько говорит, что сообщается детям;

- безупречная правильность формы: как говорит, возрастная и педагогическая направленность, умеет ли говорить с дошкольниками;

- может ли убеждённо и доходчиво излагать сведения по вопросам педагогики – родителям и коллегам.

             Слайд 5

           Для  воспитателя логопедической группы владение образцовой речью – это показатель его профессиональной подготовленности. Поэтому забота о совершенствовании своей речи – нравственный и общественный долг каждого педагога. Он обязан развить в себе совершенное владение теми речевыми навыками,  которые потом передаст детям. Культурой  речи называют её правильность, т.е. соответствие  нормам  орфоэпии, грамматики,  лексики, стилистики, правописания, установленным традицией для литературного языка.  

              Воспитателю необходимо организовать работу с родителями по качественному улучшению культуры речи в семье. Для этого можно использовать индивидуальное  общение, наглядную  пропаганду, индивидуальные  консультации; организовывать  для родителей  кружки  по технике речи и  выразительному чтению; приглашать их на открытые занятия по развитию речи.

Слайд 6.

Методы и приёмы руководства речевым развитием детей.

Подбор методов и приёмов, а также оборудования напрямую зависит от особенностей речевого развития детей каждой возрастной группы. Определяющим моментом организации речевой развивающей среды в каждой возрастной группе является педагогическая идея, направленная на развитие приоритетных линий речевого развития на каждом возрастном этапе детства.

Исходя из особенностей развития разных сторон речи детей дошкольного возраста, можно условно обозначить основные направления организации речевой развивающей среды разных возрастных групп.

Слайд 7.

Вторая младшая группа:

• организация общения детей со взрослыми посредством поручений взрослого (образец обращения, словесной просьбой и др.);

• организация контактов со сверстниками (взаимодействие посредством речи в разных видах деятельности через образец, подсказку слова или фразы);

• организация самостоятельного рассматривания детьми книг, картинок, игрушек, предметов для развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений об окружающем;

• организация «Уголка интересных вещей» с целью развития активной, инициативной речи детей;

• Рассказы воспитателя (с цель совершенствования навыков эффективного слушания).

Слайд 8.

Средняя группа:

• удовлетворение потребности детей в получении и обсуждении информации;

• пополнение уголка «интересных вещей» (наборы картинок, фотографий, открыток, лупы, магниты, и др.);

• выслушивать детей, уточнение ответов, подсказка;

• рассказы воспитателя (основной акцент на стимулирование познавательного интереса детей);

• активное использование приёмов формирования навыков общения со сверстниками.

Слайд 9.

Старшая и подготовительная к школе группы:

•с речи как средства общения (знакомства с формулами речевого этикета, целенаправленное формирование всех групп диалогических умений, а также умения грамотно отстаивать свою точку зрения);

• целенаправленное формирование навыков самостоятельного рассказывания (поощрение рассказов детей, трансформация высказывания в связные рассказы, запись и повторение рассказов, уточнения, обобщения);

• организация деятельности в «Уголке интересных вещей» (в пополнении уголка акцент делается на расширении представлений детей о многообразии окружающего мира и организации восприятия с последующим обсуждением);

• создание индивидуального «авторского речевого пространства» каждого ребёнка (с целью стимулирования словесного творчества детей, повышения качества их речевых высказываний).

             С  младшими воспитателями также проводится разъяснительная работа о том, что они тоже должны вносить свой  вклад в  процесс воспитания:   разговаривать с детьми, отвечать на их вопросы, шутить, создавая радостное  настроение, следя при этом за своей речью.

Слайд 10.

            Каждый дошкольный работник должен считать профессиональным долгом    непрерывное совершенствование своей речи.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Организация развивающей речевой среды в группе"

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем  богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окру...

Консультация для воспитателей логопедической группы "Речевая среда в группе".

В статье  раскрывается понятие  "речевой режим  в  группе",  представлены  требования  к  речи  воспитателя....

презентация«Особенности создания речевой среды в группе детей раннего возраста».

Раннее детство – период развития ребенка от 1 года до 3 лет. В этот период  изменяется социальная ситуация развития и ведущая деятельность детей....

Создание речевой среды в группе, как основной метод речевого развития детей младшего возраста

Создание речевой среды в группе, как основной метод речевого развития детей младшего возраста «В пустых стенах ребёнок не заговорит»… Е. И. Тихеева. Проблема речи во всем ее видов...

Положение о смотре-конкурсе «Организация и содержание речевой среды в группах ДОО»

Целью смотра-конкурса "Организация и содержание речевой среды в группах ДОО"  является создание условий для повышения эффективности и качества образовательного процесса по речевому развитию дошко...

Консультация учителя-логопеда для воспитателей коррекционных групп «Речевая среда в группе»

Данный материал предназначен воспитателям групп компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи.......

«ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЧЕВОЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР. СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОМУ ОСНАЩЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ»

Материально-техническое обеспечение - одно из важнейших условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Настоящие требования направлены на создание современной предметно...