«ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЧЕВОЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР. СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОМУ ОСНАЩЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ»
консультация по логопедии

Буслаева Зинаида Николаевна

Материально-техническое обеспечение - одно из важнейших условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Настоящие требования направлены на создание современной предметно-развивающей среды дошкольного образования с учетом целей, установленных ФГОС ДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_rechevoy_sredy_v_gruppe_dlya_detey_s_tnr.docx18.05 КБ

Предварительный просмотр:

 «ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЧЕВОЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР. СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОМУ ОСНАЩЕНИЮ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ»

ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЧЕВОЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР.

Среда определяется как то, среди чего пребывает человек, посредством чего формируется его образ жизни, что опосредует его развитие. Она становится средством развития, когда оказываемые воздействия имеют смысл, значение для субъекта.

Качество образовательной среды определяется качеством пространственного содержания и качеством социальных отношений в данной среде. Когда малыша учат говорить, с ним просто разговаривают со дня его рождения, то есть заранее создают условия для развития речи.

Для успешной коррекции речи детей необходимо организовывать специальную образовательную среду, которая способствовала бы развитию их речевых способностей. Речевое развитие должно носить системный, комплексный характер, учитывая системность личности ребенка и окружающего его пространства. Развитие речевых способностей происходит в ходе осуществления различных видов деятельности в специально организованной речевой среде.

Правильно организованная коррекционно – речевая среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, помогает ребенку включиться в активную деятельность, взаимодействовать со сверстниками и педагогами, обеспечивает психологическую защищенность ребенка, развивает индивидуальные качества, формирует знания, умения, коммуникативные навыки и социализацию.

Окружающая детей коррекционно-речевая среда в ДОУ должна быть оформлена с использованием современных, безопасных, ярких пособий и оборудования, позволяющих привлечь внимание детей, вызвать у них стремление к самостоятельной деятельности, тем самым позволяя  добиться успешного устранения речевого дефекта.

 Главной составляющей коррекционно – речевой среды является дидактический материал, действие с которым автоматически развивает ребенка, соответственно педагогу отводится второстепенная роль, опосредованная в зависимости от направленности дидактического материала..

Дидактический материал, используемый для организации речевой среды  в логопедической группе можно разделить на следующие разделы или блоки:

1.        Блок развития произносительной стороны речи

Включает в себя материалы, которые используется педагогами для развития артикуляционной моторики, а также формирования и закрепления правильного звукопроизношения:

o        Комплексы артикуляционной гимнастики на определенные группы звуков;

o        Картотека артикуляционной гимнастики в стихах и картинках;

o        Картотека артикуляции звуков в графических изображениях;

o        Картотека игрового логопедического массажа и самомассажа;

o        Картотека миогимнастики;

o        Картотека предметных картинок на звуки в разных позициях в слове;

o        Картотеки с речевым материалом на разные звуки;

o        Логопедические альбомы для автоматизации различных звуков ( авторы: О.И Лазаренко, Л. А Комарова, ю.Б. Жихарева и др.)

o        Сюжетные картинки;

o        Игры и игровые пособия для закрепления правильного произношения звуков  ( игры – искалки, лабиринты, дорожки  и т.п.)

2.Блок формирования и развития общих речевых навыков

Включает в себя материалы, которые помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также формирование физиологических механизмов интонации: продолжительность, силу и правильное распределение выдоха, расширение диапазона голоса, развитие темпоритмической организации голоса; материалы на развитие мимики и развитие способности понимать и выражать эмоции:

o        Картотека дыхательной гимнастики

o        Комплексы коррекционно – развивающих упражнений для совершенствования всех видов координации движений, телесной и пространственной ориентации;

o        Комплексы дыхательно – голосовых упражнений;

o        Комплексы релаксационных упражнений;

o        Картотека игр и игровых упражнений а развитие речевого ритма и т. д.

3.Блок развития фонетико – фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза.

Содержит материалы для формирования и совершенствования фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза, а также формирование и развитие слухоречевого внимания и памяти, и материалы для работы над слоговой структурой слова:

o        Шумовые инструменты, звуковые коробочки, детские музыкальные инструменты;

o        Игры и игровые пособия на определение наличия – отсутствия звука в слове, места звука в слове, количества гласных в слове; символы гласных и согласных звуков ( по Т. А Ткаченко); звуковые домики и т. п;

o        Фонетические стихи, сказки и  рассказы на звуки;

o        Фонетические рассказы в картинках;

o        Фонетические правила в картинках;

o        Картотека физминуток на звуки;

o        Игры  и игровые пособия для формирования слоговой структуры слова и т.д.

4. Блок формирования и совершенствования лексико – грамматической стороны речи.

Включает в себя материалы, направленные на развитие «чувства языка», умения вслушиваться в обращенную речь и понимать её, уточнение и активизация словаря; усвоение на практической основенавыков словообразования, а также правильного построения различных типов словосочетаний и предложений путем словоизменения, употребление предлогов и союзов:

o        Картотеки предметных и сюжетных картинок, серии картинок по лексическим темам;

o        Картотека речевого материала по лексическим темам (загадки, пословицы, поговорки, стихи, рассказы и т. п.)

o        Игры, игровые пособия и материалы для формирования предложно – падежных конструкций;

o        Игры, игровые пособия и материалы для активизации словаря синонимов, антонимов;

o        Игры, игровые пособия  и материалы для знакомства с существительным, прилагательным, глаголом, наречием;

o        Игры и игровые пособия для знакомства с ударением и т. д.

 5.  Блок развития и совершенствования связной речи.

Содержит материалы для воспитания интереса к публичному рассказыванию, формирования навыка репродуктивных (заучивание, пересказ0 и самостоятельных рассказов повествовательного, описательного и объяснительного характера с использованием различной наглядности:

o        Игрушки,  натуральные объекты и предметы быта;:

o        Серии сюжетных картин;

o        Отдельные предметные и сюжетные картины, фотографии, иллюстрации, рисунки;

o        Мнемотаблицы и схемы для составления рассказов и т. п.

6. Блок подготовки к обучению грамоте

Включает в себя материалы и оборудование для знакомства с буквами формирования элементарных навыков чтения:

o        Магнитная доска с набором магнитных букв;

o        Касса букв и слогов;

o        Слоговые лесенки и  таблицы;

o        Материалы для чтения ( карточки со слогами, словами, предложениями);

o        Буквенный конструктор;

o        Занимательный материал  для совершенствования навыков чтения ( лабиринты с буквами, мозаики с буквами, ребусы и т. д)

7. Консультационный блок

Содержит материалы, которые позволяют организовать систему работы с семьёй ребенка – логопата  и направлены на стимуляцию и активизацию совместной деятельности детей, родителей и педагогов, на осуществление в рамках ДОУ педагогики сотрудничества, а также на создание благоприятного микроклимата в семье, бережного и щадящего отношения к речевому развитию ребенка:

o        Картотеки  методических рекомендаций родителям по закреплению тех знаний, навыков и умений, которые были приобретены ребенком на фронтальных и индивидуальных занятиях по лексике, грамматике, звукопроизношению , т. е. по всем направлениям развития речи ребенка;

o        Методический материал для индивидуальной работы с родителями ( консультации, беседы;

o        Информационно – наглядные материалы (ширмы, папки – передвижки, буклеты, памятки и т. п.)

Таким образом, созданная предметно – развивающая речевая среда в группе для детей с ТНР, наполненная специальными объектами, средствами, коррекционно – развивающими играми и игрушками, дидактическими пособиями и материалами позволяет успешно осуществлять всестороннюю, системную, комплексную коррекцию речевых нарушений детей – логопатов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар –практикум для воспитателей «Формирование грамматически правильной речи через организацию речевой среды в группе»

Семинар –практикум для воспитателей«Формирование грамматически правильной речи через организацию речевой среды в группе»...

Выступление на педагогическом совете «Организация пространственно развивающей среды в соответствие с ФГОС ДО» Тема выступления: «Требования к организации пространственно -развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО»

С введением ФГОС ДО появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании развивающей предметно-пространственной среды в ДОО, которые выстроены в соответствии с принципами ст...

Выступление на педагогическом совете «Организация пространственно - развивающей среды в соответствие с ФГОС ДО» Тема выступления: «Требования к организации пространственно -развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО»

С введением ФГОС ДО появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании развивающей предметно-пространственной среды в ДОО, которые выстроены в соответствии с принципами ст...

Организация речевого центра в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи

Презентация на тему "Организация речевого центра в  старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи"...

Консультация для педагогов об организации речевой среды в группах раннего возраста

Материал будет полезен педагогам по организации деятельности групп раннего возраста...

Организация речевой среды в группе детского сада

Создание грамотной предметно-развивающей среды в группе дошкольного учреждения обеспечивает успешное развитие речи у детей. Речевой уголок должен соответствовать этапам речевого развития детей....

Организация речевого центра в группе для детей с ТНР в ДОУ

Развивающая среда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи является одним из важных факторов для речевого развития ребенка. Речевой уголок, созданный в группе с ТНР...