Организация речевой среды в группе детского сада
методическая разработка по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Дмитриева Мария Михайловна

Создание грамотной предметно-развивающей среды в группе дошкольного учреждения обеспечивает успешное развитие речи у детей. Речевой уголок должен соответствовать этапам речевого развития детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_rechevoy_sredy_v_gruppe.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Формирование у детей речевой активности посредством организации предметно-пространственной развивающей  среды в группе».

 

                                                                     

       Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования.

       На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем. Поэтому педагогическое воздействие при развитии и речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Решаемые задачи:

1. Совершенствование диалогической речи, ее грамматической стороны.

2. Расширение и активизация словарного запаса детей.

3. Развитие выразительности речи, с использованием вербальных и невербальных средств.

       Создание условий для полноценного познавательно-речевого развития детей предусматривает: обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ; целенаправленную работу воспитателей и узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности;

       В пустых стенах ребенок не заговорит. Насыщая групповое пространство, педагоги заботятся в первую очередь о том, чтобы дети в группе могли удовлетворить свои важные жизненные потребности в движении, познании, общении со взрослыми и сверстниками. Группы должны быть оснащены современным игровым и дидактическим оборудованием, которое включает наглядный, раздаточный материал, обеспечивающий более высокий уровень речевого развития детей.

       С целью создания эффективно развивающей предметно-пространственной среды, в группе должен быть оформлен познавательно-речевой уголок, представляющий возможность ребенку действовать индивидуально. Накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: пособия для проведения пальчиковых игр, физминуток, дидактические игры, пособия способствующие развитию детей: материалы для рассказывания, художественная литература, разнообразные дидактические, настольно-печатные игры, игры для развития мелкой моторики рук.

Развитие лексико-грамматического строя речи

2-3 года

       Третий год жизни является самым благоприятным для развития речи ребенка. Основная задача развития речи ребенка — овладение нормами и правилами родного для него языка. На третьем году жизни самостоятельная деятельность становится более разнообразной. Совершенствуются психологические процессы — внимание становится более устойчивым, повышается интерес к окружающим предметам и явлениям.

       У ребенка в активном словаре преобладают по количеству слова с предметным значением (существительные).  Необходимо одновременно расширять словарь различных категорий, так как ребенок воспринимает предмет в целом: его название, признаки, возможность производить с ним действие.  Особое место при работе по формированию грамматических категорий занимает работа с глагольной лексикой. В речи ребенка глаголы начинают появляться тогда, когда его движения становятся более разнообразными.    

       В 1 младшей группе на занятиях по ознакомлению с окружающим миром дети знакомятся с предметами их свойствами, способом действия с ними (это могут быть игрушки, предметы – овощи, картинки с изображением животных) – глагольный словарь.       Прилагательные появляются в речи ребенка значительно позже других частей речи. В активной речи ребенок употребляет их редко. В основном малыш употребляет прилагательные, обозначающие цвет, величину, форму; вкус; барические величины (легкий, тяжелый и их сравнительные степени); оценки действий, предметов, поступков (хороший—плохой, чистый—-грязный, пустой—полный). Только к 2 годам 6 месяцам ребенок начинает согласовывать прилагательное с существительным в роде (мужском и женском).

3-4 года      4-5 лет

      К 3-м годам при нормальном развитии ребенок осваивает все грамматические категории родного языка. Говорит короткими грамматически оформленными предложениями. Это не означает, что к 3-м годам полностью завершается формирование грамматического строя речи. Но ребенок уже владеет теми средствами, которые необходимы и достаточны для повседневного общения. Его речь – разговорная речь, непроизвольная и ситуативная.

      Продолжается работа по обогащению и активизации словаря ( существительные, глаголы, прилагательные.). Различные игры на понимание и употребление предлогов.

     Во 2 младшей группе  на  занятиях  по ознакомлению с окружающим миром дети продолжают знакомятся с предметами их свойствами, способом действия с ними (это могут быть игрушки, предметы – овощи, картинки с изображением животных).

В 4-5 лет Объем словаря увеличивается. Совершенствуется грамматический строй. Ребенок начинает использовать союзы, которые позволяют строить сложносочиненные предложения (не пойдем гулять, хоть дождь кончился).

5-7 лет

 

Ребенок полностью овладевает лексико-грамматическим строем речи.

К этому времени ребенок приобретает достаточный словарный запас, все реже допускает грамматические ошибки в согласовании слов, в употреблении падежных окончаний, предлогов.
Устная речь детей этого возраста почти не отличается от речи взрослых. Но, несмотря на то что шестилетний ребенок имеет достаточный лексический запас, он еще не всегда может быстро подобрать нужное слово. Иногда дети смешивают слова, близкие по звучанию (экскаватор и эскалатор), и неправильно употребляют их. Еще встречаются в речи и грамматические ошибки, чаще всего ребенок неправильно употребляет окончания имен существительных множественного числа в родительном падеже (много стеклов).


Развитие связной речи.

2-3 года     3-4 года      

 С детьми младшего дошкольного возраста проводят большую подготовительную работу, которая способствует развитию навыков связной речи. Особое внимание уделяется развитию разговорных навыков: дети учатся слушать и понимать речь взрослого, отвечать на вопросы, высказываться в присутствии других детей, слушать друг друга. Сначала малышей учат выполнять действия по словесному поручению (принеси игрушку, показать что-то на картинке), затем отвечать на вопросы воспитателя, слушать его, повторять за ним песенки действующих лиц, из сказки. Вопросы должны быть конкретными и понятными для ребёнка. (Какие игрушки ты любишь? Кто нарисован на картинке?).  


      Большое значение имеет речь воспитателя. Речь должна быть чёткой, выразительной, неторопливой.

       Имея некоторые представления, дети старше 2,5 лет могут отгадывать несложные загадки. Это работа должна проводиться в определённой последовательности. В первой половине года воспитатель рассматривает с детьми предмет: изучая цвет, форму может завершить рассматривание заучиванием стих, который ярко характеризует данный объёкт. Например: на 1 занятии – чтение потешки «Петушок-петушок», на следующем загадывает загадку «Кто рано встаёт громко песни поёт… кукареку?! позже воспитатель, не показывая петушка, загадывает загадку. Дети учатся понимать речь взрослого без наглядного сопровождения.

Рекомендуется проводить на занятиях несложные инсценировки с помощью игрушек.

Рассматривание картин и иллюстраций – ценный материал для развития речи. Используются предметные и сюжетные картины. Предлагая предметные картины, воспитатель ставит задачу обогатить представления детей, расширить активный словарь, научить видеть, показывать и называть детали предмета (у птички – голова, хвост, клюв…).

Предлагая сюжетную картину, педагог учит понимать сюжет, развивает умение слушать пояснения, высказывания, высказываться самостоятельно. Рассматривание картин способствует накоплению у детей представлений об общественных, бытовых и природных явлениях, развивает выразительность речи, умение составлять рассказ по картине (2-3 фразы).

Маленькому ребёнку легче воспринимать рассказ, чем чтение, поэтому рассказывание в младшей группе предпочтительнее. Оно требует от воспитателя подготовки. Обычно сказку на занятии рассказывают дважды, иногда повторяют и в третий раз. Обычно это не надоедает детям, так как воспитатель обеспечивает их активность во время слушания: предлагает выполнить имитационные движения (показывают, какая выросла репка – большая) как её тянут, использует наглядные пособия (показ настольного театра, иллюстраций, картинок на фланелеграфе) побуждает инсценировать или драмматизировать отрывки из сказок.

Наибольшая полнота восприятия достигается, когда воспитатель сочетает свой рассказ с показом фигурок настольного театра, при повторе использует или эти же фигурки или картинки для фланелеграфа, а так же инсценирование. Действовать с фигурками более удобно, так как не занимает много времени и не нарушает плавности изложения. Использование наглядности активизирует детей, а также способствует припоминания ребёнком текста при последующей самостоятельной игре.

г Дети раннего возраста очень любят рифмованную речь. Она доставляет им удоволь-

ствие. Запоминание становится более эффективным при сопровождении заучивания стихотворения практическими действиями с игрушками, персонажами кукольного театра «би-ба-бо», плоскостным настольным, пальчиковым), картинками. Дети любят стихотворения, в которых они сами могут выступать персонажами.

Важнейшим источником развития выразительной речи детей является устное народ- ное творчество: потешки, считалки, заклички. С потешками мы начинаем знакомить ребенка с раннего детства: мама напевает, покачивая ребенка в коляске (кроватке), народные, колыбельные.

Малые народные формы фольклора развивают у ребенка способность тонко чувство- вать мелодику, ритм родного языка.

       На продолжительность занятия влияет заинтересованность ребенка и его положительный эмоциональный настрой, созданный взрослым перед и во время занятия. Можно привлечь детей к подготовке материала к занятиям, поставить стулья, мольберт, можно заранее (за 3-4 мин.) поставить игрушки на стол, разрешить им их потрогать, подвигать, вместе с тем приучать детей придерживаться правила: игрушками, приготовленными для занятия можно играть только на столе воспитателя, никуда не уносить. Необходимо удобно рассадить детей, чтобы им было удобно видеть, слышать и действовать. Демонстрационный материал: игрушки, картинки должны быть в хорошем состоянии, со вкусом оформленные пособия привлекают внимание детей.
      Большое значение имеет речь воспитателя. Речь должна быть чёткой, выразительной, неторопливой.

4-5 лет

В среднем дошкольном возрасте углубляется работа по развитию речи.

Воспитатель называет жанры изучаемых произведений: я расскажу вам русскую, народную сказку или прочитаю рассказ «Умей обождать». Это называние в дальнейшем поможет детям осознать особенности каждого жанра. Тематика литературных произведений более разнообразна. В средней группе останавливают внимание детей не только на содержании, но и на некоторых особенностях литературного языка (образные слова и выражения, элементы, сравнения). Это закладывает основы для дальнейшего поэтического слуха. Очень важно продумать и правильно поставить вопросы, чтобы помочь детям выяснить главное – действия основных героев, их взаимоотношения, поступки.
      В средней группе для развития речи используются те же виды работы, что в младшей группе, но в большем объеме.

  • Инсценировки сказок
  • Пальчиковый театр
  • Составление рассказа по сюжетной картине
  • Составление рассказа по серии сюжетных картин
  • Составление рассказов с опорой на схему.
  • Разучивание стихов с помощью мнемотаблиц

Детей в среднем возрасте знакомят с пересказом. При пересказе произведений повествовательного типа дети получают от воспитателя помощь словесными приёмами (вопросами). Обучение пересказу  произведений должно опираться на реальные образы: словесные приёмы должны сопровождаться дидактической игрой или показом реальных предметов.

Для пересказа воспитатель может предложить серию (цепь вопросов, развивающих тему, то есть составляет простой план пересказа). Тексты довольно больших размеров, поэтому пересказать текст можно по частям.

Первый раз текст даётся целиком, чтобы дети восприняли суть произведения, получили эстетическое удовольствие. Затем задаёт несколько вопросов, читает отдельный отрывок или законченную часть; затем задаёт серию вопросов, исчерпывающих её содержание и дети пересказывают данный отрывок. При этом воспитатель следит, чтобы дети правильно произносили слова, составляли предложения, а также выразительно передавали разговор действующих лиц.

5-7 лет

Детей шестого года жизни учат свободно, последовательно, выразительно передавать содержание небольших сказок и рассказов.

  • Составление рассказов с опорой на схему.
  • Составление рассказов по серии картин
  • Использование картин с проблемным сюжетом
  • Составление описательных рассказов (загадок)
  • Использование мнемотаблиц при заучивании стихов (готовых и сделанных детьми)
  • Прослушивание сказок (чтение или рассказ воспитателем)
  • Рассказывание сказок
  • Театрализация
  • Пальчиковый театр
  • Диалоги
  • Пословицы и поговорки
  • Пересказы рассказов.

Стимуляция детей к стремлению играть в речевые игры

  • Удобное расположение речевой среды в группе.
  • Красочность, яркость, привлекательность материала.
  • Доступность для самостоятельной деятельности.
  • Частая смена предлагаемого для самостоятельной деятельности материала.
  • Смена материала в присутствии детей (чтобы они заинтересовались).
  • Включение в среду какого-нибудь персонажа (игрушки), который привлек бы внимание и вызвал желание поиграть.

Материалы для речевой среды

  • Песок для рисования букв, слогов, слов.
  • Буквы ( различного материала, размера).
  • Наличие бросового материала (крупа – фасоль, горох; веревочки, пластилин).
  • Различные лабиринты (провести букву или пройдя по лабиринту, составить слово).
  • В тексте искать заданную букву.
  • На основе рабочих тетрадей сделать индивидуальные листы и положить их в среду.
  • Чтение слов по первым звукам (картинки на листе).
  • Изографы  
  • Буквенный колодец                                  
  • Слоговая пицца
  • Собери слово
  • Кроссворды
  • Ребусы  
  • Почини слово
  • Найди слово
  • Игры В. Воскобовича

Список используемой литературы:

1. Анохина Т. Как организовать современную предметно-развивающую среду [Текст] : /Т.Анохина //Дошкольное воспитание. - 1999. - №5. – С.32 – 34.

2. Железнова С.В. К вопросу об организации развивающей предметной среды в дошкольном учреждении / Дошк. образоват. учрежд. № 122 “Солнышко” г. Тольятти [Текст] : /С.В.Железнова, Т.А.Фалькова. - Ульяновск, 2001. - 72 с.

3. Новоселова С. Развивающая предметная среда [Текст] : Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн - проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах /С.Новоселова. – М.: Просвещение, 2001. – 89 с.

4. Родионова О.Р. Педагогические условия организации развивающей предметной среды в дошкольном образовательном учреждении [Текст] : автореф. дис. канд. пед. наук /О.Р. Родионова. - М., 2000. - 18 с.

5. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений [Текст] : /Н.А.Рыжова. - М.: Линка-Пресс, 2004. -174 с.

6. http://www.o-detstve.ru/forteachers/kindergarten/speech-development/12492.html.

7. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Начинаем говорить. Развитие речи. Для детей от 0 до 3 лет. Паритет, 2004.

8. http://www.medn.ru/statyi/Razvitierechirebenka57let.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Принципы организации развивающей предметно-пространственной среды в группах детского сада в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольных организаций.

Материал поможет правильно организовать развивающую предметно-пространственную среду в группах детского сада в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольных организа...

Требования к организации речевого уголка в группе детского сада

Требования к организации речевого уголка в группе детского сада...

Организация развивающей среды старшей группы детского сада.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе- неотъемлемая составляющая часть работы воспитателя.  С введением в работу дошкольных учреждений Федерального Государственного Об...

Консультация для воспитателей. «Речевая среда в группе детского сада»

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА – это естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное...

Рекомендации по организации речевого уголка в группе детского сада

Консультация адресована воспитателям общеразвивающих групп и групп коррекционной направленности...

Организация речевого уголка в группе детского сада

От уровня речи зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие, поэтому в современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из осно...