Организация развивающей среды старшей группы детского сада.
материал

Винокурова Светлана Николаевна

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе- неотъемлемая составляющая часть работы воспитателя.  

С введением в работу дошкольных учреждений Федерального Государственного Образовательного Стандарта к структуре основной общеобразовательной программы, в частности предметно–развивающей среде, был проведен анализ организации развивающего пространства в старшей группе.  Нами разрабатывается и создается  современная предметно-развивающая среда в условиях старшей группы ДОУ с использованием комфортных, современных, безопасных  пособий. Мы стараемся  организовать так предметно-развивающую среду, чтобы были задействованы все виды детской деятельности, такие как игровая, двигательная, познавательно – исследовательская, коммуникативная, музыкально-художественная, трудовая, чтение художественной литературы, согласно требованиям ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация развивающей среды старшей группы детского сада.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе- неотъемлемая составляющая часть работы воспитателя.  

С введением в работу дошкольных учреждений Федерального Государственного Образовательного Стандарта к структуре основной общеобразовательной программы, в частности предметно–развивающей среде, был проведен анализ организации развивающего пространства в старшей группе.  Нами разрабатывается и создается  современная предметно-развивающая среда в условиях старшей группы ДОУ с использованием комфортных, современных, безопасных  пособий. Мы стараемся  организовать так предметно-развивающую среду, чтобы были задействованы все виды детской деятельности, такие как игровая, двигательная, познавательно – исследовательская, коммуникативная, музыкально-художественная, трудовая, чтение художественной литературы, согласно требованиям ФГОС.

В группе оформлены центры по разным видам детской деятельности,  чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по центрам развития позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование.  В оборудовании  большое место  занимают материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы- магниты, увеличительные стекла,  весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций. Большая часть оборудования для сюжетно – ролевых игр хранится в коробках с обозначенной символикой.

В  организации развивающей предметно-пространственной среды учтен гендерный аспект развития детей . Для мальчиков имеются: машины, разные наборы конструкторов. Они строят дома,  мосты, арки, гаражи не только на столах, но и на полу, играют и  вместе планируют свою деятельность. Девочки чаще играют в «Семью», «Парикмахерскую», «Больницу», «Магазин» для этого выделена  часть группы.

В группе оформлена интерактивная стена «Уроки тетушки СОВЫ», которая  представляет собой панно ( на металлической основе, с разными  картинками, плоскостными фигурками на магнитиках) – небольшой сказочный городок, на окраине которого живет умная тетушка Сова, которая, пригласив к себе в гости, предлагает выполнить ряд заданий. Ребёнок выполняет задания от имени сказочного героя Незнайки.

Также дети самостоятельно играют на стене, создают различные  игровые ситуации, фантазируют, общаются играя.

 Центр «Здоровья»,  «Грамотности»,  «Логика», «Учимся считать», «Моя любимая книга», «Музыка и театр», «Мир красок», «Дружно играем», « Моя Родина», «Стройка», «Природа и экспериментирование», «Моя безопасность» – вот основной перечень таких центров.

В центре «Мир красок» для развития  детей подобраны различные картинки, рисунки  с изображением поделок, варианты оформления изделий, схемы с изображением последовательности работы для изготовления разных поделок и т. п. Это дает детям новые идеи для своей продуктивной деятельности, а так же предполагает овладение умением работать по образцу. В данном центре находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации (бумага, картон, трафареты, краски, кисти, клей, карандаши, салфетки, ножницы, раскраски, космический песок, пластилин  и т. п.). Большинство из перечисленных материалов помещается в специально отведенном шкафу. По желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии. К данному центру имеется свободный доступ.

В центре « Грамотности» »  находятся различные дидактические игры по развитию речи, серии картин и иллюстраций для установления последовательности событий, наборы парных картинок на соотнесение, разрезные сюжетные картинки и т. д.

 Центр «Природы и экспериментирования»  включает в себя экологическую деятельность. для проведения экспериментальной деятельности представлен многообразием коллекций (грунт, глина, речной песок,  камни, минералы, семена, крупы и т. д.). В нем находятся   лупы, микроскопы, компасы, мензурки, мерные стаканчики, лейки, часы, весы и т. д.   В процессе экспериментальной деятельности ведутся дневники наблюдений, в которых фиксируются сделанные детьми выводы по результатам наблюдений.

  в данном центре присутствуют различные дидактические игры экологической направленности, серии картин типа «Времена года», «Животный и растительный мир», коллекции природного материала, муляжей овощей и фруктов, насекомых и т. д. Важным составляющим уголка природы является календарь природы и погоды.

Центр «Учимся считать» имеет важные развивающие функции. В данном центре располагаются нормативно — знаковые материаы: магнитная доска, наборы карточек на сопоставление цифры и количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами, представлены, как различные виды мозаик, так и современные пазлы. Достаточно широкий выбор игр на развитие мелкой моторики руки.  При выборе игр предпочтение отдаётся способности игр стимулировать развитие детей.

Центр «Логика» представлен такими играми как, развивающие игры Воскобовича,  Палочки Кюизенера, развивающие игры  Никитина, «Логические блоки Дьенеша», «Танграм», «Колумбово яйцо», «Уникуб»,  и др. Игровое оборудование создаёт насыщенную, целостную среду с достаточным пространством для игр.

Центры «Логика» и «Учимся считать»  решают следующие задачи:

  • формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности.
  • воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.

          В данных центрах размещен разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру по интересам. Например, для развития логики используют игры с логическими блоками Дьенеша, «Логический поезд», «Четвертый лишний», «Найди отличие», «Палочки Кюизенера», «Уникуб», «Квадрат Воскобовича», «Сложи квадрат» и т. п.

           Для развития мелкой моторики, (а это очень важно для подготовки мышц к письму) разнообразные пазлы, мозаики, трафареты, книжки-раскраски и другие материалы.

Центр «Музыки и театра» это важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, способствует развитию  «режиссёрской» игра.
Здесь размещаются ширма, различные виды театров (кукольный, теневой, настольный, бибабо, пальчиковый). Здесь размещены маски, атрибуты для разыгрывания сказок, элементы костюмов для персонажей, декорации изготавливаются детьми с помощью педагогов.

Центр «Моя безопасность» отражает безопасность дома, на улице (ПДД) и пожарную безопасность. Он оснащён необходимыми атрибутами, дидактическими играми. Хорошим дидактическим пособием служит специально оборудованный столик с разметкой улиц и дорог, и дополнительным набором мелкого строительного материала и дорожных знаков.

Центр «Здоровья» содержит в себе как традиционное физкультурное оборудование, так и нетрадиционное (нестандартное), изготовленное руками педагогов. Данное оборудование направлено на развитие физических качеств детей — ловкости, меткости, глазомера, быстроты реакции, силовых качеств. На современном этапе развития, возникла необходимость размещения в данном центре игр и пособий по приобщению старших дошкольников к навыкам здорового образа жизни.  Данный Центр необходим в группе для увеличения двигательной активности, оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.

           В центре «Моя Родина»  находятся пособия, отражающие многонациональность нашей Родины, иллюстрационный материал по ознакомлению детей с климатическими зонами России, образцы народного декоративно-прикладного искусства и т.д.

Центр «Стройка» (конструктивный) центр, хоть и сосредоточен на одном месте и занимает немного пространства, он достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что с содержанием строительного уголка (конструктор различного вида, крупный и мелкий деревянный конструктор) можно перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность как с подгруппой детей, так и индивидуально. В группе расположен центр строительно-конструктивных игр, в котором в большом разнообразии представлены различные виды и формы конструкторов. Центр дополнен мелкими игрушками для обыгрывания. Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами. Это позволяет нашим детям комфортно чувствовать себя в любом уголке группы.

Центр «Моя любимая книга» -это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские книги, альбомы,

           Развивающая предметно-пространственная среда в старшей группе создается с учетом ФГОС ДО и дает возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности, обеспечивает реализацию потребностей детей в активной и разноплановой деятельности, вызывает чувство радости, эмоционально – положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащать новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, является источником его знаний и социального опыта, способствует интеллектуальному развитию детей.

Библиографический список.

  1. Кирьянова, Р.А. Принципы построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении / Р.А. Кирьянова// Детство-Пресс. – 2010. – С. 5-12
  2. Нищева, Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /Н.В. Нищева// Детство-Пресс. – 2010. – С. 128.
  3. Петровская, В.А. Построение развивающей среды в ДОУ / В.А. Петровская // Москва. – 2010.
  4. Полякова, М.Н. Организация развивающей среды в возрастных группах детского сада / М.Н. Полякова // Детство-Пресс. – 2010. – С. 41-62.
  5. Примерная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, - 3-е изд. испр. и доп.- М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М:УЦ Перспектива, 2014.- 32с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация развивающей среды на участке детского сада - важное условие воспитания познавательной активности детей

Наш педагогический коллектив уделяет большое внимание созданию познавательно-развивающей среды на участке детского сада. Ежегодно облагораживается территория детского сада силами сотрудников и родител...

презентация проекта в старшей группе на тему "Создание экологической развивающей среды в группе детского сада"

Здравствуйте, я работаю в новом детском саду ( принимаем детей всего 11 месяцев), в презентации использован материал личного опыта  в организации развивающей экологической среды в старшей г...

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА

Предметно-развивающая  среда-система  материальных  объектов  деятельности  ребенка  функционально  моделирующая  содержание  его  духовного  и...

Организация предметно - развивающей среды в группе детского сада согласно ФГОС

             Развивающая предметно-пространственная среда группового помещения является частью целостной образовательной среды дошкольной организации. В ...

«Речевая развивающая среда в группе детского сада для старшей и подготовительной группы»

laquo;Речевая развивающая среда в группедетского сада для старшей и подготовительной группы»Речевая развивающая среда – это, особым образом организованноеокружение, наиболее эффектив...

Консультация для педагогов. Речевая развивающая среда в группе детского сада для старшей и подготовительной группе

Консультация для педагогов. Речевая развивающая среда в группе детского сада для старшей и подготовительной группе...