Организация предметно - развивающей среды в группе детского сада согласно ФГОС
учебно-методический материал (средняя группа)

Логунова Елена Александровна

           

    Развивающая предметно-пространственная среда группового помещения является частью целостной образовательной среды дошкольной организации. В рамках современных тенденций развития российского дошкольного образования мы постарались создать развивающую предметно-пространственную среду при условии, отвечающую требованиям ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_prs.doc705.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация предметно – развивающей среды

 согласно требований ФГОС.

Воспитатели: Логунова Е.А.

                        Борисенко Т.В.

           

    Развивающая предметно-пространственная среда группового помещения является частью целостной образовательной среды дошкольной организации. В рамках современных тенденций развития российского дошкольного образования мы постарались создать развивающую предметно-пространственную среду при условии, отвечающую требованиям ФГОС.

          При создании предметной развивающей среды в группе мы руководствовались следующими принципами:

  • содержательной насыщенности – включает средства обучения (в том числе технические), материалы, инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей;  
  •        

 полифункциональности и вариативности среды: обеспечивает возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, мягких модулей, ширм, символов и знаков для зонирования и пр.) в разных видах детской активности;    

   

 трансформируемости среды: обеспечивает возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством).  

 

 доступности – обеспечивает свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; всё пространство открыто и доступно, игры находятся на уровне глаз детей, чтобы ребенок мог взять ту или иную игру и заниматься по интересам.  

 

  • безопасности – все элементы РППС  соответствуют требованиям по обеспечению надёжности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.

            При создании предметной развивающей среды мы  учитывали гендерную специфику, обеспечивающую среду как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков.            

       

           Предметную развивающую среду  подбирали с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области  используются и в ходе реализации других областей.

            Систематически используем технические средства  в групповых,  адаптируемые под конкретные задачи, специфику образовательной программы.  Причем эти технические средства  органично функционируют без разрушения уже созданной РППС без необходимости организации специализированных компьютерных кабинетов. Использование современных  технических средств в дошкольном образовании позволяет сделать образовательный процесс более интересным, формы работы с детьми более вариативными, повысить результативность дошкольного образования.

       Гибкое зонирование пространства предполагает наличие различных пространств (зон, уголков, секторов, центров и т. п.) для осуществления свободного выбора детьми разных видов деятельности. Зоны трансформируемы: в зависимости от воспитательно-образовательных задач и индивидуальных особенностей детей меняются, дополняются и объединяются. При этом  учитываем доступность для осуществления всех основных видов активности помещений ДОО, где осуществляется образовательная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Зонирование пространства  организовано с учетом всего времени пребывания детей в ДОО.

 Перечень оборудованных зон для организации РППС:

Познавательно-исследовательская деятельность

  • Центр науки и экспериментирования

1. Стол для проведения экспериментов.

2. Стеллаж для пособий и оборудования.

3. Резиновый коврик.

4. Халаты, передники, нарукавники.

5. Бумажные полотенца.

6. Природный материал (песок, вода, глина, камешки, ракушки, минералы, различные семена и плоды, кора деревьев, мох, листья и т.п.).

7. Сыпучие продукты (желуди, фасоль, горох, манка, мука, соль).

8. Емкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, воронки, сито.

9.  Лупы, цветные стекла.  

10. Аптечные весы, безмен, песочные часы.

11. Технические материалы (гайки, болты, гвозди).

12. Вспомогательные материалы (пипетки, колбы, шпатели, вата, марля, шприцы без игл).

13. Схемы, модели, таблицы с «алгоритмом» выполнения опытов

           

* Центр природы

1. Настольнын игры о природе.

2. Календарь природы.

3. Комнатные растения (по программе) с указателями.

4. Лейки, опрыскиватель, палочки для рыхления почвы, кисточки.

5. Иллюстративный материал сезонных изменениях, природных зонах и т.п.

6. Наборы мелких игрушек (животные дикие и домашние, фрукты,овощи, насекомые, обитатели водоемов и т.д.)

7. Природный материал.

        

   

  • Центр сенсорики

1. Плоскостные изображения предметов и объектов для обводки по всем изучаемым лексическим темам.

2. Разрезные картинки и пазлы по всем изучаемым темам.

3. Кубики с картинками по всем темам.

4. Игра «Составь из частей» для коврографа и магнитной доски по всем темам.

5. Массажные мячики разных цветов и размеров.

6. Флажки разных цветов (10 шт.).

7. Игрушки-шнуровки, игрушки-застежки.

8. Мелкая и средняя мозаики и схемы выкладывания узоров из них.

9. Мелкий и средний конструкторы типа «Lego» или «Duplo» и схемы выполнения построек из них.

10. Мелкие и средние бусы разных цветов и леска для их нанизывания.

11. Различные сортеры и бизиборды

                         

                                     

* Центр нравственно-патриотического воспитания и краеведения

1. Государственная символика (портрет президента, российский флаг и герб, текст гимна)

2. Иллюстративный материал, фотоальбомы  по темам: Москва – столица, красота родной природы, большие города и достопримечательные места, растительный и животный мир и т.д.)

3. Герб Невеля, фото главы Невельского района

4. Фотоальбомы:  «Ты всего лишь капелька России…», «Любимый город и моя семья», «Улицы города», «Воинская слава Невеля», «Красная книга» Невельского района, «Любимые места отдыха в родном городе» и др.

5. Видеозаписи  достопримечательных мест Невеля и районных праздников

6. Лепбук «Мой родной город»

                                                 

  • Центр математического развития

1. Раздаточный счетный материал (игрушки, мелкие предметы, предметные картинки).

2. Комплекты цифр, математических знаков, геометрических фигур, счетного материала для магнитной доски и коврографа.

3. Занимательный и познавательный математический материал, логико-математические игры ( «Копилка цифр», счётные палочки Кьюизенера,  «Шнур-затейник» и др.).

4. Схемы и планы (групповая комната, кукольная комната, схемы маршрутов от дома до детского сада, от детского сада до библиотеки и т.д.)

6. Набор объемных геометрических фигур.

7. «Волшебные часы» (части суток, времена года, дни недели).

8. Счеты, счетные палочки.

Восприятие художественной литературы и фольклора

* Центр книги

1. Стеллаж или открытая витрина для книг.

2. Столик, два стульчика

3. Детские книги по программе и любимые книги детей, два-три постоянно меняемых детских журнала, детские энциклопедии, справочная литература, словари и словарики.

4. Книги по интересам о достижениях в различных областях.

5. Книги, знакомящие с культурой русского народа: сказки, загадки, потешки, игры.

6. Книжки-раскраски по изучаемым лексическим темам, книжки-самоделки.

7. Магнитофон, аудиокассеты с записью литературных произведений для детей.

                             

Двигательная деятельность

  • Центр двигательной активности

1. Мячи средние разных цветов.

2. Мячи малые разных цветов.

3. Мячики массажные разных цветов и размеров.

4. Обручи.

5. Флажки разных цветов.

6. Гимнастические палки.

7. Кольцеброс.

8. Кегли.

9. Скакалки

10. Нетрадиционное спортивное оборудование.

11. Массажные и ребристые коврики

               

             

Изобразительная деятельность

  • Центр изобразительной деятельности

1. Восковые и акварельные мелки.

2. Цветной мел.

3. Гуашевые и акварельные краски.

4. Фломастеры, цветные карандаши.

5. Пластилин, глина, соленое тесто.

6. Цветная и белая бумага, картон, обои, наклейки, лоскутки ткани, нитки, ленты, самоклеящаяся пленка, старые открытки, природные материалы( сухие листья, лепестки цветов, семена, мелкие ракушки и т.п.).

7. Рулон простых белых обоев для коллективных работ (рисунков, коллажей, аппликаций).

8. Кисти, палочки, стеки, ножницы, поролон, печатки, клише, трафареты по изучаемым темам.

9. Клейстер.

10. Доски для рисования мелом, фломастерами.

11. Коврограф.

12. Книжки-раскраски

  • Центр конструирования

1. Строительные конструкторы с блоками среднего и мелкого размера.

2. Нетрадиционный строительный материал (деревянные плашки и чурочки, контейнеры разных цветов и размеров с крышками и т.п.).

3. Небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигурки людей и животных, дорожные знаки, светофоры и т.п.).

4. Макет железной дороги.

5. Транспорт (мелкий, средний, крупный).

6. Машины легковые и грузовые (самосвалы, грузовики, фургоны, специальный транспорт).

7. Простейшие схемы построек и «алгоритмы» их выполнения.

8. Мозаика крупная и мелкая и схемы выкладывания узоров из нее.

9. Конструкторы типа «Lego» или «Duplo» с деталями разного размера и схемы выполнения построек.

10. Игра «Танграм».

11. Разрезные картинки (4—12 частей, все виды разрезов), пазлы.

12. Различные сборные игрушки и схемы их сборки.

13. Игрушки-трансформеры, игрушки-застежки, игрушки-шнуровки.

Музыкальная деятельность

  • Центр музыкально-театрализованной деятельности

1. Музыкальные игрушки (балалайки, гармошки, пианино, лесенка).

2. Детские музыкальные инструменты (металлофон, барабан, погремушки, бубен, детский синтезатор, маракасы, румба, трещотка, треугольник, валдайские колокольчики).

3. «Поющие» игрушки.

4. Звучащие предметы-заместители.

5. Ложки, палочки, молоточки, кубики.

6. Магнитофон, аудиокассеты с записью детских песенок, музыки для детей, «голосов природы».

7. Музыкально-дидактические игры («Спой песенку по картинке», «Отгадай, на чем играю», «Ритмические полоски»).

8. Портреты композиторов (П. Чайковский, Д. Шостакович, М. Глинка, Д. Кабалевский и др.).

9. Настольная ширма.

10. Стойка-вешалка для костюмов.

11. Костюмы, маски, атрибуты для обыгрывания трех сказок («Заюшкина избушка», «Три медведя», «Гуси-лебеди»).

12. Куклы и игрушки для различных видов театра (плоскостной, стержневой, кукольный, настольный, перчаточный) для обыгрывания этих же сказок.

13. Аудиокассеты с записью музыкального сопровождения для театрализованных игр

           

 

       

Коммуникативная деятельность

  • Центр сюжетно-ролевых игр

1. Игровая комната

2. Куклы разных размеров.

3. Комплекты одежды и постельного белья для кукол, кукольные сервизы, коляски для кукол.

4. Предметы-заместители для сюжетно-ролевых игр.

5. Атрибуты для нескольких сюжетно-ролевых игр («Дочки-матери», «Хозяюшки», «Доктор Айболит», «Парикмахерская», «Моряки»).

6. Альбомы с сериями демонстрационных картин «Наш детский сад», «Все работы хороши», «Мамы всякие нужны».

     

  • Центр уединения

1. Переносные домики

2. Навесные ширмы декоративные

3. Мягкие подушечки

Наполняя или дополняя РППС, мы старались создать единый эстетический стиль для обеспечения комфортной и уютной обстановки для детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация предметно-развивающей среды логопедической группы в соответствии с ФГОС ДО

В статье описаны компоненты, принципы и основные характеристики предметно - развивающей среды логопедической группы....

Организация предметно- развивающей среды в условиях детского сада

Окружающая среда в дошкольных учереждениях - это способ эфективного развития детской индивидуальности с учетом интересов , склоностей и уровней активности ребенка.Предметно- развивающая среда позволяе...

Организация предметно-развивающей среды на участке детского сада

Участок группы является частью развивающего пространства группы, в пределах которого осуществляется свободная двигательная и игровая деятельность детей. Так как в летний период, когда большую часть вр...

Аналитическая справка по результатам проведения смотра - конкурса «Создание музыкальной предметно-развивающей среды в группах детского сада» во всех возрастных группах

Аналитическая справка по результатам проведения смотра - конкурса «Создание музыкальной предметно-развивающей среды в группах детского сада» во всех возрастных группах.Цель смотра-конкурса: создание о...

технологическая карта педагогического проекта "Организация предметно-развивающей среды на участке детского сада"

Предметно-развивающая среда ДОУ должна обеспечивать всестороннее развитие личности ребенка, это та система, которая непосредственно влияет на  полноценное развитие детей, их психических и физичес...

Оформление предметно-развивающей среды в группе детского сада в соответствии с ФГОС ДО

Проект по оформлению предметно-развивающей среды в группе детского сада....

Организация предметно-развивающей среды в группе «Пчёлки» с учетом ФГОС

ØОбразовательная среда – часть совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.ØСогласно ФГОС ДО, развивающая предметно-пространст...