Требования к организации речевого уголка в группе детского сада
консультация по развитию речи

Захарова Оксана Юрьевна

Требования к организации речевого уголка в группе детского сада

Скачать:


Предварительный просмотр:

Требования

к организации речевого уголка в группе детского сада

От уровня речи зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие, поэтому в современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей. Развивающая среда и общение являются факторами, определяющими речевое развитие. Рассмотрим один из центров развивающей среды – речевой уголок.  Это специально оборудованное пространство  для занятий и игр поодиночке или небольшими группами.

Цель речевого уголка: способствовать созданию оптимальных условий для организации предметно-развивающей среды в группе для совершенствования процесса развития и коррекции речи детей.

Задачи: 

  1. Формирование фонематического слуха.
  2. Развитие артикуляционной моторики.
  3. Закрепление навыков правильного звукопроизношения.
  4. Закрепление навыков, полученных на занятиях.
  5. Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий.
  6. Развитие связной речи.
  7. Развитие мелкой моторики.

В его оборудование входят стеллажи, расположенные на разном уровне, стол, стул, игровой, дидактический и наглядный материал, стимулирующий речевую деятельность и речевое общение детей.

При подборе составляющих речевого уголка необходимо учитывать:

  • соответствие  индивидуальным и возрастным особенностям детей;
  • речевой уголок должен быть размещён рядом с книжным уголком;
  • важно, чтобы речевой уголок был эстетично оформлен и комфортен для детей. Так же необходимо научить детей поддерживать порядок и воспитывать бережное отношение к материалам и оборудованию содержащемуся в уголке.
  • игровой материал должен быть доступным для ребёнка;
  • неотъемлемый атрибут речевого уголка – «одушевлённый персонаж» - обычная кукла, би-ба-бо, марионетка. Такая игрушка должна быть многофункциональной: она может двигаться с помощь. Взрослого или ребёнка, выполнять артикуляционную гимнастику, преподносить неожиданные сюрпризы и многое другое. Её способности вызовут у детей живой интерес, побудят к речевой активности.
  • не следует перегружать речевой уголок оборудованием.

В основу речевого уголка входит игровой и дидактический материал, направленный на развитие:

Артикуляционной моторики

Предметные картинки-опоры; артикуляционные уклады, схемы; артикуляционная гимнастика на определённый звук в альбомах; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках; ватные диски и палочки.

Развитие дыхания

Разноцветные шарики, султанчики, пёрышки, вертушки, снежинки, колокольчики из фольги и т.д.

Развитие мелкой моторики

Сухой бассейн, шарики Су-джок, мячики, прищепки, бусы, трафареты, пальчиковые игры, составные буквы и т.д.

Звукоподражание

Шумовые инструменты, детские музыкальные инструменты, картинки-звукоподражания, звуковые и звукобуквенные схемы, звуковые дорожки, лесенки, улитки, альбомы по звуковой культуре слова.

Автоматизация звуков

Мелкие игрушки, предметные и сюжетные  картинки, альбомы для автоматизации звуков, схема характеристики звуков, схема слова, стихи, потешки, скороговорки, чистоговорки, схема слова.

 Лексики и грамматика

Предметные картинки по лексическим темам.

Развитие связной речи

Серии сюжетных картинок, всевозможные виды театров, библиотека детских книг, схемы по обучению рассказыванию.

Подготовка к обучению грамоте

Магнитная доска, наборы цветных магнитов, магнитных букв, слоговые и словесные таблицы и кубики для чтения, предметные картинки, кассы букв и слогов.

Содержание речевого уголка определяется не случайно, а в строгом соответствии с программой, физиологическими  и психологическими особенностями формирования речи детей.

Подбор игрового и речевого материала осуществляется учителем-логопедом и воспитателем совместно.

Требования к содержанию речевых уголков в возрастных группах

Младшая группа

- Уголок книги: 5 – 6 наименований по 2 – 5 экземпляров, т.к. детям этого возраста свойственна подражательность, книжки-ширмы. Всё подбирается с учётом возраста детей: , песенки, народные сказки о животных, потешки, произведения русской и зарубежной классики, рассказы, сказки, стихи современных авторов.

- Альбомы или иллюстрации по темам «Игрушки», «Семья», «Транспорт», «Домашние животные»», «Одежда», «Посуда», «Мебель»,

- Картинки с простыми сюжетами и действиями.

- Дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, связной речи.

- Дидактические игры на группировку, классификацию, сериацию по типу «Что лишнее?», «Назови одним словом».

- Игры по типу «Найди пару», «Найди отличия».

- Игрушки-телефоны.

- Игры с предметными картинками по типу «Что изменилось?».

- Картинки с простым сюжетом для составления рассказов.

- Подборка загадок, песенок, потешек, стихов.

- Трафареты, шаблоны.

- Игры для развития ручной ловкости.

- Картотека речевых игр.

- Открытки о родном городе.

Средняя группа

- Уголок книги: 5 – 6 наименований, для оформления можно использовать эстампы на тему русских народных сказок. Один раз в квартал необходимо оформлять тематические выставки «Сказки». «Времена года», «Сказки о дружбе зверей» и др.

- Альбомы дополняются темами о Российская Армии, труде  взрослых, диких животных, цветах, овощах, фруктах, по временам года.

- Открытки для рассматривания.

- Портреты писателей в соответствии с программой.

-  Дидактические игры на группировку, классификацию, сериацию по типу «Что лишнее?», «Назови одним словом».

- Игры - небылицы «Чего на свете не бывает?», «Кто как кричит?»

- Игры по типу «Найди пару», «Найди отличия», «Что изменилось?»

- Дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, связной речи.

- Игрушки-телефоны, занимательные головоломки.

- Подборка загадок, скороговорок, чистоговорок, стихов.

- Трафареты, шаблоны для подготовки руки к письму.

- Игры для развития ручной ловкости.

- Картотека словесных речевых игр.

- Открытки о родном городе, крае.

- Предметы быта и старины.

Старшая группа

- Уголок книги: 7 – 8 книг различной тематики и жанров (можно использовать книги одного наименования, но иллюстрированных разными авторами). Один раз в квартал необходимо оформлять тематические выставки с рисунками детей на заданную тему.

- Портреты писателей в соответствии с программой.

- Альбомы или иллюстрации дополняются темами оРодине, о технике.

- Портреты художников-иллюстраторов.

- Дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, связной речи, по подготовке к обучению грамоте.

- Игры – небылицы, игры – картинки по типу «Назови отличия».

- Наборы картинок «Составь рассказ по картинке», «разложи по порядку и составь рассказ».

- Азбука букв различной фактуры.

- Альбомы  загадок, скороговорок, чистоговорок, стихов.

- Трафареты, перфокарты, шаблоны для подготовки руки к письму.

- Игры для развития ручной ловкости.

- Картотека словесных речевых игр.

- Коллекции марок, значков, календариков, этикеток.

- Дидактический материал для изображения букв (верёвочки, проволочки, пластилин, камушки, шнурки и т.д.)

- Заготовки для штриховки, кодирования, трафареты, шаблоны для подготовки руки к письму.

- Наборы букв разного цвета, размера, материала, звуковые и слоговые схемы, разноцветные магниты.

- Иллюстрации о памятниках и музеях.

- Карта России и родного края.

Подготовительная к школе группа

- Наличие библиотеки с разделами: о природе, о животных или по авторам. Выставляются 10-12 книг, различных по жанру и тематике. Оформляются  тематические выставки с рисунками детей.

- Альбомы или материал о творчестве и жизни писателей.

- Альбомы  загадок, скороговорок, стихов.

- Заготовки для штриховки, кодирования, трафареты, перфокарты для подготовки руки к письму, игры для развития ручной ловкости.

- Картотека словесных речевых игр.

- Коллекции марок, значков, календариков, этикеток.

- Дидактический материал для изображения букв (верёвочки, проволочки, пластилин, камушки, шнурки и т.д.)

- Наборы букв разного цвета, размера, материала, звуковые и слоговые схемы, разноцветные магниты, азбука букв разной фактуры.

- Дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, по подготовке к обучению грамоте.

- Игры – небылицы «Что перепутал художник?», игры – картинки по типу «Найди отличия».

- Наборы картинок «Составь рассказ по картинке», «разложи по порядку и составь рассказ».

- Альбомы или книжки-самоделки с сочинёнными детьми сюжетами и нарисованными иллюстрациями.

- Уголок «Читаем сами», детские журналы и книги с крупным шрифтом, книги с развивающими заданиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Организация сенсомоторного уголка в группе детского сада"

Консультация для воспитателей детского сада....

Организация книжного уголка в группах детского сада

Представлен материал по организации книжного уголка в группах детского сада...

"Устройство и организация театрального уголка в группах детского сада"

Методические рекомендации для педагогов всех возрастных групп для детей от 2 до 7 лет - по организации театральных уголков, в соответствии с современными требовнаиями....

Рекомендации по организации речевого уголка в группе детского сада

Консультация адресована воспитателям общеразвивающих групп и групп коррекционной направленности...

Консультация Организация сенсомоторного уголка в группе детского сада.

Организация сенсомоторного уголка в группе детского сада....

Организация речевого уголка в группе детского сада

От уровня речи зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие, поэтому в современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из осно...