Консультация Организация сенсомоторного уголка в группе детского сада.
консультация

Пупатенко Ирина Алексеевна

Организация сенсомоторного уголка в группе детского сада.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современный ребенок испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений. Порой он воспринимает окружающий мир линейно, однобоко. Вернуть всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами – главное назначение сенсомоторного уголка, создаваемого в группах.

  Одним из показателей полноценного развития ребенка является уровень развития мелкой моторики. Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация пальцев рук) находятся в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, которые посылаю нервные импульсы в центральную нервную систему (головной мозг) и улучшают деятельность важнейших систем организма.

  Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития  мелкой мотрики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Организация сенсомоторного уголка в группе детского сада.

Место для сенсомоторного уголка должно быть удобным для доступа детей. Сенсомоторные объекты должны быть безопасными для жизни и здоровья детей. 

Уголок должен содержать постоянные и дополнительные объекты, которые вносятся в зависимости от потребности и темы занятия.

Сенсомоторный уголок используется в воспитательно-образовательном процессе, как на организованных занятиях, так и в самостоятельной игровой, поисково-экспериментальной деятельности детей.

Предназначение:

  • Для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т.д.);
  • Развитие мелкой моторики, стимуляция двигательной активности;
  • Снятие мышечного и психоэмоционального напряжения  достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей;
  • Создания положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребенка;
  • Активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);
  • Повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.

Содержание сенсомоторного уголка в группах

Зрение:

  • Светящиеся шнуры, всевозможные необычные лампы, дающие отсветы, любые приспособления с интересными световыми эффектами.
  • Картинки иллюзии(крутящиеся спирали, объемные изображения и т. д.)
  • Цветовые пятна-кляксы различной формы.
  • Разноцветные полупрозрачные шарфы.
  • Картинки – штриховки (на картинке основной фон заштрихован).
  • Картинки – прятки (на картинке спрятаны предметы, ребенок должен их найти)
  • Разноцветные песочные часы, переливающиеся капельки, «вечные двигатели» и т. д.

Слух:

  • Кассеты или диски со звуками: крики домашних и диких птиц, животных, животных жарких стран, звуки транспорта, звуки природы (крики дельфинов, кваканье лягушек, стрекотание кузнечиков) , звуки воды (водопады, ручейки, море, дождь и т.д.), звуки грозы, шелест листьев и т. д.
  • Приспособление для создания звуков: шуршалки, гремелки, свистушки, необычные музыкальные инструменты, любые приспособления, издающие интересные звуки.

Осязание:

  • Кусочки меха, шелка, шкурки, бархатной бумаги – различные материалы с различной фактурой;
  • Предметы для создания холодного и горячего (грелка, формочки для льда);
  • Выпуклые буквы, цифры, предметы;
  • Различные по форме мелкие предметы;
  • Различные крупы в мешочках, подносы для круп, баночки;

Обоняние:

  • Различные аромомасла с подробным описанием их влияния на организм;
  • Приспособления для создания запаха (аромолампы и т. д.);
  • Разнообразные бутылочки, баночки для сохранения запаха;
  • Естественные природные запахи (кофе, мята, апельсиновые, лимонные  корки) в разнообразных емкостях.

Вкус:

  • Стаканчики, формочки, тарелочки, подносы, шпажки ярких интересных раскрасок для подачи детям различных вкусов;
  • Фрукты, овощи, другие продукты (по необходимости, для конкретных занятий).

Примерный перечень материалов для развития мелкой моторики:

Природный материал: горох, орехи, фасоль, каштаны, шишки, песок и т.д. (для пальчикового сухого бассейна, для творческих работ – вкладывание на пластилине, нанизывание и т.д.)

Бытовые материалы: шестигранные карандаши, веревки, прищепки, катушки, шнурки, пуговицы, липучки, платки, шарфы и т. д.

Дидактические игры и материалы: объемные и плоскостные пазлы, различные мозаики, шнуровки, конструкторы, пластический материал (пластилин, техническое тесто, глина ) и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Организация сенсомоторного уголка в группе детского сада"

Консультация для воспитателей детского сада....

Организация книжного уголка в группах детского сада

Представлен материал по организации книжного уголка в группах детского сада...

Требования к организации речевого уголка в группе детского сада

Требования к организации речевого уголка в группе детского сада...

"Устройство и организация театрального уголка в группах детского сада"

Методические рекомендации для педагогов всех возрастных групп для детей от 2 до 7 лет - по организации театральных уголков, в соответствии с современными требовнаиями....

Рекомендации по организации речевого уголка в группе детского сада

Консультация адресована воспитателям общеразвивающих групп и групп коррекционной направленности...

Организация речевого уголка в группе детского сада

От уровня речи зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие, поэтому в современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из осно...

Консультация для воспитателей «Оформление и организация спортивного уголка в группах детского сада»

В консультации для педагогов даны рекомендации по оформлению и организации спортивного уголка в групповых помещениях детского сада с примерным перечнем материалов, атрибутов и оборудования для развити...