Рекомендации по организации речевого уголка в группе детского сада
консультация по развитию речи

Христофорова Наталья Александровна

Консультация адресована воспитателям общеразвивающих групп и групп коррекционной направленности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_po_organizatsii_rechevogo_ugolka_v_gruppe.docx989.8 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации по организации речевого уголка в группе  

Речевой уголок занимает важное место в предметно-развивающей среде не только коррекционной группы, но и общеразвивающей. Он представляет собой специально оборудованное, хорошо освещенное, место для индивидуальной или подгрупповой работы. В оборудование речевого уголка входит детский стол, стулья,  зеркало, стеллажи с дидактическими играми и пособиями. С их помощью  создаются условия для стимуляции речевой деятельности дошкольников.

Дидактические игры и пособия соответствуют возрасту воспитанников и обновляются каждую неделю, согласно лексической теме.  Материал должен быть эстетичным и красочным, насыщенным иллюстрациями, что привлекает ребенка и вызывает стремление к самостоятельной деятельности.

Немаловажную роль в оформлении речевого уголка играет доступность его содержимого для детей. Дидактические игры и пособия необходимо расположить на уровне глаз, в непосредственной близости от стола, куда бы мог сесть ребенок и поиграть.

Использовать игры и пособия по развитию речи  воспитанники могут в самостоятельной деятельности индивидуально или играть небольшой подгруппой. Конечно, играть самостоятельно дети смогут только после объяснения правил игры взрослым. Воспитателю так же  стоит напомнить детям о бережном отношении к играм и пособиям, ненавязчиво контролировать процесс игры.

Речевой уголок целесообразно расположить в некотором удалении от игровой зоны, чтобы ребенок не отвлекался от выполнения игровых заданий.

 
Разделы речевого уголка:

  1. Артикуляционная гимнастика.
  2. Мелкая моторика.
  3. Дыхание.
  4. Фонематический слух.
  5. Словарь.
  6. Грамматический строй.
  7. Связная речь

В разделе «Артикуляционная гимнастика» содержатся картинки к артикуляционным упражнениям, иллюстрированные комплексы упражнений для артикуляции, иллюстрированный альбом «Сказки о веселом Язычке».  Альбомы можно изготовить самостоятельно, а описание взять из методической литературы. Например: Т.А. Куликовская «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках», «Артикуляционная гимнастика в считалках», В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения».C:\Users\user\Desktop\Наташа\фото\работа\Логоп кабинет Оборудование\Кабинет Космос\IMG_1480.JPG

 Проводить артикуляционную гимнастику следует в игровой форме, подражая или изображая кого-либо. Такая постановка задачи создает веселый настрой у ребенка и облегчает процесс выполнения упражнения. Поэтому в уголке необходимо иметь игрушку с подвижным языком, например, лягушку.

Для развития мелкой моторики уголок можно наполнить волчками, различными видами шнуровки, мозаикой, пазлами, играми с прищепками, трафаретами для штриховки, карандашами и раскрасками, массажными мячиками, разрезными картинками и т.д. 

Для развития дыхания используются вертушки, дудочки, свистки и свистульки, воздушные шарики, мыльные пузыри, султанчики, флажки, китайские колокольчики, сухие листья, снежинки из салфеток и другие предметы и игрушки, но которые можно подуть.

Ведущее место в профилактике речевых нарушений и в комплексном подходе к коррекции  речевых дефектов отводится формированию фонематического восприятия, т. е. способности воспринимать и различать звуки речи (фонемы). С помощью выработки артикуляционных навыков можно добиться лишь минимального эффекта, и притом временного. Стойкое исправление произношения может быть гарантировано только при опережающем формировании фонематического восприятия. Впоследствии это оказывает положительное влияние и на освоение письма.

Несомненна связь фонематических и лексико-грамматических представлений. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги и т. п.

Кроме того, без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени — звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов. В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза (сочетания звуковых элементов в единое целое) дети с речевыми недостатками не овладевают грамотным чтением и письмом.

Поэтому упражнения, направленные на формирование фонематической базы, на умение узнавать и различать неречевые звуки полезны не только детям, имеющим речевые нарушения, но и детям дошкольного возраста для профилактики недоразвития фонематической стороны речи.

В данный раздел речевого уголка можно поместить следующие пособия:  «Гремящие коробочки» (пластиковые коробочки из-под «Киндера-сюрприза», наполненные разными крупами), звучащие игрушки для игры «Узнай звук?» (погремушки, барабан, металлофон, музыкальные открытки, дудки), аудиозаписи различных звуков природы, голосов животных, мелодий.

Дидактический материал для развития словаря, грамматического строя и связной речи в речевом уголке обновляется еженедельно, согласно лексической теме.

Для развития словаря в уголок можно поместить  картинки, отражающие изучаемую лексическую тему (сюжетные и предметные), игры на развитие номинативного, предикативного и атрибутивного словаря («Лото», «Четвертый лишний», «Найди маму» (животный мир), пирамидка или другая игрушка с деталями разных цветов, игры на развитие функции обобщения).

Для развития грамматического строя речи можно использовать игры  «Чей хвост (лапа, уши и др.)?», «Один — много», «Назови ласково»,  «Чего нет?», «Посчитай», «Какой, какая, какое, какие?» (пальто какое-красное, теплое, нарядное, короткое и т.д, яблоко какое? – желтое, сочное, круглое, спелое, большое, вкусное, сладкое) и др.

Для развития связной речи речевой уголок необходимо обеспечить  сюжетными картинками для составления рассказов, схемами для составления описательных рассказов, сериями сюжетных картин, предметными картинками (например, для игры «В магазине»: Что вы хотите купить?, -Куртку. –Какую? – Я хочу кипить синюю, теплую куртку с капюшоном и карманами. И т.д.). Так же необходимо поместить в раздел «связная речь» необходимо несколько знакомых иллюстрированных произведений в прозе и в стихотворной форме.C:\Users\user\Desktop\Наташа\фото\работа\Логоп кабинет Оборудование\Кабинет Космос\IMG_1622.JPG

  
       Особое место в предметном мире ребенка занимает игрушка. Она является другом, партнером в мире игр, собеседником. Куклотерапия позволяет решать такие важные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительности, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции. Поэтому ключевым персонажем речевого уголка можно сделать игрушку. Такая игрушка должна быть многофункциональна. Это обязательно одушевленный персонаж. Его способность двигаться (с помощью взрослого или ребенка), задавать вопросы или отвечать на них, загадывать загадки, придумывать интересные истории, приглашать в гости друзей, преподносить неожиданные сюрпризы вызывает у детей живой интерес, побуждает к речевой активности. Ее одежда может содержать различные элементы для развития мелкой моторики рук (кнопки, крючки, пуговицы, шнурки, липучки, пряжки, молнии, зажимы и т.д.). Ткань, из которой сшита одежда, может быть разной, что позволяет детям легко усвоить названия материалов, а также охарактеризовать их свойства (с помощью тактильных ощущений). Цветовая гамма помогает запомнить основные цвета. Если у персонажа подвижные ручки или лапки, то с их помощью дети быстро осваивают ориентацию в схеме тела.

Постоянным жителем речевого уголка может быть не обязательно реальный, знакомый детям персонаж, это может быть и вымышленное существо, например, инопланетянин Юпик, который прилетел на нашу планету и очень хочет научиться правильно говорить.
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Организация сенсомоторного уголка в группе детского сада"

Консультация для воспитателей детского сада....

Организация книжного уголка в группах детского сада

Представлен материал по организации книжного уголка в группах детского сада...

Требования к организации речевого уголка в группе детского сада

Требования к организации речевого уголка в группе детского сада...

"Устройство и организация театрального уголка в группах детского сада"

Методические рекомендации для педагогов всех возрастных групп для детей от 2 до 7 лет - по организации театральных уголков, в соответствии с современными требовнаиями....

Консультация Организация сенсомоторного уголка в группе детского сада.

Организация сенсомоторного уголка в группе детского сада....

Организация речевого уголка в группе детского сада

От уровня речи зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие, поэтому в современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из осно...