Неврозы и заикание.
консультация по логопедии на тему

Неврозы у детей – психогенное заболевание формирующейся личности, которое затрагивает систему отношений ребенка в семье, со сверстниками и другими взрослыми.

Неврозы часто возникают в следствии неправильного воспитания, переутомления, заболеваний, психотравмирующей ситуации (в семье, в детском саду, в школе). В результате неврозов у ребенка может появиться заикание.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nevrozy_i_zaikanie.docx140.51 КБ

Предварительный просмотр:

«Спокойствие, только спокойствие…» или «что мы знаем о детских неврозах?»

Неврозы у детей – психогенное заболевание формирующейся личности, которое затрагивает систему отношений ребенка в семье, со сверстниками и другими взрослыми.

Неврозы часто возникают в следствии неправильного воспитания, переутомления, заболеваний, психотравмирующей ситуации (в семье, в детском саду, в школе).

Формы неврозов:

  1. Истерия. Выражается двигательными и вегетативными расстройствами (например, покраснение лица). Истерическим неврозом часто страдают дети, являющиеся «кумиром семьи». Их любят и балуют. Любые их желания выполняют. Каково же бывает их недоумение и возмущение, когда с них начинают что-то требовать или в чем-то отказывают.
  2. Психастения. Связана, прежде всего, с повышенной тревожностью ребенка. Характеризуется навязчивыми состояниями (наличие вредных привычек грызть ногти, прикусывать губы и т.д.) или страхами. Часто такой невроз развивается у детей, воспитание которых носит противоречивый характер. За один и тот же поступок он может получить наказание или поощрение – в зависимости от настроения взрослого.
  3. Неврастения – невроз хронической усталости центральной нервной системы, постоянно испытывающей перегрузки. Отличается снижением работоспособности, нарушением сна, раздражительностью, плаксивостью и т.д. возникает неврастения в тех случаях, когда к ребенку предъявляют требования, которые он не в силах выполнить, но воспитан так, что старается вовсю. Для родителей таких детей характерна повышенная амбициозность.

Также неврозы различают:

  • Общие (неврастения, невроз страха, навязчивых состояний, истерия)
  • Системные (энурез, логоневрозы, тики)

Виды логоневрозов:

  • Мутизм – отказ от речи.
  • Элективный (избирательный) мутизм – отказ от речи в определенной ситуации или с определенным человеком.
  • Сурдомутизм – отказ от восприятия речи.
  • Элективный сурдомутизм – отказ от восприятия речи в определенной ситуации или с определенным человеком.
  • Заикание – нарушение темпоритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

«Раз словечко, два словечко…»

Заикание.

«Я уверяю, никто не начинает говорить с заикания»

 цитата из фильма «Король говорит!»

Заикание – нарушение темпоритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Перегрузка центральной нервной системы в сочетании с произносительными трудностями, обуславливает развитие в коре головного мозга застойных очагов возбуждения, способствующих появлению заикания.

Выделяют предрасполагающие причины появления заикания (конституциональная предрасположенность, соматическая ослабленность, ускоренный темп развития речи, недостатки эмоциональных контактов, невропатическая отягощенность родителей) и производящие, непосредственно вызывающие дефект (соматические заболевания с высокой температурой и интоксикацией, травмы головного мозга, обменные и инфекционные заболевания, кратковременная одномоментная психическая травма или испуг, длительнодействующая психическая травма или их череда, хронические конфликтные переживания или длительное переживание отрицательных эмоций, неправильное воспитание, в том числе речевое)

Чаще первые признаки заикания (повторение звука или слога, паузы длительные в речи, запинки, логофобии, речевые уловки) проявляются в возрасте 2-5 лет, чаще у мальчиков и в большинстве случаев городского населения.

Степени заикания:

  1. Легкая – заикание проявляется только в возбужденном состоянии или при стремлении быстро высказаться.
  2. Средняя – в спокойной привычной обстановке речь без запинок, в состоянии эмоционального напряжения или незнакомой обстановке возникает заикание.
  3. Тяжелая – заикание проявляется во всех видах речи, постоянно, с сопутствующими движениями.

Для устранения (ослабления) заикания необходим комплексный подход, то есть совместное медицинское, психотерапевтическое и логопедическое воздействие.

Медицинское воздействие заключается в укреплении центральной нервной системы и ослаблению судорог.

Психотерапевтическое воздействие выражается в проведении психотерапевтических бесед и методик.

Логопедическое воздействие включает прямое воздействие (проведение индивидуальных и групповых занятий) и косвенное (соблюдение режимных моментов, единый речевой режим, правильная речевая среда, регламентированный режим молчания в начале воздействия для нормализации функций центральной нервной системы, ограничение бытовых шумов: телевизора, компьютера, радио и т.д., пение, улучшение эмоциональных контактов с ребенком посредством совместной практической деятельности и игр).

Наглядно хочется привести примеры ситуаций предрасполагающих появлению заикания.

Ситуация 1. Девочке 1 год 8 мес., она общительна, любознательна. Мама с бабушкой, гуляя с ней, при встрече с очередным знакомым с гордостью демонстрируют достижения своего ребенка. Раз семь за прогулку девочке приходится рассказывать все стихи и сказки, которые она знает, все сведения о маме, папе, бабушках, дедушках. К 2,5 годам у ребенка возникло заикание, девочка стала неуверенной в себе, мнительной и очень ранимой.

В данном случае причиной появления заикания послужила непосильная для ребенка речевая нагрузка, декламация сложных по содержанию и больших по объему стихотворений, запоминание сказок, рассказов, не соответствующих возрасту девочки. В этом случае перегрузка центральной нервной системы в сочетании с произносительными трудностями вначале привела к логоневрозу.

Ситуация 2. У моей знакомой растет чудесный сын. Малыш очень подвижный, умный. У его мамы есть одна характерная особенность, она быстро и много говорит. Приветствуя быстроту реакции сына в играх, общении со сверстниками, она никогда не обращала внимания на темп речи своего малыша. Поэтому ребенок, подражая маме, стремясь быстрее высказать свою мысль, все чаще стал «спотыкаться» на некоторых звуках и началось заикание.

Ситуация 3. Еще одна ситуация. Молодые родители очень устают от своего непоседливого, гиперподвижного сына. Чтобы хоть как-то утихомирить малыша, мама начала его пугать: «Сейчас Бабай придет. Бабай заберет. Там Бабай сидит.» В результате ребенок стал беспокойнее, раздражительнее, начал бояться оставаться один в комнате, плохо засыпать и тревожно спать. Страх внушался недолго, но последствия стали стойкими и вызвали эпизодическое заикание – в момент общения с незнакомыми людьми, расстройств по поводу невыполненных требований, когда его оставляли одного.

Приведем еще несколько цитат из фильма «Король говорит!», который рекомендуем к просмотру:

— Что случилось, дорогой?

— Проблемы с пациентом.

— Не похоже на тебя, почему?

— Он напуган… Он боится даже своей тени.

— Разве не поэтому они приходят к тебе?

— Этот парень мог бы быть кем-то великим, а он борется со мной.

— Может быть, он не хочет быть великим. Может быть, ты этого хочешь.

— Возможно, я перешел черту.

— Долгие паузы добавляют весомости в речь.

— Тогда я самый весомый король.

— Ты отлично справился с речью, правда, заикался на букве «П».

— Конечно, заикался, а то они бы подумали, что это был не я.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заикание, виды заикания, основные рекомендации родителям заикающихся детей

В статье дается характеристика данного нарушения речи, раскрываются причины возникновения заикания, описываются виды заикания и советы родителям, что нужно делать при том или ином виде этого нарушения...

Детские неврозы. Как предупредить детские неврозы.

Детские неврозы. Как предупредить детские неврозы....

Заикание. Коррекция заикания.

Что такое заикание, причины его возникновения, симптомы и комплексный подход к преодолению заикания....

Заикание. Характеристика основных методик по преодолению заикания

Проблему заикания можно считать одной из самых древних в истории развития учения о расстройствах речи. Различное понимание его сущности обусловлено уровнем развития науки и позиций, с которых авторы п...

Презентация для педагогов "Нарушения речи при детских неврозах: мутизм, сурдомутизм, заикание."

Презентация для педагогов "Нарушения речи при детских неврозах: мутизм, сурдомутизм, заикание."...

Типы течения заиканий. Течение заиканий в разные возрастные периоды

Типы течения заиканий, их характеристика и особенности коррекционного воздействия...

Заикание. Причины возникновения заикания. Роль семьи в преодолении заикания у ребенка.

Заикание - один из наиболее тяжелых дефектов речи. Оно трудно устранимо, травмирует психику ребенка, тормозит правильный ход его воспитания, мешает речевому общению, затрудняет взаимоотношен...