Автоматизация звуков Ш и Ж
материал по теме

Полозкова Наталья Ивановна

Материал по автоматизации поставленных звуков - в помощь для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Спивак Е.Н. Звук Ш437.5 КБ

Предварительный просмотр:

ББК 74.3 С72

С72

Спивак, Е.Н.

Звуки Ш, Ж, Ч, Щ. Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков у детей 5 7 лет / Е.Н. Спивак. -М. : Издательство ГНОМ и Д, 2009.   48 с.

ISBN 978-5-296-01034-6

В данном пособии предлагается практический материал по автоматизации и дифференциации шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Материал пособия подобран с учетом произносительных

возможностей детей, максимально наполнен автоматизируемыми звуками и расположен в порядке усложнения («от про стого к сложному»).

Данное пособие адресовано логопедам, воспитателям логопедических групп и родителям детей с речевыми наруше ниями.

ББК 74.3

Издатель - А.П. Казаков Редактор - Н.Е.Арбекова Корректор - В.В. Шапошникова Оригинал-макет - Н.М. Кудрякова

ООО «Издательство ГНОМ и Д» Тел.: 8-926-215-10-05, 8-925-046-44-46 Эл. почта: gnomjogoped@newmail.ru

Подписано в печать 25.08.2009. Печать офсетная. Объем 3 п.л. Формат 60x90/16. Тираж 1000 экз. Заказ № 384/09

Отпечатано в соответствии с качеством предоставленного оригинал-макета в ООО «Вторая типография». 129085, Москва, пр-т Мира, д. 105. Тел./факс: (495) 682-93-96.

ISBN 978-5-296-01034-6

© Спивак Е.Н.,2007

© Оформление. ООО .Издательство ГНОМ и Д.. 2009 © ЗАО «МЦФЭР.. 2009

ВВЕДЕНИЕ

Устранение недостатков звукопроизношения у детей    одна из основных задач логопеда ДОУ. Для того чтобы повысить рече вую активность ребенка и сделать его речь понятной окружающим, логопед должен устранить искажения, пропуски, замены и недостаточную дифференциацию звуков родного языка.

В данном пособии представлен речевой материал по автоматизации и дифференциации шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями для проведения индивидуальных и подгрупповых занятий. При составлении данного пособия учитывались особенности детей с ОНР: нарушение произношения большого количества звуков из разных групп (свистящие, шипящие, сонорные звуки), искажение слоговой структуры слова, бедный словарный запас.

Материал пособия подобран с учетом произносительных возможностей детей, максимально наполнен автоматизируемыми звуками и расположен в порядке усложнения («от простого к сложному»). Речевой материал на автоматизацию звуков Ш, Ж, Ч, Щ представлен в следующем порядке:

- произнесение изолированного звука;

- автоматизация звуков в слогах (прямых, обратных, слогах, где автоматизируемый звук находится между гласными, прямых и обратных слогах со стечением согласных); автоматизация звука в словах (с отрабатываемым звуком в начале, середине и конце слова; имеющих несколько автоматизируемых звуков в разных частях слова);

- автоматизация звука в словосочетаниях;

- автоматизация звука в предложениях, пословицах и поговорках;

- автоматизация звука в загадках и стихах;

- автоматизация звука в рассказах и сказках;

- автоматизация звука в скороговорках.

Лексический материал на дифференциацию звуков Ш - Ж, С - Ш, 3 - Ж, Сь (С) - Щ, Ть (Т) - Ч, С - Ч предлагается в аналогичном порядке.

Пособие позволит провести эффективную коррекционную работу по закреплению шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ в речи.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Ш

1. Спой «песенку змеи». Произноси звук Ш длительно на одном, выдохе: ш-ш-ш...

2. Повтори прямые слоги: ша - шо - шу - ши.

3. Повтори обратные слоги.

аш - ош - уш - ыш - иш - еш - ёш - юш - яш

4. Повтори слоги, где звук Ш находится между гласными.

аша - ашо - ашу - аши
уша - ушо - ушу - уши
оша — ошо - ошу - оши
иша-ишо-ишу - иши

5. Повтори прямые слоги со стечением согласных.

шта - што - шту - шты - шти

шка - шко - шку - шкы - шки
шма - шмо - шму - шмы - шми
шва - шво - шву - швы - шви

6. Повтори обратные слоги со стечением согласных.

ашт - ошт — ушт — ышт - ишт - ешт - ёшт - юшт - яшт
ашк - ошк - ушк - ышк - ишк - ешк - ёшк - юшк - яшк

7. Повтори слова, где звук Ш находится в начале слова.

Ша: шайба, шахматы, шампунь, шапка, шахта, шаг,

шампиньон.

Шо: шов, шепот.

Шу: шум, шутка, шут, шутить, шумовка, шутник, шуба, шуметь.

Ши: шина, шипы, шить, шип, шитье, шифон, шипеть,

шиповник.

 Ше: шея, шептать.

Стечение согласных: штанга, шкаф, швы, швея, шпагат, швед, шпага.

8. Повтори слова, где звук Ш находится в середине слова.

Ша: каша, ушанка, Маша, Даша, Паша, Наташа, ваша,

наша, Яша, Гоша, Антоша, мышата, Миша, дышать, кушать, вешать.

Аш: башня, букашка, пашня, кашка, башмак, каштан, пташка.

Шо: мышонок, мешок, пушок, капюшон, петушок, кукушонок, тушенка.

Ош: кошка, окошко, мошка, Тимошка.

Шу: мишутка.

Уш: пушка, подушка, избушка, кукушка, мушка, опушка, квакушка, катушка, бабушка, дедушка, ушки, кадушка, матушка.

Ши: машина, уши, пушинка, вышивать, мыши, ошибка, тишина, ушиб, ковшик, кувшин, кувшинка.

Ыш: пятнышко, пышка, донышко.

Ше: мишень, ошейник, бушевать.

Стечение согласных: пшено, пшённый.

9. Повтори слова, где звук Ш находится в конце слова. Аш: ваш, наш, гуашь.

Уш: душ, тушь.

Иш: тишь, мякиш, финиш.

Ыш: мышь, камыш, детёныш.

Еш: ешь, пьёшь, поёшь, идёшь.

Стечение согласных: ковш.

10. Повтори слова с двумя звуками Ш.

шишки штанишки шашки шипишь

шутишь        пишешь шьёшь шумишь

11. Повтори словосочетания.

дедушкины шахматы
вишнёвый компот
новая подушка
тихий шаг

швейная машинка
пшённая каша
шумные пташки
двойной шов

дубовый шкаф
бабушкина шуба
пуховая шапка
новая ушанка

12. Повтори предложения.

Три слова. У Маши шуба. У Яши машина. У Антоши шапка. У Даши шахматы. Бабушка вышивает петушка. Маша кушает тушёнку. Камыши шумят тихо. Наташа пишет тушью.

Четыре слова. У Яши пшённая каша. Бабушка шьёт штанишки Яше. Маша пьёт вишнёвый компот. У Яшиной машины шины. Мишутка дует на пушинки. Наташа вешает шубу в шкаф. На опушке кукует кукушка. Пшённая каша из пшена.

Пять слов. У кошки ушки на макушке. Дома у Яши мешок каштанов. На опушке мушки и квакушки. Шапка да шубка - вот и Мишутка. Паша катает мишку на машине. Мама шьёт на швейной машинке.

Шесть слов. Мама-мышь и мышата едят шпинат. У Паши и Даши мышонок Пушок. У мышки-мышата, у кошки-котята.

Семь слов. Шахматы и шашки у Даши в шкафу. Наша Даша под душем моет шею и уши. Дедушка и Яша едят пшённую кашу. У Антоши машинка, а у папы - машина. Бабушка и мама Наташа готовят пышки. Наши шапки и шубы в дубовом шкафу.

Восемь слов. Паша едет на машине к дедушке и бабушке.

13. Повтори поговорки.

Думу думают без шуму. Как поешь, так и пойдёшь.

14. Повтори и отгадай загадки.

Кто шапку на ногу надевает? (Гриб) Не шагают, а ходят. (Часы)

15. Повтори стихи*.

Пыхтит, как пышка,

Наш Мишка.

Произв. народн. творчества

Тише, мыши, не шумите,
Нашу Машу не будите.
Произв. народн. творчества

У мышки пятнышко не шее,
Эта мышка - наша фея.

Маша, Даша и Наташа
Моют ковш -
Там будет каша.

В воде квакушки -
Моют шею и ушки.

Каша пшённая у Даши.
Ешьте кашку, пташки наши.

Петя, Петя, петушок,
Дам тебе пшена мешок,
Дам воды немножко,
Подойди к окошку.

На опушке мышка Даша
Вышивает кушак Яше.

У машины - шины.
Шины шипят,
Пугают мышат.

Мишутка и кот Тимошка
Тушёнку едят на окошке.

Кошка кушает тушёнку,
Не даёт ее мышонку.

- Дай мне петушок
Пшена мешок.

- Нет у меня мешка,
Нет у меня и пшена.

16. Послушай рассказы. Назови слова со звуком Ш. Перескажи рассказы.

Ну и Наташа!

По Л.Успенской, М. Успенскому (адаптированный текст)

- Наташа, как мышка шумит бумагой?

- Ши-ши-ши!

- А как змея шипит?

- Ш-ш-ш-ш!

- И откуда ты, Наташа, это знаешь?

Машина мама

Е.Спивак

Машина мама - швея. Она шьёт на швейной машинке.

- Что ты шьёшь, мама?

- Я шью одежду детям - шубы и штанишки.

Вот так подушка!

Е.Спивак

Даша вышивает бабушке подушку. На подушке будут вышиты кошка и мышка. У кошки и мышки на шеях шифоновые банты. Бабушка шутит: «Вот так подушка: мышка да кошка!»

Внуки

Е.Спивак

У бабушки и дедушки внуки: Антоша и Даша. Даша помогает бабушке шить шубку и шапку. Дедушка и Антоша моют окошко.

17. Повтори скороговорки.

Наша кошка на окошке ушки моет.

У нашего Мишки в мешке шишки.

Кукушка кукушонку купит капюшон.

Пышная подушка у Мишки под ушком. (Е. Спивак)

Шишки у Мишки,
У мишки шишки.

У мышки - мышата,
У кошки - котята.

У Маши и Мишутки
По две шутки.

Шубка у кошки пышна,
а шубка у мышки бедна.

Петух под окошком
Находит пшена немножко.
А.
Хмелева

У окошка мошка,

На окошке кот Тимошка.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Ж

1. Спой «песенку жука». Произноси звук Ж длительно на одном выдохе: ж -ж-ж...

2. Повтори прямые слоги.

жа-жо-жу-жи-же

3. Повтори слоги, где звук Ж находится между гласными.

ажа-ажо-ажу-ажи ужа-ужо -ужу-ужи ожа-ожо-ожу-ожи ижа-ижо-ижу-ижи

4. Повтори прямые слоги со стечением согласных.

ажа-ажо-ажу-ажи
ужа-ужо -ужу-ужи
ожа-ожо-ожу-ожи
ижа-ижо-ижу-ижи

5. Повтори слова со звуком Ж в начале слова.

Жа: жаба, жакет, жатва, жать, жадина, Жанна, Жанет,

жадный; жокей.
Жу: жук.

Жи: жить, живой, жито, жидкий, живёт, живот, живот-
ное.

Же: жетон, Женя, жена, жевать, жжение.
Стечение согласных: ждать, жгут, жбан, жду, жмых,
жгутик.

6. Повтори слова со звуком Ж в середине слова.

Жа: пижама, бежать, вожак, ежата, пиджак, кожа, ува-
жать, межа, кожаный.

Аж: однажды, дважды, каждый, бумажный, багажник,
важно, монтажник, наждак, важный, отважный.

Жо: ножовка, медвежонок, утюжок, ежонок, книжонка.

Ож: дождик, художник.

Жу: хожу, покажу, вижу, вяжут, мажут.
Уж: нужно, нужный.

Жи: этажи, ужи, Кижи, покажи, наживка, ёжик, пы-
жик, похожий, ужин, ужинать, ухаживать, ножи.

Иж: пижма, книжный.

Же: ежевика, уважение, уже, манжет.

Еж: Надежда, невежда, между, нежный, побеждает,
убеждать.

Ёж: надёжный.

Юж: южный, вьюжный.

7. Повтори слова со двумя звуками Ж.

жажда, жижа, жужжать.

8. Повтори словосочетания.

кожаный жакет
жидкий мёд
новый жбан
нежная кожа
бежевый жакет

жадный Женя
Женины тапки
мягкая пижама
вьюжный день
отважный капитан

бумажная жаба
мамин утюжок
модный пиджак
новый утюжок
бумажный жук

9. Повтори предложения.

Три слова. Жук жужжит: ж-ж-ж. Женя жуёт ежевику. У ужа ужата. Пижма пахнет нежно. Женин папа - художник. Медвежонок жуёт жито. Монтажнику нужна ножовка.

Четыре слова. У Жени живые ужи. У Жанны кожаный жакет. Жанна даёт Жене ежевику. Женя и Жанна ужинают. Женя вяжет маме жакет. У Жанны бумажная жаба. Ежата ждут маму-ежиху. Жито жнут в погожую погоду. Над пижмой жужжат жуки. Животик у ёжика мягкий. Нет манжет у пижамы. Ежевика в бумажном пакете. Художник едет в Кижи. Жаба живёт под пнём. Надежда покупает Жене ножовку. Между пнями живут жабы.

Пять слов. У Жени на ужин ежевика. У ежихи и ежа ежата. Ежу на ужин жук нужен. Каждый день Жанет утюжит одежду.

Шесть слов. Женя покажет Жанне бумажных жаб. Жадный Женя не даёт конфет Жанне. Пижама, жакет и пиджак - это одежда. У детей пижамки и кожаные жакеты.

Семь слов. У Жени ягоды, а у Жанны пижма.

Восемь слов. У Надежды в банках живут жабы и жуки. У Жанет пижама, а у Жени кожаный жакет.

10. Повтори и отгадай загадки. Не огонь, а жжёт. (Крапива)

Не живая - а идёт,

Неподвижна - а ведёт. (Дорога)

11. Повтори стихи.

У жука надежный дом,
Жук живёт, не тужит в нём.
Жук жужжит, не унывает,
Жу-жу-жу он напевает.
А. Хмелёва

Жа-жа-жа, жа-жа-жа
Тут ежата у ежа.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи
Мне ежаток покажи.

Уходите от ежа.
Е. Крутий

Я жук, я жук,
Я тут живу,

Жужжу, жужжу,
- Жу-жу, жу-жу.

Жи-жи-жи, жи-жи-жи
В моём доме этажи.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа
Подо мной два этажа.
Жа-жа-жа , жа-жа-жа
Надо мной два этажа.
Же-же-же, же-же-же
На каком я этаже?
Е. Крутий

Дождик
Дождик, дождик, не дожди.
Дождик, дождик, подожди.
Дай дойти до дому-
Дедушке седому.
Е. Благинина

12. Послушай рассказы. Назови слова со звуком Ж. Перескажи рассказы.

Жук

А. Хмелёва

У жука надёжный дом между ветвей. Туда не попадает дождь.

Медвежата

Е. Спивак

У Жанны два плюшевых медвежонка. Она одевает на медвежат пижамки.

- Баю-бай, мои медвежатки, - поёт Жанна.

Помощники

Е. Спивак

Женя и Жанна дома одни. Женя утюжит мягкие пижамы, мамин жакет и папин пиджак. Жанна готовит ужин. Вот какие помощники!

Подружки

А. Хмелёва

Надежда идёт к Жене. Женя живёт на пятом этаже. У Жени много бумажных ежат и жуков. Одного жука и ежа Женя даёт Надежде.

13. Повтори скороговорки.

У ежа - ежата, у ужа - ужата.

Даже ужу ужин нужен.

Живи, не тужи.

Не ждать, а побеждать.

Не живут ужи, где живут ежи.

Живёт жук на ветке -
Там живут и его детки.
А. Хмелёва

Всё ужи да ужи,
Всё ежи да ежи,
Да у ужей ужата,
Да у ежей ежата.

Джек ждёт джем,
Джим ждёт джем,
Джон ждёт джем,
Джина ждёт джем.

Увижу Женю -
Покажу ежа,
Увижу Жанну -
Покажу ужа.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Ч

1. Спой «песенку веселого паровозика». Произнеси звук Ч на одном выдохе несколько раз: Ч-Ч-Ч...

2. Повтори обратные слоги со звуком Ч.

ач-оч-уч-ыч-ич-еч-ёч-юч-яч.

3. Повтори обратные слоги со стечением согласных:

ачк-очк-учк-ычк-ичк-ечк-ёчк-ючк-ячк
ачт-очт-учт-ычт-ичт-ечт-ёчт-ючт-ячт

4. Повтори прямые слоги со звуком Ч.

ча-чо-чу-чи-че

5. Повтори слоги, где звук Ч находится между гласными.

ача-ачо-ачу-ачи
уча-учо-учу-учи
оча-очо-очу-очи
ича-ичо-ичу-ичи

6. Повтори прямые слоги со стечением согласных.

чта-что -чту-чти-чте чма-чмо-чму-чми-чше

7. Повтори слова со звуком Ч в конце слова.

Ач: пугач, тягач, ткач, богач, кумач.

Оч: ночь, дочь.

Уч: могуч, тягуч, тянуч.

Ич: дичь.

Еч: меч, течь.

Яч: мяч.

8. Повтори слова со стечением согласных.

Ач: пачка, тачка, дачка, задачка, задачник, мачта, качка, значки, удачно, кабачки, башмачки, начни.

Оч: бочка, точка, дочка, почка, кочка, очки, бабочка, удочка, дудочка, веточка, ночной, шапочка, уточка, тапочки, ночка, Вовочка, квочка, девочка, почта, почва, замочки, вазочка, баночки.

Уч: кучка, Жучка, внучка, тучка.

Ич: птичка, яичко, пуговичка, водичка, новички.

Ыч: бычки, кавычки.

Еч: печка, овечка, маечка, Танечка, Петечка, Ванечка,

Анечка, мечта, уздечка, навечно.

Яч: ячмень.

9. Повтори слова, где звук Ч находится в середине слова.

Ча: кочан, туча, бахча.

Чо: бачок, бычок, пучок, значок, кабачок, башмачок, бочонок, зайчонок, паучок.

Чу: хочу, каучук, жемчуг.

Чи: мячи, овчинка, зайчик, мячик, могучий, пахучий, пончик, заячий.

Че: ученик, учение, учебник.

Чё: учёба, мочёный, печёный, печёнка, ночёвка, копчёный, печёт, течёт.

10. Повтори слова, где звук Ч находится в начале слова.

Ча: чай, чайка, чайник, чабан, чашка, чадо, чаинка, чан, чаша.

Чу: чудо, чугун, чугунок, чуб, чудак, чугунный, чудной, Чукотка, чуткий.

Чи: чиж, чижик, чинный.

Че: чек, чемодан, чеканка, чей, чех, чемпион, чепуха.

Чё: чётки, чёткий, чётный.

Стечение согласных: чмокать, чтение.

11. Повтори слова с двумя звуками Ч.

Чечевика, чечётка, чукча, чепчик.

12. Повтори словосочетания.

мамочкина шапочка
ягодная начинка
чугунная печка
Ванечкин зайчик
удобные ботиночки
кожаный чемоданчик
чугунная ванна

новая маечка
ночная бабочка
тонкая веточка
мягкие тапочки
чайные чашки
утиное яичко
пахучий мёд

Анечкин мячик
дикая уточка
мягкая овчинка
темная тучка
умный ученик
дубовая бочка
новый учебник

13. Повтори предложения.

Три слова. Ученик купит учебник. Вовочка везёт тачку. Мамочка готовит кабачок. Девочка умеет читать. На кочке уточка. Ученики читают книги. Дети чинят тачку.

Четыре слова. Ванечка думает над задачей. На дочкиной кофточке пуговички. У ученика Ванечки учебники. Жучка подходит к будочке. У Анечки чудный зайчик.

Пять слов. У девочки в баночке бабочка. У Вовочки в бочке водичка. Девочка на даче пьёт чай. У паучка паутина на веточке. Бычки пьют водичку из бочек. Девочка читает книжечку о бабочках. У птички в гнезде птенчики. У птички домик на веточке.

Шесть слов. Вовочка и Ванечка поят водой бычков. Идёт бычок, его бочок как кабачок. В печке чугунок, в чугунке - чечевичка. Учеников учат печь пончики в печке. У Танечки и Манечки новые ботиночки.

Семь слов. У мамочки две дочки: Танечка и Анечка. У Анечки в чемодане чепчик и маечка. Это Ванечкин зайчик, а это Вовочкин бычок.

14. Повтори пословицу.

Ученье-путь к уменью.

15. Повтори и отгадай, загадки.

Бочку за бочкой

Тянут из мешочка.

(Лото)

Мы ночью ходим,

Ходим днём,

Но никуда мы не уйдём.

(Часы)

16. Повтори стихи.

У зайчика значок,
На значке - кабачок.
А. Хмелёва

Мычит: «Му-му-му»,
Кто это - не пойму?
(Корова)

Течет, течет - не вытечет,
Бежит, бежит -
не выбежит.
(Ручей)

Птичка, птичка,
Попей водички!
Водичка в бочке,
Бочка - на кочке.
А. Хмелёва

17. Послушай рассказы. Назови слова со звуком Ч. Перескажи рассказы.

Ученик

А. Хмелёва

Вовочке Чайкину пять лет. Мамочка учит его читать. Вовочка читает: ночь, туча, чай, чемодан.

Паучок

По Л. Успенской, М. Успенскому (адаптированный текст)

Ткет паучок паутинку. Ниточка к ниточке от веточки к веточке. Вот и готова паутинка. Думает паучок: «Попадет муха в паутинку. Будет чудно!». Но вот птичка чуть-чуть качнула веточку. Нет у паучка ни мухи, ни паутинки.

18. Повтори скороговорки.

В печке печенье.
Маечка у Маечки.
У папочки очки и тапочки.
На веточке певчая птичка.

На даче у дачника - кабачки,
У дочки на даче - удочки.
У дочки - удочка,
У внучки - дудочка.

У Танечки - тачка,

А у Анечки - печенья пачка.

В ванночке-водичка,
В водичке-Ванечка;
Ванечка-в ванночке.

У Ванечки
На диванчике
В чемоданчике
Одуванчики.

На даче у Манечки
Ниночка и Анечка.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Щ

1. Спой «песенку щётки». Произнеси звук Щ длительно на одном выдохе: щ-щ-щ...

2. Повтори прямые слоги со звуком Щ.

ща-що-щу-щи-ще

3. Повтори обратные слоги со звуком Щ.

ащ-ощ-ущ-ыщ-ищ-ещ-ёщ-ющ-ящ

4. Повтори слоги, где звук Щ находится между гласными.

аща-ащо-ащу-ащи
уща-ущо-ущу-ущи
оща-ощо-ощу-ощи
ища-ищо-ищу-ищи

5. Повтори слова, где звук Щ находится в начале слова.

Щу: щука, щуп, щупать.

Щи: щи, щит, щипцы, щипать.

Ще: щенок, щепка, щетина, щека, щебень, щебет, щебетать, щекотать.

Щё: щётка, щёки.

6. Повтори слова, где звук Щ находится в середине слова.

Ща: пища, пищать, угощать, помещать, извещать, обобщать,

замещать, вещать, обещать, дощатый, пуща.

Щу: ищу, тащу, угощу, пищу, ищут, тащут, наощупь.

Щи: вещи, ящик, овощи, пищит, гонщик, защита.

Ищ: хищник.

Ще: кощей, помещение, угощение.

Щё: ещё, мощёный.

7. Повтори слова, где звук Щ находится в конце слова.

Ощ: мощь, овощ, хвощ, немощь, помощь.

Ещ: вещь, лещ, клещ.

8. Повтори словосочетания.

овощные щи
мохнатый щенок
темное помещение

хищная щука
в ящике овощи
Танины вещи

вещевой ящик
мягкая щетина
дубовая щепка

9. Повтори предложения.

Три слова. Петя, тащи щуку. Щенок щиплет щётку.

Четыре слова. Щенок пищит в ящике. Мамины вещи в ящике. Щётки в дощатом ящике. Дом из щитов - щитовой. Таня купит зубную щётку. Овощи тащи - будут щи. В ящике мохнатый щенок.

Пять слов. Щенок пищит и тащит щётку. Ваня, ищи щенка в ящике. Катя ищет щётки в ящике. Ваня угощает овощными щами Нату.

Шесть слов. У Кати книга о хищных щуках. У Тани щётки, а у Вани щит.

10. Повтори стихи и чистоговорки.

Щуку я тащу, тащу,

Щуку я не упущу.

Щетки

Этой щеткой чищу зубы,
Этой щеткой - башмаки.
Этой щеткой чищу брюки.
Все три щетки мне нужны.
М. Пожарова

Щука щуку угощает,
Щука щуке обещает:
«Дам тебе я овощей,
Детям дам твоим я щей».
А. Хмелёва

Ты нас, мама, не ищи -
Щиплем щавель мы на щи!

Щенок

Тащит щенок щётку,
Тащит щенок щепку,
Щётку утятам,
Щепку котятам.
А. Хмелёва

Ищ-ищи, ищ-ищи,
Щётку в ящике ищи.
Ищ-ищу, ищ-ищу,
Щётку в ящике ищу.
Ищ-ища, ищ-ища,
Моя щётка у щенка!
А. Хмелёва

11. Послушай сказку. Назови слова со звуком Щ. перескажи сказку.

Щука и щепка

А. Хмелёва

Видит щука в воде щепку.

- Ты кто?

- Я щепка.

- А ты кто?

- Я щука.

- Это твоё имя - щепка?

- Да нет у меня имени. Я обыкновенная щепка. Нам, щепкам, имён не дают. И твое имя обыкновенное?

- Нет, я щука не обыкновенная. Я хищная щука!

12. Повтори скороговорка.

Хищная щука ищет пищу.
Поищу овощей для щавелевых щей.
Щи да каша - пища наша.

Петя, щуку тащи
На уху и на щи.
А.
Хмелёва

На щётке щетина,
На щетине паутина.
А. Хмелёва

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ш - Ж

1. Повтори изолированные звуки Ш-Ж. Дифференцируя изолированные согласные звуки Ш - Ж, рекомендуется использовать картинки-символы: Ш - змея, Ж — жук.

2. Повтори прямые слоги со звуками Ш - Ж.

та - жа
жа - ша
шо - жо
жо — шо
шу - жу

жу - шу
ша - жи
жи - ши

3. Повтори слоги, где звуки Ш-Ж находятся между гласными.

аша — ажа
ашо — ажо
ашу - ажу
аши - ажи
оша - ожа
ошо - ожо
ошу - ожу
оши - ожи
уша - ужа
ушо - ужо
ушу - ужу
уши - ужи
иша - ижа
ишо-ижо
ишу - ижу
иши - ижи

4. Повтори прямые слоги со стечением согласных.

шна - жна
шни - жни
шма — жма
шми - жми
шва - жва
шви - жви

шно - жно
шне — жне
шмо - жмо
шме - жме
шво - жво
шве - жве
шну - жну
шнё - жнё
шму - жму
шмё - жнё
шву - жву
швё - жвё
шны - жны
шня - жня
шмы   жмы
шмя - жня
швы - жвы
швя - жвя

5. Повтори слова, где звуки Ш-Ж находятся в начале слова.

шито   жито
шитьё - житьё
шаль - жаль
шесток - жесток

шутка - жутко
шесть - жесть
шалить - жалить
шарь - жарь

шить - жить
шар - жар
шалость — жалость
шила - жила

6. Повтори слова, где звуки Ш-Ж находятся в середине слова.

уши-ужи
паши - пажи
каша - кожа

машет - мажет
нашить - нажить
крушить - кружить

тушить - тужить
вышивать — выживать
нашивка - наживка

брошу - брожу
сушу - сужу
машешь - мажешь
прошил - прожил
пышный - книжный
перешить   пережить

7 Повтори слова, где звуки Ш-Ж находятся в одном слове.

Пожнёшь, уважаешь, дождёшься, ждешь, живешь, жуёшь, покажешь, обижаешь, можешь, убежишь, жужжишь, ожидаешь, поможешь, нажмёшь, жнёшь, ужинаешь, поджидаешь; режешь, лижешь, жалишь, журчишь, жалеешь, держишь, дрожишь, уложишь.

8. Повтори словосочетания.

книжный шкаф
нижний этаж
вышитый манжет
кожаные башмаки
кожаные сапожки
свежая пышка
дружные ребятишки
тяжёлая кадушка

бабушкин жакет
бумажный мешок
важный петушок
жадный Гоша
ушастый ёжик
тяжёлый мешок
жёлтый карандаш
прилежная швея

жидкая каша
кожаный башмак
Женина шапка
Машина пижама
душистый жасмин
большой жук
шёлковая пижама
железный жбан

9. Повтори пословицы и поговорки.

Лёжа хлеба не добудешь.

Кто ходит больше, тот живёт дольше.

10. Повтори предложения.

Три слова. Даша кушает ежевику. Женя подшивает манжеты. На опушке пижма. Маша шьет пижаму. Детеныш ежа - ежонок. Даша утюжит капюшон.

Четыре слова. Я хожу по опушке. У Жени мешок пшена Бабушка вяжет дедушке жакет. Даша покупает новую одежду. Кошка бежит за мышкой. За окошком идёт дождь. Одежда висит в шкафу. Ножницы лежат на шкафу. Бабушка вышивает нежные снежинки.

Пять слов. На ужин каша и ежевика. В книжном шкафу много книг. Миша ждёт Жанну у дома. Кожаный жакет вешают в шкаф.

Семь слов. У Маши и Жени книжка о ежах. Маша и Женя живут на шестом этаже.

11. Повтори и отгадай загадку.

Одежды не шью, а ткань тку. (Паук)

12. Повтори стихи и чистоговорки*.

Кушай жито, петушок!
У меня его мешок.

Жу-жи-жи, жу-жи-жи,
От ежей «бегут» ужи.
Жу-жи-жи, жу-жи-жи,
Не догонят их ежи.

Бежит ёжик, бежит ёжик,
Мне не видно его ножек.
- Ножки, ёжик, покажи!
Бежит ёжик в камыши.

Кто шумит в камышах?

Кто шумит в камышах?
Не пойму я никак.

Может, там шумит мышонок?
Может, там шумит ежонок?
Нет мышонка в камышах.
Нет ежонка в камышах.
Кто шумит в камышах?
Не пойму я никак.

Под дождём квакушка
Моет шею и ушки.

На машинке новой шьём
Мышкам мы штанишки.
Медвежатам мы нашьём
Новые манишки.

У ежа - ежата,

У ужа - ужата,

У мышки - мышата,

У кошки - котята.

Кто шумит? Кто жужжит?
Камыш шумит
Шу-шу-шу,

А жук жужжит
Жу-жу-жу.
Камыш шумит,
Шумит, шумит,
А жук жужжит,
Жужжит, жужжит.

13. Послушай рассказы. Назови слова со звуками Ш - Ж. Перескажи рассказы.

Диалог

- На каком ты живёшь этаже, Маша?

- На пятом.

- А ты на каком живёшь этаже, Даша?

- На девятом.

Кошка Маша

Кошка Маша тихо идёт к вишне. Она видит на ветке жука. Жук жужжит: «Жу-жу-жу». Жанна шутит: «Маша, тоже умеешь жужжать?» «Мяу!» - важно мяукает кошка.

*Автор всех стихотворений, чистоговорок и рассказов, приведенных в разделах 10-13, - А. Хмелёва.

Разговор

- Ты ежонок?

- Да, ежонок.

- А ты кто?

- А я мышонок.

- Твоя мама ежиха?

- Да, ежиха.

- А твоя мама?

- А моя мама мышка.

- Мама ждёт меня на ужин. Побегу, мне ужин нужен.

Кукла Женя

У Жанны бумажная кукла Женя. У Жени бумажная шубка, штанишки и шапка. Жанна надевает на Женю эту одежду. А Мишутке Жанна шьёт одежду на машинке. Ей помогает Маша.

Почему квакушка любит дождь?

Бегут животные от дождя - кто куда. Еж бежит под шиповник, мышка под вишню, жук под камешек. Одна квакушка под дождём квакает: «ква-ква-ква». Поквакает, поквака-ет, отдохнёт и опять: «ква-ква-ква». Ведь дождь квакушке как душ, вот и напевает она: «ква-ква-ква, да ква-ква-ква».

14. Повтори скороговорки.

Однажды шёл дождик дважды.

Отважный Миша бежит от мыши.

Шьёт кошка на окошке жакет Тимошке. (А. Хмелёва)

Кошка жадная тушёнку
Не даёт коту, котёнку.
А.
Хмелёва

Маша живёт этажом выше,
Жанна живёт этажом ниже.
А.
Хмелёва

Ежедневно Маша
Нам готовит кашу.

У жита пташка,
У жита и мышка.
А.
Хмелёва

Пообедаешь у бабушки,
Побежишь к дедушке
И поужинаешь.

Нам готовит кашу
Ежедневно Маша.
А.
Хмелёва

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ С - Ш

1. Повтори изолированные звуки.

Дифференцируя изолированные согласные звуки С — Ш, рекомендуется использовать картинки-символы: С - насос, Ш  - змея.

2. Повтори прямые слоги со звуками С - Ш.

са - ша

ша — са
со - шо
шо - со
су-шу
шу - су
сы - ши
ши - сы

3. Повтори обратные слоги со звуками С - Ш.

аш - ас
еш - ес
ош — ос

ёш - ёс
уш-ус
юш - юс
иш - ис
яш - яс

4. Повтори слоги, где звуки С - Ш находятся между гласными.

аса - аша
асо -  ашо
асу - ашу
асы - аши
оса - оша
осо - ошо
осу - ошу
осы - оши
уса - уша
усо - ушо
усу - ушу
усы   уши
ыса - ыша
ысо - ышо
ысу - ышу
ысы - ыши

5. Повтори слоги, где гласные находятся между согласными С — Ш.

саш - шас
сош - шос
суш - шус
сыш - шис

6. Повтори прямые слоги со стечением согласных.

сна - шна
сно - шно
сну - шну
сны - шны
сма - шма
смо - шмо
сму - шму
смы - шмы
сва - шва
сво - шво
сву — шву
свы - швы
ска - шка
ско - шко
ску - шку
скы - шкы

7. Повтори обратные слоги со стечением согласных.

уст - ушт
ист - ишт
ёст - ёшт
аск - ашк
уск - ушк
иск - ишк
еск - ёшк
ост - ошт
ыст - ышт
ест — ешт
юст - юшт

оск - ошк
ыск - ышк
еск - ешк
юск - юшк

8. Повтори слова, где звуки С - Ш находятся в начале слова.

сутки - шутки стык - штык суд - шут

суметь - шуметь сытый - шитый сов - шов

стуки - штуки сайка - шайка спит - шипит

споры - шпоры

стиль - штиль

соли - шали

9. Повтори слова, где звуки С - Ш находятся в середине слова.

усы - уши
пески - пешки
басенка - башенка
басня - башня
носить - нашить
пасли - пошли

маска - Машка
усат - ушат
каска - кашка
пасу - пашу
миска - мышка
просить - прошить

масса - Маша
ириска - Иришка
миска - мишка
киски - кишки
посол - пошел
просо - Проша

10. Повтори слова, где звуки С - Ш находятся в конце слова.

нас - наш
вас - ваш
кис - кыш
брось - брошь
мыс - мышь
плюс - плюш

11. Повтори слова, где звуки С-Ш находятся в одном слове. Сушка, Саша, пушистый, шоссе, машинист, шахматист,

пастушка, пастушок, сушу, Сашенька, стишок, сынишка, скошу, душистый, сушёный, шествие, пустышка, смешная, шанс, шест, шествие, шесток, суша, сушить, сушка, сшить, сшибить, сошка, спешка, спешить, веснушки, Сашка, путешествие; солнышко, сошёл, послушный, распушил, шелест, старушка, расшумелся, сплошной.

12. Повтори словосочетания.

сосновая шишка
сонная кошка
Сонина шуба
высокий шест
Яшины сани
душистый куст
пышное тесто
душистое сено
шёлковая косынка

пушистая кошка
высокая башня
сухие штанишки
пастушья сумка
бабушкин сундук
мышиный писк
квашеная капуста
косолапый мишка
острый шип

смешная шутка
шахматная доска
сытый мишка
вишнёвый сок
смешная маска
пустой мешок
сухой капюшон
школьная доска
смешные потешки

13. Повтори предложения.

Три слова. Саша ест сушки. У Маши санки. На сосне шишки. Наш дедушка машинист. Наташа ест суп. Гусак вытягивает шею. Наш насос шумит. Миша моет стакан.

Четыре слова. У Наташи сын Саша. Саша спешит к бабушке. Посуда стоит в шкафу. Дедушка пьёт ананасовый сок. В саду кукует кукушка. Дедушка спит на софе. Миски поставят в шкаф. Соня сушит пуховые подушки. Даша шьёт сатиновый пояс. Соня пишет без ошибок. Собака Каштан ест мясо. Мишка ест из миски. У кошки пушистая шубка. Наташа шьёт косынку Даше. Соня кушает мясной суп. На высокой сосне шишки. Сын отнёс кокос бабушке. У Даши высокий фикус. На окошке стоит кактус. Автобус едет мимо башни. Пастушок Саня пас стадо. У стены стоит шкаф. Саша спешит на выставку. Посуду поставят в шкаф.

Пять слов. Саша катает Соню на санках. Саша ест кашу из миски. Под сосной дети ищут шишки. В нашем саду спеют вишни. Пушистая кошка спит на окошке. У нашего окошка высокая сосна. Миша готовит кошке мясной суп. Хвост у нашего котёнка пушистый. Стас насыпает пшено в мешок. У высокой сосны пушистые ветви. Гоша даёт Соне сухой поднос. Даша едет под высоким мостом. У нашей кошки пушистый хвост. Кошка ест вкусную сосиску. Петушок сидит высоко на шесте. Саша спешит к автобусной остановке.

Шесть слов. Смешные шутки у Сони и Мишутки. Соня и Саша едут в путешествие. В Сашиной комнате стоит дубовый шкаф. На автобусной остановке стоит Пашин дедушка. Стакан, ковшик и миска - это посуда. Миша сшиб шапкой шишку с сосны. Бабушкина шуба весной висит в шкафу. Косолапый мишка спал под высокой сосной. Соня и Саша играют в шашки. На сонного мишку упала сосновая шишка.

Семь слов. У высокой сосны стоят Маша и Даша. Саша с дедушкой посадили шесть кустов шиповника.

14. Повтори пословицы и поговорки.

Не поднимай нос: споткнёшься.
Спишь, спишь, а отдохнуть некогда.
Кошка спит, а мышку видит.
Не пеняй на соседа, когда спишь до обеда.
Что испек, то и кушай.

Как постелешь, так и поспишь.
Поспешишь - людей насмешишь.
Не спеши языком, поспеши делом.
Песней поле не вспашешь.
Сонная кошка мышей не ловит.

15. Повтори и отгадай загадки.

Сидит дед, во сто шуб одет. (Лук)
Стоит Антошка на одной ножке. (Гриб)
Хоть весь день гоняйся, ее не поймаешь. (Тень)
Самого не видно, а песню слышно. (Комар)

Всех на свете обшивает,
Что сошьёт, не надевает.
(Иголка)

Сидит на окошке кошка:
И хвост, как у кошки,
И нос, как у кошки,
А не кошка.
(Кот)

16. Повтори стихи и чистоговорки.

Шила шубку - сшила юбку.
Шила шапку - сшила тапку.
Е.Благинина

Ос-ос-ос, ос-ос-ос,
Над кустами много ос.
Ош-ош-ош, ош-ош-ош,
И над вишней много ос.
А. Хмелёва

Шишки скользкие шуршали.
Шумно шлёпались с сосны.
Слоем снега, словно шалью.
Скроет шишки до весны.
А. Волобуев

Мчатся бешено машины -
По шоссе шуршат их шины.
И в несущейся лавине
Слышен шёпот: шу-шу-шу.
Это шина шепчет шине:
«Я спешу, спешу, спешу!»
Ю. Разумовский

Спит на окошке
пушистая кошка.

Едят пшено мышки,
Мышки на опушке,
Пшено едят -
Усами шевелят.
А. Хмелёва

Ах, какую кашу
Нам готовит Маша!
Нет вкуснее каши,
Чем у нашей Маши.
А. Хмелёва

Стеша спешила,
Рубашку шила.
Да поспешила -
Рукав не дошила.
Г. Аванесова

У кого есть усы?
Ус-усы, ус-усы,
У кота усы, усы.
Ус-усы, ус-усы,
У сома усы, усы.
Ус-усы, ус-усы,
А у кошки есть усы?
Есть!

A. Хмелёва

Мышь и камыш

Камышам пищала мышь:
- Шорох ваш
нарушил тишь!
Шепчут шумно камыши:

Тише, мышка,
не шурши!
Шелест твой
услышит кошка.
Шла бы к бабушке, ты.
крошка!

Не послушаешься,
мышка, -

Кошка сцапает, глупышка!

B. Кремнев

Черепаха

Черепаха

Всех смешит,

Потому что не спешит.

Но куда

Спешить тому,

Кто всегда в своём дому?

Б. Заходер

Мыши

Вышли мыши

Как-то раз

Поглядеть,

Который час:

Раз.

Два.

Три.

Четыре.

Мыши дернули за гири.
Вдруг раздался
Страшный звон...
Убежали мышки
Вон.

С. Маршак

17. Послушай рассказы*. Назови слова со звуками С - Ш. перескажи рассказы.

Наша кошка

У нас необыкновенная кошка. И имя её необыкновенное-Умка. Одета кошка в пушистую шубку. На шее шифоновый бант. А умная какая! Ей дети:

- Кто ходит босой? Гусак?

- Мяу!

- У кого от шишки шишка? У Мишки?

- Мяу!

- Кого мыши бояться? Кошку?

- Мяу!

- Кто усатый в воде под мостом? Сом? -Мяу!

Вот такая наша кошка!

Чья косынка?

На опушке пёс Пушок нашёл косынку. «Отнесу-ка я её Маше. А она мне даст мяса!»

Идёт с косынкой пёс, а ему кукушка:

- Ты куда с моей косынкой? А? Это косынка моих детишек. Я её сушу на ветках.

- Да нет, кукушка, эту косынку я нашёл и несу Маше.

- Моих детишек косынка!

- Будет Машина косынка!

- Моих детишек косынка!

- Будет Машина косынка! У тебя и детишек-то нет! Пушок не отдаёт косынку. Никому нет покоя от шума: ни пташкам, ни букашкам, ни осам...

- Нашла! Нашла! Моя это косынка, - пискнула мышка. Схватила косынку и бегом в свой домик. Стало на опушке тихо, никто никому не мешает.

У окошка

Под кустом у мышки и мышат домик с окошками. Не тесно мышатам в домике, места хватает.

Мама-мышка готовит мышатам вкусную кашу. А мышата стоят у окна и видят кошку.

- Мама! Мама! Это наша нянька к нам идёт? Такая пушистая, такая мягонькая, такая усатая, ушки на макушке!

- Ой, мышата, уходите от окошка. Это не ваша нянька. Это кошка Соня идёт на охоту.

Ленивая кошка

Не дают покою мыши бабушке. То пшено унесут, то - овёс, то - кашу. А кошка Сонька спит на своей мягкой подушке, да ест, спит да ест.

Бабушка кошке: «Как бы и тебя мыши не унесли!»

- Нет, не унесут! Я их своими когтями, усами, да хвостом напугаю.

И опять спит да ест, ест да спит.

Видят мыши - не опасна им кошка. Спать к кошке на мягкую подушку идут. И шутят над ней: то у сонной кошки с шеи бант снимут и сами его носят, то на усы паука посадят.

Не надо бабушке такой кошки. Бабушка отдаст её на воспитание соседской кошке Мушке.

18. Повтори скороговорки.

У Сони - шишки, у Сани - шашки.

Сшила Саша Саше шапку.

Скушай, Саша, шесть сушек.

На сосне - сосновые шишки.

У нашего Мишутки смешные шутки.

Наш кот у нас, ваш кот у вас.

Сонина кошка сидит на окошке.

Шапка да шубка - вот и весь Мишутка.

Надо суметь тут не шуметь.

У Машкинои мышки смешные штанишки.

Шестые сутки шутим шутки.

Шесть мышат в шалаше шуршат.

Шишки на сосне, шашки на столе.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

В шалаше шесть шалунов.

Я куплю для кошки сафьяновые сапожки.

Сошью сынишке-хвастунишке смешные штанишки.

У шести Сашек по шесть шестов, а на шести шестах по
шесть сушек.

У Саши Шустикова и сынишка - Саша Шустиков.

У кошки шесть котят,
У мышки шесть мышат.

Мишка пойдёт к Сашке,
Сашка пойдёт к Мишке.
А. Хмелёва

Пошёл Паша пешком.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ 3  Ж

1. Произнеси изолированные звуки 3 - Ж.

Дифференцируя изолированные согласные звуки 3 — Ж, рекомендуется использовать картинки-символы: 3 - большой комар с колокольчиком, Ж - жук.

2. Повтори прямые слоги со звуками 3 - Ж.

за - жа
зу- жу
жа - за
жу - зу
зо - жо
зы - жи
жо - зо
жи - зы

3. Повтори слоги, где звуки 3 - Ж находятся между гласными.

аза — ажа
оза - ожа
уза - ужа
ыза - ыжа
азо - ажо
озо — ожо

узо — ужо
ызо — ыжо
азу - ажу
озу - ожу

узу - ужу
ызу - ыжу
азы - ажи
озы - ожи

узы - ужи
ызы - ыжи

4. Повтори прямые слоги со стечением согласных.

зна - жна
зно - жно
зну - жну
зны - жни
зма - жма
змо — жмо
зму - жму
зми — жми
зва - жва
зво — жво
зву - жву
зви — жви
зда - жда
здо - ждо
зду - жду
зди — жди

5. Повтори слова, где звуки 3-Ж находятся в начале слова.

зыбкий - жидкий
залей - жалей
зовет - живет
заря - жаря
зал - жал

6. Повтори слова, где звуки 3-Ж находятся в середине слова.

узы - ужи
вязать - бежать
лизать - лежать
возы - вожжи
грозу - грожу

везу - вяжу
лоза - ложа
базар - пожар
мазут - мажут
Лиза - лыжа

козы - кожи
дерзать - держать
коза - кожа
разок - рожок
лозы - ложи

7. Повтори слова, где звуки 3-Ж находятся в одном слове.

Жизнь, зажигать, зажим, зажать, зажёг, возможно, изнеженный, зажужжать; железо, зажигалка, залежи, забежал, задержал, заслужил, закружить, зажарить, возложу, желтизна, зажарит, заряжать, зажелтеть, зажарил.

8. Повтори словосочетания.

забавный ёжик
кожаная узда
званый ужин
бумажная коза
жидкий мазут
забытый жакет
тяжёлый воз

важный музыкант
измятая кожа
книжный магазин
Женин знакомый
нежные незабудки
нежные мимозы
железный замок

вязаный жакет
важное задание
вязаные манжеты
изогнутая жесть
южный закат
затяжной дождь
знакомый художник

9. Повтори предложения.

Три слова. Зоя звонит Жанне. Бизон - дикое животное. Надежда чистит зубы. Зоя покупает книжку.

Четыре слова. Жанна показывает жука Зое. Мама зовёт Зою ужинать, Жанна загадывает загадку Жене. Коза бежит к воде, Зоя надевает кожаный пиджак. Над мимозами жужжат жуки, У Жени забавный зайчонок, В вазе бумажные мимозы.

Пять слов. Дети идут в книжный магазин. На пижаме у Жени медузы. Звонок звенит, а жук жужжит. У магазина Женя и Зоя. Зоя бежит за бумажным змеем. Этой осенью идут затяжные дожди. Нежные незабудки цветут у дома. У избы стоит стожок сена.

Шесть слов. У Зои живут ежи и ужи. Зоя каждый день поит козу водой.

Восемь слов. У Жени заводной зайка, у Жанны заводной жук.

10. Повтори и отгадай загадку. Вот так дом -

Одно окно:

Каждый день

В окне кино! (Телевизор)

11. Повтори стихи.

Звенит звонок,
Жужжит жучок.
Жужжат-звенят,
Звенят-жужжат.
Е. Крутий

Уж ужа позвал на ужин,
Уж совсем не ожидал,
Но ужу не нужен ужин -
Уж уже поужинал.
Ю. Могутин

12. Послушай рассказы и сказки. Назови слова со звуками 3-Ж. Повтори рассказы и сказки.

Две козы

А. Хмелёва

Идут две козы под зонтами, знакомятся:

- Тебя как зовут?

- Зоя.

- А тебя как зовут?
-Жанна.

- У тебя зонт7

- Зонт.

- А у тебя?

- И у меня зонт.

- У тебя зонт от зноя?

- От зноя.

- А у тебя?

- А у меня от дождя.

- Заходи в мою избу ужинать.

- И ты заходи в мою избу ужинать.

- Когда заходить?

- На закате.

- А к тебе когда заходить?

- И ко мне на закате.

Кто хозяин?

По В. Осеевой (адаптированный текст)

У Жоры и Захара жила собака. Звали её Жук.

Жора и Захар подобрали Жука с перебитой лапой. Они ухаживали за ним. Жук выздоровел.

Жора и Захар каждый день спорили: кто хозяин Жука?

Однажды они гуляли в лесу. Жук бежал впереди. Вдруг на Жука напали овчарки, Жора закричал и залез на дерево. А Захар не убежал: он взял палку и защитил Жука. Прибежал сторож и отогнал овчарок.

Жора теперь не спорил, кто хозяин Жука.

13. Повтори скороговорки.

Змея шипит, а жук жужжит.

За Женей - Зина, за Зиной - Женя.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ СЬ (С) - Щ

1. Дифференциация изолированных звуков Сь-Щ Дифференцируя изолированные звуки Сь-Щ, рекомендуется использовать картинки-символы: Сь - струйка воды льётся из-под крана, Щ - щётка.

2. Повтори прямые слоги со звуками Сь (С) - Щ.

си — щи
щи - си
се - ще
ще - се
сю - щу
щу - сю
ся - ща
ща - ся

3. Повтори обратные слоги со звуками Сь (С) - Щ.

ась - ащ
есь - ещ
ащ - ась
ещ - есь
ось - ощ
ёсь - ёщ
ощ - ось
ёщ - ёсь
усь - ущ
юсь - ющ
ущ - усь
ющ - юсь

ись - ищ
ясь - ящ
ищ - ись
ящ - ясь

4. Повтори слоги, где звуки Сь-Щ находятся между гласными.

аси - ащи
оси - ощи
уси - ущи
ыси - ыщи
асе - аще
осе - още

усе - уще
ысе — ыще
асю - ащу
осю - ощу
усю - ущу
ысю - ыщу
ася — аща
ося - оща
уся — уща
ыся - ыща

5. Повтори прямые слоги со стечением согласных.

мси — мщи
кси - кщи
мсе — мще
ксе - кще
мсю — мщу
ксю - кщу
мся — мща
кся - кща

6. Повтори слова, где звуки Сь (С) - Щ находятся в начале слова.

суп - щуп
сели - щели

7. Повтори слова, где звуки С - Щ находятся в середине слова.

писать - пищать
роса - роща

8. Повтори слова, где звуки Сь (С) - Щ находятся в конце слова.

весь - вещь
лес - лещ
плюс - плющ

9. Повтори слова, где звуки Сь (С) - Щ находятся в одном слове.

Пастбище, посещать, совещание, освещение, сообщение, освещать, сгущенка, сгущённый, смущать, посвящать, восхищать, смещать, совещаться, носище, хвостище, усищи; стекольщик, расщелина, носильщик, следующий.

10. Повтори словосочетания.

вкусная сгущёнка
свиная щетина
степной хищник
пустое помещение
мощёная мостовая
сгущенное молоко

спящий щенок
синий щит
сосновая щепка
весенний щебет
овощной салат
вкусное угощение

овощной суп
семь ящиков
Сенины вещи
синий плащ
скорая помощь

11. Повтори пословицы и поговорки. Всякой вещи своё место.

Где щи, тут и нас ищи.

Щетинки у свивки, чешуя у щучки.

12. Повтори предложения.

Три слова. Семен несёт вещи. У свиньи щетина. Щенок тащит сосиску. Овощные соки вкусные. Собака тащит щётку.

Четыре слова. Семины вещи в ящике. Сегодня Симе купят щенка. Щенок пищит под софой. Гусята пищат в ящике. В ящике спящий щенок. Соня ест вкусную сгущёнку. Ася готовит овощные щи. Щенок сидит у ящика. В сосновом ящике щепки. У Светы новая щётка. Щенок спит в ящике. Щенок ест овощной суп. Сима обещает помыть миску. Свеча освещает мою комнату.

Пять слов. У Сани в сетях щука. Щенок тащит сосновую щепку. У нас щи из овощей. У собаки Соньки семь щенков. Сонины вещи вытащу из ящика. У свинки на спинке щетинка. Светин щенок ест кусок мяса.

Шесть слов. Надо найти в сундуке вещи Семёна. Сенин щенок пищит в пустой комнате. Сеня кинул письмо в почтовый ящик.

Семь слов. Стёпа идёт в гости по мощёной мостовой. У пса нос, а у щенка - носик.

13. Повтори и отгадай загадки. Глазищи, усищи, хвостище, когтище, А моется всех чище. (Кошка)

Глазищи, усищи, хвостище, когтище,
А моется всех чище.
(Кошка)

Хвостик - из кости,

А на спинке - щетинки. (Зубная щетка)

14. Повтори стихи и чистоговорки.

Это щетка не моя,
Это щётка не твоя,
Это щётка щенка,
Чистим мы ему бока.

А. Хмелёва

Си-си-си, щи-щи-щи,
Щуку ты за хвост тащи.
Ще-ще-ще, се-се-се,
Сёма, Стас идут ко мне.
Си-си-си, щи-щи-щи,
Щётки в ящике ищи.
Сит-сит-сит, щит-щит-щит,
Щенок в ящике пищит.
Е. Спивак

Ест щенок у миски
Васькины сосиски.
Кот у миски щенка
Ест овощи и судака.
А. Хмелёва

У кота усищи,
У кота глазищи,
У кота хвостище -
Вот какой котище!
Обещает кот хвостом
Поймать щуку под мостом.
Идёт кот от моста
Без щуки и хвоста.
А. Хмелёва

Жадный котик

Угощают Васеньку-котика сосиской,
Сидит котик Васенька над своею миской.
Сытый котик Васенька и не ест сосиски,
Но щенка кот Васенька не пускает к миске.
А. Хмелёва

15. Послушай рассказы*. Назови слова со звуками Сь (С) -Щ. Перескажи рассказы.

Жадный щенок

Сидит щенок Синька у своей миски, никуда не отходит. В его миске две сосиски. Есть щенок совсем не хочет, но и сосисок никому не даст.

Подходит к миске киска Ася со своим котёнком. А щенок на них: «тяв, тяв, тяв».

«Ну погоди, - думает киска, - вот будет у нас в миске еда, не пищи и не подходи».

Папа-сом

А. Хмелёва

Под высоким мостом в водоёме сом. Этот сом - всем сомам сом. У сома не усы, а усищи. Таких усов во всех водоемах не сыщешь!

У сома семь сомят, У сомят пока не усищи, а усики. У семи сомят по семь вещей.

Вымоет папа-сом в воде вещи сомят. Повесит вещи на свои усы-усищи, так и сохнут они,

- Где сохнут?

- Да над водой, естественно!

Высунется папа-сом из воды, вещи на усах, хвост в воде. Вот такой у сомят папа!

Сам догадайся!

Вкусная у Сани сгущёнка. Сидит Саня в саду на скамейке и ест её, никому не даёт. Капает сгущёнка Сане на костюм, носки, ботинки, дощатую скамейку.

Идёт мимо Сани Сима и смеётся.

- Сань, а Сань, ты кто, свинка?

- Никакая я не свинка. Я Саня! Вот выдумывает! Идут мимо Сани Максим и Вася и хихикают.

- Ну и вид у тебя, Саня, как у свинки. А Саня им:

- Я Саня, а свинка у моего деда Семёна.

- Нет, Саня, ты свинка!

- Это почему?

- А ты сам догадайся!

16. Повтори скороговорки*.

У гусыни усов не ищи — не сыщешь. (Произв. народн. творч.)

Без капусты щи не густы. (Произв. народн. творч.)

Спят под осинкой щенок со свинкой.
Щетинки у свинки по всей спинке.
Пищит сойка на осине у дома Симы.

У осы не усы, не усищи, а усики! (Произв. народн. творч.)

Моет свинка свинке
Щёткой мягкой спинку.

Тощий Тимошка всех тощее,
Тощее тощего Кощея!
(Произв. народн. творч.)

Под скамейкой гусей семейка.
Гусята пищат, гуси не спят.

У Сени и у Сани
В сетях сомики с усами
И сомы с усищами.
(Произв. народн. творч.)

Васька-кот с авоськи
Тащит щуку Моське.

У сома усы-усищи,

Ты таких усов не сыщешь.

Угощу щенка я щами,
Щами с овощами!

Угощает Васенька
Кота Васеньку:
Ухой да щами,
И супом с овощами.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ ТЬ (Т) - Ч

1. Дифференциация изолированных звуков Ть - Ч.

Дифференцируя изолированные звуки Ть - Ч, рекомендуется использовать картинки-символы: Ть - молоточек стучит, Ч - паровоз едет.

2. Повтори прямые слоги со звуками Ть (Т) - Ч.

тя - ча
ча - тя

тё — чо
чо - тё

те — че

че - те

тю - чу
чу — тю

ти - чи
чи - ти

3. Повтори обратные слоги со звуками Ть (Т) - Ч.

ать - ач
ить — ич
отъ - оч
еть - еч
уть - уч
ёть - ёч
ыть - ыч
ють - юч
ять — яч
яч - ять

4. Повтори слоги, где звуки Ть (Т) - Ч находятся между гласными.

атя - ача
отя — оча
утя - уча
ытя - ыча
итя - ича

атё — ачо
отё — очо
утё — учо
ытё — ычо
итё - ичо

ате — аче
оте — оче
уте — уче
ыте - ыче
ите — иче

ати - ачи
оти - очи
ути — учи
ыти - ычи
итю - ичу

5. Повтори слоги, где гласные находятся между согласными Ть (Т) - Ч.

Тич - теч - тёч - тюч - тяч

6. Повтори прямые слоги со стечением согласных.

чти - чте - чте - чтю - чтя

7. Повтори обратные слоги со стечением согласных.

ачт - очт - учт - ычт - ичт - ечт - ечт - ючт - ячт

8. Повтори слова, где звуки Ть (Т) - Ч находятся в начале слова.

тем — чем
тай - чай
тюбик - чубик
тесно — честно

тюк - Чук
тайный - чайный
тех - чех
тесто — честно

тик - чик
тук - Чук
ток - чок

9. Повтори слова, где звуки Ть - Ч находятся в середине слова.

петька - печка

ноты - ночи

10. Повтори слова, где звуки Ть-Ч находятся в конце слова.

мять — мяч

пугать - пугач

тянуть - тянуч

меть - меч

11. Повтори слова, где звуки Ть (Т) - Ч находятся в одном слове.

Течь, точка, тучка, чинить, читать, туча, учить, точить, мочить, печать, качать, чтение, птичка, тачка, Танечка, Тонечка точка, ботиночки, течёт, точечка; учитель, выключатель.      

12. Повтори словосочетания.

тыквенная начинка
Митины ботиночки
Вовочкина птичка

тонкая маечка
утиное яичко
тётин чемодан

тёмная туча
темная ночь
темные очки

13. Повтори предложения.

Три слова. У Катеньки мячик. Ниночка видит бабочку.

Четыре слова Ученик Петя покупает учебники. Девочки идут на почту. Котёнок хочет поймать бабочку Катя дает собачке косточку. На небе тёмные тучи.

Пять слов. Мамочка покупает дочке Танечке кофточку Никита и Антон чинят тачку. Петя и Таня пекут пончики. Катя покупает пять пачек печенья. На печке спит котик Тимофей. У будочки тявкает Анечкина собачка.

Шесть слов. На тонких веточках у паучка паутина. Тётя Катя покупает очки в оптике.

Семь слов. Витя и Митя в тени едят пончики. Митя и Вовочка пьют чай с печеньем.

14. Повтори и отгадай загадки*

Бежит, бежит -
Не выбежит.
Течёт, течёт —
Не вытечет.
(Река)

Стучат, стучат, -
Не велят скучать.
Идут, идут,

А всё тут да тут. (Часы)

15. Повтори стихи*

У Мити пять котят,
И все котята есть хотят.
Е.Спивак

Моем, моем трубочиста
Чисто, чисто, чисто, чисто.
Будет, будет трубочист
Чист, чист, чист, чист!
К. Чуковский

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
А.
Пушкин

Это уточка твоя,
Это уточка моя,
Это уточка Тани,
Это уточка Мани.
А. Хмелёва

16. Послушай рассказы. Назови слова со звуками Ть (Т)

- Ч. Перескажи рассказы.

Кто мычит?

А. Хмелёва

- Это кит? - Кит.

- Кит мычит? - Не мычит.

- А кто мычит? - Бычок мычит.

Я читаю

А. Хмелёва

У меня книга. Я учу по этой книге буквы. Это буква а, это - у, это - и. А вот над этой буквой две точки. Это буква ё. Я читаю: ау, уа, Тема, тётя, уточка, тучка.

17. Повтори скороговорки.

Ткач ткёт ткани на платки Тане.
Водичка течёт, а печка печёт.
Димочка Ниночке чинит ботиночки.

Внучек Тема - в маечке,
Дочка Таня - в юбочке.

У девочек Анечки, Манечки
И Танечки в баночках бабочки.

У Пети по чтению «пять»,
Он Катю научит читать.
А.
Хмелёва

У Димочки - котёночек,
У Фимочки - утёночек;
Котёночек - у Димочки,
Утёночек - у Фимочки.

Танечка - у печки,
Ванечка - на печке.

Витечка читает,
Митечка мечтает.

Ткани ткачи ткут,
Но не много наткут.
А.
Хмелёва

Ткёт ткач Тане
Новые ткани.
Потом наткёт ткани
Тоне и Мане.
А.
Хмелёва

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ С - Ч

1. Произноси изолированные звуки С - Ч. Дифференцируя изолированные согласные звуки С - Ч,

рекомендуется использовать картинки-символы: С - насос, Ч — паровоз едет.

2. Повтори прямые слоги со звуками С - Ч.

са - ча
ча - са
со — чо
чо - со
су - чу
чу - су
сы - чи
чи - сы

3. Повтори обратные слоги со звуками С — Ч.

ас — ач
ис - ич
ач - ас
ич - ис
яс - яч
ос — оч
ес - еч
оч - ос
еч - ес
яч - яс
ус - уч
ёс — ёч
уч - ус
ёч - ёс
ыс - ыч
юс - юч
ыч - ыс
юч - юс

4. Повтори слоги, где звуки С - Ч находятся между гласными.

аса - ача
асо - ачо
асу - ачу
асы - ачи
оса - оча
осо - очо
осу - очу
осы - очи
уса - уча
усо - учо
усу - учу
усы - учи
ыса - ыча
ысо — ычо
ысу - ычу
ысы — ычи

5. Повтори слоги, где гласные находятся между согласными С - Ч.

сач - час
соч — чос
суч - чус
сыч - чис

6. Повтори прямые слоги со стечением согласных.

сна — чна
сма — чма
сва — чва
ска - чка

сно — чно
смо — чмо
сво — чво
ско - чко

сну — чну
сму — чму
сву — чву
ску - чку

сны — чны
смы — чмы
свы — чвы
скы - чкы

7. Повтори обратные слоги со стечением согласных.

аст — ачт
ист — ичт
аск - ачк
иск — ичт
яск - ячк
ост — очт
ест — ечт
оск - очк
еск — ечт
яст — ячт
уст — учт
ёст — ёчт
уск - учк
ёск - ёчк

ыст — ычт
юст — ючт
ыск - ычк
юск - ючк

8. Повтори слова, где звуки С-Ч находятся в начале слова.

сайка - чайка
суп - чуб
Саша - чаша

судак - чудак
сук - Чук
Сашка - чашка

судно - чудно
сей - чей
село - чело

9. Повтори слова, где звуки С-Ч находятся в середине слова.

осы - очи
диски - дички
каска - качка
пески - печки

носки - ночки
доска - дочка
носка - ночка
рысак - рычаг
осень - очень
каска - качка
доски - дочки
персик - перчик

10. Повтори слова, где звуки С-Ч находятся в конце слова.

Нос - ночь

11. Повтори слова, где звуки С-Ч находятся в одном слове.

Сочник, часы, час, часть, сачок, чеснок, сучок, тысяча, чудеса, собачка, косточка, сундучок, саночки, свеча, спички, косичка, кусочек, Светочка, Сонечка, Санечка, сеточка, носочки, судачок, чудесный, супчик, сосчитать, сумочка, сыночек, песочек, поясочек, мосточек, костюмчик, мисочка, сыч, москвич, кисточка, свечка, часовой, часто, чибис, скамеечка; число, строчка, лисичка, стручок, ласточка, старичок, часовщик.

12. Повтори словосочетания.

капустная начинка
чистые ботиночки
чистая водичка
мягкие носочки
Санечкин костюмчик
сосновая скамеечка
мамочкина сумочка

сочный кабачок
синяя тучка
настенные часы
сосновая веточка
осенние денёчки
мохнатая собачка
песочные часы

чудесная птичка
мочёный чеснок
семь часов
вкусный супчик
Сонечкин сачок
сонная собачка
чесночный соус

13. Повтори предложения.

Три слова. Сонечка чистит ботиночки. Ученики читают стихи.

Четыре слова. Мамочка готовит сочный кабачок. У бычка хвостик кисточкой. На кочке сидит уточка. Собачка спит в будочке.

Пять слов. Санечка и Ванечка пасут бычков. У девочки в сачке бабочка. У паучка паутина в сундучке.

Семь слов. Светочка достаёт из чемодана маечку и кофточку. У мамочки часы, а у дочки - часики. Девочка Светочка и мальчик Санечка чинят часы. Это Светочкин зайчик, а это Вовочкин бычок.

Восемь слов. Сонечка сидит на скамеечке, а птичка на веточке.

14. Дифференциация звуков С-Ч в пословицах и поговорках.

Ученье - свет, а не ученье - тьма.

Сам не научишься - никто не научит.

15. Повтори и отгадай загадки.

Мы день не спим,
Мы ночь не спим,
И день и ночь
Стучим, стучим.
(Часы)

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Я стучу,стучу, стучу.
Я лечу, лечу, лечу.
Опоздать я не хочу.
(Поезд)

16. Повтори стихи.

Какой чудесный кабачок!
Едят овечка и бычок.
Л. Хмелёва

Бычок

Идёт бычок качается.
Вздыхает на ходу:
- Ох, доска кончается -
Сейчас я упаду.
А. Барто

В бочке водичка,
На бочке синичка.
Пьёт часто синичка
Из бочки водичку.
А
Хмелёва

Чух-чух, чух-чух.
Мчится поезд во весь дух.
Э. Мошковская

В магазине

- Сколько стоит кабачок?

- Кабачок? Пятачок.

- Дайте два кабачка.

- Дайте два пятачка.
Э. Мошковская

Мы читаем и считаем

Стас умеет читать,
Стас умеет считать,
И я читаю,
И я считаю.
А. Хмелёва

Чижик

Вот какой чудесный чижик
- Не читает чудных книжек!

Научить его хочу.

Но никак не научу!

Скачет он и днём, и ночью!

Ну и чиж! Такой чудак!

Я читаю - он никак!

Л. Успенская, М. Успенский

17. Послушай рассказы и сказки. Назови слова со звуками С-Ч. Перескажи рассказы и сказки.

Когда не голодно, тогда и не холодно

А. Хмелёва

- Гусак, гусак! Ты почему всегда босой?

- Не один я босой. Пёсик босой, котик босой. Не боимся мы зимы, когда мы зимой сыты!

Семечко

А. Хмелёва

Несёт уточка семечко своим утятам, а петух тут как тут.

- Ко-ко-ко, куда несёшь? Кому несёшь?

- Своим утятам, - отвечает уточка.

- Утят у тебя много, а семечко всего одно, всем не хватит. Давай это семечко посадим. А осенью всем семечек хватит.

Почему мы чистые?

А. Хмелёва

Стоят на подносе чайник и стаканы. Такие чистые-чистые, как новые.

Чайник: «Я всегда чистый!» Стаканы: «И мы всегда чистые!» Поднос: «И я всегда чистый!»

- А почему мы всегда такие чистые?

- Ясно почему! Нас девочка Соня всегда чистит и моет водой.

Мои помощники

Е. Спивак

У меня есть киска Сонечка и пёсик Гав-гав. Я иду в магазин за покупками.

- Сонечка, идём со мной в магазин. Мне купим мячик и тапочки, тебе «Вискас», пёсику Гав-гав - косточку и кусочек мяса.

- Я киска, не могу нести покупки. Возьми с собой пёсика и саночки. Гав-гав тебе их довезёт. А я посуду язычком помою.

Киска

Е. Спивак

Сидит киска у магазина и мяукает: «Мяу, мяу!» Киске очень хочется есть.

Идут мимо киски дети. «Кисонька, тебе есть хочется, а у нас сейчас с собой ничего нет вкусного».

Идёт мимо киски тётя, несёт в сумке чай, кабачок, капусту. «Кисонька, нечего мне тебе дать».

Идут мимо киски хозяйка магазина и её дочка.

- Ты чья?

- Мяу, - отвечает киска.

- Значит, ничья!

- Идём к нам домой, будем о тебе заботиться.

Мамины помощники

Е.Спивак

Мы пьем чай с конфетами и печеньем.

- Мамочка, садись с нами пить чай.

- Мне совсем некогда, - отвечает мамочка.

Надо сходить в аптеку. Отнести часы в починку. Купить мясо, кабачок, капусту. Вам - бумагу и кисточки. Деду Семёну письмо написать.

- Мамочка, давай все вместе чай попьём. А потом Соня сходит в аптеку. Я отнесу часы в починку. Ты - в магазин. А письмо деду Семёну писать будем вместе.

Добрый бычок

Е. Спивак

Несёт в сумке бычок кабачок, капусту и поёт:

Несу в сумке кабачок,

Да капусты кочанок,

Кабачок съем сам.

А капусту овечке отдам.

А овечка ему с моста:

- Бычок, бычок, какая чудесная у тебя песенка.

- Овечка, овечка, вот капуста твоим детям-ягнятам.

- Спасибо тебе, бычок!

Идёт бычок и снова поёт песенку: Несу сочный...

А птичка с веточки: «Каба-чок, каба-чок.» А бычок: «Какая умная птичка!» А птичка ему:

- Кабачок с семечками?

- С семечками.

- Семечки вкусные?

- Очень вкусные.

- Я кабачок съем сам, а тебе, птичка, семечки отдам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение...................................................................3

АВТОМАТИЗАЦИЯ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ

Автоматизация звука Ш............................................ 4

Автоматизация звука Ж............................................ 9

Автоматизация звука Ч............................................ 13

Автоматизация звука Щ........................................... 17

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ

Дифференциация звуков Ш - Ж..............................20

Дифференциация звуков С - Ш ................................. 24

Дифференциация звуков 3-Ж ................................. 31

Дифференциация звуков СЬ (С) - Щ ..........................34

Дифференциация звуков ТЬ (Т) - Ч............................39

Дифференциация звуков С-Ч .................................. 42


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звуков с использованием знаков-символов. Автоматизация звука [р] в начале слова с открытым слогом. (индивидуальное занятие для детей с нарушением интеллекта 4 год обучения)

Коррекционно-образовательные цели:-автоматизация правильного произношения звука [р] в прямых слогах, в начале слова;-обучение навыку звукового анализа слова (определение места звука в слове);-развитие...

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ. СКУЧНО?.. НЕТ, ИНТЕРЕСНО! ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ

ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВУчителям-логопедам и родителям детей, посещающих коррекционные группы, хорошо известно, насколько труден и длителен процесс автоматизации поставленного звука в речи. Одноо...

Развитие связной речи дошкольников с речевыми нарушениями на основе текстов для автоматизации звуков (часть 2) . Автоматизация звука «Р» в рассказе Открытые ворота.

Автоматизация звука «Р» в связной речи и обучение  пересказыванию  на материале  рассказа "Открытые ворота"....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [с] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи:  Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [С] в слогах, словах, предложениях...

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [ш] в слогах, словах, предложениях. Задачи:  Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [ш] в слогах, словах, предложениях...

"Автоматизация звука "Л", "Автоматизация звуков "Ш,Ж,Л", "Автоматизация поставленных звуков"(ш,ж), "Автоматизация поставленных звуков"(л,р)

Данный материал содержит упражнения, задания и игры на автоматизацию уже поставленных звуков удетей старшего дошкольного возраста....