ФОРМИРОВАНИЕ И КОРРЕКЦИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
статья по логопедии на тему

В условиях реализации ФГОС  ДО   работа учителя-логопеда приобретает особую значимость. Речевое развитие выделено  в новом стандарте в отдельную образовательную область. И это правильно, так как  хорошая речь ребенка является залогом его успешного обучения в школе. Каждое дошкольное учреждение разработало  адаптивную образовательную программу, частью которой является раздел «Речевое развитие». 

Для расширения теоретического  и практического материала было принято решение по созданию рабочей программы, целью которой является: устранение общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста, систематическое развитие всех компонентов речи, подготовка к школе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tezisy_remezkova.docx20.35 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ И КОРРЕКЦИЯ  РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР

В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Ремезкова Светлана Алексеевна, учитель-логопед МДОУ детский сад № 21»Сказка»

г. Серпухова

В условиях реализации ФГОС  ДО   работа учителя-логопеда приобретает особую значимость. Речевое развитие выделено  в новом стандарте в отдельную образовательную область. И это правильно, так как  хорошая речь ребенка является залогом его успешного обучения в школе. Каждое дошкольное учреждение разработало  адаптивную образовательную программу, частью которой является раздел «Речевое развитие».  

Для расширения теоретического  и практического материала было принято решение по созданию рабочей программы, целью которой является: устранение общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста, систематическое развитие всех компонентов речи, подготовка к школе.

В  образовательной программе нашего детского сада данный раздел составлен  на основе  

программы "От рождения до школы" под редакцией Вераксы Н. Е., Васильевой М. А., Комаровой Т. С,  программы «Логопедическая работа  по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Тумановой Т.В.

программно-методического пособия  «Коррекция нарушений речи у дошкольников» под редакцией Л.С. Сековец.  

Обозначены  следующие задачи работы: — определение содержания, объема, методических подходов, порядка изучения тем  с учетом особенностей образовательного процесса и контингента воспитанников (чаще всего это дети с третьим уровнем недоразвития речи. Они зачисляются  ПМПК  в логопедическую группу на 2 года ).

Обучение предусматривает три периода, каждый из которых имеет свою продолжительность, отличается задачами, содержанием и объемом усваиваемого материала. В то же время эти этапы  взаимосвязаны и взаимообусловлены: содержание обучения на каждом из предшествующих  этапов подготавливает детей к прохождению нового, более сложного материала.

В течение учебного года  планируется фронтальная ООД по следующим разделам:

- формирование звукопроизношения  и развитие фонематического слуха  

-формирование лексико-грамматических представлений  (все задачи обучения, по данному разделу, решаются в рамках определенной лексической темы)

- формирование  связной речи

С июня только индивидуальная и подгрупповая ООД с детьми

Планируемые результаты освоения программы

К  концу первого года обучения дети  должны  уметь:

- Правильно произносить звуки

- Характеризовать и дифференцировать звуки

- Определять наличие и позицию звука  в слове

- Владеть навыками звукового анализа и синтеза слов

- Правильно произносить слова различной  звукослоговой  структуры

- Использовать новую лексику  в усвоенных грамматических формах.

- Составлять предложения по опорным словам, по заданному обороту речи, по предметной или сюжетной картинке.

- Составлять простые рассказы.

- Пересказывать небольшие тексты

К  концу второго обучения года дети  должны  уметь:

- Понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;

- Фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;

- Правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
- Пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;

 - Владеть элементарными навыками пересказа;

-Владеть навыками диалогической речи;
 -  Владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.;
  -  Грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги — употребляться адекватно;
  - Использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);
  - Владеть элементами грамоты: «навыками чтения и печатания некоторых букв, слогов, слов и коротких предложений в пределах программы.

В сентябре и мае проводится педагогическая диагностика

Формы подведения итогов:

- итоговая  фронтальная НОД  - 1 раз  в период

- викторины

- игры- драматизации

В образовательной программе ДОУ четко определены задачи работы по формированию каждого из разделов речи:

- формирование фонематического восприятия и звукопроизношения,

- формирование  лексико-грамматических  представлений

- формирование связной речи

В подготовительной к школе группе  параллельно с формированием звукопроизношения решаются вопросы  подготовки к обучению грамоте

А так же  подробно представлено содержание образовательной деятельности в старшей  и подготовительной к школе логопедических группах.

В организационном  разделе программы  описано материально-техническое и методическое  обеспечение программы

Наличие такой программы позволяет совершенствовать работу логопеда, укреплять взаимосвязь с работой воспитателя , улучшать работу по педагогическому просвещению родителей.

Список  использованной литературы:

  1. Глухов В.П. Методика формирования связной монологической речи дошкольников с общим недоразвитием речи. М., 2004.
  2. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: метод. пособие / О.Е.Грибова. – М.: Айрис-пресс, 2005.
  3. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.
  4. Жукова И.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития у дошкольников. – М., 1990.
  5. Коррекция нарушений речи у дошкольников: Часть 1. Организационные вопросы программно-методического обеспечения / Под. ред. Л.С. Сосковец. – М.:АРКТИ, 2005.
  6. Коррекция нарушений речи у дошкольников: Часть 2. Обучение детей с общим недоразвитием речи в условиях ДОУ / Под. ред. Л.С. Сосковец. – М.:АРКТИ, 2006.
  7. Филичева Т.Б. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи / Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина. – М., 1991.
  8. Филичева Т. Б. Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М.: АПН РСФСР, 1989.
  9. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественно-эстетическое воспитание дошкольников в процессе формирования целостной, творчески развитой личности в условиях реализации ФГОС ДО

В последнее время возросло внимание к проблеме художественно-эстетического воспитания, как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного развития,...

Организация методической работы при формировании аттестационного портфолио педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО

В настоящее время с появлением новых нормативных документов, а именно ФГОС ДО и Профессиональный стандарт «Педагог» пересматриваются требования к профессиональной компетентности педагогических работни...

«Воспитание у дошкольников уважения к своим национальным особенностям через формирование любви к родному краю в условиях реализации ФГОС.»

«Детство – каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и Отечества»...

"Системное взаимодействие с родителями по формированию готовности ребенка к школе в условиях реализации ФГОС ДО"

žРазвитие образования - неотъемлемая часть стратегии общенационального развития - начинается с уровня дошкольного образования, нацеленного в соответствии с Федеральным государственным образовательным ...

Художественно-эстетическое воспитание дошкольников в процессе формирования целостной, творчески развитой личности в условиях реализации ФГОС ДО

Художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действ...

Здоровьесбережение в системе формирования психолого-педагогических концепции педагогов в условиях реализации ФГОС.

Дети, в зависимости от особенностей их проблемного развития нуждаются в индивидуальном подходе....

Качество дошкольного образования и формирование подходов к его оценки в условиях реализации ФГОС ДО

Главная цель образовательной политики  в сфере дошкольного образования - реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полн...