Психолого-педагогическое сопровождение дошкольника с нарушениями речи.
статья по логопедии (подготовительная группа) на тему

Гладышко Наталья Викторовна

Сопровождение детей с нарушениями речи в дошкольном учреждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.66 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическое сопровождение дошкольника с нарушениями речи

                Гладышко Н.В., учитель-логопед

                МДОУ детский сад №24 с. Крутой Лог

                Белгородского района Белгородской обл.

Коррекционная работа с детьми, имеющими речевые нарушения, необходима для овладения ими самостоятельной связной, грамматически правильной речью, фонетической системой русского языка, элементами грамоты и в итоге формирования готовности к обучению в общеобразовательной школе.

К основным задачам этой работы относятся:

- развитие неречевых психических функций, фонематического слуха, общих речевых навыков, связной речи;

-формирование правильного звукопроизношения;

- практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;

- подготовка к обучению грамоте.

Эффективность коррекционной работы будет достигнута при постоянной и всесторонней взаимосвязи всех специалистов дошкольного учреждения. Диагностика, коррекция и профилактика должны  рассматриваться не только в отношении речевых дефектов ребёнка, но и связанных с ними недостатков развития психических функций {1:3}. Для достижения высокого уровня в развитии необходимо индивидуальное сопровождение воспитанника_ это главный элемент коррекционной работы.

Применительно к конкретному ребёнку определяется индивидуальный маршрут сопровождения развития, который практически образует траекторию достижения конечной цели всей коррекционной работы. Адаптивность и открытость - наиболее важные требования к индивидуальному маршруту, Он формируется на этапе предварительной и первичной диагностики, а его адаптивность в  динамике должна обеспечиваться возможностью корректировки на основе данных промежуточных обследований и наблюдения. Индивидуальное сопровождение начинается с предварительной диагностики проводимой планово   в дошкольных образовательных учреждениях общеразвивающего вида логопедами с целью выявления контингента детей с речевыми дефектами. На  этой стадии происходит отбор детей с речевыми нарушениями, закладываются начальные данные для формирования в последующем   индивидуального маршрута сопровождения каждого из них. Выявив ребёнка с речевыми нарушениями, логопед фиксирует в журнале «Логопедическое обследование состояния речи дошкольников». Если у ребёнка общее недоразвитие речи второго или третьего уровня-  выписывается направление на консультацию к медицинским специалистам: педиатр, хирург, окулист, оториноларинголог, невролог, психиатр. А также готовится пакет документов в районную психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) для принятия решения   о направлении в ДОУ. По зачислении ребёнка в соответствующую возрасту и логопедическому заключению группу ДОУ фактически начинается индивидуальное сопровождение. Данные первичного обследования и результатов осмотра специалистами служат основой для формирования индивидуального маршрута сопровождения. В течении трёх недель сентября учитель-логопед диагностирует состояние речи каждого ребёнка по разделам:

- неречевые психические функции;

- фонетическая сторона речи;

- фонематическая сторона речи;

-особенности анатомического строения артикуляторного аппарата;

- речевая моторика, дыхательная, голосовая функции;

- лексика и грамматический строй импрессивной и экспрессивной речи; связная речь.

Полученные результаты диагностики логопед заносит в индивидуальную речевую карту ребёнка. Одновременно другие специалисты ДОУ диагностируют детей по различным направлениям с отображением результатов в соответствующих документах. По окончании обследования и обобщении результатов в дошкольном учреждении проходит  психолого-медико-педагогическое совещание всех специалистов, на котором каждый сообщает о выявленном уровне развития каждого ребёнка. Сообщения специалистов заносятся в « Журнал протоколов психолого-медико-педагогических совещаний ». После обсуждения устанавливается обобщённый показатель уровня развития, который  фиксируется в « Журнале регистрации заключений и рекомендаций специалистов психолого-медико-педагогического консилиума». Главным преимуществом обобщённого показателя в отличии от общего состоит в том, что он интегрирует в себе все частные показатели, обеспечивая в ходе работы комплексный дифференцированный подход и налаженную взаимосвязь специалистов. На основе этого реализуется индивидуальное сопровождение ребёнка и формируется его индивидуальный маршрут. Для методического сопровождения коррекционного процесса специалистами ДОУ ведётся журнал «Журнал взаимодействия специалистов ДОУ и педагогов». В журнале в течении года отражаются практические рекомендации специалистов с указанием упражнений, дидактических игр, игр-драматизаций, подвижных игр и упражнений, игр с пением, творческих игр для обогащения словарного запаса, развития лексико-грамматического строя речи, её просодии, фонематического слуха, мелкой моторики, всех видов внимания, памяти, мышления, а также для коррекции эмоционально-волевой сферы. Также в середине года осуществляется промежуточная диагностика физического и психического развития детей, связанная со сбором, оценкой, обобщением, анализом результатов проводимой работы. Практика работы показывает- индивидуальное сопровождение развития ребёнка на основе продуманного, всесторонне обоснованного и обеспеченного маршрута-достаточно действенный механизм повышения эффективности коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи различной тяжести. Это мы рассмотрели работу специалистов ДОУ. Но важно отметить, что наилучшие результаты развития     дошкольников в нашем случае с нарушениями речи это когда специалисты ДОУ действуют с родителями согласованно. Вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в коррекционно-педагогическом процессе важно не потому, что этого хочет педагог, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребёнка. Чтобы родители помогали ДОУ, их надо «впустить» в него. Руководствуясь принципом и девизом: «Родитель не гость, а полноправный член команды ДОУ». Важно привлекать родителей к обсуждению проблем, находить правильные решения в их устранении. Осознанное включение родителей в совместный коррекционный процесс позволяет значительно повысить эффективность работы.

                                

                        Литература

  1. Дошкольная логопедическая служба: из опыта работы / Под ред. О.А. Степановой, - М.: ТЦ Сфера. 2008.-128с
  2. Иванова Ю.В. Дошкольный логопункт. Документация, планирование и организация работы / Ю. В. Иванова.-М.; Издательство ГНОМ, 2011.-160с
  3. Развитие мелкой моторики и речи у детей 3-7 лет: диагностический журнал/ авт.-сост. Н.Л. Стефанова.- Волгоград: Учитель, 2011.-97с

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказкотерапия – как метод психолого-педагогической коррекции развития ребенка с нарушением речи

Данный материал содержит опыт работы  применения сказотерапии в работе с детьми с ОВЗ. Данный доклад и презентация были представлены на Межрегиональной научно-практической конференцие "Психолого-...

Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с нарушением зрения в условиях инклюзивного образования.

Зрение - это самый важный сенсорный канал для получения информации об окружающем. Инклюзивное образование детей с нарушением зрения является одним из приоритетных направлений современного образования....

Выступление – презентация на тему: «Осуществление индивидуальной психолого – педагогической помощи детям с тяжелыми нарушениями речи» на февральском педсовете 2016 года ГБОУ школы №297 дошкольного отделения Пушкмнского района СПб учителя логопеда А

Осуществление индивидуальной психолого- педагогической помощи детям с ТНР. раскрыты основные направления индивидуальной коррекционной работы в дошкольном учереждении по пяти основным стандартам образо...

Сказкотерапия – как метод психолого-педагогической коррекции развития ребенка с нарушением речи.

Сказкотерапия — интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собс...

Психолого-педагогическая диагностика детей с тяжелыми нарушениями речи. (По альбому Володиной)

В данном материале представлена психолого-педагогическая диагностика для детей с тяжелыми нарушениями речи (по альбому Володиной). Представлено несколько примеров, по остальным играм можно диагностиро...

Статья "Психолого-педагогические условия соповождения детей с нарушениями речи в дошкольной образовательной организации"

Психолого-педагогическое сопровождение в дошкольной образовательной организации реализуется посредством создания системы условий, что в свою очередь способствует повышению эффективности образовательно...

Психолого-педагогическое сопровождение формирования социальных компетенций у старших дошкольников с нарушениями речи в инклюзивной группе (магистерская диссертация)

Категория детей с нарушениями речи находится в зоне риска по формированию социальных компетенций. Дошкольникам с нарушениями речи сложно взаимодействовать с другими детьми, им сложно выразить свои мыс...