"Речевые игры для детей раннего и младшего возраста с массажным кольцом и шариком"
методическая разработка по логопедии (младшая группа) на тему

Константинова Елена Геннадьевна

Существует пять чувств  познания – это зрение, слух, осязание, обоняние и вкус, благодаря которым дети раннего и младшего возраста познают окружающий мир. Взяв это за основу при освоении приемов работы Су-джок- массажеров, нами  разработана система   развивающих игр и упражнений на  закрепление цвета, формы, величины, развитие мелкой моторики, фонематического слуха, правильного речевого дыхания,  связной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл su-dzhok_dlya_malyshey_s_igrami.docx24.73 КБ

Предварительный просмотр:

                     

ИННОВАЦИОННАЯ РАЗРАБОТКА

Су-джок -   терапия

в логопедической работе  с детьми раннего и младшего возраста

                                                                МАДОУ «Детский сад №390»

                                                          учитель-логопед    высшей категории

                                    Константинова Е.Г

                            Актуальность

Какова    роль родного языка в развитии ребенка? «Конечно, огромная!» - скажете вы. Именно родной язык помогает нашим детям познавать окружающий мир и является средством общения. Те дети, которые не получили в раннем возрасте определенное  речевое развитие, с большим трудом в дальнейшем наверстывают упущенное. Именно в этом периоде  ребенок должен самостоятельно пользоваться словами, проявлять интерес к увиденному и услышанному.

Это подвело нас  к мысли  о необходимости больше внимания уделять именно развитию речи детей  раннего возраста. Не секрет, что в этих группах в основном  заботятся о создании   комфорта. А ведь именно в  раннем  возрасте   закладываются основы  грамотной, четкой, выразительной  речи,  и ведется  работа по  развитию интереса  ко всему, что нас окружает.  

Наблюдая за игровой деятельностью детей, принимая участие в играх, у нас сложилось определенное  представление об их  речевом уровне развития. Выяснилось,  что не все дети одинаково  овладевают  речью.  Речь у большинства детей этого возраста характеризуется бедностью словаря, несформированностью фонематического слуха, связной речи, у них нарушен грамматический строй, речевое дыхание, страдает  звукопроизношение. Страдает и сенсорное развитие детей: более 50% не называют  цвет, форму, величину предметов.  

 Наши наблюдения  показали, что только у 55% детей данного возраста речевое развитие   соответствует норме.  У остальных наблюдается  задержка речевого развития.  

Одним из направлений педагогической работы по развитию речи детей  раннего и младшего  возраста  является работа по укреплению мышц мелкой моторики и движению кистей рук.

От степени сформированности  мелкой моторики  пальцев рук зависит речевое развитие ребенка.  Чтобы работа  по данному направлению  была  успешной, необходимо подобрать эффективные методы и приемы.

Нас заинтересовали  нетрадиционные формы  работы с детьми раннего и младшего  возраста. Смогут ли они оправдать наши надежды?  

Су-джок терапия – одна из них.  «Это лучшая система  самооздоровления,  обладающая  высокой эффективностью, безопасностью и простотой!» - доказывают корейские ученые.

«Су» по-корейски – кисть, «джок» - стопа. Для лечебного воздействия необходимо  используют только те точки, которые находятся на кистях рук и стопах.

Мы используем Су-джок -массажеры  - массажные шарики в сочетании с играми и упражнениями по развитию речи.

            Приемы работы по использованию  Су-джок-массажеров

                                        Массажный шарик

(выполняются каждой рукой)

Учить:

  • Удерживать колючий шарик на расправленной ладошке.
  • Удерживать шарик на расправленной ладошке левой руки прижатый сверху ладошкой правой руки и наоборот.
  • Сжимать и разжимать шарик в кулачок.
  • Каждым пальчиком надавливать на иголочки шарика.
  • Надавливать щепотью каждой руки  на иголочки шарика
  • Удерживать  колючий шарик тремя пальчиками  (большой, указательный, средний)
  • Захватывать колючий шарик тремя пальчиками и передвигаться им по дорожкам разной конфигурации
  • Прокатывать колючий шарик   по  ладошке круговыми движениями в разные стороны
  • Прокатывать колючий шарик вдоль расправленных ладошек вверх-вниз

                                                   

                                       

 Су-джок терапия  создает функциональную базу для быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц, для целенаправленной оптимальной речевой работы с ребенком и повышению физической и умственной работоспособности детей.

Великий немецкий философ И. Кант писал, что рука является вышедшим наружу головным мозгом. На кистях рук имеются точки и зоны, которые взаимосвязаны с внутренними органами и различными зонами коры головного мозга.

Области коры головного мозга, отвечающие за движения органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Идущие в кору головного мозга нервные импульсы от пальцев рук «тревожат» расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность. Су-джок терапия направлена на активизацию зон коры головного мозга с целью профилактики и коррекции речевых нарушений, так как стимуляция биоэнергетических точек способствует созреванию нервных клеток и их активному функционированию.

Ранний возраст –  благоприятное время для сенсорного развития, без которого не смогут сформироваться  умственные способности ребенка и  развиться  речь.

Существует пять чувств  познания – это зрение, слух, осязание, обоняние и вкус, благодаря которым дети раннего и младшего возраста познают окружающий мир. Взяв это за основу при освоении приемов работы Су-джок- массажеров, нами  разработана система   развивающих игр и упражнений на  закрепление цвета, формы, величины, развитие мелкой моторики, фонематического слуха, правильного речевого дыхания,  связной речи.

Сочетание работы Су-джок терапии с упражнениями по развитию сенсомоторных навыков позволяет быстрому развитию психических процессов детей, укреплению мышц  мелкой моторики, и конечно,  развитию речи.

Использование  Су-джок терапии помогает открывать новые методы и приемы, что в свою очередь  способствует не только развитию мелкой моторики, но и развитию таких  сторон языковой системы, как  фонематический слух, словарь, грамматический строй, связная речь.

Цель: 

Использование игр и упражнений с элементами Су-джок терапии  для закрепления сенсомоторных навыков и развития речи детей раннего и младшего  возраста.

Задачи:  

  • Продолжать развивать  в играх и упражнениях лексику, грамматику, ф/слух, связную речь с использованием Су-джок - массажеров;
  •  Использовать пять чувств познания: слух,  зрение, осязание, обоняние, вкус в овладении приемами работы Су-джок - массажеров;
  •  Развивать мелкую моторику для стимулирования речевых областей в коре головного мозга с помощью Су-джок массажеров.
  • Совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать память.

Для реализации задач выбираем  следующие  формы  работы  с использованием пяти чувств познания -  слух, зрение, осязание, обоняние, вкус:

  • формирование  фонематического слуха;
  • различение цвета, формы, величины,  поверхности предмета;
  • развитие мелкой моторики, навыков пространственной ориентировки;
  • работа над правильным  речевым дыханием;
  • развитие вкусовых ощущений.

Используя  элементы Су-джок терапии, применяем следующие методы и приемы:

  • Словесные (потешки, стишки, сказки)
  • Игровые (игра, игровые упражнения)
  • Наглядные ( предметные картинки, схемы, иллюстрации)
  • Практические (массаж кистей, пальцев рук)

Су-джок терапия  проводится поэтапно:

1 этап:

Знакомство с  Су-джок - массажерами и правилами его использования

(  терапевтическая  сказка )  см. Приложение 1

2 этап:

 Закрепление приемов работы  в играх и упражнениях по развитию  речи    (серия  терапевтических сказок )  см. Приложение 1

3 этап:

  Самостоятельное  использование  колючих  шариков в игре.

Форма организации: индивидуальная и подгрупповая.

Сроки реализации: комплекс игр с элементами Су-джок терапии используется как часть развивающей работы педагога  с детьми раннего и младшего  возраста в рамках общеобразовательной   программы в течение  учебного года.

Результативность

 Результаты  мониторинга:   в   2012-2013 учебном году было  обследовано  18 детей раннего и младшего возраста ( 2,5 – 4 года).

          При  систематическом использовании  комплексов  речевых  игр с  Су-джок  массажёрами, наблюдается положительная  динамика   в  развитии речи у 78% детей: к концу года дети самостоятельно играли с колючими шариками, прокатывая их в ладошках; на вопросы педагога отвечали фразой, простым предложением, согласовывая слова по роду, числу; у детей сформировался фонематический слух, они научились в играх дифференцировать громкие и тихие звуки, называть правильно цвет, форму, величину предмета; охотно вступали в речевые контакты с педагогом и близкими людьми.

         В результате использования игр с элементами Су-джок терапии:

  • Развивается речь, внимание, память, мышление,   необходимые для становления  учебной деятельности.
  • Развивается моторный праксис  (общая и мелкая моторика)
  • Стимулируются речевые зоны коры головного мозга;

В дальнейшем планируется продолжать работу по развитию речи детей в играх с элементами Су-джок  массажеров.

 Комплексы речевых игр и упражнений можно рекомендовать логопедам,  воспитателям общеобразовательных и коррекционных групп, родителям

Игротека   речевых игр

для  детей раннего и младшего возраста с элементами

Су-джок терапии в логопедической работе

Система игр и упражнений  разделена на комплексы, основана на работе 5 чувств познания: слух, зрение, осязание,  обоняние, вкус.  Форма организации – индивидуальная, подгрупповая.

Первый комплекс: «Ушки на макушке»

Игры и упражнения на  развитие фонематического слуха

Игра: «Громкий звук услышат ушки – подними шар над макушкой»

Цель: Дифференцировать на слух громкие и тихие звуки 

Игра: «Шариком по столу стук, если слышишь тихий звук»

Цель: Дифференцировать на слух громкие и тихие звуки

Игра: «Чудесный мешочек»

Цель: Дифференцировать  на слух громкие  и тихие звуки. Развивать слуховое внимание, речь.

Игра: «Телеграфисты»

Цель:  Дифференцировать  на слух громкие  и тихие звуки. Развивать слуховое внимание, ритм.

Игра: «Спрячь шарик в ладошке, когда замяукает кошка»

(зарычит собака, замычит корова, закукарекает петушок и т.д.)

Второй комплекс: «Глазки-краски»

Игры и упражнения на закрепление и различение цвета, величины, формы, поверхности предмета

Игра: «Найди свой домик»

Цель: Соотносить  цвет шарика- массажёра  со цветом  коробки-домика. Закреплять в речи основные цвета: красный, зеленый, желтый, синий.

Игра: «Непослушные ежата»

Цель:: Соотносить  цвет шарика - массажёра  со цветом  коробки- домика. Закреплять в речи основные цвета: красный, зеленый, желтый, синий.

   

Игра: «Красный шарик кати – слово говори»

Цель: Закреплять в речи основные цвета: красный, зеленый, желтый, синий,  согласовывать словосочетания  прил.+сущ.  по роду

Игра: «Исполни моё желание»

Цель:  Развивать слуховое внимание, память.  Закреплять в речи  названия цвета, величины, поверхности шариков.

Игра: «Чудесный мешочек»

Цель:  Учить составлять описательный рассказ по мнемодорожке (с помощью наводящих вопросов). Закреплять в речи  названия цвета, величины, поверхности шариков.

     

Третий комплекс: «Послушные пальчики»

Игры и упражнения на закрепление приемов работы с Су-джок - массажерами и на развитие мелкой моторики.

Упражнение: «Поиграй с колючим шариком»

Цель:  Закрепить в словесных упражнениях основные приемы  работы с массажным шариком   Су-джок  

1.Я на левую ладошку колючий шарик положу

Покатаю, покатаю и к ладошечке прижму

Я на правую ладошку колючий шарик положу

Покатаю, покатаю и к ладошечке прижму

2.Я в своих ладошках шарик покатаю

Вверх-вниз, вверх-вниз пальчики считаю

На правой руке:1,2,3,4,5

На левой руке: 1,2,3,4,5

(ладони поставить перед собой вертикально, при счете прокатывать шарик по каждому пальчику вверх-вниз)

3.На ладошку шарик положу

Крепко в кулачок его сожму

Подержу и разожму

Шарик всем я покажу

(играем с правой, а затем с левой рукой)

Упражнение: «С шариком играем, команды выполняем»

Цель:  Учить выполнять словесную инструкцию педагога – соотносить слово с действием.  Развивать слуховое внимание, память, мелкую моторику.

Упражнение: «Делай, как я»

    Цель: Развивать произвольное  внимание, мелкую моторику.

   

Упражнение: «Волшебное колечко»

Цель: Закреплять названия пальцев рук. Развивать  память, внимание , мелкую моторику.

Упражнение: «На каком пальчике колечко»

Цель:  Закреплять названия пальцев рук. Развивать  память, внимание, мелкую моторику.

Игра: «Веселая прогулка»

Цель: Прокатывать массажный шарик по дорожкам различной конфигурации. Развивать связную диалогическую  речь (составлять  простое предложение из 2-3 слов), интонацию.

Четвертый комплекс: «Носиком вдыхаю,

через ротик выдыхаю»

Игры и упражнения на развитие правильного речевого дыхания

Игра: «Под каким деревом сидел ёжик»

Цель: Развивать речь по теме «Фрукты». Продолжать работать над правильным дыханием

Игра: «Помоги ежатам собрать урожай фруктов»

Цель: Развивать речь по теме «Фрукты». Продолжать работать над правильным дыханием.

Пятый комплекс: «На зубок проверяй и  вкус называй»

Игры и упражнения на развитие вкусовых ощущений

     

Игра: «Витамины для ежат»

Цель:  Определять по  вкусу  кислые и сладкие фрукты. Развивать речь по теме «Фрукты», обогащать словарь прилагательными.

Игра: «Мамины помощники»

Цель: Развивать речь по теме «Фрукты», обогащать словарь прилагательными. Определять по памяти  вкус  фруктов.

Игра: «Заготовки на зиму»

Цель: Определять по памяти  вкус  фруктов. Активизация словаря по теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие «Игры на формирование речевого восприятия у детей раннего и младшего возраста»

Весёлые и простые упражнения помогают малышу овладеть правильной речью, так как умение «слушать и слышать»  формирует  правильное звукопроизношение...

Дидактические игры для детей раннего и младшего возраста

Дидактические игры«Тучки и капельки», «Солнышко»на развитие элементарных математических представлений(сенсорное развитие).Комплекс игр для детей от 2х лет....

Игры для детей раннего и младшего возраста в адаптационный период

Картотека игр для детей в адаптационный период...

Обучение подвижной игре для детей раннего и младшего возраста "День-ночь"

Цель: развивать интерес к подвижным играм.Задачи:     развитие быстроты реакции;   развитие ловкости;   развитие координации движений;   развитие вним...

Речевой фитнес как профилактика и коррекция речевых нарушений у детей раннего и младшего возраста

Речевой фитнес  как профилактика  и коррекция речевых нарушений  у детей раннего и младшего возраста....

Методическая разработка речевых игр для детей раннего и младшего возраста с массажным кольцом и шариком

Цели использования Су-Джок терапии:  Коррекция речевых нарушений и обеспечение оздоровления, поддержания и обогащения здоровья детей.   Задачи:- Опосредованно стимулиров...