Мастер-класс Коррекция звукопроизношения у дошкольников с ОНР в системе индивидуальной лого-коррекционной работы
консультация по логопедии на тему

Семененко Наталья Борисовна

Комплекс упражнений артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики для постановки и автоматизации звуков на индивидуальном логопедическом занятии. В основу положены авторские разработки, пособия, игры. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые коллеги!
Сегодня я проведу с Вами небольшой логопедический мастер – класс по следам конкурса «Учитель-логопед Солнечногорья 2016».

Я продемонстрирую вам комплекс упражнений по индивидуальной работе в постановке и автоматизации звуков. Основу предлагаемой  системы составляют формы и приемы работы с использованием авторских дидактических игр и пособий. 

Девиз:  Послушай - и ты узнаешь, посмотри – и ты поймёшь, 
сделай - и ты научишься.

Оборудование: 
1.    игрушка петушок.

2.    мешочки с песком, камушками, листочками.
3.    бумажные салфетки.

4.    зеркало. 

Цель: Предоставление обобщения, систематизации и распространение личного педагогического опыта широкой аудитории учителей-логопедов ДОУ.

Задачи:
1.    Создание условий для профессионального развития педагога, в ходе которого приобретается опыт по формированию речевых упражнений для нормального речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
2.    Формирование индивидуального стиля творческой педагогической деятельности в процессе инновационной работы.

В последние годы наблюдается рост числа дошкольников, имеющих нарушения общего и речевого развития. Цепочка неблагоприятных факторов приводит к тому, что уже в средней группе детского сада мы обнаруживаем до 60% воспитанников, имеющих нарушения речевого развития. 
Важнейшим показателем подготовленности детей к обучению в школе является их уровень развития речи. Ведь все-таки сначала ребенок осваивает звуковую стОрону  речи. Исправить недостатки звукопроизношения в более старшем возрасте, значительно труднее, чем предупредить их на ранних стадиях развития ребенка.
Работа по звуковой культуре речи включает в себя следующие разделы:

• развитие слухового внимания

• Фонематического слуха

• темпа и ритма речи

Произносительная сторона речи:

• правильного произношения всех звуков родного языка

• артикуляционного аппарата

• Работа над речевым дыханием

• умение пользоваться голосом в соответствии с условиями общения

• Вырабатывать четкое и ясное произношение каждого звука, а также слОва и фразы в целом, т. е. хорошую дикцию

• Формирование нормального темпа речи, не убыстряя и не замедляя ее.

Интонационная выразительность речи – это умение точно выражать мысли, чувства и настроение с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма и тембра.

Работа по развитию артикуляционного аппарата

Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке. 
Артикуляционная гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения. 
Можно придумывать сказочные истории, которые помогут детям справиться с некоторыми речевыми трудностями. Обыгрывая их вместе с детьми, мы видим, что постановка звуков проходит быстрее, а дети проявляют живой интерес даже при выполнении очень трудных артикуляционных упражнений.

Работа над общей и мелкой моторикой

У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются недостатки в общей моторике. Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому развитие мелкой моторики должно занять прочное место в занятиях с ребенком. У детей с нарушением речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. И как следствие - может развиться дисграфия (нарушение письма).  Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.

Развитие правильного речевого дыхания

Залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание. 
С  детьми ежедневно проводятся  упражнения для развития речевого дыхания.


Развитие фонематического слуха

Умением сосредотачиваться на звуке – мы развиваем слуховое внимание. 
Маленький ребенок не умеет сравнивать звуки, но его можно этому научить. Цель упражнений на развитие фонематического слуха - научить ребенка слушать и слышать.

Практическая часть

А теперь, я предлагаю вам побывать на таком логопедическом занятии и поучаствовать в нём вместе со мной.


1 этап в постановке звуков – АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА сопряжённая с пальчиковой гимнастикой

За высоким забором (упражнение «Забор»), стоял дом с окошком (упражнение «Окошко»). В том доме жили Кот и Петух. Рано вставали, смотрели на часы (упражнение «Часики») и садились пить чай (упражнение «Чашечка») с очень вкусным вареньем (упражнение «Вкусное варенье). Петушок за порядком следил, паутину с потолка сметал (упражнение «Маляр»), посуду на полки расставлял (упражнение «Футбол»).

2 этап – РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

Упражнения для речевого дыхания

  1. Воздух набирать через нос (плечи не поднимать, выдох должен быть длительным и плавным, необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки.

 Котик в лес уходил, дрова рубил (упражнение «Дровосек»), складывал их на тележку (упражнение «Повороты»). Не скучно было Котику в лесу, то услышит как грибники кричат (упражнение «Ау»), то услышит, как ёжик фыркает (упражнение «Ф-\ф-Ф»).

3 этап - ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Р]

Мы с вами выполнили артикуляционную гимнастику, поработали над мелкой моторикой, а теперь пора перейти к постановке звука. В данном случае будем ставить звук [Р]. Для правильного произношения звука Р необходимо заставить наш кончик язычка задрожать. Вот как раз здесь нам потребуется еще раз вспомнить упражнение «Пулемёт».
(показываю на 1 человеке используя логопедический зонд, остальные пробую сделать тоже самое, только самостоятельно используя свой палец и напальчник).

Услышал как-то Петушок стук в окно (упражнение «Пулемёт») –Д-Д-Д. Стал он окошко открывать, сильно толкает, старается (Дррррррр). Никак не получается окошко открыть, слышит опять стук, Петушок ещё сильнее толкает окошко. Открыл, а там Лиса. Схватила она Петушка и унесла в лес.

4 этап – дифференциация звуков Ш-Ж

Важнейшей предпосылкой успешного обучения грамоте является умение слышать отдельные звуки в слове, отделять от рядом стоящих, отличать один звук от другого по акустическим признакам и анализировать весь звуковой состав слова.

Работать по дифференциации звуков следует в следующих направлениях: развивать слуховую дифференциацию, закреплять произносительную дифференциацию, формировать фонематический анализ и синтез.

Услыхал Котик, что Лиса унесла Петушка и побежал за ней следом:

Бежит по песочку – ша-жа-ша-жа; опускаем указательный и средний пальцы в мешочек с песком и «шагаем».

Бежит по листочкам – ши-жи-ши-жи; опускаем указательный и средний пальцы в мешочек с сухими листьями и «шагаем».

Бежит по камушкам – шо-жо-шо-жо. опускаем указательный и средний пальцы в мешочек с камушками и «шагаем».

Догнал Лису, забрал Петушка, бежит с ним домой (повторяем упражнения в обратном порядке).

Бежит по камушкам – шо-жо-шо-жо;

Бежит по листочкам – ши-жи-ши-жи;

Бежит по песочку – ша-жа-ша-жа.

Вот и дом! Тут и сказке конец, кто всё сделал, молодец!


Рефлексия

А сейчас подведем итог нашей встречи.

“Дело в шляпе”

Сейчас мы с вами будем передавать шляпу друг другу, когда заканчивается музыка или считалка, тот, у кого в руках осталась шляпа, выскажет свое мнение о представленной проблеме. Мне было приятно познакомить вас со своей работой, а что интересного, полезного вы для себя узнали, какие приемы хотели бы использовать в своей работе.

Шла весёлая собака, чики-брики-гав!

А за ней бежали гуси, головы задрав,

А за ними поросёнок, чики-брики-хрю!

Чики-брики, повтори-ка, что я говорю?

Раз, два, раз, два,

Вот берёзка, вот трава,

Вот полянка, вот лужок – выходи-ка ты, дружок!

Я думаю, что эта встреча принесёт пользу в нашу совместную работу по коррекции звуков речи.

Мне было приятно с вами работать, всем спасибо!

Желаем успехов!

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Индивидуальное занятие посвящено автоматизации звука ш в слове.В предложенном занятии применяются разнообразные игровые приемы, с помощью которых удалось добиться положительного эмоционального фона на...

Ротацизм и ламбдацизм. Коррекция звукопроизношения у дошкольников.

Описание нарушений,их виды. Способы постановки звуков. Этапы автоматизации, упражнения для автоматизации....

«Игровые приёмы развития артикуляционной моторики и коррекции звукопроизношения у дошкольников»

Примерные задания по развитию артикуляционной и общей моторики дошкольников....

"Использование игровых приёмов в коррекции звукопроизношения у дошкольников. Автоматизация звука Ш".

Использование различных игровых приёмов для коррекции звукопроизношения на примере автоматизации звука Ш у детей....

Роль дыхания в работе по коррекции звукопроизношения у дошкольников

Для формирования правильной речи необходим плавный длительный выдох и четкая ненапряженная артикуляция. Несформированность речевого дыхания влечёт за собой нарушение звукопроизношения, так как для пос...

Система логопедической работы по коррекции звукопроизношения у дошкольников.

Вашему вниманию предлагается система логопедической работы по коррекции звукопроизносительной стороны речи у дошкольников. Она разработана мной на основе анализа научной, методической литературы и пра...

Использование дидактической игры в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста на индивидуальных занятиях

Игра занимает значительное место в жизни детей дошкольного возраста. В игре ребенок не только овладевает конкретными знаниями и умениями, но и приобретает социально и личностно значимые качества. Игры...