Роль дыхания в работе по коррекции звукопроизношения у дошкольников
консультация по логопедии на тему

Митенкова Татьяна Владимировна

Для формирования правильной речи необходим плавный длительный выдох и четкая ненапряженная артикуляция. Несформированность речевого дыхания влечёт за собой нарушение звукопроизношения, так как для постановки и произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков обязательно наличие сильной направленной воздушной струи. У детей с заиканием и дизартрией дыхание становится поверхностным, нарушается плавность и связность высказывания. Поэтому работу над звукопроизношением нужно начинать с занятий специальной гимнастикой, способствующей воспитанию правильного речевого дыхания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ  ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ

«РОЛЬ  ДЫХАНИЯ  В  РАБОТЕ  

ПО  КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ  У  ДОШКОЛЬНИКОВ»

Речь – сложнейшая функция организма человека. Она состоит из тонкого взаимодействия дыхания, артикуляции и речевого слуха.

Для формирования правильной речи необходим плавный длительный выдох и четкая ненапряженная артикуляция. Несформированность речевого дыхания влечёт за собой нарушение звукопроизношения, так как для постановки и произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков обязательно наличие сильной направленной воздушной струи. У детей с заиканием и дизартрией дыхание становится поверхностным, нарушается плавность и связность высказывания. Поэтому  работу над звукопроизношением нужно начинать с занятий специальной гимнастикой,  способствующей воспитанию правильного речевого дыхания. Важное условие эффективности такой гимнастики в том, что делать её нужно регулярно, без перерывов.

Задачи данного этапа коррекционной работы:

  • формирование физиологического дыхания;
  • расширение объёма дыхательного аппарата;
  • координация выдоха и начала речи;
  • тренировка речевого дыхания на основе произнесения звуков, слогов, слов, текста.

Для решения поставленных задач необходимо использовать  игры и упражнения на дыхание в различных вариациях. Так, на начальном этапе для выработки физиологического дыхания после проведения артикуляционной гимнастики детям предлагается (в зависимости от времени года, лексической темы) подуть на листик, ватку, снежинку, птичку, самолёт и др. Ребята сдувают эти предметы с ладони, со стола, либо они держат их за ниточки на уровне рта. Очень важный момент состоит в том, что положительный эмоциональный настрой при проведении этих упражнений помогает снимать напряжение лицевых мышц, способствующее более чёткому произношению звуков.

Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики:

  •  перед проведением дыхательной гимнастики помещение необходимо проветрить;
  •  дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда;
  •  упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения;
  •  необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди;
  •  необходимо следить, чтобы не надувались щёки;
  •  достаточно 3-5 повторений. Многократное выполнение дыхательных упражнений может привести к головокружению.

К тому же необходима мотивация для выполнения дыхательной гимнастики.               А так как у дошкольников отсутствует мотивация сохранения и укрепления собственного здоровья, необходимо провести  вводную беседу о важности этих упражнений.

Весь комплекс необходимо превратить в игру. Все основные правила выполнения упражнения даются в игровой форме. Например, для тренировки предельно активного и шумного, резкого и короткого вдоха можно дать детям игровые задания: «Гарью пахнет! Откуда? Тревога! Нюхайте!» или «Нюхайте быстро, как хлопок в ладони!», «Накачивайте легкие, как шины!» и др.                                Все упражнения имеют игровые названия, например, «Кошка», «Насос» и т. д.

Варианты игр:

Сдувание снежинок, бумажек, пушинок со стола, с руки.

Дуть на легкие предметы (шарики, карандаши и т.п.) и катать их по столу, загонять воздушной струей шарик  в ворота; приводить дутьем в движение плавающих в тазике уток, лебедей, кораблики; флажки, бумажные фигурки, различные вертушки, ватные шарики и др.

Игры для проведения в домашних условиях – игра на детских духовых музыкальных инструментах, игра «мыльные пузыри».

«Футбол». Вытянуть губы вперед трубочкой и дуть на ватный шарик, стараясь, чтобы он пролетел между двумя   кубиками. В дальнейшем используем трубочку.

«Паровозик». Используем для игры пенициллиновый флакончик. Прижать флакон к середине нижней губы, верхнюю немного выдвинуть вперёд. Выдох должен быть сильный и долгий. Если всё сделано правильно, послышится свист.

«Лабиринт». На столе или полу при помощи кубиков сооружаем лабиринт. Используя трубочки для коктейля, нужно прогнать лёгкий шарик по лабиринту от начала до конца. Играть можно вдвоём на время.

«Буря в стакане». Берём полстакана воды и дуем через соломинку так, чтобы вода забурлила. Следим, чтобы щеки не надувались.

«Кто больше скажет слов без передышки». Для развития длительного, плавного речевого выдоха можно предложить детям говорить на одном выдохе, постепенно увеличивая число слов: порядковый счет с загибанием пальцев, называние ребят своей группы по именам.

Необходимо приучать детей говорить не торопясь, вдыхать перед началом речи, перед каждой фразой. Для этого, беседуя или рассказывая, читая сказку, стишок, говорить нужно короткими фразами, вдыхая перед каждой из них. Ребенок через рефлекс подражания усвоит эту манеру говорить.

В младшей группе детей приучают говорить на одном выдохе короткими фразами от 2 до 5 слов, в  средней и старшей группах фразы несколько удлиняются.

Развитию дыхания очень помогает пение с соответствующими тексту движениями. Не менее полезно читать в старшей группе стишки под маршировку и с дыханием под команду «вдох» после каждой строки. Успех закрепляется постоянным надзором за дыханием детей и соответствующим внушением.

Таким образом, можно сделать следующий вывод, что благодаря правильной и своевременной работе над дыханием, гораздо быстрее и эффективнее преодолеваются речевые нарушения, сокращается время постановки и автоматизации звуков, речь становится более четкой и внятной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над дыханием в комплексной методике коррекции звукопроизношения

Игры и упражнения с гласными звуками являются тем фундаментом, на котором базируется работа по воспитанию у детей с нарушениями речи грудобрюшного типа дыхания.     Пропевание глас...

«Роль родителей в работе по коррекции звукопроизношения у детей»

Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:• не ругать ребенка за неправильную речь;• ненавязчиво исправлять неправильное произношение;• не заострят...

Система логопедической работы по коррекции звукопроизношения у дошкольников.

Вашему вниманию предлагается система логопедической работы по коррекции звукопроизносительной стороны речи у дошкольников. Она разработана мной на основе анализа научной, методической литературы и пра...

Роль родителей в работе по коррекции звукопроизношения у детей

К сожалению, многие родители считают, что без особых усилий с их стороны у ребёнка встанут все звуки, он научится правильно говорить, ведь с ним же занимается логопед. Специалист всё сделает сам. Вы с...

«Роль родителей в работе по коррекции звукопроизношения у детей»

laquo;Роль родителей в работе по коррекции    звукопроизношения у детей»...