Главные вкладки

    Работа над дыханием в комплексной методике коррекции звукопроизношения
    консультация по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

    Овчинникова Светлана Владимировна

    Игры и упражнения с гласными звуками являются тем фундаментом, на котором базируется работа по воспитанию у детей с нарушениями речи грудобрюшного типа дыхания.

         Пропевание гласных звуков с движениями естественным образом активизирует диафрагму в процессе дыхания, увеличивает объем легких, способствует выработке сильного плавного длительного выдоха, необходимого в работе над звукопроизношением.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Работа над дыханием в комплексной методике коррекции звукопроизношения.

    Картотека "Дыхательные игры с гласными звуками"

                                Картотека   "Зарядка с гласными "

    На самом начальном этапе работы с детьми по коррекции речи логопед должен уделять особое внимание формированию речевого дыхания.

         Дыхание - это физиологический процесс, обеспечивающий поступление кислорода к клеткам и тканям и удаление из организма образующейся углекислоты. Частота и глубина дыхания регулируются рефлекторно и зависят от силы и выносливости основных дыхательных мышц.

         Процесс физиологического дыхания в норме осуществляется ритмично, глубина дыхания соответствует потребности организма в кислороде.

         Вдох является более активной фазой дыхания, чем выдох. При вдохе мышцы диафрагмы сокращаются, объем грудной клетки увеличивается, что способствует наполнению легких воздухом. При выдохе мышцы диафрагмы расслабляются, поднимаются кверху  и вместе с межреберными мышцами сжимают грудную клетку. Диафрагма активно участвует в дыхании и является его главной движущей силой.

         Диафрагма задействована во всех трех типах дыхания, но доля ее участия в них разная. Различаются следующие основные типы дыхания :

    • Грудной (верхнереберный) - дыхательные движения совершаются в верхнем и среднем отделах грудной клетки, участие диафрагмы слабое. При таком типе дыхания вдох напряженный, поднимаются плечи, при выдохе нагрузка приходится на мышцы плечевого пояса и груди. Недостаточная активность мышц брюшного пресса и диафрагмы препятствует длительному и ровному выдоху. Грудное дыхание способствует перебору воздуха и утомлению голоса;
    • Брюшной(диафрагмальный) - дыхательные движения совершаются в нижнем отделе грудной клетки. Вдох производится при сильном опускании диафрагмы, на выдохе она поднимается. Положительная сторона брюшного типа дыхания - легкость и быстрота вдоха. Пассивность верхнего и среднего отделов грудной клетки сказывается на качестве звука - ухудшает его;
    • Грудобрюшной (диафрагмально-реберный) - отличается от других типов дыхания реактивной работой всей дыхательной мускулатуры, обеспечивает одновременное функционирование мышц  грудной клетки и брюшного пресса. Грудобрюшное дыхание - наиболее глубокий тип дыхания, более всего соответствующий требованиям образования звука. Этот тип дыхания наиболее оптимальный и в норме постепенно формируется у детей по мере их физиологического развития.

    Большинству детей с нарушением речи, а также соматически ослабленным детям для развития грудобрюшного типа дыхания требуется помощь в виде специальных дыхательных упражнений, которые активизируют диафрагму и увеличивают ее роль в процессе дыхания.  

    Дыхательные игры с гласными звуками

    Игры и упражнения с гласными звуками являются тем фундаментом, на котором базируется работа по воспитанию у детей с нарушениями речи грудобрюшного типа дыхания.

         Пропевание гласных звуков с движениями естественным образом активизирует диафрагму в процессе дыхания, увеличивает объем легких, способствует выработке сильного плавного длительного выдоха, необходимого в работе над звукопроизношением.

        Все гласные : [А], [О], [У], [И], [Э], [Ы].

    • "Цветок распускается" - [А]. Ребенок стоит, руки опущены, ноги на ширине плеч. Руки через стороны поднять вверх - вдох. Руки через стороны вниз, поем : "А-а-а" - выдох.

    • "Рубим дрова" -  [У]. Ребенок стоит, руки опущены, ноги на ширине плеч. Прямые руки вверх - вдох. Наклон - поем : "У-у-у".  

    • "Пускаем облачко" - [О]. Ребенок стоит, руки опущены, ноги на ширине плеч. Руки в стороны - вдох. Руки соединяются, кисти складываются, изображая букву О, продвигаются вперед ото рта - выдох, поем : "О-о-о".

    • "Держим большой мяч" - [Э].Ребенок стоит, руки опущены, ноги на ширине плеч. Руки в стороны - вдох. Руки перед грудью - выдох : "Э-э-э"
    • "Маятник"- [Ы]. Ребенок стоит, руки опущены, ноги на ширине плеч. Прямые руки со сжатыми кулаками вперед - вдох. Прямые руки со сжатыми кулаками отводятся назад - выдох : "Ы-ы-ы".  
    • "Поймай лучик" - [И]. Ребенок стоит, ноги на ширине плеч, руки опущены - вдох. Руки плавно поднимаются вверх - выдох : "И-и-и"


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация передового педагогического опыта по теме:Формирование воздушной струи и развитие речевого дыхания в процессе коррекции звукопроизношения

    Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество      детей с речевой патологией.       У детей присутствуют нарушения звуко...

    Применение постизометрической релаксации (ПИР) и артикуляционной гимнастики по авторской методике Микляевой Ю.В.Коррекция звукопроизношения, автоматизация звука [Р] в открытых слогах.

    Использование современных образовательных технологий. Задания по автоматизации звука [Р] направлены на развитие фонематического слуха, развитие звуко-слогового анализа....

    СТАТЬЯ Опыт работы по использованию занимательных упражнений в коррекции звукопроизношения у детей с ОНР

    Представлены игры и игровые упражнения, позволяющие решать ряд задач: закрепление произносительных умений, развитие фонематического восприятия, уточнение расширения словаря совершенствование грамматич...

    Роль дыхания в работе по коррекции звукопроизношения у дошкольников

    Для формирования правильной речи необходим плавный длительный выдох и четкая ненапряженная артикуляция. Несформированность речевого дыхания влечёт за собой нарушение звукопроизношения, так как для пос...

    Выработка воздушной струи и развитие речевого дыхания в процессе коррекции звукопроизношения.

    Известно, что органы дыхания наряду с основной биологической функцией газообмена, осуществляют также голосообразовательную и артикуляторную функции. Развитие речевого дыхания у ребенка в онтогенезе пр...