Работа над дыханием в комплексной методике коррекции звукопроизношения
консультация по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Игры и упражнения с гласными звуками являются тем фундаментом, на котором базируется работа по воспитанию у детей с нарушениями речи грудобрюшного типа дыхания.
Пропевание гласных звуков с движениями естественным образом активизирует диафрагму в процессе дыхания, увеличивает объем легких, способствует выработке сильного плавного длительного выдоха, необходимого в работе над звукопроизношением.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа над дыханием в комплексной методике коррекции звукопроизношения.
Картотека "Дыхательные игры с гласными звуками"
Картотека "Зарядка с гласными "
На самом начальном этапе работы с детьми по коррекции речи логопед должен уделять особое внимание формированию речевого дыхания.
Дыхание - это физиологический процесс, обеспечивающий поступление кислорода к клеткам и тканям и удаление из организма образующейся углекислоты. Частота и глубина дыхания регулируются рефлекторно и зависят от силы и выносливости основных дыхательных мышц.
Процесс физиологического дыхания в норме осуществляется ритмично, глубина дыхания соответствует потребности организма в кислороде.
Вдох является более активной фазой дыхания, чем выдох. При вдохе мышцы диафрагмы сокращаются, объем грудной клетки увеличивается, что способствует наполнению легких воздухом. При выдохе мышцы диафрагмы расслабляются, поднимаются кверху и вместе с межреберными мышцами сжимают грудную клетку. Диафрагма активно участвует в дыхании и является его главной движущей силой.
Диафрагма задействована во всех трех типах дыхания, но доля ее участия в них разная. Различаются следующие основные типы дыхания :
- Грудной (верхнереберный) - дыхательные движения совершаются в верхнем и среднем отделах грудной клетки, участие диафрагмы слабое. При таком типе дыхания вдох напряженный, поднимаются плечи, при выдохе нагрузка приходится на мышцы плечевого пояса и груди. Недостаточная активность мышц брюшного пресса и диафрагмы препятствует длительному и ровному выдоху. Грудное дыхание способствует перебору воздуха и утомлению голоса;
- Брюшной(диафрагмальный) - дыхательные движения совершаются в нижнем отделе грудной клетки. Вдох производится при сильном опускании диафрагмы, на выдохе она поднимается. Положительная сторона брюшного типа дыхания - легкость и быстрота вдоха. Пассивность верхнего и среднего отделов грудной клетки сказывается на качестве звука - ухудшает его;
- Грудобрюшной (диафрагмально-реберный) - отличается от других типов дыхания реактивной работой всей дыхательной мускулатуры, обеспечивает одновременное функционирование мышц грудной клетки и брюшного пресса. Грудобрюшное дыхание - наиболее глубокий тип дыхания, более всего соответствующий требованиям образования звука. Этот тип дыхания наиболее оптимальный и в норме постепенно формируется у детей по мере их физиологического развития.
Большинству детей с нарушением речи, а также соматически ослабленным детям для развития грудобрюшного типа дыхания требуется помощь в виде специальных дыхательных упражнений, которые активизируют диафрагму и увеличивают ее роль в процессе дыхания.
Дыхательные игры с гласными звуками
Игры и упражнения с гласными звуками являются тем фундаментом, на котором базируется работа по воспитанию у детей с нарушениями речи грудобрюшного типа дыхания.
Пропевание гласных звуков с движениями естественным образом активизирует диафрагму в процессе дыхания, увеличивает объем легких, способствует выработке сильного плавного длительного выдоха, необходимого в работе над звукопроизношением.
Все гласные : [А], [О], [У], [И], [Э], [Ы].
- "Цветок распускается" - [А]. Ребенок стоит, руки опущены, ноги на ширине плеч. Руки через стороны поднять вверх - вдох. Руки через стороны вниз, поем : "А-а-а" - выдох.
- "Рубим дрова" - [У]. Ребенок стоит, руки опущены, ноги на ширине плеч. Прямые руки вверх - вдох. Наклон - поем : "У-у-у".
- "Пускаем облачко" - [О]. Ребенок стоит, руки опущены, ноги на ширине плеч. Руки в стороны - вдох. Руки соединяются, кисти складываются, изображая букву О, продвигаются вперед ото рта - выдох, поем : "О-о-о".
- "Держим большой мяч" - [Э].Ребенок стоит, руки опущены, ноги на ширине плеч. Руки в стороны - вдох. Руки перед грудью - выдох : "Э-э-э"
- "Маятник"- [Ы]. Ребенок стоит, руки опущены, ноги на ширине плеч. Прямые руки со сжатыми кулаками вперед - вдох. Прямые руки со сжатыми кулаками отводятся назад - выдох : "Ы-ы-ы".
- "Поймай лучик" - [И]. Ребенок стоит, ноги на ширине плеч, руки опущены - вдох. Руки плавно поднимаются вверх - выдох : "И-и-и"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья: Система логопедической работы с применением ускоренной методики коррекции звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией.
обобщение практического опыта учителя-логопеда...

Опыт работы по использованию занимательных упражнений в коррекции звукопроизношения у детей с ОНР
Представлены игры и игровые упражнения, позволяющие решать ряд задач: закрепление произносительных умений, развитие фонематического восприятия, уточнение расширения словаря совершенствование грамматич...
Методический проект "Изучение эффективных методик коррекции звукопроизношения"
Представляю Вашему вниманию мой авторский методический проект по теме: "Изучение эффективных методик коррекции звукопроизношения"Изучая опыт своих коллег, отбираю лучшее и исполь...

Работа над дыханием и голосом при коррекции заикания
Дыхание - одна из функций жизнеобеспечения человека. Процесс физиологического дыхания в норме осуществляется ритмично, глубина дыхания соответствует потребностям организма в кислороде. Вдох ...

Комплексная методика коррекции нарушений слоговой структуры слова О.И. Крупенчук
Нарушение слоговой структуры — многоликий враг чистой речи, с которымлогопеду приходится сталкиваться всё чаще и чаще. Казалось бы, проблемавыделена и описана ещё в середине прошлого века, но до...

Из опыта работы: Семинар-практикум «Игровые приемы в коррекции звукопроизношения»
Игра занимает значительное место в жизни детей дошкольного возраста. В игре ребенок не только овладевает конкретными знаниями и умениями, но и приобретает социально и личностно значимые качества...

Тема опыта: «Работа над дыханием — создание базы для коррекции звукопроизношения»
Дети дошкольного возраста часто имеют несовершенное речевое дыхание, что негативно сказывается на их способности развивать речь. Недостаточное умение рационально использовать вдох и выдох приводит к т...
