Работа над дыханием в комплексной методике коррекции звукопроизношения
консультация по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Овчинникова Светлана Владимировна

Игры и упражнения с гласными звуками являются тем фундаментом, на котором базируется работа по воспитанию у детей с нарушениями речи грудобрюшного типа дыхания.

     Пропевание гласных звуков с движениями естественным образом активизирует диафрагму в процессе дыхания, увеличивает объем легких, способствует выработке сильного плавного длительного выдоха, необходимого в работе над звукопроизношением.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа над дыханием в комплексной методике коррекции звукопроизношения.

Картотека "Дыхательные игры с гласными звуками"

                            Картотека   "Зарядка с гласными "

На самом начальном этапе работы с детьми по коррекции речи логопед должен уделять особое внимание формированию речевого дыхания.

     Дыхание - это физиологический процесс, обеспечивающий поступление кислорода к клеткам и тканям и удаление из организма образующейся углекислоты. Частота и глубина дыхания регулируются рефлекторно и зависят от силы и выносливости основных дыхательных мышц.

     Процесс физиологического дыхания в норме осуществляется ритмично, глубина дыхания соответствует потребности организма в кислороде.

     Вдох является более активной фазой дыхания, чем выдох. При вдохе мышцы диафрагмы сокращаются, объем грудной клетки увеличивается, что способствует наполнению легких воздухом. При выдохе мышцы диафрагмы расслабляются, поднимаются кверху  и вместе с межреберными мышцами сжимают грудную клетку. Диафрагма активно участвует в дыхании и является его главной движущей силой.

     Диафрагма задействована во всех трех типах дыхания, но доля ее участия в них разная. Различаются следующие основные типы дыхания :

  • Грудной (верхнереберный) - дыхательные движения совершаются в верхнем и среднем отделах грудной клетки, участие диафрагмы слабое. При таком типе дыхания вдох напряженный, поднимаются плечи, при выдохе нагрузка приходится на мышцы плечевого пояса и груди. Недостаточная активность мышц брюшного пресса и диафрагмы препятствует длительному и ровному выдоху. Грудное дыхание способствует перебору воздуха и утомлению голоса;
  • Брюшной(диафрагмальный) - дыхательные движения совершаются в нижнем отделе грудной клетки. Вдох производится при сильном опускании диафрагмы, на выдохе она поднимается. Положительная сторона брюшного типа дыхания - легкость и быстрота вдоха. Пассивность верхнего и среднего отделов грудной клетки сказывается на качестве звука - ухудшает его;
  • Грудобрюшной (диафрагмально-реберный) - отличается от других типов дыхания реактивной работой всей дыхательной мускулатуры, обеспечивает одновременное функционирование мышц  грудной клетки и брюшного пресса. Грудобрюшное дыхание - наиболее глубокий тип дыхания, более всего соответствующий требованиям образования звука. Этот тип дыхания наиболее оптимальный и в норме постепенно формируется у детей по мере их физиологического развития.

Большинству детей с нарушением речи, а также соматически ослабленным детям для развития грудобрюшного типа дыхания требуется помощь в виде специальных дыхательных упражнений, которые активизируют диафрагму и увеличивают ее роль в процессе дыхания.  

Дыхательные игры с гласными звуками

Игры и упражнения с гласными звуками являются тем фундаментом, на котором базируется работа по воспитанию у детей с нарушениями речи грудобрюшного типа дыхания.

     Пропевание гласных звуков с движениями естественным образом активизирует диафрагму в процессе дыхания, увеличивает объем легких, способствует выработке сильного плавного длительного выдоха, необходимого в работе над звукопроизношением.

    Все гласные : [А], [О], [У], [И], [Э], [Ы].

  • "Цветок распускается" - [А]. Ребенок стоит, руки опущены, ноги на ширине плеч. Руки через стороны поднять вверх - вдох. Руки через стороны вниз, поем : "А-а-а" - выдох.

  • "Рубим дрова" -  [У]. Ребенок стоит, руки опущены, ноги на ширине плеч. Прямые руки вверх - вдох. Наклон - поем : "У-у-у".  

  • "Пускаем облачко" - [О]. Ребенок стоит, руки опущены, ноги на ширине плеч. Руки в стороны - вдох. Руки соединяются, кисти складываются, изображая букву О, продвигаются вперед ото рта - выдох, поем : "О-о-о".

  • "Держим большой мяч" - [Э].Ребенок стоит, руки опущены, ноги на ширине плеч. Руки в стороны - вдох. Руки перед грудью - выдох : "Э-э-э"
  • "Маятник"- [Ы]. Ребенок стоит, руки опущены, ноги на ширине плеч. Прямые руки со сжатыми кулаками вперед - вдох. Прямые руки со сжатыми кулаками отводятся назад - выдох : "Ы-ы-ы".  
  • "Поймай лучик" - [И]. Ребенок стоит, ноги на ширине плеч, руки опущены - вдох. Руки плавно поднимаются вверх - выдох : "И-и-и"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по использованию занимательных упражнений в коррекции звукопроизношения у детей с ОНР

Представлены игры и игровые упражнения, позволяющие решать ряд задач: закрепление произносительных умений, развитие фонематического восприятия, уточнение расширения словаря совершенствование грамматич...

Роль дыхания в работе по коррекции звукопроизношения у дошкольников

Для формирования правильной речи необходим плавный длительный выдох и четкая ненапряженная артикуляция. Несформированность речевого дыхания влечёт за собой нарушение звукопроизношения, так как для пос...

«Основы методик с корригирующей направленностью “Методика коррекции дыхания, дыхательная гимнастика”

Дыхание — это самый главный источник жизни. И в этом утверждении никто не усомнится. Если без воды и еды организм может обойтись несколько дней, то без воздуха – несколько минут.С дыхания ...

"Методика работы по коррекции звукопроизношения"

Воспитание и обучение вообще и речевое в частности осуществляются через занятия. Их организация, структура, использование методических приемов зависят от диагноза, установленного специалистами, от уро...

Методический проект "Изучение эффективных методик коррекции звукопроизношения"

Представляю Вашему вниманию мой авторский методический проект  по теме: "Изучение эффективных методик коррекции звукопроизношения"Изучая  опыт своих коллег, отбираю лучшее и исполь...