Методический проект "Изучение эффективных методик коррекции звукопроизношения"
методическая разработка (старшая группа)

Представляю Вашему вниманию мой авторский методический проект  по теме: "Изучение эффективных методик коррекции звукопроизношения"

Изучая  опыт своих коллег, отбираю лучшее и использую в своей деятельности. Накапливаю методический материал для реализации в коррекционной работе.  

Всем желающим презентую мою работу по системе коррекции звукопроизношения. Мой проект - это руководство к действию других педагогов.

Этот методический проект показывает мою систему работы в действии. Только комплексно работая по устранению дефекта звукопроизношения можно добиться хорошего результата.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskij_proekt.docx63.9 КБ

Предварительный просмотр:

Мунициальное дошкольное образовательное учреждение

Тисульский детский сад №1 «Колосок»

Методический проект

«Изучение эффективных методик коррекции звукопроизношения»

Автор-составитель:

Н.В. Пушина,

учитель-логопед

Тисуль

2023

Методический проект

«Изучение эффективных методик коррекции звукопроизношения»

Обоснование темы

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определил целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования воспитанник дошкольной образовательной организации должен хорошо понимать устную речь и выражать свои мысли и желания, использовать  ее в качестве средства общения, познания, творчества. Ни один из целевых ориентиров не может быть достигнут без освоения речевой культуры. Для достижения целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений.

Анализируя уровень развития речи воспитанников за последние три года, пришла к выводу о том, что у дошкольников отмечается тенденция к увеличению количества речевых нарушений и изменению качества их развития. Детей с речевыми нарушениями рассматриваю как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затруднят успешное овладение ими учебным материалом в школе. Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей.

 В процессе анализа своей работы выявила следующее:

- традиционные методики не дают ожидаемого результата или он слишком мал или не в нужной мере показателен,

-  коррекционные задания часто дублируются, повторяются на протяжении всей коррекционно-развивающей работы, что вызывает снижение мотивации детей, их речевой активности в системе коррекционной работы,

- речевой и дидактический материал для проведения занятий нужно периодически обновлять, чтобы поддержать мотивацию/интерес детей к коррекционным занятиям.  

Таким образом, анализ результатов деятельности натолкнул на мысль о поиске нетрадиционных приемов и методик коррекционной работы.  Использованные мною в качестве эксперимента некоторые технологии арт – педагогики, нейропсихологические упражнения в комплексе с нетрадиционными дыхательными гимнастиками показали хорошие результаты. Поэтому приняла решение изучить данные методики и апробировать их в процессе коррекционной работы.

Цель: создание условий для результативной коррекции звукопроизношения у дошкольников 5 – 7 лет без тяжелых нарушений речи (ФНР, ОНР) с помощью комплекса интегрированных приемов и методик (нетрадиционная артикуляционная гимнастика (баранки, палочки и т.д.), технологии арт - педагогики (сказкотерапия, драматерапия, изотерапия, библиотерапия, кинезитерапия), нейропсихологические упражнения, нетрадиционная дыхательная гимнастика).

Задачи:

 - расширить знания в области нетрадиционных приемов и методик коррекции произношения звуков у дошкольников 5 – 7 лет без тяжелых нарушений речи (ФНР, ОНР);

- повысить мотивацию воспитанников к коррекционным занятиям,

 - изучить положительный опыт учителей – логопедов в области применения нетрадиционных артикуляционных гимнастик,

- апробировать    упражнения нетрадиционных артикуляционных гимнастик в коррекционной деятельности,

- проанализировать результаты использования упражнений нетрадиционных артикуляционных гимнастик, отобрать те, которые показали высокую результативность,

- составить картотеку упражнений нетрадиционных артикуляционных гимнастик;

- изучить положительный опыт учителей – логопедов в области применения технологий арт – педагогики: сказкотерапии, драматерапия, библиотерапии, изотерапии, кинезитерапии;

- апробировать использование технологии арт – педагогики в процессе коррекционной работы;

- проанализировать результаты использования   технологий арт – педагогики в процессе коррекционной работы, отобрать те, которые показали высокую результативность;

- составить картотеку логопедических сказок/рассказов/художественных произведений/сценариев для драматизаций,

- изучить положительный опыт учителей – логопедов в области применения нейропсихологических упражнений;

- апробировать применение нейропсихологических упражнений в процессе коррекционной работы,

- проанализировать результаты использования нейропсихологических упражнений в процессе коррекционной работы, отобрать те, которые показали высокую результативность;

- составить картотеку нейропсихологических игр/упражнений,

- изучить опыт учителей – логопедов в области применения нетрадиционных дыхательных гимнастик,

- апробировать упражнения нетрадиционных дыхательных гимнастик в процессе коррекционной работы,

- проанализировать результативность использования нетрадиционных дыхательных гимнастик в процессе коррекционной работы, отобрать те, которые показали высокую результативность,

- составить картотеку упражнений нетрадиционной дыхательной гимнастики,

- изучить опыт коллег в области создания воспитательной среды, формирующей навыки позитивной коммуникации, социализации детей с речевыми нарушениями (ФНР, ОНР): духовно – нравственные ценности, культуру здорового образа жизни, готовность к выполнению социальных ролей (члена коллектива, члена семьи, гражданина) и способность владения навыками социального взаимодействия и толерантного общения,

- апробировать изученный опыт в процессе коррекционной работы, проанализировать его результативность,

- определить модель среды коррекционной работы по звукопроизношению с помощь использования комплекса интегрированных приемов и методик (нетрадиционная артикуляционная гимнастика (баранки, палочки и т.д.), технологии арт - педагогики (сказкотерапия, драматерапия, изотерапия, библиотерапия, кинезитерапия), нейропсихологические упражнения, нетрадиционная дыхательная гимнастика).

 Планируемый результат

-  владение комплексом интегрированных приемов и методик (нетрадиционная артикуляционная гимнастика (баранки, палочки и т.д.), технологиями арт - педагогики (сказкотерапия, драматерапия, изотерапия, библиотерапия, кинезитерапия), нейропсихологические упражнения, нетрадиционная дыхательная гимнастика;

- повышение мотивации воспитанников к коррекционным занятиям;

-  картотека нетрадиционных артикуляционных гимнастик, нейропсихологических упражнений, комплексов нетрадиционных дыхательных гимнастик,

- разработка рабочей программы учителя – логопеда для детей 5 – 7 лет с нарушениями звукопроизношения с указанием используемых нетрадиционных артикуляционных гимнастик, технологий арт – педагогики, нейропсихологических и кинезиологических игр/ упражнений, комплексов нетрадиционных дыхательных гимнастик;

- определение модели среды коррекционной работы, формирующей правильное произношение звуков речи, позитивной коммуникации, социализации детей с речевыми нарушениями (ФНР, ОНР): духовно – нравственные ценности, культуру здорового образа жизни, готовность к выполнению социальных ролей (члена коллектива, члена семьи, гражданина) и способность владения навыками социального взаимодействия и толерантного общения.  

- формирование системы коррекционной работы звукопроизношения  с учетом  технологий создания условий для  ее успешности и  собственно коррекционной работы  на основе обеспечения взаимодействия с воспитателями  и инструктором по физической культуре,

-формирование модели коррекционной работы по звукопроизношению на основе использования  коррекционных занятий, НОД,  самостоятельной деятельности детей, праздников и воспитательных мероприятий.

Срок работы над темой методического проекта -  3 года.  

Первый год

2022 - 2023 учебный год

 Цель: создание условий для результативной коррекции звукопроизношения у дошкольников 5 – 7 лет без тяжелых нарушений речи (ФНР, ОНР) с помощью технологий арт - педагогики (сказкотерапия, драматизация, библиотерапия, изотерапия, кинезиотерапия). 

Этапы работы

Содержание работы

Сроки

Форма предоставления результатов

Подготовительный

Анализ затруднений.  Изучение результатов диагностики звукопроизношения воспитанников 5 -7 лет.

 Первая половина сентября  

Отчет с указанием проблем и их причин.

Постановка проблемы, выработка путей решения проблемы с помощью технологий арт –педагогики.

15 – 20 сентября  

Формулирование проблемы, её обоснование.

Изучение научной и педагогической литературы по арт – педагогике с целью ее использования в процессе коррекции звукопроизношения. Изучение опыта коллег по использованию технологий арт- педагогики.

20 сентября – 1 ноября

Картотека изученных материалов с аннотацией содержания.

Тезисы изученных   источников.

Прогностический

Определение цели и задач работы по использованию технологий арт – педагогики.

1 – 15 ноября

План работы по реализации технологий арт – педагогики в процессе коррекции звукопроизношения

Разработка системы мер,

направленных на решение

проблемы коррекции звукопроизношения с помощью технологий арт- педагогики.

1 – 15 ноября

План работы по реализации технологий арт – педагогики в процессе коррекции звукопроизношения

Прогнозирование результатов.

1 – 15 ноября

План работы по реализации технологий арт – педагогики в процессе коррекции звукопроизношения

Практический

Апробация   педагогических технологий арт – педагогики в проведении мероприятий, направленных на решение следующих проблем:

-  нарушение ритмической организации речи,

- малый лексический запас, проблемы в грамматическом строении речи,

- трудности речевой коммуникации  

Ноябрь -  апрель

Конспекты/ технологические карты мероприятий/занятий с   использованием технологий арт – педагогики.

Апробация следующих технологий арт – педагогики в процессе коррекции звукопроизношения:

-изотерапия,

-драматерапия,

-библиотерапия,

- сказкотерапия.

Ноябрь -  апрель

Методическое сопровождение мероприятий с использованием технологий арт – педагогики в процессе коррекции звукопроизношения

Формирование методического сопровождения использования технологий арт – педагогики в процессе коррекции звукопроизношения.

Декабрь – май

Методические рекомендации по использованию технологий арт – педагогики в процессе коррекции звукопроизношения

Отслеживание системы проведения коррекции звукопроизношения,

текущих и промежуточных

результатов.

Ноябрь – апрель.   май

Результаты мониторинга.   Результаты диагностики.

Корректировка работы.

Май

Откорректированный план коррекционной работы, РП учителя – логопеда с учетом технологии арт - педагогики

Обобщающий

1. Подведение итогов.

 1 – 2 неделя мая

Отчет о проделанной работе.

2. Оформление результатов

работы по теме.

 3 неделя мая

3. Представление

материалов.

 4 неделя мая

Система мероприятий по использованию технологий арт –педагогики с в процессе коррекции звукопроизношения 

 - рассказывание и обсуждение сказок/рассказов/художественных и фольклорных произведений, способствующих закреплению правильного звукопроизношения, освоению грамматического строя речи, формированию связной речи;

- фонетические (уточнение артикуляции заданного звука, автоматизация, дифференциация звуков);

- драматизации сказок/рассказов/художественных и фольклорных произведений, способствующих закреплению правильного звукопроизношения, освоению грамматического строя речи, формированию связной речи;

- пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков);

- изотерапия (лепка, рисование)

 -  направленное чтение художественного произведения с целью решения личностных проблем воспитанников (библиотерапия),

- лексико-грамматические (обогащение словарного запаса, закрепление знаний грамматических категорий).

 Проблема

Мероприятия

 Сроки

-  Проблемы ритмической организации речи (ОНР) 

Иллюстрирование «Послушный ветерок»

 Ноябрь

Выставка рисунков «Разноцветная фантазия/ как выглядят буквы/веселая азбука»

Декабрь

Конкурс творческих работ (лепка) «Спешите видеть красоту»

Ноябрь

Сказка «Репка», беседа по сказке, дошкольники

Ноябрь

Сказка «Теремок», беседа по сказке, дошкольники

Декабрь

 Занятие - викторина «Путешествие по сказкам»

Январь

Занятие «Коллективная сказка» с ее инсценировкой для дошкольников 5-7 лет

 Апрель

Инсценировка «А кто сидит в мешке?»  5 - 7 лет с танцевальными/ритмическими движениями

Ноябрь

Инсценировка «Приключения кота Кузи» 5-7 лет с танцевальными/ритмическими движениями

Декабрь

Игровые занятия: «Замок героя», «Кто лучше всех?», «Поговорим?!» с танцевальными/ритмическими движениями

Январь

Инсценировка с использованием настольного тетра «Волк и козлята» /«Заюшкина избушка» для дошкольников 5-7 лет

 Январь

Занятие с элементами сказкотерапии «Волшебный камень» 5 – 7 лет с ритмическими движениями

 Март

Инсценировка «Пряник для волка» для 5 – 7 лет с танцевальными/ритмическими движениями

Февраль

Инсценировка «Хвост для хвастунишки» для 5- 7 лет с танцевальными/ритмическими движениями

Апрель

Инсценировка «Золотые стрелы» для 5 – 7 лет

с танцевальными/ритмическими движениями

Апрель

Малый лексический запас речи, неправильная грамматическая организация речи

Выставка рисунков «Какого цвета счастье?»

Выставка рисунков «А я и не знал, что могу…»

Конкурс творческих работ «Руки творят чудеса»

Конкурс «Расскажи сказку» 5 – 7 лет

Занятие - викторина «Путешествие по сказкам»

Сказкотерапия сказки: «Как цыпленок Цып учился считать», «Помощники доброго волшебника»,

Инсценировка с помощью настольного театра «» (вставьте сами названия те, что у Вас имеются для дошкольников, чтобы они для малышей разыграли)

Инсценировка «Лекарство от страха» с танцевальными/ритмическими движениями

Инсценировка сказки «Как Андрюша гостей встречал» для дошкольников с танцевальными/ритмическими движениями

Инсценировка «О страхе запечном» с танцевальными/ритмическими движениями Участие в районном конкурсе инсценировок «Театр всегда со мной/ Театр -  моя любовь»

Занятие с элементами сказкотерапии «Спасение волшебного цветка» для 5 – 7лет

Занятие с элементами сказкотерапии «Верю в себя»

Тренинг с элементами сказкотерапии «Зеркальный оракул»

Тренинг с элементами сказкотерапии «Волшебный мир гармонии»

-Трудности речевой коммуникации

Выставка рисунков «Взрыв эмоций»

Выставка рисунков «Отзовись, доброта»

Выставка рисунков «Мир моими глазами»

Конкурс творческих работ «Вместе мы многое можем» 5- 7 лет

Инсценировка «Маленькие человечки» для 5 – 7 лет с танцевальными/ритмическими движениями

Инсценировка «Сказка про веселого эльфа и злую колдунью» для 5 – 7 лет с танцевальными/ритмическими движениями

Конкурс творческих работ «Скажи мне слово»

Тренинг с элементами сказкотерапии «Волшебное слово» для 5 – 7 лет

-Нарушения звукопроизношения

Выставка рисунков «Берега моей мечты»

Выставка творческих работ «Волшебство своими руками»

Выставка рисунков «Дарите людям красоту»

Инсценировка театра - экспромта «Кто ты? Кто я?»

Инсценировка «Здравствуй, Принцесса» 7 – 17 лет с танцевальными/ритмическими движениями

Конкурс творческих работ «Что я могу?»

 Сказкотерапия «Загадочная разговор»

Сказкотерапия «Волшебные правила»

Логопедические сказки на отработку различных звуков

Тренинг с элементами сказкотерапии «Пароль для входа и выхода»

Тренинг с элементамии сказкотерапии «Волшебные зеркала»

Тренинг с элементами сказкотерапии «Ослиная шкура»

Второй год

  2023 – 2024  учебный год

Цель: создание условий для результативной коррекции звукопроизношения у дошкольников 5 – 7 лет без тяжелых нарушений речи (ФНР, ОНР) с помощью использования нетрадиционных дыхательных и артикуляционных гимнастик,  технологий арт- педагогики ( драматерапии,  кинезиотерапии,  изотерапии).  

 

Этапы работы

Содержание работы

Сроки

Форма предоставления результатов

Подготовительный

Анализ затруднений. Изучение результатов диагностики постановки правильного дыхания, проблем артикуляции звуков.

 Сентябрь

Отчет с указанием проблем и их причин.

2. Постановка проблемы.

Октябрь

Формулирование проблем постановки правильного дыхания и использования артикуляционных гимнастики для  устранения проблем артикуляции звуков с помощью создания условий для позитивной коррекции звукопроизношения.

3. Изучение научной и педагогической литературы по

технологиям постановки правильного дыхания и использования  нетрадиционных  артикуляционных гимнастик.

Используемые современные педагогические технологии:

- арт – педагогика (изотерапия, драматерапия,  кинезиотерапия).

Ноябрь – декабрь

Картотека изученных материалов с аннотацией содержания.

Тезисы изученных   источников.

Прогностический

Определение цели и задач работы по созданию условий для коррекции звукопроизношения (развитие полушарий головного мозга,  мелкой моторики, постановка правильного дыхания,  самомассаж и т.д.)

1 – 15 ноября

План работы  по реализации технологий   успешной коррекции звукопроизношения ( пальчиковые гимнастики, комплекс кинезиологических гимнастик,  нетрадиционные  артикуляционные гимнастики,  нетрадиционные дыхательные гимнастики, самомассаж и т.д.)

2. Разработка системы мер,

направленных на решение проблем коррекции  звукопроизношения с помощью системы кинезиологических упражнений, комплексов  нетрадиционных артикуляционных и дыхательных гимнастик,  пальчиковых игр и т.д.

1 – 15 ноября

План работы  по реализации взаимодействия со специалистами ДОУ ( инструктор по физической культуре,  воспитатели) в целях обеспечения  успешной коррекции звукопроизношения

3. Прогнозирование результатов

1 – 15 ноября

План работы,  РП с учетом  системы работы  учителя – логопеда  по созданию условий для  успешной коррекции звукопроизношения.

Практический

Апробация  системы работы   по созданию условий для успешной коррекции звукопроизношения:

-  коррекционные занятия,

-  НОД,

-  самостоятельная деятельность детей под руководством  логопеда,

- утренники, праздники, воспитательные мероприятия  под руководством логопеда

 

 

Ноябрь – апрель

Конспекты/ технологические карты:  - коррекционных занятий,  

-НОД  с использованием:   кинезиологических упражнений,  пальчиковой гимнастики, нетрадиционных  дыхательных упражнений,

-мероприятий с   использованием кинезиологических упражнений,  пальчиковой гимнастики, нетрадиционных  дыхательных упражнений,

Формирование методического сопровождения использования  системы упражнений для создания условий для  успешной коррекции звукопроизношения

Декабрь – май

Методические рекомендации по использованию системы упражнений для создания условий для  успешной коррекции звукопроизношения.

Отслеживание системы  работы по созданию  условий   успешной коррекции звукопроизношения.

Ноябрь –   май

Результаты мониторинга.   Результаты диагностики.

Корректировка работы.

Май

Откорректированный план коррекционной работы с учетом использования комлпекса кинезиологическх упражнений, нетрадиционных дыхательных и артикуляционных гимнастик,  изотерапии,  пальчиковых игр и т.д.

Обобщающий

Подведение итогов.

 1 – 2 неделя мая

Отчет о проделанной работе.

Оформление результатов

работы по теме.

 3 неделя мая

Представление материалов.

 4 неделя мая

Система мероприятий по  созданию условий для успешной коррекции звукопроизношения

Используемые приемы, методы и педагогические технологии:

- артикуляционные гимнастики (развитие дыхания, артикуляционной моторики);

- нетрадиционные дыхательные гимнастики,

- массаж и самомассаж,

- игровые технологии, пальчиковая гимнастика,  

- нетрадиционные дыхательные гимнастики – сочетание игровой технологии, сказкотерапии,  кинезиотерапии,  драматерапии,

- артикуляционно – пальчиковая гимнастика

- дыхательные движения – игровые дыхательные гимнастики.

- нетрадиционные артикуляционные гимнастики.

- дыхательные гимнастики + самомассаж

- игровой самомассаж

- пальчиковые игры со стихотворным, музыкальным сопровождением, народные потешки и песенки, игры – манипуляции -  то есть пальчиковые игры с элементами самомассажа кистей рук

- пальчиковые кинезиологические игры (растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж).

Система работы учителя – логопеда:

- упражнения на постановку правильного дыхания  (нетрадиционные дыхательные гимнастики)+ самомассаж с использованием  игровых технологий;

- нетрадиционые артикуляционные гимнастики («вкусные»),

- пальчиковые игры со стихотворным, музыкальным сопровождением, народные потешки и песенки, игры – манипуляции -  то есть пальчиковые игры с элементами самомассажа кистей рук (технология арт- педагогики: драматизация, кинезиотерапия; игровые технологии),

- эмоционально – стимулирующие гимнастики: образная гимнастика с использованием имитационных движений, стихов, потешек.

- пальчиковая гимнастика со стихотворным сопровождением,

- точечный массаж

 - пальчиковые игры + самомассаж «Новый год», «Рыбки», «Магазин одежды», «Урожай», «Осень», «Зима», «Грибы да ягоды» , «Умные пальчики».

 Реализуется создание условий для успешной коррекции в процессе коррекционных занятий по плану работы учителя - логопеда,  в процессе  непосредственной образовательной деятельности,  самостоятельной деятельности детей, во время проведения  праздников и воспитательных мероприятий.

1.Взаимодействие с инструктором по физкультуре ДОУ . Включить во время НОД следующие упражнения и их вариации:

- упражнения – растяжки -   – рекомендовать использовать данные упражнения в процессе НОД «Снеговик»,  «Дерево», «Тряпичная кукла и солдат»,  «Сорви яблоко» и т.д.

- дыхательные упражнения -   «Долгое дыхание», «Дыхание с остановками», « Дольше всех!» и т.д. ,.

- телесные упражнения - «Перекрестное марширование»,  «Мельница» , «Паровозик»,

«Робот»,  «Маршировка»  и т.д.

2.Взаимодействие с воспитателями. Включить во время НОД и/или в самостоятельную деятельность детей следующие упражнения:

- Дыхательные упражнения -  как игра  во время самостоятельной деятельности детей,  игры – соревнования «Кто дольше продержится под водой?», «Лучший ныряльщик», «Кто задует больше свечей?» и т.д.

- упражнения на релаксацию – это вариации детской игры «Море волнуется раз...» как игра  во время самостоятельной деятельности детей,  «Дирижер», «Волшебная музыка»,  упражнение  - игра «Кто танцует лучше всех?» и т.д.

- упражнения эмоционально – стимулирующей гимнастики, то есть образная гимнастика с использованием имитационных движений, стихов, потешек «Вот какие люди», «Наши знакомцы», «Я как ты»,  «Что увидели в лесу?» и т.д.   -  в ходе мероприятий   - праздников,  развлечений, спортивных соревнований,  гуляния и т.д.

- упражнения – игры  на развитие мелкой моторики: «Кулак – ребро – ладонь», игровое название «Самый быстрый, внимательный, ловкий»,  групповое или парное игра – соревнование; «Колечки», игровое название  - «Волшебная цепочка»; «Лезгинка», игровое название «Кто так сможет?». Нацелить детей на  6 – 8 раз повторения.

- упражнения на глазодвигательные движения: рисование в воздухе,  игровое название «Угадай, что я рисую»; движение глаз по заданной траектории,  игровое название «Путешествуем ...только глазами»;  

- зеркальное рисование,  развитие мелкой моторики: игры – рисование «Точно так», «Найди отличия», «Что на что похоже» и т.д.

 Проблема

Мероприятия

 Сроки

Активизация межполушарного взаимодействия, улучшение мыслительной деятельность,  стрессоустойчивости,  улучшение памяти в внимания; развитие мелкой моторики.

Выставка рисунков «Дела как я» (зеркальное рисование)

 Ноябрь

Пальчиковая игра «Весёлые гномики»

Декабрь

Пальчиковый театр « Кто к кому ходил в гости»

Апрель

Пальчиковая  с кинезиологическая игра «Угадай – ка»

 Январь

Драматизация  сказок с кинезиологическими упражнениями  «Божья коровка Мила», «Дождевой червяк», «Волшебная рыбка»

Апрель

Май

Пальчиковая  игра со стихотворным, сопровождением  и кинезиологическими упражнениями «Как хорошо, что дождь пошел»

Декабрь

Февраль

Пальчиковая  игра со стихотворным сопровождением - народные потешки и песенки- с элементами самомассажа кистей рук

 «Кто к нам пришел»

 Ноябрь

Пальчиковая   кинезиологическия игра (глазодвигательные упражнения) «Все вижу!»

Октябрь

Пальчиковая   кинезиологическия игра (упражнения для развития мелкой моторики) «У кого сегодня празник?»

«Воздушное рисование»

Декабрь

Январь

Пальчиковая   кинезиологическия игра (упражнения на релаксацию и массаж) «Угадай, кто я?»,  «Кто пришел», «Веселая прогулка»

 Ноябрь

Март

 Упражнения на релаксацию:«Дирижер», «Волшебная музыка»,  упражнение  - игра «Кто танцует лучше всех?»

Октябрь

Февраль

 

Упражнения  – игры  на развитие мелкой моторики: «Кулак – ребро – ладонь», игровое название «Самый быстрый, внимательный, ловкий»,  групповое или парное игра – соревнование; «Колечки», игровое название  - «Волшебная цепочка»; «Лезгинка», игровое название «Кто так сможет?».

 Январь

Февраль

 Постановка правильного дыхания с помощью нетрадиционных  дыхательных гимнастик, обучение  речевому дыханию.

Упражнения – растяжки «Снеговик»,  «Дерево», «Тряпичная кукла и солдат»,  «Сорви яблоко» и т.д.

 Нетрадиционные дыхательные упражнени я

- «Долгое дыхание», «Дыхание с остановками»,

« Дольше всех!»

- Игры – соревнования «Кто дольше продержится под водой?»,

«Лучший ныряльщик», «Кто задует больше свечей?»

«Кто летит/жужжит/звенит?»

 Телесные упражнения - «Перекрестное марширование»,  «Мельница» , «Паровозик»,

«Робот»,  «Парад»

Кинезиологические упражнения на релаксацию « Танцуй- замри- отомри», «Давай все делать одинаково», «Как в зеркале», «Узнай меня»

Упражнения на постановку правильного дыхания  (нетрадиционные дыхательные гимнастики)

 «Делай как я!», «Повторяйка», «Умею сам!»

+ самомассаж с использованием  игровых технологий.

 Игры -  самомассаж: «Посмотрите на меня», «Умелые ручки», «Этот пальчик лучше всех, он умеет...», «Зарядка – просыпайка»

Игры -упражнения «Буратино удивился», «Колобок», «Надави на бортик»,  «Ёжики», «Водный велосипед», «Переложи шарики», Бревнышки».

Постановка и закрепление правильной артикуляции звукопроизношения

Комплексы упражнений нетрадиционных  артикуляционных  гимнастик:

- «вкусные» гимнастики,

Нетрадиционная артикуляционна гимнастика с использованием

пластиковых и деревянных палочек, трубочек, сосок: «Палочки – помогалочки», «Что умею я», «Что можно сделать»

Нетрадиционная артикуляционная гимнастика с шариком, ложкой, водой, бинтом

«Не пролей!», «Умелый язычок», «Лопаточка», «Ложечка – выручалочка», «Блинчик» и т.д.

Нетрадиционные артикуляционные упражнения биоэнергоплатики: «Птенчики», «Качели», «Улыбка», «Хоботок», « Иголочка», «Чашечка»,  «Горка», «Парус» и т.д.

Артикуляционная гимнастика по страницам стихов, мультфильмов: забавные смешарики, веселая Маша, фиксики и т.д.

Артикуляционная  гимнастика во время игр с песком «Лошадка», «Качели» и др. с одновременными движениями по песку

 Третий год

 2024 – 2025 учебный год

 Цель: создание условий для результативной коррекции звукопроизношения у дошкольников 5 – 7 лет без тяжелых нарушений речи (ФНР, ОНР) с помощью нейропсихологических упражнений и кинезиологических сказок

Этапы работы

Содержание работы

Сроки

Форма предоставления результатов

Подготовительный

Анализ затруднений. Изучение результатов диагностики звукопроизношения.

 Сентябрь

Отчет с указанием проблем и их причин.

2. Постановка проблемы.

Октябрь

Формулирование проблемы созданию условий для успешной коррекции звукопроизношения с помощью нейропсихологических игр и кинезиологических сказок

3. Изучение научной и педагогической литературы по использованию нейпропсихологических игр и кинезиологических сказок в процессе коррекционной работы по звукопроизношению.

Ноябрь – декабрь

Картотека изученных материалов с аннотацией содержания.

Тезисы изученных   источников.

Прогностический

Определение цели и задач работы  по созданию условий для успешной коррекционной работы по звукопроизношению с помощью нейропсихологических игр и кинезиологических сказок

1 – 15 ноября

План работы  по созданию условий для  успешной коррекции звукопроизношения с помощью нейропсихологических игр и кинезиологических сказок

2. Разработка системы использования нейропсихологических игр и кинезиологических сказок для создания условий  успешной коррекции звукопроизношения.

1 – 15 ноября

План работы по

использованию нейропсихологических игр и кинезиологических сказок для создания условий  успешной коррекции звукопроизношения.

3. Прогнозирование результатов

1 – 15 ноября

 План работы, внесение  изменений в РП по

использованию нейропсихологических игр и кинезиологических сказок для создания условий  успешной коррекции звукопроизношения.

Практический

Апробация   системы  нейропсихологических игр и кинезиологических сказок для создания условий  успешной коррекции звукопроизношения.

 

Ноябрь – апрель

Конспекты/ технологические карты мероприятий с   использованием системы  нейропсихологических игр и кинезиологических сказок

Формирование методического сопровождения использования системы  нейропсихологических игр и кинезиологических сказок

Декабрь – май

Методические рекомендации по  использованию  системы  нейропсихологических игр и кинезиологических сказок

Отслеживание системы проведения  коррекционных и др. занятий   с помощью системы  нейропсихологических игр и кинезиологических сказок

Ноябрь –   май

Результаты мониторинга.   Результаты диагностики.  

Корректировка работы.

Май

Откорректированный план воспитательной работы  с учетом системы  нейропсихологических игр и кинезиологических сказок

Обобщающий

Подведение итогов.

 1 – 2  неделя мая

Отчет о проделанной работе.

Оформление результатов

работы по теме.

 3 неделя  мая

Представление материалов.

 4 неделя  мая

Система мероприятий по использованию нейропсихологических  игр и кинезиологических сказок:

-стимуляция  умственной и речевой активности перед началом образовательной деятельности;

-развитие мелкой моторики рук;

- формирование  зрительного контроля;

-развитие пространственной ориентации;

- активизация различных отделов коры головного мозга, ее больших полушарий, что позволяет развивать высшие психические функции, контроль и регуляцию поведения, межполушарное взаимодействие,

- снятие возбудимости,  рассеянности, утомления.

 Проблема

Мероприятия

 Сроки

проблемы с координацией, общей и мелкой моторикой, восприятием

Нейропсихологические  игры: «Змейка», «Кулак – ладонь», «Слон»

Нейропсихологическая игра «Стукни, топни, хлопни», «Соедини точки» с речевым заданием

Нейропсихологическая игра «Говори-показывай»

Нейропсихологическая игра «Шарики на ложках»

Нейропсихологическая игра «Поймай  мышку»

Нейропсихологическая игра « Делаем конфетки»

Нейрописихологическая игра «Стаканчики –перевертыши»

Нейропсихологическая игра «Песочный дождик»

Нейропсихологическая игра «Кто оставил след»

Нейропсихологическая игра «Волшебный мешочек»

Кинезиологическая сказка «В лесу»

Кинезиологическая сказка «Городской парк»

Быстрая утомляемость, медленная работа мозга

Нейропсихологические игры  с использованием балансира: «Удержись на доске», «Держись и повторяй», «Повтори за мной», «Держись и попади в мишень» и т.д.

Нейропсихологические игры  с дыхательной гимнастикой «Воздушный футбол», «Мыльные пузыри», «Шторм на море»

Нейропсихологические игры  с мячом «Поймай и скажи», «Куда полетит мяч?», «Кидаю с остановками», «Ловлю с остановками», «Хлопок  - поймал» и т.д.

Нейропсихологические игры  «Червячок в яблочке» с речевым (стихотворным) сопровождением

Кинезиологическая сказка « Две обезьянки»

Нейропсихологические игры  «Печатная машинка»,

Кинезиологическая сказка «Лесные истории»,  «Приключения маленького щенка», «Теремок»

асинхронизация межполушарного взаимодействия мозга

Нейропсихологические зарядки – комплексы упражнений: «Хлоп – класс двумя руками», «Кулак – ладонь», «Хлоп – нажимаем  указательным пальцем на кнопку», «Кольцо – класс» и т.д. -  с речевым сопровождением.

Нейропсихологические игры  «Мельница», «Шарик», «Пчёлка», «Делай ногами», «Рисование знака бесконечности»

  Упражнения с нейроскакалкой «Делай одновременно», «Все могу и сразу», «Прыжки с хлопками», «Прыжки с подбрасыванием мяча» и т.д.

Нейропсихологическая игра «Марш – марш» с  руками и ногами.

Комплексы нейрогимнастики  - физкультминутки «Вставайка», «Потянушка», «Кто лучше?» с речевым сопровождением

Рисование двумя руками «Точь – в- точь» или раскрашивание двумя руками

Нейропсихологические игры  «Пила – молоток», «Брито – стрижено» с  речевым заданием

Нейрописихологические игра «Классики для пальчиков» с речевым заданием.

 Кинезиологическая сказка «Два котенка»

Кинезиологические сказки «Лесной домик», «Колобок»,

Возбудимость,  быстрая утомляемость,  рассеянность

Нейроклассики  

Нейропсихологическая игра с использованием кольцеброса с речевым сопровождением/заданием «Делай и проговори», «Движение с заданием»,

Нейропсихологическая игра + телесные упражнения  с мячом (прыжки с заданием,  прыжки с речевым сопровождением)

Нейропсихологическая игра «Яблочко по блюдечку»,  «Прикосновения»

Нейротаблицы  на внимание

«Справа и слева»

Нейропсихологическая игра «Каратист»

Нейропсихологическая игра «Крик в пустыне»

Нейропсихологическая игра «Дутибоп», «Телесные фигуры, буквы и цифры».

Нейропсихологические игры  «Hoc — пол — потолок», "Речка-берег", «Ухо – нос – хлопок», «Поймай ладошки»

Кинезиологическая сказка «Яблонька», «В гости к бабушке», «Веселая семейка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум: "Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения".

Грамотная, чёткая чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям логопедов, педагогов и родителей. В первую очередь такая речь характеризуется правильным ...

Обобщение опыта работы по теме: «Развитие мелкой моторики как эффективное средство коррекции звукопроизношения.

Для того чтобы коррекционная  работа была успешной, мной была создана полноценная предметно - развивающая среда, которая предусматривает наличие пособий, оборудования и инвентаря, способствующих ...

План работы по самообразованию « Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения».

План работы, проведённой в течении 15 месяцев, по теме « Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения»....

Артикуляционная гимнастика- эффективное средство коррекции звукопроизношения.

Артикуляционная гимнастика- эффективное средство коррекции звукопроизношения.  Она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляции, для отработки  определенных положений г...