"Логопедический фольклор"
учебно-методический материал по логопедии на тему

В материале представлена подборка пословиц и поговорок, которые можно использовать при автоматизации в речи детей трудных звуков

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logopedicheskiy_folklor.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

                                              Логопедический фольклор.

   Фольклор — народное творчество, художественная коллективная деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения и идеалы. Фольклор, в переводе с английского языка, означает «народная мудрость, народное знание».                                                                  Произведения фольклора (сказки, легенды, былины) помогают воссоздавать характерные черты народной речи, напевной и мелодичной. А пословицы и поговорки демонстрируют ее сжатость и мудрость.                                                                                                                Пословица - это краткое народное изречение, в котором отражается народная мудрость, жизненный опыт.
 Поговорка - образное выражение, оборот речи, метко определяющий какое-либо явление. В отличие от пословицы, лишена обобщающего поучительного смысла. Чтение ребёнку и заучивание пословиц и поговорок, насыщенных определёнными трудными звуками помогает в автоматизации этих звуков в речи ребёнка, развивает логическое мышление и конечно же знакомит детей с русским народным творчеством.

Пословицы и поговорки со звуком [З]

К пустой избе замка не надо.

Знать не знаю, ведать не ведаю.

Изба крепка запором, а двор забором.

Пословицы и поговорки со звуками [ С] - [С,]

Не в свои сени не садись.

Вся семья вместе – и душа на месте.

На чужой стороне и весна не красна.

Всяк человек своего счастья кузнец.

Где сосна взросла, там она и красна

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Береги платье снову, а честь – смолоду

Пословицы и поговорки со звуками [Р]  - [Р,]

Утро вечера мудренее

Доверяй, но проверяй.

Без друга на сердце вьюга.

Играй, играй, да дело знай.

Терпение и труд – всё перетруд.

Старый друг лучше новых двух.

На всякого Егорку есть поговорка.

На чужой каравай – рот не разевай.

Семь раз отмерь, а один раз отрежь.

Грамоте учиться — всегда пригодится.

Труд человека кормит, а лень портит.

Новых друзей наживай, а старых не теряй.

Что написано пером, не вырубишь топором.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Не красна изба углами, а красна пирогами.

На чужой сторонушке рад своей воронушке.

Пословицы и поговорки со звуками  [ Л] - [Л,]

Мал, да удал.

Гол, как сокол.

Ласковое слово лечит.

Было, да быльём поросло.

Палец слаб, а кулак силён.

Кончил дело – гуляй смело.

Мороз не велик, а стоять не велит.

Лето работает на зиму, а зима - на лето.

Любишь кататься - люби и саночки возить

Долог день до вечера, коли делать нечего.

Пословицы и поговорки со звуком [Ш]

Ум хорошо, а два лучше.

Землю пашут – руками не машут.

Тише едешь – дальше будешь.

В гостях хорошо, а дома лучше.

Поспешишь – людей насмешишь.

Выше головы не прыгнешь.

Бабушке – один только дедушка не внук.

На родной сторонушке и камешек знаком.

Во всякой избушке свои погремушки

Хороша дочка Аннушка, коли хвалит мать да бабушка

Пословицы и поговорки со звуком [Ц]

Конец – делу венец.

Палец о палец не ударил.

Летит скворец – зиме конец.

Заглянет солнце и к нам в оконце.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование малых форм фольклора на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста

Фольклор влияет на все стороны речи: лексическую, грамматическую, звуковую, связную. В работе представлено, как с помощью фольклора развивать речь детей, модель использования малых фольклорных форм (М...

Из опыта работы "Использование фольклора как средства повышения эффективности логопедической работы"

Использование малых фольклорных форм в коррекционно-логопедической работе...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОРМ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА В КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

В настоящее время повсеместно наблюдается упрощение и оскудение русского языка. Исключительно мал и беден словарный запас многих взрослых, которые в свою очередь должны быть примером для подражания в ...

Использование малых жанров фольклора в коррекционно – логопедической работе.

Проблема развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых жанров фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость. Анализ специальной литературы показал, что до настоящего време...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АВТОРСКОГО ДИДАКТИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ФОЛЬКЛОРА В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

В основу настенной  дидактической куклы «Барыня-Сударыня» положена идея о направленности коррекционной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы учи...