Использование фольклора в логопедических группах сада. Формы организации музыкальной деятельности детей в дошкольном учреждении, их специфика в логопедических группах.
учебно-методический материал по коррекционной педагогике на тему

Большакова Оксана Владимировна

использование фольклора на  занятиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл фольклор17.93 КБ
Файл фольклор17.35 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Использование фольклора в логопедических группах сада.

За последние годы значительно увеличился интерес к народному творчеству. Это сказалось на работе дошкольных учреждений. Повсеместно стали проводиться фольклорные праздники и развлечения. Хорошо, что мы вспомнили о своих корнях и дали возможность детям прикоснуться к источнику народной мудрости, творчества многих поколений!

В работе с детьми, имеющими речевые нарушения мы используем:

• народные песни для слушания и разучивания

• хороводы, танцы

• народные игры

• мелодии, наигрыши, исполненные как на отдельных инструментах, так и целым оркестром для слушания, для танцевальных импровизаций, а также как фонограмму, под которую дети играют на ударно-шумовых инструментах

• народное поэтическое творчество: пословицы, поговорки, загадки, потешки, сказки, обрядовый фольклор.

Значение фольклора переоценить трудно. Оно состоит в следующем:

• Народное творчество выполняет воспитательно-образовательную функцию.

• Способствует развитию памяти: в произведениях устного народного творчества встречается много повторов, это помогает лучше заполнить, а потом и воспроизвести их содержание.

• Влияет на оздоровление организма ребенка в целом. Такие потешки, как «Сорока-ворона», «Куй, куй молоток», доставляют радость и помогают детям самостоятельно делать массаж кистей рук и ступней, а также воздействует на биологически активные точки, расположенные на кистях рук и стопах ног.

• Ряд потешек можно использовать для развития мелкой моторики ( Например, «Пальчик-мальчик»). Благодаря ритмичности музыкальности, эмоциональной и двигательной насыщенности, а также творчеству таких музыкальных руководителей, как Л.С. Генералова, К.С. Ряховская и др., некоторые потешки превратились в игры со словом, игровые упражнения, которые помогают работать над согласованием движения со словом, что очень важно для детей с речевыми нарушениями.

• Произведения народного творчества, особенно малые формы, влияют на развитие речи детей, обогащают словарь, развивая артикуляционный аппарат, фонематический слух, давая образцы для составления описательных рассказов. Некоторые из них можно инсценировать: При этом передавать содержание только движениями, если дети не владеют активной речью ( например, « Две тетери», «Киска» ).

• Народные песни, хороводы, игры с пением можно использовать без музыкального сопровождения, что позволит детям включать их в самостоятельную музыкальную и игровую деятельность, а педагогам использовать в повседневной жизни, причем в любое время года, за исключением обрядового фольклора, посвященного определенным календарным праздникам.

Учитывая значения народного творчества и выбирая материал для разучивания, необходимо помнить об особенностях детей с нарушениями речи, о сложности восприятия и воспроизведения ими услышанного или увиденного.

Дети должны понимать содержание текста в целом и значение каждого слова. А ведь подчас фольклор, даже детский, бывает сложен для восприятия за счет сохранения устаревшей лексики. Иногда приходится отказываться от какой-либо потешки, песни или другого фольклорного материала, если не можешь объяснить значение отдельных слов или выражений. Впрочем, стоит постараться и поискать другой вариант выбранного текста, так как довольно часто фольклорные произведения существуют в разных вариантах. Если художественная ценность при этом не пострадала, можно выбрать вариант, более доступный для «проблемных» детей.

        



Предварительный просмотр:

Формы организации музыкальной деятельности детей в дошкольном учреждении, их специфика в логопедических группах.

В дошкольном учреждении используются четыре формы организации музыкальной деятельности детей: музыкальные занятия, праздники и развлечения, музыка в повседневной жизни, самостоятельная музыкальная деятельность детей.

Помимо них специализированном дошкольном учреждении, где находятся дети с нарушениями речи, могут быть использованы и такие формы, как:

• логоритмика;

• психогимнастика;

• игротерапия.

Безусловно, это специальная методика направленные на коррекцию психических процессов и свойств личности, двигательного аппарата, ряда речевых недостатков, но все они связаны с разными видами музыкальной деятельности детей: слушание, пение, игрой на музыкальных инструментах, ритмическими движениями.

Музыкальные занятия.

При проведении музыкальных занятий в логопедических группах важно учитывать следующее:

  1. Возрастные диагностические и индивидуальные особенности детей, состав группы. От этого будут зависеть и программные задачи, и музыкальный материал, и приемы, используемые на занятиях. Например, если группа детей с задержкой психического развития (ЗПР) состоит только из мальчиков, что встречается довольно часто, да еще из таких, которые страдают общей моторной неловкостью, то стоит, наверное, подумать, разучивать ли на занятии парный танец. Гораздо полезнее организовать игру, инструментальную, или с пением, или со словами: она будет способствовать развитию моторики.
  2. При планировании занятий важно учитывать их место в режиме дня: первое это занятие с утра или третье, до прогулки проводится или после нее. От этого будет зависеть, с чего мы его начнем- с пения или слушания музыки, а может быть с музыкально-ритмических движений.
  3. Неплохо иметь запасной сценарий занятия и творчески подходить как к его построению, так и проведению. Ведь иногда получается так, что занятия «не идет» по намеченному плану, особенно часто это происходит весной в группах детей с ЗПР, с заиканием.
  4. Хорошо, если перед музыкальным занятием педагог настроит на него детей: организует двигательную или эмоциональную разрядку после предыдущего занятия, а потом подведет к музыкальному залу.
  5. На самом занятии музыкальному руководителю важно поймать момент, когда все дети смотрят на него, слушают и слышат. Важно «собрать» их внимание перед объяснением. Иногда воспитатель, тихо подойдя, например, к ребенку с плохо развитым произвольным вниманием, может погладить его и шепнуть на ушко: «слушай внимательно».
  6. На каждом занятии важно воспитывать желание услышать, понять, сделать, используя разные педагогические приемы: игровые, словесные, наглядные, практические.
  7. Очень хорошо использовать разные виды занятий: а) традиционная ( разнообразные задачи решаются с использованием разных видов музыкальной деятельности); б) доминантная ( на протяжении всего занятия идет работа над решением задач по одному виду музыкальной деятельности, например, по пению); в) тематическое (все используемые на занятии виды музыкальной деятельности подчинены одной теме, например, теме «Весна» ); г) Комплексная ( одна тема раскрывается с помощью различных видов деятельности: музыкальной, изобразительной, художественно-речевой, театрализованной и ручного труда). Это занятие, как правило, проводится совместно разными специалистами: музыкальным руководителем и воспитателем, музыкальным руководителем и логопедом, воспитателем по физической культуре.

     Комплексно-тематические занятия полезно проводить в логопедических группах для закрепления лексических тем. Например, комплексное занятие на тему «овощи» могут провести логопед, воспитатель, и музыкальный руководитель. Используется на нем загадки, стихотворения или инсценировка, песни, игры, хороводы ( например «Веселый огород» С.Соснина); изобразительна деятельность: лепка, рисование или аппликация по данной теме и ручной труд ( изготовление винегрета или салата самими детьми ). Одним словом поле для фантазии и деятельности педагогов большое, а материал по теме «Овощи» будет усвоен гораздо лучше при проведении такого комплексного занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

консультация для родителей  "ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ"...

«Формы организации музыкальной деятельности детей

«Формы организации музыкальной деятельности детей...

Статья Виртуальный музей в детском саду – форма организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста

Современный ребенок растет в динамичном, изменчивом мире, и система дошкольного образования должна быть гибкой, уметь приспосабливаться к социальным запросам родителей и в тоже время помочь ребенку пр...

«Музыкальные сказки, как актуальная форма организации музыкальной деятельности детей раннего возраста»

Описание опыта работы по теме: «Музыкальные сказки, как актуальная форма организации музыкальной деятельности детей раннего возраста»...

«Музыкальные сказки, как актуальная форма организации музыкальной деятельности детей раннего возраста»

Воспитание ценностно–смыслового восприятия и понимания детьми раннего возраста музыкального искусства через драматизацию русских народных сказок....

Методическая консультация для воспитателей детского сада "Современные формы организации самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста"

Педагоги и психологи, опираясь на знания об особенностях психологического развития детей старшего дошкольного возраста и в соответствии с ФГОС, большое значение уделяются развитию у детей 5-7 лет нрав...