Главные вкладки

    «Применение дидактических игровых пособий при подготовке детей с ОВЗ к обучению грамоте» Предложенное пособие будет интересно логопедам, воспитателям коррекционных групп.
    методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

    Синько Алла Анатольевна

    Предложенное пособие будет интересно логопедам, воспитателям коррекционных рупп при подготовке дошкольников к обучению грамоте.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл domiki_zvukov.docx865.17 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад комбинированного вида №12 «Ладушка» города Тихорецка муниципального образования Тихорецкий район

    Тема: «Применение дидактических игровых пособий при подготовке детей с ОВЗ к обучению грамоте»

    (Методическая разработка)

                                                                                   Авторы: Павленко В.К.

    Проскурина А.В.

                                                                                                                    Синько А.А.

    г. Тихорецк 2016 год

    Современные требования к эффективности обучения грамоте становятся выше из года в год, однако всё большее количество детей к моменту поступления в школу оказывается не готовым к усвоению письменной речи. Среди них довольно большую группу составляют дети, имеющие отклонение в речевом развитии. Многие исследователи (Р.Е. Левина, Г.А.Никашина, Р.М.Боскис, Г.А.Каше, Т.А.Ткаченко и др.) убедительно доказывают взаимосвязь недоразвития устной речи и нарушений чтения и письма. Следовательно, с детьми данной категории должна своевременно проводиться предварительная систематическая работа по формированию готовности к овладению данным видом речевой деятельности.

    Хорошо подготовить ребёнка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьёзной работы по развитию фонематического восприятия. У детей с выраженным фонематическим недоразвитием, которым своевременно не оказана логопедическая помощь, в дальнейшем наблюдаются стойкие нарушения письменной речи в школьном возрасте (дисграфия, дизорфография и дислексия).

    Социальная значимость данной проблемы  заключается в том, что  дети с несформированным фонематическим восприятием из-за высокой вероятности возникновения стойких и специфических трудностей при освоении навыков письма и чтения, поступая в школу, пополняют группу детей академического риска.  Поэтому так важен широкий и своевременный охват дошкольников логопедической помощью по коррекции фонетико-фонематического недоразвития, а её доступность и должное качество являются инструментом, обеспечивающим успешность их перехода на следующую ступень обучения и предупреждающим школьную (социальную) дезадаптацию.

    Используя в своей практике по ознакомлению детей со звуками и буквами учебно-методическое пособие «Живые звуки, или Фонетика для дошкольников», предложенное Татьяной Владимировной Александровой, были достигнуты положительные результаты в работе по развитию фонематического слуха, навыков звукового и слогового анализа и синтеза, а также отмечен интерес детей к увлекательной форме таких занятий. Потому возникла идея создания модифицированных пособий «Звуковые замки» и Домики букв. Эти пособия позволяет детям зрительно представить абстрактные понятия (гласный звук, согласный твердый, согласный мягкий, глухой, звонкий), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

      Предложенные  пособия « Звуковые замки» , «Домики букв» созданы для профилактики дислексии и дисграфии.

    Степень новизны заключается в том, что исходное пособие, предложенное в книге «Живые звуки, или Фонетика для дошкольников» Т. В. Александровой было дополнено разнообразным демонстрационным материалом (игровой стенд «Домики букв», объемные «Звуковые замки» ) и раздаточным (фишки-символы согласных звуков и гласных звуков, символы звуков для средней группы, слоговые карточки) материалом.

    Дополненный материал прост и универсален, так как может быть использован на всех этапах работы по изучению звуков с детьми разных возрастных групп. Он даёт возможность многовариативного проведения дидактических игр, позволяет в полном объёме решать задачи коррекционно-развивающего обучения.

    Модифицированное пособие «Звуковые замки» и «Домики букв» позволяет наиболее полно решать такие основные задачи обучения, как:

    • формирование полноценной звуковой стороны речи (воспитание артикуляционных навыков, правильного звукопроизношения,

    воспроизведения слоговой структуры, развитие фонематического восприятия, формирование связи звука с буквой);

    • овладение элементами грамоты.

    В работе с пособием «Звуковые замки» и «Домики букв» используются следующие методы:

    - метод эксперимента (проверка гипотезы);

    -исследовательский метод (организация поисковой творческой деятельности);

    -репродуктивный  метод (формирование навыков и умений использования полученных знаний);

    а также традиционные методы:

    -  словесные (беседа, чтение фонетических сказок);

    - практические (упражнения творческого характера, игры, моделирование);

    -наглядные (наблюдение, рассматривание макетов).

    Всем известно, что обучение дошкольников должно проходить в игре, потому обоснованным является применение на занятиях по знакомству со

    звуком и буквой наглядного материала, стихов, сказок. Использование на логопедических занятиях данного пособия позволяет  создать  игровую ситуацию и стимулирует активность детей.

    Учёт психологических особенностей детей дошкольного возраста,  в сочетании с использованием игровых приемов позволяет достичь гарантированного результата: эффективности в коррекции фонетико-фонематического строя у детей с речевыми нарушениями и успешному обучению их слоговому чтению.

    Планируемые результаты:

    Дошкольник умеет:

    • воспринимать изучаемую фонему;
    • узнавать, сравнивать длинные и короткие по звучанию слова;
    • определять место изучаемого звука в слове;
    • интонировать звук в собственной речи;
    • определять ударный слог и интонировать его в слове;
    • удерживать ритмический рисунок слова;
    • определять на слух слог с изучаемым звуком;
    • исключать слова, которые не содержат изучаемой фонемы;
    • дифференцировать слова с оппозиционными фонемами.

    Работа по развитию фонематического восприятия с использованием данного пособия проводится  в течение мноих лет (в этом году оно стало более красочным, обновленным, дополненным). Результаты диагностики показывают, что его использование в коррекционной работе логопедами нашего ДОУ оправдано, так как дети, прошедшие обучение с использованием данного дидактического пособия, успешно усваивают программу по подготовке к обучению грамоте.

     Предложенное пособие будет интересно логопедам, воспитателям коррекционных групп.

    D:\фотки\Camera\IMG_20151005_154244.jpg

    http://1.bp.blogspot.com/-Yg6-tq3zXSs/UOWFXa34T9I/AAAAAAAAABI/ZZax8roB4Kw/s1600/img12.JPG

    http://kokarevala.narod.ru/olderfiles/1/agaliz_slogov.jpg

    Примеры использования пособия:

    1. Определение наличия звука в слове. Детям предлагается выбрать из набора картинок «подарки для буквы» и поставить их в кармашек рядом с буквой. Букве «нравятся» только такие подарки, которые начинаются на её звук. (Варианты: заканчиваются данным звуком, звук есть в середине слова)

     2.Дифференциация твердых и мягких согласных звуков. Если  буква «в синем окошке» – подбираем слова с твердым звуком, если в зеленом – «с мягким звуком».

    3. Слоговой анализ слова, определение ударного слога. Детям предлагается выбрать картинки с определенным количеством слогов или с определенным ударным слогом (в  кармашек помещается слоговая схема).

    4. Звуковой анализ слова. Детям предлагается выбрать картинки, соответствующие определенной звуковой схеме. В каждом случае помимо выбора картинок полезно предложить детям самостоятельно придумать слово и нарисовать свою картинку. Дети, умеющие читать и писать, могут опустить в кармашек карточку с написанным словом. Детей, нетвердо усвоивших образ буквы, можно попросить нарисовать и подарить букве ее портрет или символ звука.

    БИБЛИОГРАФИЯ

    1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 160с.
    2. Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – 48с.
    3. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов: Пособие для логопедов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 216с.

    4.        Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия. – Альбом дошкольника: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. – 32с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    обучение грамоте. предложение.

    Тема:Предложение. Знакомство с предложением. Составление предложений. Схемы предложений.Цель: Наглядно показать, что предложение составляется из слов.Задачи: Тренировать в определении количества и пос...

    Подготовка детей с ОНР к обучению грамоте через использование коррекционно-развивающих игр и занимательного наглядного материала.

    Консультация знакомит воспитателей с  вариантами использования коррекционно-развивающих игр и приемов дающих наибольший эффект в подготовке к обучению грамоте....

    Использование наглядного материала и коррекционно-развивающих игр при подготовке детей с ОНР к обучению грамоте.

    В статье представлен опыт организации  и проведения работы по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР в соответствии с ФГОС ДО....

    Учебно-наглядное пособие по подготовке детей к обучению грамоте.

    В настоящее время все больше и больше становится детей, испытывающих проблемы в обучении. Трудности усвоения тех или иных школьных предметов являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации, ре...

    Семинар для воспитателей коррекционных групп: «Совместная работа логопеда и воспитателя по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию речи»

    Коррекционная работа воспитателей групп компенсирующей направленности по формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР...