Статья по логопедии "Взаимодействие логопеда и воспитателя при подготовке детей с ФФНР к обучению в школе"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Антонова  Елена Михайловна

Проблема готовности к школе актуальна всегда!!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_byakova.doc467 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                   

Е.М. Бякова ,воспитатель

МДОУ  д/с   102

                                                                                            г. Таганрог, 2011г

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ ПРИ  ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ  НАРУШЕНИЯМИ  (с ФФНР)  К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

        Проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. Современные исследования показывают, что 30-40% детей приходят в первый класс массовой школы неготовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы следующие компоненты готовности: социальный, психологический, эмоционально-волевой, речевой.

Готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем, что именно при помощи речи, устной и письменной, ему предстоит усваивать всю систему знаний. Особыми критериями готовности к школьному обучению являются следующее показатели:

  1. Сформированность  звуковой стороны речи.
  2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы родного языка.
  3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.
  4. Умение пользоваться разными способами словообразования.
  5. Сформированность грамматического строя.

Наличие у первоклассников даже небольших отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина – недостаточное развитие процессов звукобуквенного анализа и синтеза. Известно, что звукобуквенный анализ базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухоречедвигательного взаимодействия, который выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на  слух.

Как показывают исследования речевой деятельности детей с отклонениями в развитии (Р.Е. Левина, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Т.Б.Филичева, М.Ф.Фомичева, Г.В.Чиркина, С.Н. Шаховская и др.), коррекционная работа эффективна только при условии закрепления умений, полученных детьми на логопедических занятиях всеми участниками коррекционного процесса: воспитателями, педагогом-психологом, специалистами ДОУ.

По-прежнему ощущается недостаточная практическая разработанность исследований в области организационно-методических аспектов комплексного подхода к устранению у дошкольников речевых нарушений. Особенно актуальны вопросы поиска путей повышения эффективности  коррекционно-воспитательной работы с детьми ФФНР. Одним из таких путей может быть система комплексной работы педагогов дошкольных учреждений в тесной преемственности с программой и планированием работы учителя-логопеда.

Таким образом,   цель нашего исследования – создание системы совместной работы учителя-логопеда и воспитателя, необходимой для эффективной коррекционно-развивающей работы с детьми ФФНР при подготовке дошкольников к обучению в школе.

Сделав теоретический анализ литературы по проблеме исследования, проведя беседы с педагогами ДОУ, изучив результаты деятельности педагогов по подготовке детей с ФФНР к обучению в школе, мы предлагаем следующую схемы взаимодействия специалистов (см. приложение).

Исследование речевой готовности детей к школьному обучению проводилось по методике Е.Ф. Архиповой на базе неспециализированного детского сада №102 г. Таганрога. В процессе исследования изучалась совместная работа воспитателя и учителя-логопеда по подготовке детей к обучению в школе. А также обследованы дети подготовительной группы с ФФНР в количестве 10 человек для выявления уровня речевой готовности к обучению в школе, используя методику Е.Ф. Архиповой.

Как показало данное исследование, что при совместном взаимодействии учителя-логопеда и воспитателя уровень речевого развития детей готовности к обучению в школе повысился по сравнению с уровнем речевого развития детей на начало учебного года:  у 80% детей хорошо развит фонематический слух (могут дифференцировать слоги и фонемы, различают слова, близкие по звуковому составу, имеют элементарные навыки звукового анализа), умеют пользоваться разными способами словообразования, имеют хороший уровень связной речи. У 20% детей средний уровень речевого развития: допускают незначительные ошибки в дифференциации слогов, затрудняются в определении последних гласных в слове. К концу учебного года не осталось детей с низким уровнем фонематического восприятия.

Поэтому очень важно выявить (даже самые незначительные) отклонения в речевом развитии дошкольника и успеть их преодолеть до начала его обучения грамоте. К началу школьного обучения у дошкольника должны быть сформированы: правильность произношения звуков, навыки элементарного звукового анализа и синтеза, достаточный уровень словарного запаса, сформированность грамматического строя речи и владеть достаточным уровнем связной речи.

Таким образом, своевременное выявление детей с ФФНР и проведение с ними коррекционной работы в условиях сотрудничества учителя-логопеда и воспитателя способствует преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи.

                                                Приложение

                                                                                                              Схема№1

 

                                                                 

Описание взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя поэтапно над лексико-грамматической темой «Насекомые»

                                                                                                               Таблица №1                  

Работа над темой «Насекомые»

Логопед

Воспитатель

I. Знакомство с понятиями, с названиями предметов, действий, признаков.

Экскурсии, практическая деятельность.

Знакомство с понятием «Насекомые», словарь предметов: бабочка, стрекоза, брюшко, хобот, голова. Словарь действий: летать, порхать, поедать, ползать. Словарь признаков: красивые, нарядные, прозрачные, полезные, опасные.

Обогащение словаря названиями насекомых.

Наблюдения за насекомыми.

II. Подробное рассматривание предметов, выделение их основных частей, признаков, действий, упражнения для словоизменения, словообразования, описание предметов, сравнения, беседы.

Подробное рассматривание насекомых, выделение их основных частей, признаков, действий, сравнение бабочки и муравья. Знакомство с повадками насекомых.

Д/Игра: «Подбери действие», «Назови ласково», «Образуй признаки».

Рассматривание картинок – иллюстраций по теме «Насекомые».

Д/и «Летает - не летает», беседа «Бабочки и муравьи».

Игра «Посчитай насекомых с признаками от 1 до 10.

III. Работа над предложением, закрепление отдельных моделей словоизменения.

Д/и «Закончи предложение». Упражнять  в образовании существительного от глагола: ходить - ходьба, бегать - бег. Преобразование предложений по сложенным картинкам.

Упражнять в составлении предложений. Опиши бабочку по плану (название, строение, окраска, как передвигается, где живет, какие звуки издает).

IV. Работа над связной речью: пересказ, составление рассказов, заучивание стихов, поговорок, текстов по теме.

Составление короткого  рассказа  о насекомом. Пересказ короткого рассказа «Бабочка».

Заучивание стихотворения «Мотылек». Чтение сказки  В. Бианки «Приключение Муравьишки». Чтение энциклопедии о насекомых. Составление рассказов из личного опыта про насекомых.

                                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мероприятия для воспитателей по подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте

Учителем-логопедом разработаны мероприятия для воспитателей по подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте в группах общеразвивающей направленности ДОУ с целью повышения эффективности и к...

"Подготовка детей с ФФНР к обучению грамоте через использование игр и занимательного материала"

Представление педагогического опыта по проблеме: "Подготовка детей с ФФНР к обучению грамоте через использование игр и занимательного материала"....

ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ.

Методическая разработка - сборник игр и упражнений для подготовке к школе. Применяется на различных занятиях в течении года....

Советы родителям по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе.

Несколько советов родителям о том, как сделать процесс обучения увлекательным и интересным, вызвать у ребёнка желание учиться в школе....

Программа психолого-педагогических занятий по подготовке детей подготовительной группы к обучению в школе «Приключения будущих первоклассников» (для детей 6 – 7 лет)

Программа составлена в соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ детский сад «Солнышко», разработанной на основе примерной основной общеобразовательной программы дошколь...

Доклад к городской педагогической конференции по преемственности школы и детского сада на тему: "Роль учителя - логопеда в формировании готовности детей с ФФНР к обучению в школе".

С введение нового Федерального Государственного образовательного стандарта  начального общего образования актуальным становится обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образов...