Главные вкладки

    ПРОГРАММА психолого-педагогических занятий по подготовке детей подготовительной группы к обучению в школе «Приключения будущих первоклассников» (для детей 6 – 7 лет)
    рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

    Сельдемирова Жанна Александровна
    Программа составлена в соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ детский сад «Солнышко», разработанной на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой). Содержание программы основывается на идеях развивающего обучения Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова, с учетом возрастных особенностей и зон ближайшего развития (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин). Также в основу программы легли идеи поэтапного формирования действий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина). Методологической основой про¬граммы являются концепция интегральной социальной сущности человека и теория социализации. Согласно концепции интегральной социальной сущности человека индивид включен в социальную деятельность изначально, так как имеет внутренние предпосылки для этого. Человеческая социальность как основное свойство может и должна развиваться в свободном от принуждения диалоге с окружающими. Первой и определяющей формой социализации выступает идентификация. Идентификация является основой двух других форм социализации — индивидуализации и персонализации. Сущность индивидуализации заключается в способах проявления и обретения индивидом его социальной неповторимости, приводящей к возникновению индивидуального стиля деятельности. Персонализация выражает способность человека пользоваться многообразием созданного им самим мира вещей для саморазвития и утверждения своей самобытности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_priklyucheniya_budushchih_pervoklassnikov.docx60.67 КБ

    Предварительный просмотр:

    Принят на педагогическом совете                                                                       Утверждаю:

    Муниципального бюджетного                                                   Заведующий д/с «Солнышко»

    дошкольного образовательного учреждения                            Серебрякова О.В.__________

    детский сад «Солнышко» протокол №_____                            решение педагогического

    От «___»_______ 2018г.                                                              совета от «___»_______2018г.

                                                                                                           Приказ ДОУ №____________

                                                                                                           От «___»_______2018г.

                                                             

    ПРОГРАММА

    психолого-педагогических занятий по подготовке детей подготовительной группы к обучению в школе

    «Приключения будущих первоклассников»

    (для детей 6 – 7 лет)

    Составил:

    педагог-психолог

    Сельдемирова Жанна Александровна

    Березово, 2018

    Содержание

    1. Пояснительная записка

    3

    1. Цель и задачи программы

    4

    1. Ожидаемые результаты реализации программы

    5

    1. Структура построения занятий

    5

    1. Этапы реализации программы

    7

    1. Календарно-тематическое планирование занятий по программе

    7

    1. Возрастные нормы психического развития ребенка к 7 годам (критерии результативности)

    13

    Литература

    14

    Приложения

    15

    1. Пояснительная записка

    Рабочая программа педагога-психолога по подготовке детей к школе разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155).

    Программа обеспечивает эффективную работу по подготовке детей к школе, в возрасте от 6 до 7 лет, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

    Программа разработана в соответствии с нормативными правовыми документами:

    1. Конституция РФ (ст. 43);

    2. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ

    3. «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях». Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26, (далее – СанПиН).

    4. Конвенция о правах ребенка.

    Программа составлена в соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ детский сад «Солнышко», разработанной на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой). Содержание программы основывается на идеях развивающего обучения Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова, с учетом возрастных особенностей и зон ближайшего развития (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин). Также в основу программы легли идеи поэтапного формирования действий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина). Методологической основой программы являются концепция интегральной социальной сущности человека и теория социализации. Согласно концепции интегральной социальной сущности человека индивид включен в социальную деятельность изначально, так как имеет внутренние предпосылки для этого. Человеческая социальность как основное свойство может и должна развиваться в свободном от принуждения диалоге с окружающими. Первой и определяющей формой социализации выступает идентификация. Идентификация является основой двух других форм социализации — индивидуализации и персонализации. Сущность индивидуализации заключается в способах проявления и обретения индивидом его социальной неповторимости, приводящей к возникновению индивидуального стиля деятельности. Персонализация выражает способность человека пользоваться многообразием созданного им самим мира вещей для саморазвития и утверждения своей самобытности.

    Ребенок не просто приспосабливается к ситуации, пассивно реагируя на систему воздействия. На основе возникших потребностей, сформированных качеств личности, усвоенного нравственного опыта он преломляет воздействие внешней среды, и относительно осознанно занимает внутреннюю позицию. В каждом разделе программы все три формы социализации реализуются одновременно, хотя содержательно они представлены по-разному.

    На занятиях необходимо создавать условия для переживания общности с другими, радости в процессе общения, проявления внутренней психологической активности; стремиться подвести ребенка к переживанию собственной индивидуальности, ее неповторимости, уникальности; помогать ему в приобретении позитивного опыта самопознания и самовыражения. Это является основой для перехода ребенка на следующий уровень — персонализации, который характеризуется индивидуальным выбором поведения, формированием ценностных ориентации. Через социально ориентированную деятельность нужно стремиться направить ребенка на другой субъект социальной жизни, развить восприимчивость, эмпатию.

    Особенность программы в том, что она направлена на развитие социально-перцептивных способностей и реализацию факторов развития (модально-специфических, произвольной регуляции, энергетического обеспечения и др.). Программный материал включает переход от первичной перцепции, основанной на восприятии сигналов первой сигнальной системы, к социальной перцепции, необходимой детям дошкольного возраста. Развитие социальной перцепции, эмоциональной сензитивности, эмоциональной близости служит основой механизмов развития мозговых структур, принимающих участие в акте общения и отвечающих за социально-эмоциональное развитие ребенка.

    Построение программы и проведение занятий основывается на следующих принципах:

    • системность подачи материала;
    • наглядность обучения;
    • доступность;
    • развивающий и воспитательный характер учебного материала;
    • комплексность построения занятий;
    • активность участников;
    • наличие обратной связи на занятиях;
    • коммуникативная эффективность;
    • обогащение жизненного опыта детей;
    • доверия анонимность;
    • социально-личностное развитие.

    В основе планирования психолого-педагогических занятий лежит программа Куражевой Н.Ю., Вараевой Н.В., Тузаевой А.С., Козловой И.А. «Цветик - Семицветик. Приключения будущих первоклассников». Программа содержит элементы сказкотерапии. На каждом занятии дети знакомиться со сказками для школьной адаптации, которые оказывают организующее влияние на учебную деятельность, учат правильно обращаться со школьными принадлежностями, развивают аккуратность и самостоятельность, позволяют понять логику процесса обучения, позволяют выработать эффективных стратегий поведения в тех или иных школьных ситуациях.

    В ходе сюжетной линии занятия дети выполняют упражнения, играют в подвижные и настольно-печатные игры, развивающие познавательные способности дошкольников (память, внимание, мышление, восприятие), эмоциональную сферу, волевую сферу, формирующие адекватную самооценку, а также приобретают навыки групповой и подгрупповой работы, учатся соблюдать правила игры.

    Учитывая тот фактор, что ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра, занятия проводятся в игровой форме с элементами учебной деятельности.

    Программа носит развивающий (оптимизация условий и стимулирование развития социальной уверенности ребенка) и профилактический характер (предупреждение социально неуверенного поведения и связанных с ним психоэмоциональных проблем).

    1. Цели и задачи программы

    Цель: создание условий для естественного психологического развития ребенка.

    Задачи:

    1. Создавать условия для формирования произвольности психических процессов у детей во всех видах деятельности.
    2. Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребенка.
    3. Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности мышления во всех видах деятельности.
    4. Способствовать формированию самосознания и адекватной самооценки.
    5. Совершенствовать коммуникативные навыки, развивать совместную деятельность детей, навыки партнерского общения.
    6. Формировать этические представления.
    7. Способствовать развитию полоролевой идентификации.
    8. Способствовать формированию внутреннего плана действий через интериоризацию структуры деятельности.
    9. Способствовать развитию внутренней позиции ученика.
    10. Способствовать формированию учебно-познавательного мотива.

    3. Ожидаемые результаты реализации программы

    1. Принятие детьми основных правил поведения в школе и новой социальной позиции ученика;

    2. формирование умений общаться со сверстниками и взрослыми, быть терпимыми друг к другу;

    3. снижение уровня личностной тревожности;

    4. формирование умения контролировать себя на учебном занятии и вне его, внимательно слушать, принимать задачу, адекватно реагировать и давать оценку своим действиям;

    5. развитие познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, мыслительных операций;

    6. развитие мелкой моторики и пространственных представлений;

     7. формирование способности адекватно оценивать свою работу.

    4.Структура построения занятий программы

    Занятия построены в форме игровых сеансов. Программа реализуется посредством проигрывания сказок, создания комфортного психологического климата и благоприятной предметно-пространственной среды. Сказкотерапия является самостоятельной методикой, относящейся к библиотерапии, в основе которой лежит психокоррекция средствами литературного произведения. Этот вид библиотерапии оптимален для работы со старшими дошкольниками и младшими школьниками.

    В сказкотерапии возможно использование уже готовых сказок (народных, авторских), после восприятия которых проводится беседа с ребенком, где события сказки связываются с личным опытом ребенка, с его проблемами, а также составление психологом специально-направленного сюжета, затрагивающего проблемную ситуацию ребенка. Последний вариант сказки по структуре и содержанию должен быть связан с жизнью и трудностями ребенка.

    Сказка удовлетворяет три доминирующие психологические потребности ребенка:

    1. Потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути: делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы.
    2. Потребность в компетентности (всемогуществе). Герой способен преодолевать самые невероятные препятствия и, как правило, оказывается победителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи. В сказке «некто», маленький и слабый вначале, к концу превращается в сильного, значительного и самодостаточного героя.
    3. Потребность в активности. Герой всегда активен, всегда в действии: куда-то идет, от кого-то убегает, кого-то встречает, что-то добывает, с кем-то борется, кому-то помогает и т. д.

    Дети охотно принимают предложения поиграть в сказку. На занятиях нет разницы между сказкой и игрой: сказка плавно переходит в игру, игра в сказку. Сказка, в сущности, есть не что иное, как фабула игры, — независимо от того, была эта игра сыграна или нет.

    Для снижения утомляемости проводятся пальчиковые, дыхательные гимнастики, физкультминутки. На каждом занятии проводится психомышечная тренировка для снятия мышечного и эмоционального напряжения (см. Приложение 1).

    Количество занятий: 33

    Режим организации занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю.

    Время проведения: 30 минут.

    Форма работы с детьми: подгрупповая.

    В работе используется УМК:

    - Методические рекомендации по программе

    Куражева Н.Ю, Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. «Цветик –Семицветик. 6-7 лет»

    - Рабочая творческая тетрадь Куражева Н.Ю, Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. «Приключения будущих первоклассников»

    Структура занятий включает в себя следующие этапы:

    1. Ритуал приветствия. Он позволяет создавать атмосферу

    группового доверия и принятия.

    1. Основное содержание занятия:
    • Первый этап (коммуникативный). Дети знакомятся со сказкой, задействуя все репрезентативные системы. Рассказывая сказку, необходимо выражать подлинные эмоции и чувства, так как дети очень тонко чувствуют преувеличение и обман. Основные моменты необходимо выделять соответствующей интонацией голоса, громкостью или паузой.
    • Второй этап (активизация и развитие познавательных процессов). На этом этапе дети могут выполнять задания для развития определенных познавательных функций. Акцент делается на развитии познавательных психических процессов — восприятия, памяти, внимания, воображения; развитии интеллектуальной сферы — мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления.
    1. Рефлексия (эмоционально-эстетический). Предусматривает смысловую законченность (начало и конец занятия должны быть взаимосвязанными); применение нетрадиционных форм организации обучения, где дети могут проиграть те или иные ситуации, предложенные психологом, высказывать свободно свои мысли и чувства.
    2. Ритуал прощанияСпособствует групповому сплочению детского коллектива.

    В основном содержании занятия дети выполняют задания, которые направлены на развитие познавательных функций, а также знакомятся и рассказывают сказку. Рассказ сказки обычно сопровождается инсценировкой сюжета. По ходу сказки взрослый действует куклами, от имени кукол представляет детям проблемные ситуации. Дети не являются пассивными слушателями, они активно участвуют в рассказе и показе сказки. Они то придумывают ее продолжение, то пробуют сами разрешить проблемную ситуацию, то подсказывают героям сказки, как надо поступить.

    1. Этапы реализации программы

    1 этап - первичное диагностическое обследование. 
    Предварительное обследование детей подготовительных групп проводится с целью  выявления исходного уровня психического развития ребёнка.

    2 этап -   психолого-педагогические занятия с детьми подготовительной группы в количестве 31 часа.

    3-й этап – повторное обследование уровня развития интеллектуальных и личностных способностей ребенка с целью отслеживания результативности программы «Приключения будущих первоклассников».

    После завершения всех этапов работы проводится заключительное собрание с родителями и воспитателями, на котором подводятся итоги работы и даются рекомендации родителям и педагогам по закреплению у детей полученных знаний.

    1. Календарно-тематическое планирование занятий по программе

    Дата (месяц)

    Тема занятия

    Цель занятия

    Кол-во

    часов

    Сентябрь

    1.

    Первичная диагностика

    Выявить исходный уровень психического развития ребенка

    Диагностические задания 
    1. Мотивационная готовность. 
    Методика «Персонификация мотивов» (Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер)
    2. Оценка переключения и распределения внимания
    Методика Пьера-Рузера «Проставь значки», (модифицированная 
    Л.В. Венгером, Ю.В. Тихоновой).
    3. Зрительно-моторная координация 
    Методика Н.И. Гуткиной «Домик».
    4. Развитие произвольности
    Методика «Графический диктант» (Д.Б.Эльконин).

    1

    2.

    «Создание Лесной школы»

    - знакомство детей друг с другом;

    - развитие навыков  невербального и вербального общения;

    - снятие телесного и эмоционального напряжения;

    - создание эмоционально положительного климата в группе.

    1

    3.

    «Букет для учителя»

    - продолжение знакомства детей друг с другом;

    - развитие коммуникативной сферы детей, развитие навыков невербального и вербального общения;

    - развитие эмоциональной сферы детей, обучение различению эмоционального состояния (радость) по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию;

    - развивать внимание, память, мышление;

    - развивать мелкой мускулатуры руки;

    - развитие произвольности психических процессов (умение слушать инструкцию взрослого, соблюдать правила игры).

    1

    4.

    «Смешные страхи»

    - сплочение группы, развитие умения выступать публично;

    - развитие навыков невербального и вербального общения, снятие эмоционального и телесного напряжения;

    - развитие эмоциональной сферы детей, обучение различению эмоционального состояния (страх) по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию ;

    - развивать внимание, память, воображение;

    - развивать мелкой мускулатуры руки;

    - развитие произвольности психических процессов.

    1

    5.

    «Игры в школе»

    - развитие коммуникативных навыков;

    - развивать внимание, память, воображение, мышления;

    - развитие умения выступать публично;

    - развивать мелкой мускулатуры руки;

    - развитие произвольности психических процессов.

    1

    Октябрь

    1.

    «Школьные правила»

    - развитие навыков культурного общения;

    - обучение различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию;

    - развивать внимание, память, мышления;

    - развивать мелкой мускулатуры руки;

    - развитие произвольности психических процессов.

    1

    2.

    «Собирание портфеля»

    - развитие зрительной памяти, слухового внимания, мышления;

    - развитие навыков общения, умения выступать публично, высказывать свое мнение.

    1

    3.

    «Белочкин сон»

    - развитие эмоциональной сферы;

    - развитие коммуникативной сферы;

    - развитие восприятия, памяти, внимания, мышления;

    - развитие мелкой мускулатуры руки;

    - развитие произвольности психических процессов.

    1

    4.

    «Госпожа Аккуратность»

    - развитие эмоциональной и коммуникативной сферы;

    - развитие мелкой мускулатуры руки.

    1

    Ноябрь

    1.

    «Жадность»

    - развитие эмоциональной и коммуникативной сферы;

     - развитие волевой сферы, зрительной  памяти, внимания, мышления;

    - развитие мелкой мускулатуры руки.

    1

    2.

    «Волшебное яблоко»

    - развитие навыков общения, умения выступать публично, высказыватьсвое мнение;

    - развитие эмоциональной сферы;

    - развитие внимания, мышления;

    - развитие мелкой мускулатуры руки.

    1

    3.

    «Подарки в день рождения»

    - развитие сферы общения детей, навыков культурного общения;

    - развитие внимания, памяти, мышления, воображения;

    - развитие мелкой мускулатуры руки;

    - развитие произвольности психических процессов.

    1

    4.

    «Домашнее задание»

    - развитие навыков общения  у детей, умения работать в паре;

    - развитие речи и логического мышления;

    - развитие зрительной памяти, слухового внимания, мышления;

    - развитие мелкой мускулатуры руки;

    - развитие произвольности психических процессов.

    1

    Декабрь

    1.

    «Школьные оценки»

    - развитие навыков общения у детей;

    - развитие мышления (анализ, логическое мышления);

    - развитие внимания (зрительное внимание, распределение, слуховое);

    - развитие мелкой мускулатуры руки;

    - развитие произвольности психических процессов.

    1

    2.

    «Ленивец»

    - развитие навыков общения у детей;

    - развитие мышления (анализ, логическое мышления);

    - развитие слухового и зрительного внимания, распределение внимания;

    - развитие ориентировки в пространстве, слуховой памяти;

    - развитие мелкой мускулатуры руки;

    - развитие произвольности психических процессов.

    1

    3.

    «Списывание»

    - развитие коммуникативной и эмоциональной сферы детей;

    - развитие внимания, логического мышления детей;

    - развитие мелкой мускулатуры руки;

    - развитие произвольности психических процессов.

    1

    4.

    «Подсказка»

    - развитие коммуникативной и эмоциональной сферы детей;

    - развитие внимания, логического мышления детей;

    - развитие мелкой мускулатуры руки;

    - развитие произвольности психических процессов.

    1

    Январь

    1.

    «Обманный отдых»

    - развитие коммуникативной и эмоциональной сферы детей;

    - развитие внимания, логического мышления, зрительной памяти, воображения;

    - развитие мелкой мускулатуры руки;

    - развитие произвольности психических процессов.

    1

    2.

    «Бабушкин помощник»

    - развитие коммуникативной и эмоциональной сферы детей;

    - развитие внимания, мышления;

    - развитие мелкой мускулатуры руки;

    - развитие произвольности психических процессов.

    1

    3.

    «Прививка»

    - развитие коммуникативной и эмоциональной сферы детей;

    - развитие внимания, мышления, зрительной памяти, воображения;

    - развитие мелкой мускулатуры руки;

    - развитие произвольности психических процессов.

    1

    Февраль

    1.

    «Больной друг»

    - развитие эмоциональной сферы детей, эмпатии;

    - развитие внимания, мышления, воображения;

    - развитие навыков вербального и невербального общения;

    - развитие мелкой мускулатуры руки;

    - развитие произвольности психических процессов.

    1

    2.

    «Ябеда»

    - развитие эмоциональной сферы детей, эмпатии;

    - развитие зрительного внимания, логического мышления;

    - развитие навыков вербального и невербального общения;

    - развитие мелкой мускулатуры руки;

    - развитие произвольности психических процессов.

    1

    3.

    «Шапка-невидимка»

    - развитие эмоциональной сферы детей, эмпатии;

    - развитие зрительного внимания, логического мышления;

    - развитие навыков вербального и невербального общения;

    - развитие мелкой мускулатуры руки;

    - развитие произвольности психических процессов.

    1

    4.

    «Задача для лисенка»

    - развитие эмоциональной сферы детей;

    - развитие зрительного внимания, логического мышления, воображения;

    - развитие навыков вербального и невербального общения;

    - развитие мелкой мускулатуры руки;

    - развитие произвольности психических процессов.

    1

    Март

    1.

    «Спорщик»

    - развитие эмоциональной сферы детей;

    - развитие зрительного внимания, логического мышления, зрительной памяти;

    - развитие навыков вербального и невербального общения;

    - развитие мелкой мускулатуры руки;

    - развитие произвольности психических процессов.

    1

    2.

    «Обида»

    - развитие эмоциональной сферы детей;

    - развитие зрительного внимания, логического мышления, воображения;

    - развитие навыков вербального и невербального общения;

    - развитие мелкой мускулатуры руки;

    - развитие произвольности психических процессов.

    1

    3.

    «Хвосты»

    - развитие эмоциональной сферы детей;

    - развитие зрительного внимания, логического мышления, зрительной памяти;

    - развитие навыков вербального и невербального общения;

    - развитие мелкой мускулатуры руки;

    - развитие произвольности психических процессов.

    1

    4.

    «Драки»

    - развитие эмоциональной и коммуникативной сферы детей;

    - развитие зрительного внимания, быстроты реакции;

    - развитие логического мышления, восприятия;

    - развитие мелкой мускулатуры руки;

    - развитие произвольности психических процессов.

     1

    Апрель

    1.

    «Грубые слова»

    - развитие навыков вербального и невербального общения, навыков культурного общения;

    - развитие эмоциональной сферы детей;

    - развитие зрительного внимания, памяти;

    - развитие мелкой мускулатуры руки;

    - развитие произвольности психических процессов.

    1

    2.

    «Дружная страна»

    - развитие навыков вербального и невербального общения, навыков культурного общения;

    - развитие эмоциональной сферы детей;

    - развитие внимания, мышления;

    - развитие мелкой мускулатуры руки;

    - развитие произвольности психических процессов.

    1

    3.

    «В гостях у сказки»

    - развитие навыков вербального и невербального общения, навыков работы в паре;

    - развитие эмоциональной сферы детей;

    - развитие внимания, мышления, воображения;

    - развитие мелкой мускулатуры руки;

    - развитие произвольности психических процессов.

    1

    4.

    «До свидания, Лесная школа!»

    Заключительное занятие в программе

    1

    Май

    1.

    Диагностика

    Отслеживание результативности программы:

    Диагностические задания 
    1. Мотивационная готовность. 
    Методика «Персонификация мотивов» (Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер)
    2. Оценка переключения и распределения внимания
    Методика Пьера-Рузера «Проставь значки», (модифицированная 
    Л.В. Венгером, Ю.В. Тихоновой).
    3. Зрительно-моторная координация 
    Методика Н.И. Гуткиной «Домик».
    4. Развитие произвольности
    Методика «Графический диктант» (Д.Б.Эльконин).

    1

    Итого:

    33

    1. Возрастные нормы психического развития ребенка

    к 7 годам (критерии результативности)

    Мотивационная готовность к школе

    Сформированность устойчивого познавательного, эмоционального и социального мотивов.

    Память

    Зрительная образная: объем – 7-8 предметов

    Слуховая образная – 7 звуков

          Слуховая вербальная - 7 – 8 слов

    Тактильная - 7 предметов

    Словесно – логическая

          Произвольность памяти

          Внимание

    Объем - 7 – 8 предметов

    Устойчивость – 25-30 минут

    Концепция: нахождение известного изображения, имеющего до 5 мелких деталей при высокой плотности штриховки

    Умение видеть двойственные изображения

    Воображение

    Творческое (изменение сюжета сказки, сочинение своей сказки с использованием персонажей, придуманных самим ребенком, преобразование одного предмета в другой в процессе манипуляции с различными материалами, придумывание различных игровых сюжетов)

    Развитие интеллектуальной сферы

    Анализ

    Умение устанавливать причинно-следственные связи.

    Умение находить решение проблемных ситуаций.

    Умение формулировать позиции различных персонажей в литературном произведении.

    Умение выстраивать аргументацию к своей позиции с учетом контраргументов.

    Выполнение заданий: «найти девятое», «логические цепочки» по 3 и более признакам.

    Исключение на основе всех изученных обобщений.

    Зрительный синтез из 9 частей без образца, из 12 частей – со зрительной опорой на образец.

    Сравнение предметов на основе представлений.

    Ребенок должен уметь выделять 10 сходств и 10 отличий, в том числе существенные признаки.

    Обобщение

    Ребенок должен уметь выполнять обобщения 1 и 2 порядка.

    Выполнение операции конкретизации на основе всех имеющихся обобщений.

    Выполнение сериации по всем свойствам предметов.

    Умение выстраивать серию из 8 – 10 последовательных картинок.

    Выполнение операции классификации по существенным признакам.

    Волевая сфера

    Принимать и удерживать 5 и более правил в игровой и учебной ситуации.

    Сформированность итогового и пошагового самоконтроля.

    Умение планировать свою деятельность.

    Умение действовать в соответствии с социальной ролью.

    Личностная сфера

    Ребенок должен уметь относиться критически к своим поступкам.

    Появление элементов рефлексии, появление устойчивой самооценки.

    Литература

    1. Основная образовательная программа дошкольного образования /под. Ред. Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой. – 3-е изд., испр. И доп.- М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015
    2. Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. - М.: МГППУ, 2002 - 3-е изд., переработанное - 68 с, приложения.
    3. Катаева Л.И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе : Коспекты занятий. – М.: Книголюб, 2004. – 64 с. (Психологическая служба).
    4. Косина Е. Гимнастика для пальчиков. Развиваем моторику – М.; 2004
    5. Куражева Н.Ю, Вараева Н.В. Психологические занятия с дошкольниками. «Цветик-Семицветик». – СПб.: Речь, 2005. – 95 с.
    6. Куражева Н.Ю, Козлова А.И. Психологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Приключения будущих первоклассников». – СПб.: Речь, 2007. – 90с.
    7. Севостьянова Е.О. Занятия по развитию интеллекта детей 5-7 лет. – М.:ТЦ Сфера, 2008. – 96 с. – (Вместе с детьми).
    8. Сунцова А.В. Развиваем память: игры, упражнения, советы специалиста/А.В. Сунцова, С.В. Курдюкова. – М.: Экскмо, 2010. – 64 с.: ил. – (Учиться? Легко! Советы нейропсихолога)
    9. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – М.: Генезис, 2005, - 176 с: ил. – (Психологическая работа с детьми)

    Приложения

    Приложение 1

    Психомышечная   тренировка

    (комплекс упражнений)

    1. Давай понюхаем цветок. Покажи, как ты нюхаешь цветы. Раз — поднеси обе руки к носу, представляя, что в них цветы, вдохни их аромат, улыбнись, задержав дыхание. Два — опусти руки, делая выдох. (3—4 раза.)
    2. Давай попьем колодезную водичку. Раз — набери воду из колодца. Два — поднеси ладошки с водой ко рту. Смотри, не расплескай воду. Три — попей, сделай вдох. Четыре — стряхни воду с рук и сделай выдох. (3—4 раза.)
    3. Я вижу впереди яблоньки с яблоками! Ты хочешь попробовать эти яблочки? Тогда давай пойдем быстрее. (Ребенок встает.)

    Раз — подними правую ногу, подержи ее в таком положении, задержи дыхание. Два — опусти ногу, сделай выдох. Три — под ними левую ногу, сделай вдох, подержи ногу в таком положении, задержи дыхание. Четыре — опусти левую ногу, сделай вы дох. (3—4 раза.)

    1. Ложись на пол (на ковер). Поплывем на другой берег реки. (Ребенок ложится на живот, руки вдоль туловища.) Раз — руки вперед со вдохом, задержи дыхание. Два — руки вдоль туловища. Выдох. (2—3 раза.) Теперь перевернись на спину, руки вдоль туловища. Раз — руки вверх со вдохом, задержи дыхание. Два — руки вдоль туловища. Выдох. (2—3 раза.)
    2. Смотри, на нашей дорожке появился медведь! Давай ис пугаемся и сожмемся в комочек.(Ребенок ложится на пол, на ковер.)

    Раз — повернись на правый бок и свернись в клубок, делая вдох. Прислушайся, затаив дыхание. Два — выпрямись, делая выдох. Три — повернись на левый бок и свернись в клубок, делая вдох. Четыре — выпрямись, делая выдох. (3—4 раза.)

    6.        Давай попробуем разглядеть все, что нас ждет в конце
    пути. Раз — поверни голову направо, делая вдох. Приглядись,
    задержи дыхание. Два — поверни голову вперед, делая выдох.
    Три — поверни голову налево, делая вдох. Еще раз приглядись,
    задержи дыхание. Четыре — поверни голову вперед, делая выдох.
    (3—4 раза.)

    7. Выпрямить кисть, плотно сомкнуть пальцы и медленно сжимать их в кулак.

    Поочередно выполнять каждой рукой. (5 раз.)

    8. Руку плотно положить на стол ладонью вниз и поочередно сгибать пальцы: средний, указательный, большой, мизинец, безымянный. Выполнять поочередно каждой рукой. (5 раз.)

    9.Выпрямить кисть и поочередно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний к указательному. (5 раз.)

    10.Сжать пальцы в кулак и вращать кисть в разных направлениях. Сначала поочередно каждой рукой. (5 раз.) Затем — двумя руками одновременно. (5 раз.)

    11.Сгибать и разгибать пальцы. Пальцы раздвинуть как можно шире, затем сомкнуть и так 5 раз поочередно каждой рукой, затем 5 раз сразу обеими руками.

    12.Положить руки ладонями вверх. Поднимать по одному паль цы сначала на одной руке, потом на другой. Повторять это упражнение в обратном порядке. (5 раз.)

    13.Ладони положить на стол. Поочередно поднимать пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца. (5 раз.)

    14.Зажать карандаш средним и указательным пальцами. Затем сгибать и разгибать эти пальцы. (5 раз.)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект проведения открытого занятия по валеологическому образованию в группе физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех детей 6-7 лет

    Программные  задачи:     1.Систематизировать  представления  детей  о  безопасных  формах  поведения  дома  и на  ...

    Советы родителям по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе.

    Несколько советов родителям о том, как сделать процесс обучения увлекательным и интересным, вызвать у ребёнка желание учиться в школе....

    Программа психолого-педагогической диагностики готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе

    Безусловно важно, чтобы ребенок пошел в школу физически подготовленным к ней. Однако готовность к школе не сводится к физической готовности. Необходима особая психологическая готовность к ней, к новым...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Традиции встречи весны. Лепка « Жаворонки» для детей 6-7 лет.

    ПРАЗДНИК СОРОКИ (40 СВЯТЫХ) - ПРИМЕТЫ, НАРОДНЫЕ ОБЫЧАИ    Праздник «Сороки», более известный в народе, как 40 святых, отмечается  22 марта. Наши предки в этот день своими обря...

    Конструирование как средство подготовки детей подготовительной группы к обучению в школе.

    Презентация по теме: "Конструирование как средств подготовки детей подготовительной группы к обучению в школе."...

    Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте Тема: «Знакомство со звуком и буквой «У»» для детей 6-7 лет

    Задачи НОД: -учить  проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука;- познакомить с буквой  у, У;-  учить составлять пр...