Развитие речи у детей младшего возраста
консультация по логопедии (младшая группа) на тему

Консультация для воспитателей и родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи у детей младшего  возраста

Младший возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения речи. Бурное развитие речи в дошкольном периоде связано с предметной деятельностью ребенка.

Второй период в овладении грамматикой – это период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения. Он характеризуется быстрым ростом разных типов простого и сложного предложений, усвоением служебных слов. К трем годам ребенок овладевает почти всеми падежами и всеми предметными отношениями, которые с их помощью выражаются. Например:

«Где моя мама? Почему слон живет в лесу? Я севоня купила в магазине для Кати не зеленые, не синие, не желтые, а прямо красные туфельки!» (из дневника А. Д. Салаховой).

На первом этапе развития речь ребенка ситуативна. Так как она тесно связана с практической деятельностью, осуществляемой совместно со взрослыми и сверстниками, то чаще всего (80 %, по данным Т. Слава-Казаку) протекает в форме диалога. Диалог как форма речевого общения имеет чрезвычайно большое значение, так как способствует развитию социальных отношений у детей. Посредством диалога дети привлекают друг друга к общей игре, занятию, устанавливают контакт.

Некоторые дети не умеют поддержать разговор ни сверстника, ни взрослого. В подобных случаях взрослые привлекают ребенка к таким играм, где есть роли для разговаривающих детей, темы разговора подсказываются ситуацией игры, или привлекают к заучиванию маленьких сценок из сказок. Выученные обороты речи дети используют как материал в играх-драматизациях.

В младшем возрасте возникает и описательная речь ребенка. Появление ее связано с расширением круга общения дошкольника, его представлений, с ростом его самостоятельности. Ситуативная, свернутая речь уже не может обеспечить полного взаимопонимания, когда, например, ребенок хочет рассказать воспитателю о событиях, происшедших в семье или во дворе, в которых педагог не принимал участия.

Жесты, мимика, так широко используемые в ситуативной речи, в этом случае ребенку не могут существенно помочь. Возникшее противоречие между потребностью в общении, взаимопонимании и ограниченностью имеющихся средств для этого ведет к возникновению описательной, развернутой речи.

Важная роль в ее формировании принадлежит взрослому, который знакомит ребенка с примерами такой речи, ее эталонами (сказки, рассказы).

Получает дальнейшее развитие в младшем возрасте и понимание речи ребенком. На третьем году понимание речи возрастает и по объему, и по качеству. Дети понимают уже не только речь-инструкцию, но и речь-рассказ. Это важное приобретение. В сказке, рассказе, стихотворении сообщается много информации о предметах и явлениях, недоступных непосредственному опыту («Репка», «Три медведя», «Курочка Ряба»).

Совершенствуется в раннем возрасте и звуковая сторона языка. Она включает в себя различение звуков языка (фонематический слух) и формирование правильного произношения звуков речи. Сначала, как мы указывали, ребенок улавливает общую ритмико-мелодическую структуру слова или фразы, а в конце второго, на третьем году жизни строится правильное произношение звуков. Это повышает требования к речи взрослых. Очень важно, чтобы она была правильной, все звуки, произносимые взрослыми, были четкими, а ритм речи – не слишком быстрым.

Если речь ухаживающего за ребенком взрослого имеет дефекты – картавость, шепелявость, заикание, то эти дефекты будут воспроизводиться ребенком. Вся огромная работа, которую проделывает ребенок, учась отличать одно слово от другого, является прежде всего работой над материальной, звуковой стороной языка. Дети любят произносить какое-нибудь слово, часто искаженное или ничего не значащее, только потому, что им нравятся звуки этого слова. К. И. Чуковский (1983) собрал большой материал по усвоению ребенком звуковой оболочки языка. Рифмотворчество, отмечают специалисты, является неизбежной и очень рациональной системой упражнений в фонетике.

Итак, в раннем возрасте ребенок активно усваивает все компоненты родного языка.

Работа над постановкой звуков

Дети, страдающие различными речевыми нарушениями, глубоко переживают свои проблемы. Многие из них становятся замкнутыми, раздражительными, отгораживаются от сверстников и взрослых стеной молчания. Уже в раннем возрасте у таких детей могут появиться неврозы. Общее их развитие тормозится, и без специального обучения они начинают заметно отставать от нормы.

При постановке звуков важную роль играет артикуляционная гимнастика, которая заставляет работать все мышцы, участвующие в процессе звукообразования,  делает их более подвижными и послушными (Артикуляционные упражнения для всех групп звуков приведены в кн.: Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения.— М.: Просвещение, 1981). Артикуляционную гимнастику необходимо проводить как в речевых, так и в обычных группах, так как у многих детей наблюдаются нечеткое, "смазанное" звукопроизношение, скованная артикуляция, плохая переключаемость с одного звука на другой.

Предлагаемые сказочные истории помогут детям справиться с некоторыми речевыми трудностями. Обыгрывая их вместе с детьми, вы увидите, что постановка звуков пошла быстрее, а дети проявляют живой интерес даже при выполнении очень трудных артикуляционных упражнений. Эти истории — лишь незначительная часть того, что можно придумать, занимаясь с детьми. У каждого из вас — масса фантазии, поэтому творите, придумывайте все новые и новые истории о Язычке и его друзьях, рассказывайте их детям, выполняя при этом вместе с ними артикуляционные упражнения. И еще. Детям трудно запомнить названия и расположение артикуляционных органов. Чтобы облегчить им это, мы используем игровые приемы, придумываем сказки и забавные истории. Рассказывая их, надо показывать детям игрушки, иллюстрации, предметные картинки, рисунки самих детей. Перед каждым ребенком обязательно должно стоять зеркало, достаточно большое, чтобы он видел работу артикуляционных органов. Итак, поможем Буратино заговорить.

Помните? Старый шарманщик папа Карло решил смастерить из полена куклу. Вырезал голову, глаза, нос, назвал мальчишку Буратино, заговорил с ним, но ответа не дождался. Как вы думаете почему? Конечно, папа Карло не успел сделать рот. Поможем ему? Чтобы Буратино заговорил, надо обязательно сделать губы. Их две — верхняя губа и нижняя губа. Когда губы плотно сомкнуты, мы не видим, что за ними скрывается. А за ними скрываются... зубы, верхние и нижние. Карло вырезал губы и зубы, но Буратино все равно не мог говорить. С досады он прикусил верхними зубами нижнюю губу, а потом нижними зубами верхнюю губу. Он крутил головой, шевелил губами, пытаясь что-то сказать, но у него ничего не получалось, потому что папа Карло не сделал ему... язык. Но вот и язык готов, розовый и очень веселый. Язык ни на секунду не оставался в покое: он высовывался изо рта, подпрыгивал, щелкал, облизывал губы. Буратино очень понравился рот. Он был очень большой — прямо до ушей! Когда Буратино широко открывал рот, можно было увидеть вверху небо, а в самой глубине рта — маленький язычок, который находился над входом в горло. Когда Буратино говорил: "А-а-а", язычок поднимался вверх и было видно горло. Все это очень забавляло Буратино, он придумывал разные игры для губ, язычка и подолгу играл в них. Эти игры не были пустой забавой: они нужны, чтобы научиться правильно произносить звуки. Вместе с Буратино мы тоже будем играть в эти игры.

История 1. Домик для Язычка

Жил-был Язычок, очень грустный Язычок. Да и откуда взяться веселью, если у него не было своего дома? Язычку ничего другого не оставалось, как жить на улице, а там осенью дождь, зимой снег и летом дни холодные случаются. Плохо было Язычку, он часто простужался и подолгу болел. Но в один прекрасный день Язычок нашел себе дом. Какой? Рот. Обрадовался Язычок и решил привести свой новый дом в полный порядок. Дом должен быть крепостью, поэтому Язычок установил две двери:

первая дверь — губы, вторая дверь — зубы.

В новом доме Язычка не было окон, зато были стены, правда, очень странные. Они могли раздуваться, как шарики. Как они называются? Щеки. А потолок был твердым и назывался нёбо. Нёбо неровное и напоминает купол. Передняя часть потолка-нёба заканчивается маленькими бугорками. Это альвеолы. Они расположены за верхними зубами. Сзади потолок переходил в занавеску с маленьким язычком.

Несмотря на некоторые неудобства, Язычку очень понравилось его новое жилище. Правда, в нем всегда было сыро, даже спать приходилось в мокрой постели, зато было тепло и уютно, а главное — не было сквозняков.

(Дети выполняют соответствующие движения языком).

        История 2. Язычок делает ремонт

        Из-за постоянной сырости Язычку часто приходилось делать ремонт. Прежде всего он проветривал свой дом, для чего открывал сначала первую дверь — губы, затем вторую дверь — зубы, после чего протирал их с наружной и внутренней стороны. (Дети выполняют соответствующие движения языком).

        Потом Язычок брал большую кисть и красил потолок-нёбо. Красить надо было тщательно, а для этого крепко прижимать кисточку. (Широко открыв рот, ребенок двигает языком 5—10 раз  вперед-назад и из стороны в сторону по нёбу — упражнение "Маляр".)

        Выполнив эту работу, Язычок приступал к оклейке стен-щек обоями. Делал он это очень аккуратно, педантично наклеивая одну полоску за другой. (Движения языка сверху—вниз по внутренней стороне обеих щек.) После ремонта Язычок мыл полы. (Движения кончиком языка из стороны в сторону под языком и возле передних зубов; рот открыт.) Чинил Язычок и двери-зубы. (Губы раздвинуты в улыбке, видны плотно сжатые верхние и нижние зубы — упражнение "Забор".)

История 3. Язычок делает покупки

        Язычок был очень пунктуален и не любил опаздывать, поэтому прежде всего он решил купить часы. В ближайшем магазине присмотрел симпатичные ходики с маятником, который двигался из стороны в сторону. (Движения языка из одного уголка рта в другой, рот открыт — упражнение "Часики".) У часов были две длинные острые стрелки (сделать язык узким и длинным) и цифры на циферблате (круговые движения языка, который как бы очерчивает циферблат и в нескольких местах касается округленных губ, указывая расположение цифр на циферблате). Язычок повесил часы на одну из стен. Они так уютно тикали: "Тик-так, тик-так!"(проговаривают), а каждый час били:"Бом-бом-бом!" (Дети повторяют.)

        Еще Язычок купил розовую чашку и глубокую тарелку. (Рот открыт, широкий язычок в форме чашечки поднимается к верхним зубам, губы остаются неподвижными — упражнение "Чашечка".) Из чашки Язычок пил чай и молоко, а из тарелки ел суп и кашу. Когда они были горячими, он дул на них. (Дуют на широкий язык, не раздувая щек.)

        Язычок купил также сковородку, на ней он пек блины, которые очень любил. (Сделать язык широким и плоским, как блин, и положить его на нижнюю губу, рот открыт, губы не напряжены — упражнение "Блинчик").  Язычок  часто приглашал в гости друзей. Они любили приходить к нему, хвалили угощение, иногда даже облизывались от удовольствия. (Широким языком облизать верхнюю губу движением сверху вниз 5—10 раз; рот открыт — упражнение "Вкусное варенье".)

История 4. Новый велосипед

На день рождения друзья подарили Язычку велосипед: красивый, с двумя большими колесами (круговые движения языка) и блестящим рулем. Язычок решил прокатиться на велосипеде вокруг дома. (5—10 круговых движений языка, рот открыт как можно шире.)

Но вот беда: на дороге валялся острый гвоздь. (Сделать язык длинным и узким, как игла,— упражнение "Иголочка".) Язычок напоролся на него, и из камеры стал выходить воздух ("С-с-с-с").

"Не расстраивайся!" — начали успокаивать Язычка друзья. Они сняли колесо, заклеили дырку в камере и накачали ее с помощью насоса. ("С-с-с-с". Одновременно дети выполняют движения руками "Насос".) Колесо поставили на место, и Язычок с друзьями снова мог кататься на велосипеде. (Несколько круговых движений языка.)

История 5. Язычок и лошадка

Как-то летом Язычок, выглянув в дверь (движение языка), увидел на лужайке маленькую симпатичную лошадку. Она пощипывала травку (губы в улыбке, зубы покусывают) и весело помахивала хвостом (движения языка из стороны в сторону).    Иногда она вскидывала голову и громко кричала: «И-и-и, иго-го».Язычок выбежал из дома и протянул лошадке кусок подсоленного хлебца. Та осторожно взяла его мягкими губами (движение губ).

На спине у лошадки было широкое седло (упражнение "Чашечка"), и Язычок решил покататься верхом. Он ловко вскочил в седло, и лошадка поскакала! (Дети руками "держат поводья" и звонко цокают языком — упражнение "Лошадка".) Время от времени Язычок натягивал поводья (дети имитируют движение — упражнение "Натянем поводья") и останавливал лошадку: "Тпр-р-р..." (Подуть на губы, а затем на губы и язык — упражнение "Кучерское межгубное р-р-р". Названные упражнения повторить несколько раз, чередуя).

История 6. Язычок в цирке

Вместе с друзьями Язычок отправился в цирк. Сколько же интересного они там увидели! Открыли представление барабанщики. Выйдя на арену, они громко били в барабаны: "Ды-ды-ды!"(Произнести). Затем под куполом цирка появились воздушные гимнасты. Они раскачивались, перелетали с одной трапеции на другую. (Широким языком выполнить движения языком вперед-назад, рот открыт — упражнение "Качалочка", повторить 5—10 раз.) После гимнастов выступали цирковые лошадки. (Упражнения "Лошадка", "Натянем поводья", "Кучерское межгубное р-р-р".)

Очень интересным было выступление дрессированных тигров, которые сидели на высоких тумбах (широкий язык положить на нижнюю губу), качались на качелях. (Рот открыт, язык дотрагивается сначала до верхней, а потом до нижней губы 5—10 раз; губы при этом не напрягаются и не подворачиваются, а язык не зажимается зубами — упражнение "Качели".) Иногда тигры сердились на дрессировщика, выгибали спины, шипели и рычали. (Упражнение "Киска сердится").

Но больше всего Язычку понравилось выступление фокусника. Придя домой, он придумал собственный фокус. (Положить ватку на кончик носа и сдувать ее, направляя воздушную струю посередине широкого, в форме чашечки, языка вверх; язык высунут, щеки не раздуваются; зубы не прикусывают язык — упражнение "Фокус".)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по развитию речи для детей младшего возраста

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ...

Конспект занятия по развитию речи для детей младшего возраста "Весело играем"

- обогащать словарь детей существительными, обозначающими домашних животных  их детенышей; прилагательными, обозначающими цвет: красный, желтый).- помогать детям отвечать на простейшие вопр...

"Кто такие гуленьки?" художественная литература. Развитие речи у детей младшего возраста.

Использование произведений художественной литературы в развитии речи младшего дошкольникаДошкольники очень восприимчивы к слову, все быстро запоминают и воспроизводят: у них активно "работает" непроиз...

Открытое занятие по развитию речи для детей младшего возраста «В гостях у сказки».

Цели и задачи: продолжать поддерживать интерес к знакомой сказке, внимательно рассматривать иллюстрации к сказкам и называть их, четко произносить слоги в чистоговорках, отвечать на вопросы, согласовы...

Родительское собрание на тему «Развитие речи у детей младшего возраста: сотрудничество педагогов и родителей»

        Важную роль в развитии речи детей играет тесное взаимодействие воспитателей группы и родителей детей. Информированность родителей о работе педагогов по развитию речи...

План по самообразованию "Развитие речи у детей младшего возраста через развитие мелкой моторики и сенсорные игры"

Развитие речи у детей младшего возраста через развитие мелкой моторики и сенсорные игры...