Главные вкладки

    Мастер-класс Игровые приемы при обучении творческому рассказу по картине
    консультация по логопедии (старшая группа) на тему

    Основная идея работы – создание педагогического сопровождения усвоения детьми обобщенных способов составления рассказов по сюжетным картинам. Мастер-класс предназначен для воспитателей, педагогов, логопедов.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Мастер-класс

    Игровые приемы при обучении творческому рассказу по картине

    Цель: повышение компетентности педагогов в обучении детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине, развитию фантазии и творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.

    Задачи: 

    • Познакомить с игровыми приемами при обучении творческому рассказу по картине;
    • Поделиться опытом работы по обучению творческому рассказыванию по картине.

    Оборудование:

    Картина, белые листы бумаги, фломастеры, картинки-анализаторы

    Ход мастер – класса:

    Актуальность

         Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, узким специалистам, психологам.

    Творческий рассказ – продуктивный вид деятельности, конечным результатом его должен быть связный, логически последовательный рассказ. Творческое рассказывание в какой-то степени родственно настоящему литературному творчеству. От ребенка требуется умение выбрать из имеющихся знаний отдельные факты, внести в них элемент фантазии и составить творческий рассказ. Но чтобы этому научить, необходимо развивать и другие стороны речи: расширять словарный запас, воспитывать звуковую культуру речи и формировать грамматический строй.   Особенно сложным видом речевой деятельности для ребенка является рассказывание по картине.

    Проблема организации такого занятия в том, что дети должны выслушивать рассказы по одной картине сначала воспитателя (образец), а затем своих товарищей. Содержание рассказов почти одинаковое. Варьируются лишь количество предложений и их развернутость. Но главным негативом является то, что ребенок не строит свой рассказ сам, а повторяет предыдущий с очень незначительной интерпретацией. Дети и педагоги не любят такие  занятия, но научить  детей составлять рассказ по картине нужно.  И для того, чтобы занятие проходило интересно, творчески предлагается вводить различные игры с картиной, такой вид работы должен проводиться и давать положительные результаты. В работе с детьми можно выделить несколько этапов, на каждом из них представлена какая-либо мыслительная операция, в результате освоения которой у ребенка развивается способность самостоятельно делать речевые зарисовки по картине. Обучение ребенка осуществляется в процессе его совместной деятельности с педагогом посредством системы игровых упражнений.

    Организационный момент

    У нас в гостях картина. Посмотрите на нее. Сегодня она будет участвовать в наших играх. Давайте придумаем ей название. (Придумываем название картины)

    http://f13.ifotki.info/org/5c18d66d295e51c865cba17a5d8c3fae5f34d0145052480.jpg

    1 этап: "Определение состава картины".

    Цель: обучить мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений на картине.

    Для побуждения слушателей к выделению и называнию объектов на картине используется прием "Подзорная труба".

    Правило: навести глазок подзорной трубы на один объект, и назвать его. Для определения деталей одного объекта используются приемы "Аукцион", "Охота за подробностями", "Кто самый внимательный" и др.

                       

    Дидактическая игра «Фотографирование».

    А теперь, я предлагаю немного пофантазировать. Представьте, что у вас в руках фотоаппараты. Возьмите свой фотоаппарат, настройте свои объективы, внимательно рассмотрите картину выберите только один предмет и сфотографируйте его.

    Участники называют предметы. (Предполагаемые ответы: Девочка, мальчик в синей куртке, девочка в розовой куртке, дерево, птицы, озеро, небо, снег, кормушка и др.).

     Как много разных предметов мы с Вами назвали, предлагаю вам самим проявить свои фотографии. У вас на столах есть листы бумаги и фломастеры (каждый схематично изображает свой кадр).  Для детей это может быть предварительная работа (рисунки по картине).

    2 этап "Установление взаимосвязей между объектами на картине».

    Цель: упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на картине. Выбираются любые два объекта и объясняется, почему их можно соединить.

    Игры, которые помогают устанавливать связь между предметами и объектами на картине: «Кто с кем дружит?», «Соединяем, украшаем», «Волшебные схемы»

    Дидактическая игра «Кто с кем дружит».

    Мы разобрали картину на части. Теперь попробуем их объединить.

    (Соединяем на доске два рисунка - схемы и объясняем почему).

     Пример логопеда:

    Я соединяю дерево и кустарник, потому что это растения.

    Ответы участников.

    3 этап "Описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств"

         Цели: обобщить знания о признаках объектов, которые могут воспринимать определенные органы чувств; учить составлять рассказы-описания на основе восприятия картины через разные органы чувств.

    Игры, которые развивают умение описывать картину через различные анализаторы (органы чувств): «Вхождение в картину», «Я чувствую руками», «На ощупь», «Я слышу звуки», «Запахи», «Горячее сердце», «Волшебник».

    Вхождение в картину

    А сейчас я предлагаю вам войти в картину. Давайте, встанем в круг возьмемся за руки, закроем глаза и представим, что мы перенеслись в нашу картину:

    Раз, два, три    в картину войди…

    Открывайте глаза...

     А сейчас нам будут помогать волшебные картинки:

    Картинка «Ухо»

    Какие звуки  вы  услышали? (Ответы участников)

    Картинка «Нос»

    Какие запахи?

    Понюхайте воздух, какой он? (Ответы участников)

    Картинка «Рука»

    Какими на ощупь Вам кажутся предметы? (Например, снег)

    Картинка «Сердце»

    Что вы почувствовали?

    Опять возьмемся за руки и вернемся на занятие.

    Раз, два, три ... В детский сад   верни…

    Садимся на места.

    4 этап "Составление рассказов-фантазий"

            Цели: учить преобразовывать содержание картины с помощью типовых приемов фантазирования; учить составлять рассказы фантастического содержания.

    Игры, которые учат проецировать картину в двухмерном пространстве:

    «Живая картина», «Я - режиссер», «Раз, два, три…картина оживи»,  «Кто я на картине?»

    Дидактическая игра «Оживи картину» (Ориентация в двухмерном пространстве)

    А сейчас предлагаю вам оживить нашу картину. Расскажите, кто вы на картине и найдите свое место.

               (Выстраиваем картину на ковре)

     Например:

    Я – девочка Маша, в розовой куртке, сижу на корточках и смотрю как мальчик кормит птиц.

    Участники проецируют картину на ковре.

    «Раз, два, три картина оживи!»

     Вот какая интересная, живая картина у нас получилась! Мы с Вами отличные актеры!

    1. этап «Путешествие во времени».

    Логопед предлагает детям придумать, пофантазировать и рассказать, что будет дальше.

    Игры, развивающие творческую, речевую и мыслительную деятельность детей: «Что будет дальше?», «Фантазия», «Будущее», «Прекрасное далеко».

    Составление рассказа по картине

    Вызываю одного ребенка. Предлагаю составить рассказ по картине.

    (Напоминаю, чтобы ребенок использовал в своем рассказе то, о чем мы говорили при рассматривании картины и использовали в играх.)

    Другой ребенок может попробовать закончить рассказ тем, что будет потом.. 

    Заключение.

    В результате занятия с применением ТРИЗ у детей:

    *Снимается чувство скованности;

    *Развивается воображение, речевая и общая инициатива;

    *Повышается уровень познавательных способностей, что помогает преодолевать застенчивость.

    ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий призванная не заменять основную программу, а максимально увеличить ее эффективность.

    Таким образом, проблема обучения дошкольников творческому рассказыванию становится реально решаемой, если педагог, при предъявлении любой новой картины, в свой комплекс целенаправленного воздействия включает отработку мыслительных операций по анализу картины, как целостной  системы, так и отдельно взятого объекта на ней.

    Итог занятия.

    Обратная связь

    Сегодня, мы с вами познакомились поближе с нашей картиной и играли с ней. Скажите, что мы учились делать?

    (Учились рассматривать картину, составлять красивые предложения и обыгрывать предметы на картине)

    Вам понравилось?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    как научить детей с ОНР составлять рассказы по картине и серии картин

    Рекомендации по работе над составлением рассказов по картине и серии картин с детьми с ОНР молодым логопедам....

    как научить детей с ОНР составлять рассказы по картине и серии картин

    Рекомендации по работе над составлением рассказов по картине и серии картин с детьми с ОНР молодым логопедам....

    Конспект открытого занятия по развитию связной речи: Составление описательного рассказа по картине с опорой на картинно-графический план.

    Занятие по развитию речи: " Составление описательного рассказа ( с элементами творческого рассказа) с опорой на картинно-графический план....

    «Игровые приемы при обучении творческому рассказу по картине»

    Значение картины как дидактического средства образования дошкольников...

    Мастер-класс «Игровые приемы при обучении творческому рассказу по картине»

    Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, узким специалистам, психологам.Творческий рассказ – продуктивный вид деятельности, конечным...

    Использование технологии синквейн в ходе обучения составлению рассказа по картине. Тема занятия: «Составление рассказа по картине И. Левитана «Золотая осень»

    Это опыт организации работы по рпзвитию речи с детми старшего дошкольного возраста. На этом занятии я показала как можно использовать  технологию синквейн в  составлении рассказа по пейзажно...