Речевой материал для преодоления нарушений слоговой структуры слова
картотека по логопедии (старшая группа) на тему

Киселёва Элла Анатольевна

Данный материал предназначен для работы с детьми,имеющими общее нарушение речи старшего дошкольного возраста. Материал оформлен в виде карточек для индивидуальной работы с детьми и для закрепления пройденного материала в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoy_material_po_slogovoy_strukture.docx50.52 КБ

Предварительный просмотр:

Карточка 1.

Упражнения на развитие динамической и ритмической организации движений.


1. Артикуляционные упражнения:
-открыть рот, оскалить зубы, надуть щеки;

-язык за правую щеку, губы трубочкой, язык на нижней губе;

-втянуть щеки, пощелкать языком, подуть;

-два раза пощелкать языком, один раз подуть;

-беззвучно артикулировать гласные [и]—[у]—[а];

-беззвучно артикулировать согласные [п]—[н]—[м].

2. Упражнения для рук:
-большим пальцем поочередно касаться указательного, мизинца, среднего;

-класть кисть руки на стол кулаком, ребром, ладонью;

-показывать: кольцо из пальцев, ладонь вертикально, «уши зайчика»;

-из и.п. «кулак на столе» поочередно показывать большой палец, мизинец, указательный палец.

3. Упражнения для тела:
-наклониться вправо, сесть на корточки, встать, хлопнуть в ладоши;

-помахать руками над головой, руки убрать за спину, прыгнуть на месте;

-топнуть ногой, руки к плечам, вниз, поднять голову, опустить.


Карточка 3.

Работа над гласными.

Упражнение 1

Ребенок повторяет пары, тройки и большее количество звуков от более контрастных к менее контрастным:
-в сопровождении ручных символов;

-без них;

- без зрительной опоры. Предлагаются слоги:


А — И А — И — О у _ а — И — О
А —У У — А — И э — У — А — И
И — О И — О — Ы А — И — О — Ы
Ы — А Э — У — А И — Э — У - А
У — Э А — Ы — О У — А — Ы — О
А — О И — Ы — Э О — И — Ы — Э
О — У О — У — А Э — О — У — А.

Упражнение 2
Тренировка высоты, громкости, силы голоса и темпа произношения.
Ребенок произносит ряд гласных:
-на одном выдохе, при этом плавно (либо отрывисто);

-громко (тише, совсем тихо);

-чередуя громкость в пределах одного ряда;

-со сменой высоты голоса (от лица разных членов семьи, разных животных);

-быстро (либо медленно).

Карточка № 5.

Работа над слогами.

Упражнение 1
Упражнение состоит в повторении рядов, начиная с двух-трех слогов, вначале в сопровождении ручных символов, затем без них, в конце без зрительной опоры. Берутся слоги:
 с общим согласным:
МА — МО — МУ — МЫ — МЭ; 

с общим гласным:
БУ — КУ — ВУ — НУ – ДУ

обратные:
АН — ЫН — ОН — ЭН — УН
ОФ — ОП — ОХ — ОТ — ОМ;
-
закрытые слоги, их ряды и пары:
МАК  МОК  МУК  МЫК  МЭК
КАП — ПАП       ПЫХ — ТЫХ
ТУК — МУК       БОК — ВОК;
-
прямые и обратные слоги с твердыми и мягкими со
гласными:
БА — БЯ      АП — АПЬ 
ВУ — ВЮ    УФ — УФЬ 
МО - МЁ      ЕН — ЕНЬ;

2. Дополнительные задания:

сосчитать количество слогов;

выложить кружки, палочки по количеству слогов: «Послушай, сколько яблок упало: бух, бух, бух, бух!» (выложить четыре кружка); «Сколько гвоздиков прибили? Тук, тук, тук!» (выложить три палочки);

сделать столько шагов, прыжков, сколько было слогов: «Топ, топ, топ!» (три шага); «Прыг, прыг, прыг, прыг!» (четыре прыжка);

Карточка  № 7.

Работа со словами.

1. Упражнение «Идем по лесенке»:

 повторить серии из двух-трех односложных слов из закрытого слога: в прямом порядке, с подъемом по лесенке вверх, либо в обратном, со спуском вниз:
СУП — ДЫМ
ГУСЬ — КОТ
ДОМ — НОС
МЕХ - СОН - ЛОБ
ДУШ — ЛОСЬ — МЫШЬ
КУБ - ЛЕС — ФЕН.

2.Упражнение: повторение рядов слов, близких по звуковому составу: — отличающихся гласными звуками:

СУК — СОК        МЕХ — МАХ — МОХ
МЯЧ — МЕЧ       ДОМ — ДЫМ — ДАМ
КИТ - КОТ           БЫК - БОК — БАК — БУК
ЛЕС — ЛИС        ТОК — ТУК — ТИК — ТАК
САМ — СОМ      НОС - НЁС             ДЫНЯ — ДАНЯ
СОН — СЫН       ЛЫЖИ — ЛУЖИ
ТИР — ТЁР          РУКИ — РЕКИ
ГОЛ — ГУЛ        РАКИ — РУКИ
МЫЛО — МАЛО      ЮЛА — ЮЛЯ        ЛУНА - ЛЕНА;




Карточка  № 9.

Работа со словами.

  1. 1. Упражнение: называние слов, похожих по звуковому составу, но различающихся местом ударного слога:

роЖКИ — РОЖки
ЗАмок — заМОК
маЗКИ — МАски
КАдки — каТКИ
муКА — МУка
глаЗКИ — ГЛАзки
ГВОздики — гвоЗДИки.

Упражнения с перестановкой слогов
Взрослый произносит слово, состоящее из двух слогов. Нужно поменять их местами и назвать получившееся новое слово. Например:
ЖИ —ЛЫ —ЛЫ —ЖИ.
Слова:
ЛА — Ю КИ — ПЯТ ЛО — ЖА КА — ЧАЙ
ЛЫ — КО НА — СОС ЛА — МА КИ — РА
НА - ВЕС СКА — ЛА БАН - КА;
Слоги:
КА - МУ, КА - СУМ, ТЯ - КА, ШИ — У,
ЛЯ - КО, ВА - ТЫК, МА - Я, ТИ - НОГ,
МА - ДО, ТА - ПАС, ТЯ - ТЕ, ТЫ — КУС,
ПА — ЛИ, ЖА — ЛУ; ГИ — НО, КА — MAC,
Л А — МЕТ, КА — ПАЛ БА — ТРУ; КАН — КАП
ДУК - СУН, НИК - ЛЫЖ, ДУХ - ВОЗ, ТУК - ФАР,
ТИК — ЛАС, ДЫШ — ЛАН, ПОТ — КОМ, ТИК — ВИН,
ЛИК - КОЗ.


Карточка  № 12.

Работа со словами.

Упражнения на переход к слитному произнесению слов.

  1. Упражнение 1
    Взрослый произносит
     слово по слогам, ребенок слитно повторяет его.
  2. Упражнение 2
    Взрослый  произносит первый слог какого-либо слова.  Если ребенок  догадался, то заканчивает слово
    Слоги:
    ВЕД - , СЕТ - , КУХ - , ДОС - , КОФ - , БУК - , КУК - , БЕЛ - , МЕТ - , ТАК - , ВАФ - , БАН - ; СТА -, ФЛА - , ПТЕ - , ТРА - , КЛО — , ЦВЕ — , ЗВО -, ГРИ - , КРЫ — , ГРУ — , МОР —.

Упражнение 3.
Взрослый говорит окончание слова, отхлопывая его по слогам. Ребенок добавляет первый слог и называет слово целиком («— РЕВО —ДЕ! Дерево!»).
Слоги:
-ЖАМА, -ШИНА, -ГОДА, -БУШКА, -КЕТА, -ЖИНА, — МЕТА, -ЛАКИ, -МИДОР, -РЁЗА, -ЛИНА, -ДОЧКА, —ЛЕНО, -МЫШИ, -ТЯТА, —ЛОСЫ, —ЛЯНА.
4. Упражнение 4.
Взрослый называет слово, делая хлопок вместо второго
слога (или любого среднего слога). Ребенок добавляет слог и называет слово целиком («КО — ! — БОК —ЛО—! Коло
бок!»).   Слоги:
СА — ! — ЛЕТ, ПЫ — ! — СОС, ПА — ! — ХОД, ТЕ — ! — ФОН, ПО — ! — ГАЙ, О — ! — РЕЦ, МО — ! —ТОК, ВО — ! —Ём,  ПИ - ! - ЖОК; - ПИ — ! - НИНО, Е - ! — ВИКА, БУРА — ! — НО, ПУГО — ! — ЦА, ПО — ! — ДОРЫ, ОДЕ — ! — ЛО, ЧЕРЕ — ! — ХА.
Карточка  № 13.

Упражнения на образование словосочетаний

Упражнение 1
Проговаривание словосочетаний:
— маленькая лампочка, маленькая ласточка, маленькая лен
точка и т.д. Слова:
курточка, кофточка, кисточка, карточка, косточка, расчесочка, отверточка, таблеточка, стопочка, кнопочка, звездочка, клеточка, тряпочка, ватрушечка, картошечка, скамеечка, спичечка, книжечка, крышечка, крошечка;

— вкусная тыква, вкусное яйцо, вкусные вафли, вкусный ар
буз и т.д. Слова:
булка, морковь, бублик, компот, инжир, грибы, фрукты, свекла, клюква, крошки; яблоко, эскимо, колбаса, конфеты, пельмени, капуста, редис, абрикос, цыпленок, мандарин, ватрушка, апельсин, морковка, клубника, индейка, картошка; гриб, хлеб, квас, джем, крем, кость, кекс; ежевика, кукуруза, помидоры, витамины, макароны, поросенок, абрикосы, земляника, баклажаны, смородина;

— гладкий сундук, гладкие ногти, гладкая палка, гладкое яйцо и т.д. Слова:
поднос, пятки, рельсы, альбом, магнит, флакон, дельфин, стакан, крышка, скалка, книжка; шлем, ткань, стол, шкаф, кость, лист, ствол, столб, фрукт.

Карточка  № 15.

Упражнения на составление коротких  предложений с изученными словами.

Упражнение 1.
Предлагается подобрать к названию предмета подходящее действие (стоит, спит, либо оба действия) и составить предложения:
чайник- чайник стоит; дельфин дельфин спит;.
Слова:
сундук, лыжник, торшер, кактус, аист, киоск, верблюд, флакон, старик, сторож, грибок, турист, трактор, станок, поезд, кролик, кровать, павлин, солдат, компот, козлик, стакан, корабль, клоун, тюльпан, индюк.

Упражнение 2.
Необходимо поставить слова в правильном порядке и назвать предложение.
В, помидоры, теплице. В теплице помидоры.
Слова:
Над, сосулька, окном. Дереве, на, кукушка. Ножницы, ящике, в. Полкой, над, картина. У, шахматы, мальчика. Скамейкой, цыплята, под. В, тюльпаны, парке. Домом, над, облака. Конфеты, девочки, у. Почте, на, посылка. Под, тапочки, вешалкой. Гантели, папы, у. Над, молния, лесом. Капуста, сумке, в. Листом, под, улитка. На, бабочка, ромашке. Булавки, коробке, в. Лавкой, под, лягушка. У, удочка, дедушки. Беседка, даче, на. Диваном, над, зеркало.


Упражнение
Ребенку предлагается самостоятельно придумать предложение с данным педагогом словом.

Карточка 20.

Упражнения на закрепление материала.

Заучивание  чистоговорок.

Б
Бы-бы-бы, идет дым из трубы.
У Бобы были бобы.
Бредут бобры в сыры боры.
Бегемот разинул рот, булки просит бегемот.
Забавной обезьяне бросили бананы.
Бросили бананы забавной обезьяне.
Би-би-би, гудит машина, — не поеду без бензина.

П 

Уп-уп-уп, мама варит суп. 
Наш Полкан попал в капкан. 
За гиппопотамом по пятам топает гиппопотам. Говорит попугай попугаю:
Я тебя, попугай, попугаю! Петушок прыг на порог:

Подари, пекарь, пирог!


П — Б
Потерялись бусы у нашей бабуси.
Хлеб ржаной, батоны, булки на добудешь на прогулке.
Бабкин боб расцвел в дождь. Будет бабке боб в борщ.
Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.
Бились лбами у забора два быка. Прободали в шумном споре все бока.


Карточка 21.

Упражнения на закрепление материала.

Заучивание  чистоговорок.


В 

Ва-ва-ва, на суку сидит сова. Три вороны на воротах. Водовоз вез воду из водопровода. Вкусная халва — мастеру хвала. Взмокший вол с поклажей воз вдоль дороги вязкой вез.
Вертлявый ветер вырывал ворота как вертушки. Ворчливый ворон воровал вчерашние ватрушки.

Ф
Аф-аф-аф, в углу стоит шкаф.
У Фани фуфайка, у Феди туфли.
Флот плывет к родной земле, флаг на каждом корабле.
Федя полез за конфетой в буфет, факт, что в буфете не будет конфет.

Ф — В
Наш Филат не бывает виноват.

Волков бояться — в лес не ходить.

Михаил играл в футбол, он забил в ворота гол.

Филин даже с фонарем ничего не видит днем.

Г
Гу-гу-гу, пасутся гуси на лугу.

На горе гогочут гуси, под горой огонь горит.

 Гусь Гога и гусь Гага друг без друга ни шага!

 До города дорога в гору, от города с горы.

На иве галка, на берегу галька.

Карточка 22.

Упражнения на закрепление материала.

Заучивание  чистоговорок.


К
Ко-ко-ко, не ходите далеко.

Тук-тук-тук, прибиваю я каблук.

Наша река широка, как Ока.

Укусила кису муха и болит у кисы ухо.

 Кошка с котенком, курочка с цыпленком.

К — Г
Галка села на палку, палка ударила Галку.
Идут гуськом гусак за гусаком.
Купили Егорке салазки для горки.
Груздь на солнце греет бок. В кузовок иди, грибок!

X
Ха-ха-ха, не поймать вам петуха!

Прохор и Пахом ехали верхом.

Муха-горюха села на ухо.

Был в саду переполох — там расцвел чертополох.

Д
Ду-до-да — гудят провода.

Ду-ДУ-ДУ, растут яблони в саду.

Дарья дарит Дине дыни.

Дятел дерево долбил, деда стуком разбудил.

Дед Данил дыню делил: дольку — Диме, дольку — Дине.

Карточка 23.

Упражнения на закрепление материала.

Заучивание  чистоговорок.
Т 
Та-та-та, хвост пушистый у кота.

 Наш гость купил трость.

От топота копыт пыль по полю летит.

Ткач ткет ткани на платье Тане.

Опять пять ребят нашли пять опят.

Т—Д 
Собака Том сторожит дом.

 Без трудов нет и плодов.
Дятел лечит древний дуб, добрый дятел дубу люб.

Я мохнатый, я кудлатый, я зимой над каждой хатой (дым).

М 
Му-му-му, молока кому?
Мама Милу в ванне мыла.
Где мед, там и мухи.
На скамеечке у дома целый день рыдала Тома.
— Вы малину мыли ли? — Мыли, но не мылили!
Мед медведь в лесу нашел, мало меду, много пчел.

Н
Ан-ан-ан, папа чинит кран.

Няня нянчит Надю с Ниной.

Нина играет на пианино.

Нарядились ножки в новые сапожки.

У Ваньки — у встаньки несчастные няньки.



Карточка 25.

Упражнения на закрепление материала.

Заучивание  чистоговорок.
С — 3
Са-за, са-за, са-за-за, улетела стрекоза. 
За-са, за-са, за-са-са, залетела к нам оса. 
Соня Зине принесла бузины в корзине. 
Зоя — зайкина хозяйка, спит в тазу у Зои зайка. 
Сачок зацепился за сучок.
В лесу две Зины-Зиночки трясутся, как осиночки. 
Идет с косой косой козел.


Ц.

Цо-цо-цо, на руке кольцо.

Цы-цы-цы, поспели огурцы.

 У кольца нет конца.

Около колодца кольцо не найдется.

Бегают две курицы прямо на улице.

Цыпленок цапли цепко цепляется за цепь.

Цапля, стоя на крыльце, написала букву Ц.

Стоит цапля у болотца, улыбается, смеется.

Нагнись к корытцу напиться водицы.

С-Ц 
Со-цо, со-цо, со-цо-цо, снесла курица яйцо.

Цо-со, цо-со, цо-со-со, Костя катит колесо.

Синицы — веселые птицы. Курица снесла яйцо под крыльцо. Соне в оконце ярко светит солнце. Из соседнего колодца целый день водица льется. Я нарвал овце овса. Ешь скорей овес, овца! Стоит воз овса, возле воза — овца.

Карточка 27.

Упражнения на закрепление материала.

Заучивание  чистоговорок.
3 — Ж
За-жа, за-жа, за-жа-жа, жили в доме два ежа.

Жа-за, жа-за, жа-за-за, от лисы бежит коза.

У Зины много забот, заболел у зайки живот.

У маленькой Зины медвежонок в корзине.

Задрожали зайки, увидев волка на лужайке.

 Завизжала пила, зажужжала пчела.

Заржавел железный замок.

Ш — Ж
Ша-жа, ша-жа, ша-жа-жа, мы увидели ежа.

 Жа-ша, жа-ша, жа-ша-ша, Женя кормит малыша.

У ежа ежата, у мишки медвежата.

Желуди у мышки, шишки у мартышки.

 У кошки лежат ложки в лукошке.

Хорош пирожок, внутри творожок.

На крыше у Шуры жил журавль Жура.

 С малышами во ржи подружились ежи.
Ушли в камыши, и во ржи ни души.


Облепили лампу мошки, греют тоненькие ножки.
Осторожно, мошки, обожжете ножки!

Щ
Ща-ща-ща, мы несем домой леща. Ащ-ащ-ащ, надеваю плащ. Волки рыщут, пищу ищут. Щипцы да клещи — вот наши вещи. Тощий Кощей тащит ящик овощей. Щенок за обе щеки уплетает из щавеля щи. Щенок жалобно пищит, тащит он тяжелый щит.
Карточка 29.

Упражнения на закрепление материала.

Заучивание  чистоговорок.


Ч

Ча-ча-ча, в комнате горит свеча.

Чу-чу-чу, молоточком я стучу.

Оч-оч-оч, наступила ночь.

Шубка овечки теплее всякой печки.

У Пети тачка, а у Паши печенья пачка.

Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки.

 У четырех черепах по четыре черепашонка.

Это для Леночки мороженое на тарелочке.

Ц — Ч


Цу-чу, цу-чу, цу-чу-чу, на ракете я лечу.
 
Чу-цу, чу-цу, чу-цу-цу, дали зернышки птенцу.

 У цапли цыпленок, у зайца зайчонок.

Очень часто бьются у Танечки блюдца.

 Ученица-озорница получила единицу.

Ш — Ч


Ча-ща, ча-ща, ча-ща-ща, в речке ловим мы леща.
Ща-ча, ща-ча, ща-ча-ча, Кате вызвали врача.

Мой руки чище и чаще.
Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас. В роще щебечут стрижи, чечетки, щеглы и чижи.

Карточка 2.

Упражнения на развитие динамической и ритмической организации движений.

1. Упражнения для тела

Ребенок повторяет ритмические рисунки за взрослым — отстукивание, отхлопывание, притопывание:
- сопряженно, затем отраженно;

одной, двумя руками, ногами. Чередуя право — лево, руки — ноги;

- по визуально-акустическому образцу, затем только по акустическому;

- с передачей ритма без учета громкости, затем с учетом ее, с чередованием громкости в одном ритмическом рисунке.

- медленное отстукивание образца, данного в быстром темпе. Затем точное его повторение.

2. Работа над гласными.

- упражнение «Окошко» (звук [а]) сопровождается показом открытой ладони, обращенной на ребенка.

- упражнение «Трубочка» (напоминает артикуляцию звука [у]) — пальцы сближены «в щепотку», но не сомкнуты, и вытянуты к ребенку.

- упражнение «Хоботок» (губы как при звуке [о]) — аналогично, но пальцы расположены шире.

-упражнение «Заборчик» (звук [и]) — ладонь в кулак пальцами к ребенку, большой палец прижат, ногти видны (ассоциация с зубами)

Поза для [ы] — аналогична [и], но запястье сильнее продвинуто к ребенку (ассоциация с выдвинутой вперед нижней челюстью).
Поза для [э] — округленная ладонь, как будто сжимающая мячик .


Карточка 4 .

Работа над гласными.

Закрепление.

1. Ребенок повторяет пары, тройки и большее количество звуков от более контрастных к менее контрастным:
-в сопровождении ручных символов;

-без них;

- без зрительной опоры. Предлагаются слоги:

2. Дополнительные задания. Для закрепления работы над гласными ребенку предлагается:
-сосчитать количество звуков, произнесенных учителем;

-показать то же количество пальцев (выложить фишки);

-отстучать звуки молча;

-встать, когда прозвучит ряд из трех (или другого заданного количества) звуков;

-назвать самостоятельно два (три, пять) гласных звука;

-придумать столько звуков, сколько звездочек нарисовано;

-угадать, символ какого гласного показывает рукой учитель или другой ребенок (то же — с двумя, тремя гласными);

-загадать ряд звуков и изобразить ручными символами;

повторить звуки в обратном порядке.

3.  Повторить упражнения для рук:
-большим пальцем поочередно касаться указательного, мизинца, среднего;

-класть кисть руки на стол кулаком, ребром, ладонью;

-показывать: кольцо из пальцев, ладонь вертикально, «уши зайчика»;

-из и.п. «кулак на столе» поочередно показывать большой палец, мизинец, указательный палец.

Карточка 6.

Работа над слогами.

Упражнение 1

Упражнение проводится в сопровождении ручных символов затем без них, в конце без зрительной опоры. Предлагаются слоги:
 - открытые и закрытые:
КНА - АКН               ГНА — АГН

ДМО — ОДМ           ТМО — ОТМ

ПТУ — УПТ             БМУ — УБМ
СКЭ — ЭСК             СТЫ — ЫСТ

-  с оппозиционными согласными:
ФТА — ФТЯ          ФТА — ВДА
ТКО - ТКЁ              ТКО — ДГО
КМУ - КМЮ           КМУ — ГМУ
СПЫ - СПИ             СПЫ — ЗБЫ
ПТЭ — ПТЕ             ПТЭ - БДЭ;
- цепочки слогов:
МНА - MHO — МНУ - МНЫ — МНЭ
ГВА — ГВО — ГВУ — ГВЫ — ГВЭ

ХВА — ХВИ — ХВЫ — ХВЕ
ГМЕ - ГМЫ — ГМИ - ГМУ;

- слоги со сменой позиции согласного:
МНА — НМА    СКО - КСО
ХТУ — ТХУ       ЗБЫ — БЗЫ        ПНЭ — НПЭ.

Карточка  № 8.

Работа со словами.

1. Упражнение: повторение ряда слов, близких по составу:

- отличающихся согласными звуками:
СУК – СУП                         ДУБ — КУБ — СУП — ЗУБ
НОС — НОЖ                      КОНЬ — КОМ — КОТ — КОЛ
МЕХ — МЕЛ                     МАК — МАЙ — МАХ — МАЛ


ВОТ - ТОТ — КОТ — ГОД
ЛЕС — ЛЕВ — ЛЕЙ           МЁД — ГОД — КОТ — ЛЁД
КИТ — ВИД — ЩИТ         СОМ — КОМ — ДОМ — ТОМ
СОМ — СОК — СОН         ЛУК — БУК — ТУК — СУК
КОЛ - ГОЛ — ПОЛ             МАК — ТАК — БАК — ЛАК
БОК - ТОК – СОК                ЛОСЬ - ЛОБ - ЛОМ
ЛЫЖА — ЖИЖА                РОЗА — ПОЗА
СОВА — СОФА                   ШАРЫ — ДАРЫ
КОЗА - КОСА                      НОТЫ - СОТЫ
КУЧА — ТУЧА                    МУКА — РУКА
РУКИ — ЩУКИ                   ЗУБЫ — ШУБЫ
МЫЛО — БЫЛО                   ТИНА— ТИМА
ДЕТИ - СЕТИ                         НИНА - ТИНА;

— отличающихся согласным звуком и местом ударения:
ВОДА — СОДА                       КОЗА — РОЗА
ЛУНА — ЛУПА                       КОЖА — КОЗА
ВАТА — ФАТА                        ПОЗА — КОЗА
УШИ — УЖИ                            РУКИ — ЖУКИ.


Карточка  № 10.

Работа со словами.

1 Упражнение:в зрослый произносит три слога. Ребенок  должен составить из них слово.
КУ — КИ — БИ, СА — ГИ — ПО, КА — НА — БИ,

ГО — ВА — ЛО, МА - НА — ЛИ, ПО - НО — ЛЕ,

 О — КА — СО, ГА — ТА — ЗЕ, КО — СО — ЛЕ,

ПО — НЫ — ГО, КО — НО — ЛЕ, Я — ДЫ — ГО,

ВО — СЫ — ЛО, БО — ТО — ЛО.

2. Упражнение на оценку нормативности
Взрослый читает слова, ребенок поднимают зеленую фишку, если слово звучит правильно, и красную, если неверно; либо ребенок повторяет правильные слова и исправляют деформированные. Упражнение проводится с опорой на картинки:
ПАВУК - ПАУК                КОТФА -КОФТА
ВУТКА- УТКА                  БЕКАЛ - БЕЛКА
КОКНО -ОКНО                 ЧАТКА -ТАЧКА
КОХЕ -КОФЕ                    ПЕТУНК - ПЕТУХ
МУКА - МУХА                 ТЁКРА- ТЕРКА
ИСЫ- ВЕСЫ                      КЛУБА- КЛУМБА
ЛОТАПА -ЛОПАТА         КЛЕКТА -КЛЕТКА
СОКАБА- СОБАКА          ТЕНА - СТЕНА
ПАМАНА-  ПАНАМА      СКАКАН -СТАКАН
ДЕВЕРО-  ДЕРЕВО           ТИЦА-  ПТИЦА
МОКО-  МОЛОКО             ГИРБЫ- ГРИБЫ
ПАХОД -   ПАРОХОД       ИНДЮНК-  ИНДЮК
УТИГИ - УТЮГИ               ТУРБА – ТРУБА

Карточка  № 11.

Работа со словами.

Упражнение на оценку нормативности: взрослый читает слова, ребенок поднимают зеленую фишку, если слово звучит правильно, и красную, если неверно; либо ребенок повторяет правильные слова и исправляют деформированные. Упражнение проводится с опорой на картинки:
ГОЛОБИ -ГОЛУБИ                      ТАРИК -СТАРИК
МАНИНА- МАЛИНА                   СВЁЛКА- СВЁКЛА
МИМОН- ЛИМОН                         ПЧИЧКА -ПТИЧКА
НЕБЕЛЬ- МЕБЕЛЬ                         НОГО МНОГО
ВЕДМЕДЬ- МЕДВЕДЬ                  ВМЕРЯ- ВРЕМЯ
СУРГОБ -СУГРОБ                           ПОКУГАЙ -ПОПУГАЙ
ЛАКПА- ЛАПКА                              ВИСИЛЁК -ВАСИЛЕК
КУЛКЛА- КУКЛА                            АПЕСИН -АПЕЛЬСИН
ЛАПА- ЛАМПА                                  СМОТ -МОСТ
НОЖИНИСТЫ- НОЖНИЦЫ             ВОК -ВОЛК
ОХОНИК -ОХОТНИК                       КАФ- ШКАФ
СОНЫШКО- СОЛНЫШКО               НДО- ДНО
ФУБОЛИСТ- ФУТБОЛИСТ              ДЕСЬ-ЗДЕСЬ
ТАЛБЕТКИ -ТАБЛЕТКИ                   МОС- МОСТ
КОФЕТА- КОНФЕТА                         БИТ- БИНТ
КУНЗЕЧИК -КУЗНЕЧИК                   ЛЮКЧ -КЛЮЧ
ПОЛОНИК -ПОЛОВНИК  
АТОБУС –АВТОБУС                    ПИНИНО -ПИАНИНО
ГУРЗОВИК- ГРУЗОВИК              СТОВОЛАЯ- СТОЛОВАЯ
КАМЕЙКА- СКАМЕЙКА             КУРУЗА -КУКУРУЗА
АХТОБУС- АВТОБУС                 РАКИВИНА -РАКОВИНА
ИДЕЙКА- ИНДЕЙКА                  ПУВИЦА -ПУГОВИЦА
КУБИКА -КЛУБНИКА               ГУСЕНИСТА -ГУСЕНИЦА

Карточка  № 14.

Упражнения на образование словосочетаний

Упражнение 1.
Образование родительного падежа множественного числа с использованием слова много:  дыня- много дынь;сова -много сов.  Слова:
коза, нога, туча, рука, коса, муха, лиса, рыба, шуба, ваза, лужа, нота, яма, бусы; ухо, человек, ребенок; час, шар, зуб, весы, духи.

Упражнение 2.
Взрослый  называет предмет, а ребенок отвечает словосочетанием с использованием слов круглый  овальный:
луна- луна круглая; туча -туча овальная.
Слова:
уши, бусы, дыня, шары, яма, лужа, голова, малина, колесо, ягода, монета, поляна, мак, лук, мяч, жук, лимон, батон, венок, желудь, изюм, купол, ногти, булка, гайка, шашки, яйцо, капля, миска, дупло, маска, тыква, кактус, бублик, компас, гнездо, клюква, крышка, кнопка, колобок, пылесос, помидор, ананас, василек, кабачок, барабан, огурец, водоем, яблоко, зеркало, конфета, резинка, ромашка, капуста, баранка, редис, абрикос, шиповник, солнышко, ватрушка, картошка, таблетка, глаз, лист, зонт, пуговица, витамины, сковорода, одуванчик, смородина.

Карточка 16.

Упражнения на закрепление материала

Повторение предложений сложного слогового состава. Предложения.


Над домом летит длинноногий аист.

Тетя Дина сидит на диване.

Тема дома. Катя катается на коньках.

Никите купили кеды и кепку.

В холодильнике баклажаны и абрикосы.

Мухи сели на хлеб.

Хлебница стоит в кухне на холодильнике.

Пять котят спать хотят.

В буфете фиолетовая сахарница.

Сима и Сеня весело смеялись.

У Зои заболели зубы.

У Зины зимой зябнет нос.

Воспитательница принесла чернильницу.



Карточка 17.

Упражнения на закрепление материала

Повторение предложений сложного слогового состава. Предложения.


Лида и Лиля пекли блины.

Дима и Тина пилили липу.

Оля и Валя купали Лялю.

Коля и Лена пилят полено.

Толя и Оля бегали в поле.

Надя и Петя гуляли по поляне.

Емеля едет еле-еле.

Майя моет плиту водой.

Ляля подает Оле юбку.

Я иду по льду, я не упаду.

Я ем ягоду малину.

Илья бьет мяч ногой.

Оля дает Коле йод.

Надя и Дина ели дыню.
Карточка 18.

Упражнения на закрепление материала

Повторение предложений сложного слогового состава. Предложения.

Дети слепили снеговика.

Под папоротником мухомор.

Мама переложила котлеты со сковородки.

Курица с цыплятами пили воду.

Бабушка похвалила Галину.

Вова наливает воду в аквариум.

На поляне колокольчики и незабудки.

В зоопарке медвежата и обезьяны.

Около ванны полотенце и шампунь.

Настя подула на одуванчики.

Коля медленно обувается.

Папа включает магнитофон.

Стекольщик вставляет стекла.

Пастух пасет стадо.
Карточка 19.

Упражнения на закрепление материала

Повторение предложений сложного слогового состава. Предложения.

Каменщики кладут стену.

Воспитательница занимается с детьми.

На перекрестке автомобиль и мотоциклист.

Оксана уронила землянику в траву.

Девочки покрошили хлеб в кормушку.

Максим всегда здоровается.

Наталья любит фотографироваться.

Пекарь печет хлеб.

Продавец заворачивает коричневый костюм.

Библиотекарь выдает книги.

Водопроводчик чинит водопровод.

Милиционер регулирует уличное движение.

Почтальон разносит письма, газеты и журналы.

Экскурсовод проводит экскурсии.
Карточка 24.

Упражнения на закрепление материала.

Заучивание  чистоговорок.

С
Са-са-са, в лесу бегает лиса.
Со-со-со, у Вовы колесо.
Су-су-су, ловим мы осу.

Ас-ас-ас, свет у нас погас.
Ос-ос-ос, на поляне много ос.
Усь-усь-усь, на лугу пасется гусь.

У осы не усы, не усищи, а усики.
Коси, коса, пока роса.
У маленькой Сани, сани едут сами.
Носит Сеня сено в сени. Спать на сене будет Сеня.
Грабли — грести, метла — мести, весла — везти, полозья — ползти.
Сидел воробей на сосне, заснул и свалился во сне.
Если б он не свалился во сне, до сих пор бы сидел на сосне.
У Сони и Сани в сетях сом с усами.
Сын Сени накосил стог сена.
На скамейку мама села, справа — Сева, Слава — слева.

3 
За-за-за, уходи домой, коза! 
Зу-зу-зу, Катю моем мы в тазу. У зайки Бубы заболели зубы. 
У маленькой Зины бузина в корзине. 
Звенит звонок, звонок зовет, и Зоя в класс к себе идет. 
Все с базара, а Назар на базар.


Карточка 26.

Упражнения на закрепление материала.

Заучивание  чистоговорок.

Ш
Ша-ша-ша, мама моет малыша. 
Шу-шу-шу, я письмо пишу. 
Аш-аш-аш, у Паши карандаш.
Тише, мыши, кот на крыше! Зашумите — он услышит! 
Луша в душе мыла шею и уши. Нашей Маше дали манной каши. Не найду я ушки у этой лягушки. Леша и Глаша едят пшенную кашу. Яшка в фуражке едет на черепашке. На окошке крошку-мошку ловко ловит лапкой кошка. Маше каша надоела, Маша кашу не доела. Маша, кашу доедай, маме не надоедай!

С — Ш
Су-шу, су-шу, су-шу-шу, я письмо домой пишу.

Шу-су, шу-су, шу-су-су, мишку встретил я в лесу.

Саша любит сушки, а Соня ватрушки.

Шишки на сосне, шашки на столе.

 У Сашки в кармашке шишки и шашки.
 
Вымыли мышки миски для мишки.

 Саша шапкой шишку сшиб.

   Купила Саша сушки. Шла лиса по шесточку.

Ж 

Жа-жа-жа, есть иголки у ежа.

Жу-жу-жу, молока дадим ежу.

У ежа ежата, у ужа ужата.

Не живут ужи, где живут ежи. Лежит ежик у елки, у ежа иголки. Ужин нужен жуку и ужу.

Карточка 28.

Упражнения на закрепление материала.

Заучивание  чистоговорок.
Л
Ла-ла-ла, у меня юла.

Ло-ло-ло, на улице тепло.

 Оль-оль-оль, мы купили соль.

У елки иголки колки. Елка-елочка, колкая иголочка. На мели мы налима ловили. Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Клала Клава лук на полку, кликнула к себе Николку. В уголок Аленка села, у Аленки много дела. Мама Милу мылом мыла, Мила мыло не любила. Клади уголь в угол.

Юля маленькой была и вертелась как юла. Полет в поле Поля, ловит Колю Толя. Морская волна сильна и вольна.

Р
Ра-ра-ра, Роме спать пора.
Ро-ро-ро, на полу стоит ведро.
Ри-ри-ри, на ветках снегири.
Арь-арь-арь, на стене висит фонарь.
Трое трубачей трубили в трубы.
Проворонила ворона вороненка.
Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
Привез Пров Егору во двор дров гору.
Шел Егор через двор, нес топор чинить забор.
Три сороки-тараторки тараторили на горке.
Во дворе горка, под горкой норка, в этой норке крот норку стережет.
На горе растут дубы, под горой растут грибы.

Карточка 30.

Упражнения на закрепление материала.

Заучивание  чистоговорок.
Л  Р

Ла-ра, ла-ра, ла-ра-ра, начинается игра.

Ра-ла, ра-ла, ра-ла-ла, быстро вертится юла.

Пол мыла Лара, Лиля Ларе помогала.

Лара у Вали играла на рояле.

Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов.

Вкусная халва, мастеру хвала.

Король — орел, орел — король.

В тетради Кондрат начертил квадрат.

Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель.

И матросы три недели карамель на мели ели.

Покатился колобок, а на пороге — коробок.

Удивился колобок и закатился в коробок.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слов

В логопедической работе с детьми часто на первый план выдвигается преодоление недостатков звукопроизношения и недооценивается значение развития слоговой структуры слова. Затруднение в произнесении отд...

Коррекционные упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста (1 класс слоговой структуры)

1. Упражнение "УЗНАЙ, КТО ЭТО?"2. Упражнение "КОНЕЦ СЛОВА ЗА ТОБОЙ"3. Упражнение "НАЙДИ и НАЗОВИ"Цель.1. Учить произносить двухсложные слова из открытых слогов (1 ый тип слоговой структуры)2. Учить со...

Речевой материал по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста.

Среди нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является нарушение слоговой структуры слов. Это нарушение харак­теризуется трудностями в произношении слов сло...

Коррекционные упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста (2 класс слоговой структуры)

Логопедическая работа по коррекции слоговой структуры должна быть развивающей и включать в себя  работу над фонематическим восприятием, словарным запасом, грамматическим строем речи, развитием ВП...

Дидактический материал по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей 4-6 лет.

Дидактический материал по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей 4-6 лет....

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством игр и упражнений в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного

На сегодняшний день очень актуальна проблема речевого развития детей дошкольного возраста. Число детей с речевыми нарушениями неуклонно растет. Чаще всего нарушения речи носят системный характер. Нару...