Игровые приемы развития фонематических процессов у младших дошкольников.
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа) на тему

Данная статья посвящена развитию фонематического анализа,  синтеза.

Целью статьи является обучению детей звуковому анализу, синтезу, грамоте

В статье речь идет о том, как в игровой форме обучать детей звуковому анализу и синтезу.

В данной статье рассматривается проблема   развития фонематического анализа,  синтеза, представлений.

В статье предпринята попытка обучать фонематическому анализу и синтезу детей, в игровой форме

Автор ставит перед собой задачу:

1. формировать фонематический слух.

2. формировать правильное произношение

Автором предложены игры.

Значительное внимание уделяется развитию фонематического анализа и синтеза

 

 

 

 

 

 

Игровые приемы развития фонематических процессов у младших дошкольников.

 

 

   Развитие фонематического анализа,  синтеза, представлений - одно из условий успешного овладения нормами  устной и письменной речи. Упражнения на дифференциацию различных звуков используются практически на каждом занятии. Чем больше задания похожи на упражнения, предлагаемые на уроках обучения грамоте, тем с меньшой охотой и хуже дети занимаются, меньше усердия прилагают. Эту проблему решает использование игровых приемов.

   Опыт показывает, что радость, веселье, раскованность, некоторая таинственность, присущие  игре, привлекательны для детей с ОНР.

В игровой деятельности формируется выдержка, настойчивость, сопереживание; сглаживаются отрицательные черты характера (застенчивость, обидчивость, капризность, заносчивость; создаются условия для развития внимания,  памяти, речи. Наблюдая за детьми во время игры, можно видеть, как они оживляются, стараются выполнить как можно больше. Они безболезненно реагируют на замечания и ошибки, стараются исправить их. Время проходит незаметно, дети  не чувствуют усталости, не испытывают дискомфорта, обстановка для коррекции дефекта благоприятна.

 

Игры для развития фонематического восприятия

«Шумящие коробочки».

Нужно взять два комплекта небольших коробочек (для себя и ребенка), наполнить их различными материалами, которые, если коробочку потрясти, издают разные звуки. В коробочки можно насыпать песок, крупу, горох, положить кнопки, скрепки, бумажные шарики, пуговицы и т.д. Взяв коробочку из своего набора, мы трясём её. Ребёнок, закрыв глаза, внимательно прислушивается к звучанию. Затем он берёт свои коробочки и ищет среди них звучащую аналогично.

«Где звонили?»

         Определяем направление звука. Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет. Ребёнок закрывает глаза. Вы встаете в стороне от него и тихо звените (гремите, шумите). Ребёнок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос: где звенит? - слева, спереди, сверху, справа, снизу. Более сложный и веселый вариант - «жмурки». Ребенок в роли ведущего.

 

image

«Громко - тихо»

          Попросить ребёнка произнести гласный звук, слог или слово громко, потом тихо, протяжно, потом отрывисто, высоким голосом, низким.

Вариант игры: придумать или вспомнить, каких-то сказочных персонажей, договориться, кто из них как говорит, а потом разыграть небольшие диалоги, узнать  героев по голосу. Сказка «Три медведя»

 

 

 

Игра « Звуковая дорожка»

image

У участников игры фишки разного цвета и кубик с разным количеством точек на гранях.

Варианты игры:

а), играющий бросает кубик и продвигается на соответствующее количество клеточек, попутно называя предметы. Выигрывает тот, кто первым доберётся до последней картинки;

б), играющий с помощью кубика попадает на соответствующую клеточку, называет предмет и подбирает к нему одно или несколько определений;

 

в), играющий бросает кубик и, попав на нужную клеточку, составляет предложение с данным словом. Затем ребёнок продвигается вперёд на столько клеточек, сколько слов в его предложении. Если предложение будет составлено неверно, он остаётся на месте.

Игра « Чудесный сундучок»

 

 

image

Логопед показывает детям сундучок и говорит, что этот сундучок чудесный, потому что в нём лежит много интересного. Каждый может узнать, что там лежит, только надо сказать такие слова: «Сундучок, сундучок, приоткрой свой бочок». Дети по очереди вынимают из сундучка картинки, показывают всем и чётко называют их.

 

 

 

 

 

 

 

 

Игра « Телеграмма»

image

Дети, взявшись за руки, образуют круг. Логопед, поворачиваясь к ребёнку, называет звук, слог или пару слогов. Ребёнок должен повторить этот слог, зу и др. повернувшись к товарищу. Телеграмма проходит круг, возвращаясь к педагогу. Если кто-то из детей неверно повторит звуковой ряд, значит, телеграмма не дошла до адресата, и игра начинается заново.  Упражнение используется не только для автоматизации звуков в слогах, но и для развития фонематического восприятия. Например, по кругу передаются слоги  ша – са, ко – го,  зу – жу.

 

«На каком шарике полетит слово»

Даётся два шарика, на которых буквы (П - Б или Т-Д и т.д.) У ребёнка  картинки. Он называет слово, выделяет  звук, который слышится (из данной пары) и кладёт под соответствующий шарик.

Различение звуков речи, т.е. фонематического слуха, - основа для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения ребёнок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал (иногда точно, а порой очень приблизительно). «Игла» превращается во «мглу», «лес» в «лист» или «лису». Особенно ярко недостаточность фонематического слуха проявляется в школе при обучении письму и чтению, ответственным за оптимальное протекание процесса любого обучения.

          Поэтому не случайно работе по развитию фонематического слуха мы уделяем много времени, но не всегда она протекает легко и успешно.

  Осознав актуальность данной проблемы, мы начали углубленно работать по теме: «Современные методы моделирования в развитии фонематического слуха».

Для реализации этой темы мы  поставили следующие задачи:

1.     формирование фонематического слуха.

2.     формирование правильного произношения.

Данные задачи позволяют осуществлять комплексный подход к коррекции речи детей с тяжёлой речевой патологией. Работа по формированию фонематического слуха ведётся в следующей последовательности:

·         развитие навыка узнавания неречевых звуков;

·         различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе, тембру;

·         различение слов близких по звуковому составу;

·         дифференциация фонем;

·         дифференциация слогов.

Ребёнок может научиться говорить и мыслить, только с узнавания природных, бытовых и музыкальных шумов, голосов животных, птиц и людей. При этом различение неречевых звуков должно обязательно сопровождаться развитием чувства ритма. Чтобы образ предмета, издающего звук, был более полным, и ребёнок мог догадаться о нем по ситуации, предмет этот нужно рассматривать, трогать, брать в руки. Кроме того, полезно выполнять упражнения с закрытыми глазами, анализировать шумы только на слух, без опоры на зрение. Обычно мы работу начинаем с наиболее элементарных видов различения: «тихо-громко», «быстро-медленно», выбирая контрастные по ритмической и эмоциональной структуре музыкальные фрагменты.

          Для формирования неречевого звукоразличения успешно применяем специальные упражнения. Важно, отнестись к ним серьёзно, уделить им столько времени и внимания, сколько понадобиться, при этом, не забывая, что занятия должны стать привлекательными и интересными для ребёнка.

 

Игры для развития фонематического восприятия

 

«Шумящие коробочки»

Нужно взять два комплекта небольших коробочек (для себя и ребёнка), наполнить их различными материалами, которые, если коробочку потрясти, издают разные звуки. В коробочки можно насыпать песок, крупу, горох, положить кнопки, скрепки, бумажные шарики, пуговицы и т.д. Взяв коробочку из своего набора, мы трясем её, ребёнок, закрыв глаза, внимательно прислушивается к звучанию. Затем он берёт свои коробочки и ищет среди них звучащую аналогично.

 

«Где звонили?»

         Определяем направление звука. Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет. Ребёнок закрывает глаза. Логопед встаёт в стороне от него и тихо звенит (гремит, шумит). Ребёнок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос: где звенит? - слева, спереди, сверху, справа, снизу. Более сложный и веселый вариант - «жмурки». Ребёнок в роли ведущего.

image

 

«Громко - тихо»

          Попросить ребёнка произнести гласный звук, слог или слово громко, потом тихо, протяжно, потом отрывисто, высоким голосом, низким.

Вариант игры: придумать или вспомнить,  каких-то сказочных персонажей, договориться, кто из них как говорит, а потом разыграть небольшие диалоги, узнать  героев по голосу. (Сказка «Три медведя»).

На столе перед ребёнком несколько звучащих игрушек: бубен, губная гармошка, колокольчик, погремушка и т.п. Взрослый предлагает ребёнку послушать и запомнить звучание каждого предмета. Затем малышу нужно только на слух, без зрительной опоры (ребёнок отворачивается, или игрушки закрываются ширмой), определить, что звучит. Название каждого звучащего предмета проговаривается. Количество звучащих игрушек увеличивается постепенно, с трёх до пяти. Упражнение проводится до достижения стойкого различения громких и контрастных звуков. Постепенно вводятся модели, на которых схематично изображены звучащие предметы.

image

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx841.42 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые приемы развития фонематических процессов у младших дошкольников.

   Развитие фонематического анализа,  синтеза, представлений - одно из условий успешного овладения нормами  устной и письменной речи. Упражнения на дифференциацию различных звуков используются практически на каждом занятии. Чем больше задания похожи на упражнения, предлагаемые на уроках обучения грамоте, тем с меньшой охотой и хуже дети занимаются, меньше усердия прилагают. Эту проблему решает использование игровых приемов.

   Опыт показывает, что радость, веселье, раскованность, некоторая таинственность, присущие  игре, привлекательны для детей с ОНР.

В игровой деятельности формируется выдержка, настойчивость, сопереживание; сглаживаются отрицательные черты характера (застенчивость, обидчивость, капризность, заносчивость; создаются условия для развития внимания,  памяти, речи. Наблюдая за детьми во время игры, можно видеть, как они оживляются, стараются выполнить как можно больше. Они безболезненно реагируют на замечания и ошибки, стараются исправить их. Время проходит незаметно, дети  не чувствуют усталости, не испытывают дискомфорта, обстановка для коррекции дефекта благоприятна.

Игры для развития фонематического восприятия

«Шумящие коробочки».

Нужно взять два комплекта небольших коробочек (для себя и ребенка), наполнить их различными материалами, которые, если коробочку потрясти, издают разные звуки. В коробочки можно насыпать песок, крупу, горох, положить кнопки, скрепки, бумажные шарики, пуговицы и т.д. Взяв коробочку из своего набора, мы трясём её. Ребёнок, закрыв глаза, внимательно прислушивается к звучанию. Затем он берёт свои коробочки и ищет среди них звучащую аналогично.

«Где звонили?»

             Определяем направление звука. Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет. Ребёнок закрывает глаза. Вы встаете в стороне от него и тихо звените (гремите, шумите). Ребёнок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос: где звенит? - слева, спереди, сверху, справа, снизу. Более сложный и веселый вариант - «жмурки». Ребенок в роли ведущего.

DSCN1647

«Громко - тихо»

          Попросить ребёнка произнести гласный звук, слог или слово громко, потом тихо, протяжно, потом отрывисто, высоким голосом, низким.

Вариант игры: придумать или вспомнить, каких-то сказочных персонажей, договориться, кто из них как говорит, а потом разыграть небольшие диалоги, узнать  героев по голосу. Сказка «Три медведя»

Игра « Звуковая дорожка»

У участников игры фишки разного цвета и кубик с разным количеством точек на гранях.

Варианты игры:

а), играющий бросает кубик и продвигается на соответствующее количество клеточек, попутно называя предметы. Выигрывает тот, кто первым доберётся до последней картинки;

б), играющий с помощью кубика попадает на соответствующую клеточку, называет предмет и подбирает к нему одно или несколько определений;

в), играющий бросает кубик и, попав на нужную клеточку, составляет предложение с данным словом. Затем ребёнок продвигается вперёд на столько клеточек, сколько слов в его предложении. Если предложение будет составлено неверно, он остаётся на месте.

Игра « Чудесный сундучок» 

DSCN1635

Логопед показывает детям сундучок и говорит, что этот сундучок чудесный, потому что в нём лежит много интересного. Каждый может узнать, что там лежит, только надо сказать такие слова: «Сундучок, сундучок, приоткрой свой бочок». Дети по очереди вынимают из сундучка картинки, показывают всем и чётко называют их.

Игра « Телеграмма»

мама 013

Дети, взявшись за руки, образуют круг. Логопед, поворачиваясь к ребёнку, называет звук, слог или пару слогов. Ребёнок должен повторить этот слог, зу и др. повернувшись к товарищу. Телеграмма проходит круг, возвращаясь к педагогу. Если кто-то из детей неверно повторит звуковой ряд, значит, телеграмма не дошла до адресата, и игра начинается заново.  Упражнение используется не только для автоматизации звуков в слогах, но и для развития фонематического восприятия. Например, по кругу передаются слоги  ша – са, ко – го,  зу – жу.

«На каком шарике полетит слово»

Даётся два шарика, на которых буквы (П - Б или Т-Д и т.д.) У ребёнка  картинки. Он называет слово, выделяет  звук, который слышится (из данной пары) и кладёт под соответствующий шарик.

Различение звуков речи, т.е. фонематического слуха, - основа для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения ребёнок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал (иногда точно, а порой очень приблизительно). «Игла» превращается во «мглу», «лес» в «лист» или «лису». Особенно ярко недостаточность фонематического слуха проявляется в школе при обучении письму и чтению, ответственным за оптимальное протекание процесса любого обучения.

             Поэтому не случайно работе по развитию фонематического слуха мы уделяем много времени, но не всегда она протекает легко и успешно.

  Осознав актуальность данной проблемы, мы начали углубленно работать по теме: «Современные методы моделирования в развитии фонематического слуха».

Для реализации этой темы мы  поставили следующие задачи:

  1. формирование фонематического слуха.
  2. формирование правильного произношения.

Данные задачи позволяют осуществлять комплексный подход к коррекции речи детей с тяжёлой речевой патологией. Работа по формированию фонематического слуха ведётся в следующей последовательности:

  • развитие навыка узнавания неречевых звуков;
  • различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе, тембру;
  • различение слов близких по звуковому составу;
  • дифференциация фонем;
  • дифференциация слогов.

Ребёнок может научиться говорить и мыслить, только с узнавания природных, бытовых и музыкальных шумов, голосов животных, птиц и людей. При этом различение неречевых звуков должно обязательно сопровождаться развитием чувства ритма. Чтобы образ предмета, издающего звук, был более полным, и ребёнок мог догадаться о нем по ситуации, предмет этот нужно рассматривать, трогать, брать в руки. Кроме того, полезно выполнять упражнения с закрытыми глазами, анализировать шумы только на слух, без опоры на зрение. Обычно мы работу начинаем с наиболее элементарных видов различения: «тихо-громко», «быстро-медленно», выбирая контрастные по ритмической и эмоциональной структуре музыкальные фрагменты.

            Для формирования неречевого звукоразличения успешно применяем специальные упражнения. Важно, отнестись к ним серьёзно, уделить им столько времени и внимания, сколько понадобиться, при этом, не забывая, что занятия должны стать привлекательными и интересными для ребёнка.

Игры для развития фонематического восприятия

«Шумящие коробочки»

Нужно взять два комплекта небольших коробочек (для себя и ребёнка), наполнить их различными материалами, которые, если коробочку потрясти, издают разные звуки. В коробочки можно насыпать песок, крупу, горох, положить кнопки, скрепки, бумажные шарики, пуговицы и т.д. Взяв коробочку из своего набора, мы трясем её, ребёнок, закрыв глаза, внимательно прислушивается к звучанию. Затем он берёт свои коробочки и ищет среди них звучащую аналогично.

«Где звонили?»

             Определяем направление звука. Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет. Ребёнок закрывает глаза. Логопед встаёт в стороне от него и тихо звенит (гремит, шумит). Ребёнок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос: где звенит? - слева, спереди, сверху, справа, снизу. Более сложный и веселый вариант - «жмурки». Ребёнок в роли ведущего.

DSCN1647

«Громко - тихо»

          Попросить ребёнка произнести гласный звук, слог или слово громко, потом тихо, протяжно, потом отрывисто, высоким голосом, низким.

Вариант игры: придумать или вспомнить,  каких-то сказочных персонажей, договориться, кто из них как говорит, а потом разыграть небольшие диалоги, узнать  героев по голосу. (Сказка «Три медведя»).

На столе перед ребёнком несколько звучащих игрушек: бубен, губная гармошка, колокольчик, погремушка и т.п. Взрослый предлагает ребёнку послушать и запомнить звучание каждого предмета. Затем малышу нужно только на слух, без зрительной опоры (ребёнок отворачивается, или игрушки закрываются ширмой), определить, что звучит. Название каждого звучащего предмета проговаривается. Количество звучащих игрушек увеличивается постепенно, с трёх до пяти. Упражнение проводится до достижения стойкого различения громких и контрастных звуков. Постепенно вводятся модели, на которых схематично изображены звучащие предметы.

DSCN1639



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые приемы развития фонематического восприятия у дошкольников

Игровые приемы развития фонематического восприятия у дошкольников.Различие звуков речи,то есть фонематического слуха-основа для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразлич...

Игровые приемы развития фонематического восприятия у дошкольников.

Консультация для родителей о развитии фонематического восприятия у детей....

Игровые приемы формирования фонематического восприятия у старших дошкольников

Представлены презентация и краткий доклад к ней для родительского собрания в старшей логопедической группе....

Игровые приемы развития фонематического восприятия у дошкольников

Различие звуков речи, т.е. фонематического слуха — ос­нова для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пи&sh...

Игровые приемы развития фонематического восприятия у дошкольников

Различие звуков речи, т.е. фонематического слуха — ос­нова для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразли- чения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пи...

Консультация для воспитателей: "Игровые приемы развития фонематического восприятия у дошкольников старшего возраста».

Консультация учителя-логопеда для воспитателей Тема: «Игровые приемы развития фонематического восприятия у дошкольников старшего возраста»....