Игровые приемы развития фонематического восприятия у дошкольников
консультация (старшая группа) по теме

Игровые приемы развития фонематического восприятия у дошкольников.

Различие звуков речи,то есть фонематического слуха-основа для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал(иногда точно, а порой очень приблизительно). «Игла» превращается во «мглу», «лес» в «лист». Особенно ярко недостаточность фонематического слуха проявляется в школе при обучении письму и чтению, ответственными за оптимальное протекание процесса любого обучения. Поэтому не случайно в работе по развитию фонематического слуха специалисты уделяют много времени, но не всегда она протекает легко и успешно. Речью занимается относительно поздняя по происхождению структура нервной системы. Неречевой слух- восприятие шума воды, ветра, бытовых шумов-по своему происхождению гораздо древнее. Формируясь, сложные психические процессы зависят от более элементарных функций, лежащих в их основе и составляющих «базу» для их развития. Ребенок может научиться говорить и мыслить, только воспринимая, начиная с узнавания природных, бытовых и музыкальных шумов, голосов животных, птиц, людей. При этом различение неречевых звуков должно сопровождаться развитием чувства ритма. Чтобы образ предмета был более полным и ребенок мог догадаться, что это за предмет, ему необходимо его потрогать, рассмотреть, взять в руки. Кроме того полезно будет выполнять упражнения с закрытыми глазами, анализировать шумы на слух, без  опоры на зрение. Работа начинается с элементарных видов различения: «тихо-громко», «быстро-медленно». Для формирования неречевых звуков предлагаю применить следующие специальные упражнения:

-«Шумящие коробочки»;

-«Что как звучит»;

-«Где позвонили»;

-«Громко-тихи»;

-«Камертон».

1. «Шумящие коробочки»

Используются два комплекта небольших коробочек (для взрослого и ребенка), наполненные различными материалами, которые издают различные звуки при встряхивании. В коробочки можно насыпать песок, крупу, горох, бумажные шарики и т.д. Взяв коробочку из своего набора, вы трясете ее, ребенок, закрыв глаза, внимательно прислушивается к звучанию. Затем он берет свои коробочки и ищет среди них звучащую аналогично. Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все пары. Не забывайте меняться ролями и обязательно иногда ошибайтесь.

2. «Что как звучит»

Сделайте с ребенком волшебную палочку, постучите палочкой по любым предметам, находящимся в группе. Пусть предметы в вашей группе зазвучат. Прислушайтесь к этим звукам, пусть ребенок запомнит, что как звучит и находит предметы, которые звучали, по вашей просьбе: «Скажи, покажи, проверь, что звучало». Не забывайте, меняться ролями.

3. «Где позвонили»

Целью данного упражнения является определение направления звука. Для этой игры необходим колокольчик или же будильник. Ребенок закрывает глаза. Вы встаете в стороне от него и тихо звените. Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показывает направление, потом открывает глаза и проверяет себя. Данное упражнение также позволит диагностировать у ребенка слух.

4. «Громко-тихо»

Попросите ребенка произнести гласный звук, слог или слово громко, потом тихо, протяжно, потом отрывисто, высоким голосом, низким. Придумайте или вспомните каких-то сказочных персонажей, договоритесь, кто из них как говорит, а потом разыграйте небольшие диалоги, узнавайте ваших героев по голосу, меняйтесь ролями.

5. «Камертон»

Предложите ребенку проговаривать по слогам любой стихотворный текст и одновременно отстукивать его ритм по правилам: отстукиваются слоги ( слог-один удар), на каждом слове включая предлоги, рука или нога меняется.

Вот такие простые игровые приемы помогут вам развить фонематическое восприятие у дошкольников. Так как четкое и правильное восприятие фонем родного языка залог успешного развития речи в целом.

                                                                                                                                                                                                                                                                                        Подготовила: воспитатель,

                                                                                                                                                                                                                                                                                        Горбунова Оксана Владимировна,

                                                                                                                                                                                                                                                                                        МБДОУ «Детский сад №70» г. Владимир.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровые приемы развития фонематического восприятия у дошкольников.

Различие звуков речи,то есть фонематического слуха-основа для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал(иногда точно, а порой очень приблизительно). «Игла» превращается во «мглу», «лес» в «лист». Особенно ярко недостаточность фонематического слуха проявляется в школе при обучении письму и чтению, ответственными за оптимальное протекание процесса любого обучения. Поэтому не случайно в работе по развитию фонематического слуха специалисты уделяют много времени, но не всегда она протекает легко и успешно. Речью занимается относительно поздняя по происхождению структура нервной системы. Неречевой слух- восприятие шума воды, ветра, бытовых шумов-по своему происхождению гораздо древнее. Формируясь, сложные психические процессы зависят от более элементарных функций, лежащих в их основе и составляющих «базу» для их развития. Ребенок может научиться говорить и мыслить, только воспринимая, начиная с узнавания природных, бытовых и музыкальных шумов, голосов животных, птиц, людей. При этом различение неречевых звуков должно сопровождаться развитием чувства ритма. Чтобы образ предмета был более полным и ребенок мог догадаться, что это за предмет, ему необходимо его потрогать, рассмотреть, взять в руки. Кроме того полезно будет выполнять упражнения с закрытыми глазами, анализировать шумы на слух, без  опоры на зрение. Работа начинается с элементарных видов различения: «тихо-громко», «быстро-медленно». Для формирования неречевых звуков предлагаю применить следующие специальные упражнения:

-«Шумящие коробочки»;

-«Что как звучит»;

-«Где позвонили»;

-«Громко-тихи»;

-«Камертон».

1. «Шумящие коробочки»

Используются два комплекта небольших коробочек (для взрослого и ребенка), наполненные различными материалами, которые издают различные звуки при встряхивании. В коробочки можно насыпать песок, крупу, горох, бумажные шарики и т.д. Взяв коробочку из своего набора, вы трясете ее, ребенок, закрыв глаза, внимательно прислушивается к звучанию. Затем он берет свои коробочки и ищет среди них звучащую аналогично. Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все пары. Не забывайте меняться ролями и обязательно иногда ошибайтесь.

2. «Что как звучит»

Сделайте с ребенком волшебную палочку, постучите палочкой по любым предметам, находящимся в группе. Пусть предметы в вашей группе зазвучат. Прислушайтесь к этим звукам, пусть ребенок запомнит, что как звучит и находит предметы, которые звучали, по вашей просьбе: «Скажи, покажи, проверь, что звучало». Не забывайте, меняться ролями.

3. «Где позвонили»

Целью данного упражнения является определение направления звука. Для этой игры необходим колокольчик или же будильник. Ребенок закрывает глаза. Вы встаете в стороне от него и тихо звените. Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показывает направление, потом открывает глаза и проверяет себя. Данное упражнение также позволит диагностировать у ребенка слух.

4. «Громко-тихо»

Попросите ребенка произнести гласный звук, слог или слово громко, потом тихо, протяжно, потом отрывисто, высоким голосом, низким. Придумайте или вспомните каких-то сказочных персонажей, договоритесь, кто из них как говорит, а потом разыграйте небольшие диалоги, узнавайте ваших героев по голосу, меняйтесь ролями.

5. «Камертон»

Предложите ребенку проговаривать по слогам любой стихотворный текст и одновременно отстукивать его ритм по правилам: отстукиваются слоги ( слог-один удар), на каждом слове включая предлоги, рука или нога меняется.

Вот такие простые игровые приемы помогут вам развить фонематическое восприятие у дошкольников. Так как четкое и правильное восприятие фонем родного языка залог успешного развития речи в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые приемы развития фонематического восприятия у дошкольников.

Консультация для родителей о развитии фонематического восприятия у детей....

Игровые приемы развития фонематического восприятия у дошкольников

Различие звуков речи, т.е. фонематического слуха — ос­нова для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пи&sh...

Игровые приемы развития фонематического восприятия у дошкольников

Различие звуков речи, т.е. фонематического слуха — ос­нова для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразли- чения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пи...

Игровые приёмы развития фонематического восприятия у дошкольников

Игровые приёмы развития фонематического восприятия у дошкольников.Шумящие коробочкиНужно взять два комплек­та небольших коробочек (для себя и ребенка), наполнить их различными материалами, к...

Приемы развития фонематического восприятия у дошкольников с ОНР

Приемы развития фонематического восприятия у дошкольников с ОНР...

Консультация для воспитателей: "Игровые приемы развития фонематического восприятия у дошкольников старшего возраста».

Консультация учителя-логопеда для воспитателей Тема: «Игровые приемы развития фонематического восприятия у дошкольников старшего возраста»....