Приемы развития фонематического восприятия у дошкольников с ОНР
консультация по логопедии (старшая группа)

Майя Игоревна Матвеева

Приемы развития фонематического восприятия у дошкольников с ОНР

Скачать:


Предварительный просмотр:

О приемах развития фонематического восприятия у дошкольников с ОНР

Известно, что дефекты произношения малышей обычно не беспокоят родителей. Их даже умиляют отдельные «лепетные» слова, они сами повторяют смешные детские словечки. Время идет, речь постепенно исправляется. Но всегда ли? К сожалению, нет.

Недостатки звукопроизношения могут задерживать умственное развитие ребенка: ведь речь не только служит выражением мысли, но и формирует мышление. Если ребёнок до поступления в школу не научился правильно говорить, он будет делать ошибки в письме и чтении, не сможет полноценно усваивать грамоту, орфографию. Прислушайтесь к тому, как говорит Ваш малыш, и помогите ему исправить речь.

Одним из основных направлений логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении является предупреждение нарушений письменной речи, формирование правильного произношения, навыков речевого общения с окружающими. Оно включает: воспитание звуковой культуры речи, обогащение, закрепление и активизацию словаря, совершенствование грамматического строя речи, навыков связной речи, воспитание интереса к художественному слову, подготовку к обучению грамоте.

В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Речевое общение развивается постепенно. Основные грамматические закономерности ребенок усваивает к пяти – пяти с половиной годам. К этому времени в его речи есть все падежные формы, простые распространенные и сложные предложения с различными придаточными. Словарь детей включает практически все части речи, служебные слова (предлоги, союзы, частицы), междометия.

При формировании связной речи отчётливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы хорошо, связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа (предмет или событие), уметь их анализировать, отбирать основные факты, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями.

Развитие звуковой стороны речи предполагает не только усвоение произношения и восприятия звуков родного языка. Ребенок должен уметь регулировать темп, громкость голоса, выделять все виды ударения.

В старшей группе речь становится для детей особым предметом для изучения. Педагог развивает у них отношение к устной речи как языковой деятельности. Ведется работа по развитию всех видов языкового анализа слов. Учитель-логопед обучает детей составлять предложения из 3-6 слов, делить предложения на слова, слова – на слоги и составлять из них слова.

Для дошкольников с общим недоразвитием речи в нашем детском саду создан логопедический пункт. В нем помимо основных направлений работы, ведется работа по коррекции нарушений произношения звуков, слоговой структуры слов и просодических компонентов речи. Занятия по формированию правильного произношения проводятся не реже двух раз в неделю. Их продолжительность составляет 15-20 минут. Осуществляется формирование лексического запаса и грамматического строя речи в игровой форме. Доброжелательная обстановка на занятиях позволяет ребенку поверить в собственные возможности, что укрепляет интерес к занятиям. Работа строится с учётом возрастных, речевых, и индивидуальных особенностей каждого ребенка.

С дошкольниками работают логопед, психолог, воспитатель, музыкальный руководитель, педагог по изобразительной деятельности, инструктор по физической культуре. Достижение эффективности в коррекционно-развивающей работе возможно за счет взаимодействия всех участников образовательного процесса.

На фронтальных занятиях основное внимание уделяется формированию лексикона ребенка, грамматических средств речи, развитию навыков связной речи. На индивидуальных занятиях – формированию звукопроизношения и общих речевых навыков.

Формирование правильного произношения зависит от способности ребенка к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. от определенного уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка. Формирование фонематического восприятия происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору головного мозга слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются, и становится возможным выделение фонем.

При помощи аналитико-синтетической речемыслительной деятельности происходит сравнение ребенком своей несовершенной речи с речью старших и формирование навыков звукопроизношения. Недостаточность фонематического анализа и синтеза сказывается на развитии артикуляции в целом. Однако, если наличие простых форм фонематического анализа достаточно для повседневного общения, то их недостаточно для овладения чтением и письмом. А.Н. Гвоздев, В.И. Бельтюков, Н.Х. Швачкин и другие ученые доказали, что для этого необходимо развитие более сложных форм фонематического восприятия, при которых дети могли бы делить слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т.е. производить анализ его звуковой структуры.

Только при четком, правильном произношении и восприятии звуков, обеспечить прочную связь между звуком и соответствующей буквой.

В общей системе работы по речевому развитию дошкольников большое место занимают игры и упражнения, которые позволяют сформировать навыки количественного, позиционного и порядкового анализа, синтеза звуков, дифференциации пар согласных звуков в словах. Выполняя подобные упражнения с родителями, дети научаться подбирать слова определенной структуры, правильно воспроизводить ряды слогов. Такие задания позволят предупредить трудности овладения грамотой, нарушения усвоения чтения, письма, орфографии.

Игры и задания, развивающие навыки фонематического восприятия

Упражнение «Хлопни в ладоши».

Цель: развивать навыки фонематического слуха, умение выделять [а] из ряда гласных, слогов, слов (начальной ударной позиции).

Речевой материал: о, а, у, и, а, и, о, ы, э, ал, ум, ин, ап, ут, он, арка, уши, аист, ангел, Аля.

Описание. Ребенку предлагается хлопнуть в ладоши, когда он услышит [а].

Упражнение «Назови по порядку».

Цель: развивать навыки порядкового анализа слияний [ау], [уа].

Описание. Логопед показывает детям картинку, на которой изображены девочки, заблудившиеся в лесу, и спрашивает детей, что кричат девочки. Дети отвечают: «Ау!» Логопед просит подумать и назвать, какой звук произносят девочки первым, а какой – вторым. Аналогично проводится анализ слияния [уа] при демонстрации картинки, на которой изображен плачущий малыш в коляске.

Упражнение «Разноцветные корзинки».

Цель: развивать навыки фонематических представлений, дифференциация звуков [а], [у] в словах.

Материал: картинки с изображением аиста, астры, арки, утки, улья, ешек (зайца), щуки, облака, картофеля, глаза, ложки.

Описание. На наборном полотне – красная и желтая корзинки. На ручке красной корзинки изображена буква А, на желтой – У. Отдельно стоят предметные картинки. Логопед предлагает детям рассмотреть картинки, подумать, имеются ли в их названиях звуки [а], [у]. Детям предлагается молча разложить по картинкам соответствующие картинки. Педагог прерывает игру только в том случае, если ребенок допускает ошибку. После того как она исправлена, игра продолжается.

Упражнение «Подними сигнал».

Цель: формировать умение выделять звук [б] из ряда звуков, слогов, слов (начала и середины).

Речевой материал: б, т, к, б, м, н, б, п, т, б, па, бу, но, му, ба, бо, пу, бу; булка, палка, бочка, ток, мука, рыба, колобок, пума.

Описание. Детям предлагается поднять букву Б, когда они услышат соответствующий звук.

Упражнение «Утенок гуляет».

Цель: развивать навык позиционного анализа в словах.

Речевой материал: слова: хвост, мох, халат, бухта, тахта, засох, хлеб, хворост, пихта, хворь.

Описание. Перед каждым ребенком лежит полоска, разделенная на три части. Дети получают по маленькому пластмассовому утенку. Логопед объясняет, что он будет произносить слова, а дети – ставить утенка на начало, середину или в конец полоски в зависимости от того, где находится звук [х] в произнесенном слове (в начале, в середине, в конце).

Упражнение «Волшебные часы».

Цель: развивать навыки дифференциации согласных [в], [ф] в словах.

Описание. На больших магнитных часах закреплены картинки, в названии которых есть звуки [в], [ф]: вагон, флаг, фартук, волк, фазан, форма, ворота, футболист, вода, ворона. Логопед предлагает детям рассмотреть изображения, подойти к часам и показать одной стрелкой картинку со звуком [в] в названии, другой – звуком [ф].

Упражнение «Разноцветные кружки».

Цель: совершенствовать навык звукового анализа слов, умения дифференцировать гласные и согласные звуки, формировать умение работать с раздаточным материалом (пластмассовыми кружками красного и синего цветов).

Речевой материал: слова: рот, сок, дым, лак, рак.

Описание. Логопед показывает детям картинки, просит назвать изображение и предлагает выполнить звуковой анализ этих слов. Дети выполняют анализ и выкладывают схемы слов.

Упражнение «Воздушные шары».

Цель: развивать слухопроизносительную дифференциацию в словах.

Материал: стакан, замок, роза, кактус, звезда, ваза, бусы.

Описание. На картинке изображены девочки (Зоя и Соня), держащие в руках воздушные шары. Детям предлагается украсить воздушные шары, выбрав из раздаточного материала соответствующие картинки: Зое – со звуком [з], Соне – со звуком [с].

Упражнение «Назови гласные».

Цель: совершенствовать навык фонематического восприятия, умение дифференцировать гласные и согласные звуки.

Речевой материал: слова: нитка, ножницы, катушка, игла, наперсток, машинка, спицы, мелок.

Описание. Логопед предлагает детям послушать слова и назвать гласные.

Упражнение «Построим пирамиду».

Цель: формировать умение определять количество звуков в словах.

Материал: 1) Рисунок пирамиды, выполненный из квадратов. В нижней части каждого квадрата – кармашки для вкладывания картинок. В основании пирамиды – 5 квадратиков, вершину составляет 2 квадратика.

2) Предметные картинки, названия которых включают от двух до пяти звуков: еж, ус, мак, рак, жук, сыр, ухо, сом, рыба, ваза, роза, лиса, утка, жаба, сумка, шапка, ветка, чашка, туфли, кофта, миска, кошка, мышка.

Описание. Логопед демонстрирует пирамиду, поясняет: «Эту пирамиду мы будем «строить» из картинок. На вершине должны быть картинки, названия которых состоят из одного слога, ниже из двух, еще ниже – из трех. Сколько кармашков в основании пирамиды? Сколько слогов в таких словах.

Упражнение «Слушай и складывай».

Цель: развивать навык звукобуквенного анализа, и чтения слияний гласных.

Описание. У каждого ребенка на столе лежат пластмассовые буквы: А, У, О. Логопед произносит слияние гласных: [АУ], [УА] [АО], [ОА] [УО], [ОУ], а дети выкладывают эти сочетания из букв и читают. Называют, какой звук они произнесли первым, какой – вторым.

Упражнение «Гласная потерялась».

Цель: развивать зрительное внимание, навыки звукобуквенного анализа.

Описание. На магнитной доске – картинки с изображением цветка мака, кота, кита и карточки: а) с гласными а, и, о; б) со словами: м…к, к…кт, к…т. Логопед предлагает детям подумать какие гласные буквы надо вставить в слова. Когда дети вставят буквы, карточки помещаются под соответствующие картинки.

Упражнение «Живые буквы».

Цель: закреплять навыки звукобуквенного анализа слов: мак, кот, кит, кок, ком.

Описание. Логопед прикрепляет на груди у детей карточки с буквами. Дети их называют. Затем педагог показывает картинку, дети называют ее и выстраиваются в шеренгу так, чтобы получилось ее название.

Упражнение «Раздели и забери».

Цель: развивать навык слогового анализа слов.

Описание. На наборном полотне выставляется комплект картинок с изображением стола, стула, шкафа, дивана, кровати, кресла, буфета, тумбы, комода. Логопед предлагает детям рассмотреть картинки, произнести слова, отхлопывая количество слогов в названиях мебели. Картинку получает тот, кто правильно разделит слово на слоги.

Упражнение «Кто скорее?».

Цель: совершенствовать навык слогового анализа.

Речевой и дидактический материал: слова: светофор, перекресток, тротуар, регулировщик, милиционер, жезл, машина, автобус, троллейбус, трамвай, фишки для слогового анализа.

Описание. Логопед просит детей по очереди назвать картинки, а затем разделить слова на слоги и выложить схемы фишками. Побеждает тот, кто первым правильно выполнит задание.

Упражнение «Поймай и сосчитай».

Цель: развивать навыки деления слов на слоги.

Речевой и дидактический материал: слова: ива, тополь, ясень, сосна, ель, клен, дуб, осина, береза, мяч небольшого диаметра.

Описание. Дети встают в круг. Логопед бросает мяч одному из детей, произнося название дерева. Ребенок ловит мяч и, бросая его педагогу, произносит слово по слогам и называет количество слогов в нем.

Упражнение «Помоги Незнайке».

Цель: совершенствовать навык слоговых представлений.

Материал: картинки с изображением гуся, индюка, утки, цыпленка, индюшонка; карточки со схемами слов.

Описание. Логопед размещает на наборном полотне картинки, и предлагает детям помочь Незнайке вспомнить, кто изображен на каждой картинке, и под каждой поставить карточку с соответствующей схемой слова. Один ребенок выполняет задание у наборного полотна, остальные работают с раздаточным материалом.

Тексты для закрепления артикуляторно-акустического образа звуков

Синий семафор горит,

Значит путь во рту закрыт.

Есть преграда на пути –

Согласный твердый назови.

Красный семафор горит,

Значит путь во рту открыт.

Нет преграды на пути –

Гласный звук ты назови.

Зеленый семафор горит,

Значит путь во рту закрыт.

Есть преграда на пути,

Язычок, как склон горы.

Согласный мягкий назови!

Наше горло отдыхает.

Кончик языка нижние

Зубы подпирает.

Будто спинка у кота.

Стала у языка спина.

В улыбку губы растяни.

Твёрдый [с] произнеси.

Наше горло всё дрожит.

У нижних зубов

Кончик языка лежит.

Будто спинка у кота

Стала спинка языка.

В улыбку губы

Растяни и твёрдый [з] произнеси.

Наше горлышко дрожит.

Язык ложечкой

У бугорков лежит.

Струя воздуха пойдёт,

Язык от бугорков оторвёт

Звук [р] произнесёт.

Наше горло всё дрожит.

Кончик языка

За верхними зубами лежит.

Язык будто бы «седло»:

В середине низко,

А по краям – высоко.

Напор воздуха боком выходит

И звук [л] выводит.

Литература:

  1. Бельтюков В.Н. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения речи (в норме и патологии). М., «Педагогика», 1977.
  2. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. – М., 1985.
  3. Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны языка. – СПб, 1995.
  4. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет. – М., 1981.
  5. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия. – М., 2001.
  6. Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте. – М., 1958.
  7. Журнал «Логопед в детском саду», ИДО+ №1 (16), 2007.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые приемы развития фонематического восприятия у дошкольников

Игровые приемы развития фонематического восприятия у дошкольников.Различие звуков речи,то есть фонематического слуха-основа для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразлич...

Игровые приемы развития фонематического восприятия у дошкольников.

Консультация для родителей о развитии фонематического восприятия у детей....

Игровые приемы развития фонематического восприятия у дошкольников

Различие звуков речи, т.е. фонематического слуха — ос­нова для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пи&sh...

Игровые приемы развития фонематического восприятия у дошкольников

Различие звуков речи, т.е. фонематического слуха — ос­нова для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразли- чения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пи...

Консультация для воспитателей: "Игровые приемы развития фонематического восприятия у дошкольников старшего возраста».

Консультация учителя-логопеда для воспитателей Тема: «Игровые приемы развития фонематического восприятия у дошкольников старшего возраста»....

Аналитическая справка по самообразованию «Игровые приемы развития фонематического восприятия у дошкольников»

Аналитическая справка по самообразованию «Игровые приемы развития фонематического восприятия у дошкольников»...