Игровые приёмы развития фонематического восприятия у дошкольников
консультация (старшая группа)

Сергеева Анна Сергеевна

 

Игровые приёмы развития фонематического восприятия у дошкольников.

Шумящие коробочки

Нужно взять два комплек­та небольших коробочек (для себя и ребенка), наполнить их различными материалами, ко­торые, если коробочку потря­сти, издают разные звуки. В коробочки можно насыпать песок, крупу, горох, положить кнопки, скрепки, бумажные шарики, пуговицы и т.д. Взяв коробочку из своего набора, вы трясете ее, ребенок, закрыв глаза, внимательно прислуши­вается к звучанию. Затем он берет свои коробочки и ищет среди них звучащую аналогич­но. Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все пары. У этой игры много ва­риантов: взрослый трясет одну за другой несколько коробо­чек, ребенок запоминает и по­вторяет заданную последова­тельность разных звучаний. Не забывайте меняться роля­ми и обязательно иногда на­меренно ошибайтесь.

Чудо-звуки

Прослушайте с ребенком аудиозаписи природных зву­ков: шум дождя, журчание ручья, морской прибой, весен­нюю капель, шум леса в вет­реный день, пение птиц, го­лоса животных. Обсудите ус­лышанные звуки — какие похожи, чем различаются, где их можно услышать, какие из них кажутся знакомыми. На­чинать надо с прослушивания и узнавания хорошо различа­ющихся между собой звуков, затем сходных по звучанию. Эти же звуки слушайте на прогулке: зимой — скрип снега под ногами, звон сосу­лек, тишину морозного утра; весной — капель, журчание ручья, щебетанье птиц, шум ветра. Осенью можно услы­шать, как шуршат листья, шум дождя. Летом стрекочут кузнечики, жужжат жуки, пчелы, назойливо звенят кома­ры. В городе постоянный шу­мовой фон: машины, поезда, трамваи, голоса людей. А еще не забывайте про запахи — это опоры вашего малыша в жизни.

Слушай, пробуй, как звучит

Исследуйте звуковую при­роду любых предметов и ма­териалов, оказавшихся под рукой. Изменяйте громкость, темп звучания. Можно сту­чать, топать, бросать, перели­вать, рвать, хлопать.

Угадай, что звучало

Проанализируйте с ребен­ком бытовые шумы: скрип двери, звук шагов, телефон­ный звонок, свисток, тиканье часов, шум льющейся и ки­пящей воды, звон ложечки о стакан, шелест страниц и пр. Ребенок должен научиться узнавать их звучание с откры­тыми и закрытыми глазами, постепенно надо приучать его удерживать в памяти «голоса» всех предметов, доводя их ко­личество с одного-двух до семи-десяти.

Где позвонили

Определяем направление звука. Для этой игры нужен колокольчик или другой зву­чащий предмет. Ребенок за­крывает глаза. Вы встаете в стороне от него и тихо звени­те (гремите, шумите). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на во­прос: где звенит? — слева, спереди, сверху, справа, сни­зу. Более сложный и веселый вариант — «жмурки». Ребе­нок в роли водящего.

Подбери картинку или игрушку

Вы стучите (шелестите, гремите, трубите, звените, играете на пианино), а ребе­нок угадывает, что вы дела­ли, что звучало, и подбирает соответствующую картинку, игрушку.

Изменение характера движений при изменении звукового сигнала, темпа или громкости его звучания

О правилах игры надо пред­варительно договориться.

Создаем мелодию

Вступите в диалог с ребен­ком на инструментах — чере­дуйте «высказывания», вни­мательно слушая друг друга. Когда ребенок сыграет что-то достаточно структурирован­ное, повторите его «реплику».

Продолжайте игру, пока ре­бенок не отработает свою вне­запную находку.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_dlya_razvitiya_fonematicheskogo_sluha.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые приёмы развития фонематического восприятия у дошкольников.

Шумящие коробочки

Нужно взять два комплекта небольших коробочек (для себя и ребенка), наполнить их различными материалами, которые, если коробочку потрясти, издают разные звуки. В коробочки можно насыпать песок, крупу, горох, положить кнопки, скрепки, бумажные шарики, пуговицы и т.д. Взяв коробочку из своего набора, вы трясете ее, ребенок, закрыв глаза, внимательно прислушивается к звучанию. Затем он берет свои коробочки и ищет среди них звучащую аналогично. Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все пары. У этой игры много вариантов: взрослый трясет одну за другой несколько коробочек, ребенок запоминает и повторяет заданную последовательность разных звучаний. Не забывайте меняться ролями и обязательно иногда намеренно ошибайтесь.

Чудо-звуки

Прослушайте с ребенком аудиозаписи природных звуков: шум дождя, журчание ручья, морской прибой, весеннюю капель, шум леса в ветреный день, пение птиц, голоса животных. Обсудите услышанные звуки — какие похожи, чем различаются, где их можно услышать, какие из них кажутся знакомыми. Начинать надо с прослушивания и узнавания хорошо различающихся между собой звуков, затем сходных по звучанию. Эти же звуки слушайте на прогулке: зимой — скрип снега под ногами, звон сосулек, тишину морозного утра; весной — капель, журчание ручья, щебетанье птиц, шум ветра. Осенью можно услышать, как шуршат листья, шум дождя. Летом стрекочут кузнечики, жужжат жуки, пчелы, назойливо звенят комары. В городе постоянный шумовой фон: машины, поезда, трамваи, голоса людей. А еще не забывайте про запахи — это опоры вашего малыша в жизни.

Слушай, пробуй, как звучит

Исследуйте звуковую природу любых предметов и материалов, оказавшихся под рукой. Изменяйте громкость, темп звучания. Можно стучать, топать, бросать, переливать, рвать, хлопать.

Угадай, что звучало

Проанализируйте с ребенком бытовые шумы: скрип двери, звук шагов, телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум льющейся и кипящей воды, звон ложечки о стакан, шелест страниц и пр. Ребенок должен научиться узнавать их звучание с открытыми и закрытыми глазами, постепенно надо приучать его удерживать в памяти «голоса» всех предметов, доводя их количество с одного-двух до семи-десяти.

Где позвонили

Определяем направление звука. Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет. Ребенок закрывает глаза. Вы встаете в стороне от него и тихо звените (гремите, шумите). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос: где звенит? — слева, спереди, сверху, справа, снизу. Более сложный и веселый вариант — «жмурки». Ребенок в роли водящего.

Подбери картинку или игрушку

Вы стучите (шелестите, гремите, трубите, звените, играете на пианино), а ребенок угадывает, что вы делали, что звучало, и подбирает соответствующую картинку, игрушку.

Изменение характера движений при изменении звукового сигнала, темпа или громкости его звучания

О правилах игры надо предварительно договориться.

Создаем мелодию

Вступите в диалог с ребенком на инструментах — чередуйте «высказывания», внимательно слушая друг друга. Когда ребенок сыграет что-то достаточно структурированное, повторите его «реплику».

Продолжайте игру, пока ребенок не отработает свою внезапную находку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые приемы развития фонематического восприятия у дошкольников

Игровые приемы развития фонематического восприятия у дошкольников.Различие звуков речи,то есть фонематического слуха-основа для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразлич...

Игровые приемы развития фонематического восприятия у дошкольников.

Консультация для родителей о развитии фонематического восприятия у детей....

Игровые приемы развития фонематического восприятия у дошкольников

Различие звуков речи, т.е. фонематического слуха — ос­нова для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пи&sh...

Игровые приемы развития фонематического восприятия у дошкольников

Различие звуков речи, т.е. фонематического слуха — ос­нова для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразли- чения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пи...

Консультация для воспитателей: "Игровые приемы развития фонематического восприятия у дошкольников старшего возраста».

Консультация учителя-логопеда для воспитателей Тема: «Игровые приемы развития фонематического восприятия у дошкольников старшего возраста»....

Консультация для родителей "Игровые приёмы развития фонематического восприятия детей 5-6 лет"

Формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей 5-6 лет. Создание условий для развития у дошкольников звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха....