Консультация для родителей "Игровые приёмы развития фонематического восприятия детей 5-6 лет"
консультация (старшая группа)

Абдулгалеева Алтын Абжантаевна

Формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей 5-6 лет. Создание условий для развития у дошкольников звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fonematicheskiy_sluh1.docx19.05 КБ

Предварительный просмотр:

                               Консультация для родителей:                                                                          

      «Игровые приёмы развития фонематического восприятия детей 5-6 лет»

Физический слух - это способность слышать окружающие звуки.                         Речевой слух – это умение анализировать услышанные звуки речи.      Фонематический слух – это способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи.

Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь заменив в слове даже один звук, мы можем получить совершенно иное слово: «Дом-том», «бочка-почка», коза-коса»…

Если ребёнок искажает звуки, заменяет другими звуками, пропускает звуки – это значит, у него не до конца сформирован фонематический слух.

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение и называется фонематическим слухом.

Маленький ребёнок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Всем детям необходимо развивать фонематический слух, особенно детям с речевыми проблемами. Порой ребёнок не замечает, что он неправильно произносит звуки.

Тренировать фонематический слух просто необходимо! Чем раньше с ребёнком начата работа по развитию фонематического слуха, тем успешнее будет идти общее развитие ребёнка, тем грамотнее он будет писать и читать.

Работу с детьми-дошкольниками лучше проводить через игру. Давай поиграем!

Цель игровых упражнений – научить его слушать и слышать. Вскоре Вы заметите, что ребёнок начал слышать себя, свою речь, что он пытается найти правильную артикуляцию, исправить дефектное произношение.

           Игры на развитие фонематического слуха.

  1.  Поймай звук.

Цель: развивать умение слышать заданный звук, «поймать» заданный звук. Попросите ребёнка хлопнуть в ладоши, когда он услышит звук «А»: О-У-А-И-Э… Аналогичная работа с другими гласными звуками: О, И, У, Ы, Э.

  1.  Повтори за мной.

Цель: развивать фонематический слух, умение повторить за взрослым цепочку гласных звуков в разной последовательности.

Попросите ребёнка повторить за вами звуки:    

А-О-И, И-У-Ы, …

И-О-А-Ы-Э, У-О-И-А-Ы, …

АО, ИУ, ЫА, УЭ… АО - ИУ, ЫА - УЭ…

  1.  Назови одинаковый звук в словах.

Цель: развивать фонематический слух, слышать и называть слова с одинаковым звуком. Взрослый произносит три-четыре слова, с заданным звуком: Собака, колбаСа, ноС – дети должны назвать одинаковый звук (с), который есть в этих словах.

  1.  Назови первый звук в слове.

Цель: развивать фонематический слух, учить определять место звука в слове. Взрослый показывает игрушку (картинку), например, слон и предлагает определить, с какого звука начинается это слово. Взрослый говорит: СССлон.

Затем показывает игрушки или картинки животных, игрушек и т. д. и просит «Назови  первый звук в слове».

  1. Назови последний звук в слове.

Цель: развивать фонематический слух, учить определять место звука в слове.

Взрослый показывает игрушку (картинку), например, кот и предлагает определить, какой звук в конце слова. Для этого - проговаривать чётко слово и последний звук голосом выделять громче: коТ, соМ, трактоР, малыШ…

Затем показывает игрушки (картинки) животных, игрушек и т. д. и просит «Назови последний звук в слове».

  1. Придумай имя (слово).

Цель: учить подбирать слова на заданный звук. Придумай имя на заданный звук, например, звук С – Слава, София, Света, Сергей; сок, сумка, слон, салат…

  1. Отвечай, не торопясь.

Цель: совершенствовать фонематический слух, называть слова с определённым звуком, определять место звука в слове, подбирать слова с одинаковым звуком.

Задания на сообразительность, проверить, как ребёнок научился слышать и выделять определённые звуки в словах.

  • Найди в комнате предметы, в названии которых есть звук К.. (кукла, кубики, карандаши, книга..);
  • Подбери слово, чтобы первый звук был М… (Маша, муха, машина…);
  • Придумай слово, которое начинается на последний звук в слове - самолёт.
  1. Собери слово.

Цель: формировать навыки звукового анализа и синтеза.

Взрослый: Я назову звуки по очереди, а ты соберите слово: О, С, А – оса, Ж, У, К – жук, К, О,З, А- коза, К, О, Ш, К, А – кошка…

  1. Разбери слово.

Цель: формирование навыка звукового анализа и синтеза.

Взрослый предлагает ребёнку разобрать слово на звуки: бык – Б-Ы-К, роза – Р-О-З-А, машина – М-А-Ш-И-Н-А…

                                             Уважаемые родители!                                                                                                                      Развивая фонематический слух, Вы облегчите ребёнку процесс освоения чтения и письма. Удачи Вам и Вашим детям! И пусть фонематический слух будет в порядке!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей ДОУ Развитие фонематического восприятия как основа звукового анализа

Консультация для воспитателей содержит этапы работы по развитию фонематического восприятия у детей дошкольного авозраста, игры и упражнения, которые способствуют развитию фонематического восприятия у ...

Развитие фонематического восприятия детей старшего дошкольного возраста посредством игровых упражнений

Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при н...

Приёмы развития фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи.

Данная статья содержит приёмы, способствующие развитию у детей слухового внимания, памяти, помогающие выработать тонкие акустические дифференцировки, совершенствующие фонематические представления и по...

Консультация для родителей «Игры с мячом, направленные на развитие фонематического восприятия детей с ОВЗ»

В данном материале даётся ознакомительная информациядля родителей  об особенностях фонематического восприятия и слуха детей дошкольного возраста. Определяются понятия "фонема", "фо...

Консультация для родителей "Роль развития фонематического восприятия в формировании речи детей дошкольного возраста"

Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов. В процессе обучения грамоте важно развить у ребёнка четко...

Игровые приёмы развития фонематического восприятия у дошкольников

Игровые приёмы развития фонематического восприятия у дошкольников.Шумящие коробочкиНужно взять два комплек­та небольших коробочек (для себя и ребенка), наполнить их различными материалами, к...