Консультация для воспитателей ДОУ "Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста"
консультация по логопедии

Муллагулова Лариса Шахабджановна

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsii.docx24.01 КБ

Предварительный просмотр:

        РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С первых лет жизни ребенок знакомится со звуками окружающего мира, которые соотносятся с определенными образами предметов. Слово, воспринимается, как одно целое - предмет, признак, действие. Оно создает определённый образ, когда мы его слышим. Когда же надо это слово написать, нам необходимо разложить его на звуки, звуки соотнести с буквами.

Дошкольный возраст является самым благоприятным для выявления и устранения нарушения речевого развития, которые в дальнейшем могут привести к определенным проблемам. Поэтому нужно как можно раньше развивать у детей внимание к собственной речи, умение ориентироваться в родном языке, слушать и слышать его.

Фонематическое восприятие - это способность к восприятию звуковой стороны речи, фонем, умение различать звуки речи и их последовательность в словах. В его основе лежит фонематический слух, позволяющий выделять и идентифицировать звуки речи по их отношению к звуковым эталонам - фонемам.

Известно, что при нормальном развитии ребёнок осваивает речь спонтанно, без видимых усилий. Этот процесс совершается при помощи слухового анализатора, тесно взаимодействующего с речедвигательным и зрительным анализаторами.

При контроле за собственным произношением слуху принадлежит ведущая роль.

Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, позволяет различать и узнавать фонемы родного языка. У детей дошкольного возраста фонематический слух необходимо формировать, начиная с раннего возраста. Это необходимо для успешного овладения ребенком навыками фонематического анализа и синтеза в старшем дошкольном возрасте.

 У детей, имеющих речевые нарушения, нарушения фонематического слуха могут носить как первичный, так и вторичный характер. Поэтому развитию фонематического слуха следует уделять особенное внимание.

Основные задачи развития фонематического слуха:

Развитие распознавания звуков речи;

Формирование четкого слухового образа звука;

Формирование слухового контроля над  качеством собственного произношения;

Развитие дифференциации звуков;

Развитие фонематического анализа и синтеза.

Таким образом, можно выделить следующие этапы работы по развитию фонематического слуха у детей:

Развитие распознавания неречевых звуков (в раннем возрасте);

Развитие узнавания и дифференциации фонем на слух;

Развитие фонематического восприятия.

Одна из важнейших задач в общей системе обучения родному языку в ДОУ и в семье - это развитие фонематического восприятия. Бесспорна взаимосвязь развития фонематического восприятия не только с произношением звуков, но и с лексико-грамматической стороной речи. При достаточно развитом фонематическом слухе ребенок намного лучше воспринимает и различает окончания слов, воспроизводит слоговую структуру слова, выделяет предлоги в предложении, может расчленить слово на составляющие его звуки, что является основой звукового анализа. Фонематическое восприятие - это способность различить особенности и порядок звуков, чтобы воспроизвести их устно, и фонематический анализ и синтез – это способность расчленять слово на отдельные фонемы, определять их последовательность, количество, а так же составлять слово из отдельных звуков.

Фонематическое восприятие (если речевое развитие ребенка в норме) не требует специального обучения, а звуковой анализ требует. Фонематическое восприятие - первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой, звуковой анализ – вторая. Еще один фактор: фонематическое восприятие формируется в период от 1 года до 4 лет, звуковой анализ - в более позднем возрасте.  Самой сложной формой фонематического анализа (определение последовательности, количества и места звука по отношении к другим), дети дошкольного возраста овладевают только в процессе специального обучения.

Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. Ребёнок постепенно начинает отставать от возрастной нормы. По той же причине не формируется в нужной степени и грамматический строй.

Работу по развитию фонематического восприятия необходимо проводить целенаправленно и поэтапно. Процесс развития фонематического восприятия необходимо осуществлять в несколько этапов:

В развитии фонематического восприятия можно выделить три этапа:

  1. Развитие неречевого слуха.
  2. Развитие речевого слуха.
  3. Развитие навыка элементарного звукового анализа.

Развитие фонематического восприятия уместно проводить в игровой форме, с использованием игровых приемов. Это способствует развитию и поддержанию интереса детей, активизации внимания и памяти, повышении работоспособности и познавательной активности.

На первом этапе можно рекомендовать упражнения на различения звуков окружающих шумов, звучания музыкальных инструментов, игрушек, голосов природы по схеме: Что звучит? Где звучит? Как звучит? (громко или тихо, долго или кратко? высоко или низко?) Далее, ребенку предлагаются задания на определение количества хлопков, ударов, сигналов, и.т.п. с разной силой, темпом, ритмом.

На втором этапе рекомендуется начать с дифференциации слогов, так как именно слог является единицей восприятия речи. Сначала проводится дифференциация слогов с акустически наиболее контрастными согласными например: ма - та, бо - ко. Затем производится работа по различению слогов с глухими - звонкими: па - ба; твёрдыми - мягкими: та - тя; свистящими - шипящими: са - ша.

После того, как ребёнок научится безошибочно различать определённый слоговой ряд, можно начинать упражнения по воспроизведению более сложных рядов. Далее проводиться работа по различению слов, близких по звуковому составу, состоящих из правильно произносимых ребёнком звуков.

На третьем этапе ребёнок должен овладеть:

  • навыками вычленения первого и последнего звука;
  • определение звука перед выделенным или после него;
  • последовательности звуков в слове;
  • определения количества звуков и слогов в словах.

Традиционная методика по формированию навыка звукового анализа и синтеза может быть представлена алгоритмом:

  • анализ ряда гласных звуков;
  • слогов, состоящих из гласного и согласного звука;
  • согласных звуков;
  • слов различной слоговой структуры.

Звуковой анализ и синтез проводится на материале слов с правильно произносимыми звуками.

Таким образом, развитие фонематического слуха у детей - залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем и иностранным языкам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для воспитателей на тему: «Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста через игры и игровые упражнения»

Цель семинара – практикума: Формирование  мотивации  у воспитателей по овладению практическими знаниями и умениями по развитию фонематического восприятия через использование игр, игров...

Презентация для воспитателей "Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста"

Раскрывается актуальность темы, примеры фонематического нарушения восприятия, необходимые условия для предупреждения фонематического нарушения....

Консультация для воспитателей: «Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста как основа звукового анализа».

В процессе восприятия речи и усвоения произношения ведущая роль принадлежит слуху. Различают биологический слух и речевой или фонематический....

Консультация для воспитателей. "Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста"

Сформированность фонематического слуха является необходимым условием обучения детей умению производить звуковой анализ, овладению чтеним и письмом. В данной консультации рассматриваются наиболее распр...

Консультация для воспитателей: «Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста как основа звукового анализа».

Консультация для воспитателей:«Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста как основа звукового анализа»....

Консультация для воспитателей «Игровые приемы используемые для развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста как основа звукового анализа».

Консультация для воспитателей: «Игровые приемы используемые для развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста как основа звукового анализа»....

Консультация для воспитателей «Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста»

В процессе восприятия речи и усвоения произношения ведущая роль принадлежит слуху. Различают биологический слух и речевой или фонематический. Биологический слух помогает нам слышать звуки окружающего ...